Александр Дейнека Картины

На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм. Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.

Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Молодых немецких и русских художников того времени объединяли революционные взгляды как на политику, так и на искусство. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.

Радость жизни: картины 
Александра Дейнеки

Радость жизни: картины Александра Дейнеки

Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.

Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.

В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).

«Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. Ну и 180 тыс. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой 50 – 70 тыс. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.

  1. Дейнека, Александр Александрович
  2. Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  3. Дейнека Александр Александрович
  4. Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  5. Дейнека Александр – художник монументального стиля

носивший название Безбожник у станка (т. к. Но враг не пройдет. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила 1, 3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в 100 тыс. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. В 1924 году художник съездил в Донбасс.

  1. Александр Александрович Дейнека
  2. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  3. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  4. Александр Дейнека установил рекорд цены на
  5. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В 1919-1920 гг. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой.

Помню, вернувшись после летних каникул в свою только что отремонтированную школу в пролетарском районе большого промышленного города на Урале, мы обнаружили на стене возле спортзала грандиозное живописное панно с целеустремленными юношами и девушками возле телескопов и ракет и большой надписью: «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым» (Вл. У финиша, 1927). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).

  1. Все Картины Александр Дейнека по алфавиту
  2. Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  3. Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  4. Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  5. Западноевропейская и антикварная живопись
  6. Декоративно-прикладное искусство
  7. Лирика на полотнах этого периода

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.

Герой Социалистического Труда (1969). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Маяковский)». Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди.

И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма.

Таким видит город Дейнека Александр. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.

В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.

  1. Годы Великой Отечественной войны
  2. Направление, стиль и тематика произведений
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Бесплатно получать новые статьи на свою почту

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.

Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному". Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougalls, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за 2, 2 млн при эстимейте 2 – 3 млн. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.

Дейнека, Александр 
Александрович

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.

Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. У финиша", 1927).

Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.

ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. И все. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Аукцион русского искусства MacDougalls в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за 2, 8 млн (включая комиссию аукционного дома). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.

В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Дейнека действительно был большим мастером. Ну это на мой дилетантский взгляд. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

Набережная Сены, Париж. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих.

С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Но была и противная сторона. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В картине практически нет никаких примет быта.

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. и проданных в итоге за 294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за 200 тыс.

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.

Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Строг и суров ритм картины. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).

В начале 1950-х гг. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Не хватает мне образования, чтобы описать.

Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.

В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году» 4. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат.

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. И художник вновь справляется с вызовом.

Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. - Александра Дейнеку очень любили советские художники-оформители (была такая особая «рабочая» профессия в официальном классификаторе должностей). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

Они занесены снегом. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.

В нем, правда, тоже пробыл недолго. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.

В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Для сравнения: суммарная выручка Christies накануне составила 13, 2 млн из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез – за 788, 8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом – за 704, 8 тыс., вся коллекция – более 2 млн), напольная императорская ваза (692, 8 тыс. ), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (548, 8 тыс. ) и Святого Александра Невского (248, 8 тыс. ), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году. Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.

Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. Прыжок с колокольни».

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

«Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за 52, 5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (37, 5 тыс. ) и рамка для фотографии (32, 5 тыс. ). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.

Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Учился в Харьковском художественном училище.

На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Происходит кристаллизация режима.

И художник вновь справляется с вызовом. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Его простые и в то же время яркие, какие-то очень плакатные линии идеально укладывались в каноны всевозможных парткомов-профкомов-месткомов по части «искусства для народа». Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».

Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. Полетико.

Красота Рима поразила его. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за 457 тыс. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).

Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.

В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1928-29 гг. Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».

В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.

Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. ", "Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства", 1930). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Удостаивается и множества других регалий.

Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. 2009–2011». Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.

Исследования, книги, выставки. путь зигзагообразный, путь колебаний. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча.

Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. После Февральской революции занятия в училище прекратились. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика.

Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Из Парижа художник отправился в Италию. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.

Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».

Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Ноябрь 1941 года (1941).

Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.

Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора – тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. » изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за 162, 5 тыс. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Река Тускорь, 1945). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.

Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Их получилось около 300. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.

Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). У финиша, 1927). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Художественный образ предельно величав и обобщен. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).

Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.

Курская областная картинная галерея им. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Фон дан скупой линией отдаленного города. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.

Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Оказалось, что коллекционеры ценят образы советского человека-труженика в творчестве Дейнеки даже больше, чем обнаженных девушек. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.

Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей.

Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).

Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. Но картина не была одинокой удачей. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.

Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». «Весь путь ОСТ –. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.

Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

С задачей он, впрочем, все равно справился. Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. – сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский. ). Дома тревожно притихли.

Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. В кафе, Париж. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.

Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Мерно и стройно шагает отряд. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). "Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война. В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов.

Он не показывает непосредственно боя с противником. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.

И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.

Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой.

носивший название Безбожник у станка (т. к. Картина «Окраина Москвы. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.

1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике.

Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. )., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Как нам тут же объяснил продвинутый по художественной части одноклассник Гриша Белов (потом он стал архитектором), основой для такого, довольно хорошо скопированного творения стала картина Дейнеки «Покорители космоса» (1961 г. ). В 1919-1920 гг.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).

Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. при эстимейте 50 – 100 тыс. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).

Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.

А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее.

С 1920-х гг. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Ноябрь 1941». Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.

Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Работая в Севастополе, он увлекся самолетами.

Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Картина «Окраина Москвы. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).

Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Где остальные мозаики — неизвестно. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).