Арчимбольдо Джузеппе Лето

440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым. Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Урок-практикум «ученики джузеппе арчимбольдо»

На воинственное начало указывают и пушки. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».

Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».

  • «Лето», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
  • Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»
  • Джузеппе Арчимбольдо – забытый гений эпохи Возрождения
  • Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
  • Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
  • ЛЕТО ПО КАРТИНЕ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО
  • 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
  • Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо

Огонь. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Самое большое количество картин под названием «Весна». Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.

Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости бога перемен как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.

  1. Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
  2. Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
  3. Времена года Джузеппе Арчимбольдо
  4. На картину художника Джузеппе Арчимбольдо Лето

В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Аллегория сезонов: Лето и Зима, 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), Весна (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий –. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».

  • Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография
  • Презентация на тему "Джузеппе Арчимбольдо"
  • Фантастический иллюзионизм Арчимбольдо Джузеппе
  • Описание Картины Лето Джузеппе Арчимбольдо
  • Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
  • Самое интересное в виде мозаики

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Публиковались и другие работы. Сохранилось мало его работ: чаще – это портреты по грудь, в профиль, меньше – в фас.

Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.

  • Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
  • Разносторонность интересов художника
  • Аллегория в портретной живописи
  • Филиал Лувра открывается в Абу-Даби

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. На воинственное начало указывают и пушки.

Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».

Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.

«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.

  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  • ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  • Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  • Занимательный мир Галины Старостиной

Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Он родился в Милане. Вода. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.

Его кора подобна коже, ветви – волосам. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.

  • Необычайные картины Арчимбольдо
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • О знаменитости:Итальянский художник

Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).

Его кора подобна коже, ветви – волосам. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Публиковались и другие работы. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. АРЧИМБО769ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник.

Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.

«Лето», Джузеппе 
Арчимбольдо — описание 
картины

Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».

Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.

Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Существует версия, что росписи в церкви св. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля.

Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Всё славит обильный урожай. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

КартиныАрчимбольдо могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. Сохранилось мало его работ: обычно160— это портреты по грудь, в профиль, реже160— в фас.

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.

Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.

Воздух. Вариантов «Времен года» было несколько. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.

Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников.

—Твои картины не угодны Богу. В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 – 1801 гг. ) : Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.

Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».

Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания., 1566 г. и. В начале 1550-х гг. Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.

Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи».

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. — Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. — возмутился Джузеппе.

В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.

Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.

., в Венском музее Изобразительного искусства. Лишь поэт, художник может выразить дух природы, ее внутренний разум. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.

Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.

Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества.

По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.

УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.

Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории).

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву.

Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Огонь.

«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Итальянский художник периода маньеризма. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.

Что это такое. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом).

Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.

В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Дата рождения художника неизвестна.

При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (его стараниями в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Адам Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Картины художника при жизни вызывали споры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Земля. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.

Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Маньеризму присуща претенциозность. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Дата рождения художника неизвестна. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.

Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».

Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».

«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Несколько позже (1566) появились «Элементы». Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.

В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву.

Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Дата рождения художника неизвестна. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.

Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.

Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. С этого времени он считается классиком европейской живописи, до известной степени расширившим границы формы и содержания. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.

Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.

Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Даже оторопь берет. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Всё славит обильный урожай. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем.

Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».

Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Зима. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.

Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Дата рождения художника неизвестна. В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.

Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов.

Вода. Полотно входит в цикл «Профессии». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.

У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.

Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. На воинственное начало указывают и пушки. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.

могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Он создавал для них яркую, нарядную сценографию.

Несколько позже (1566) появились «Элементы». Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.

Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Существует версия, что росписи в церкви св. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане21. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты.

Это суть огонь, земля, вода и воздух. Рисунок в Луврском музее – Повар – составленный из поварских принадлежностей. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным политическим союзникам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".

Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь.

Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. — Розы на них становятся цветами зла, а овощи — сатанинскими символами. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

и у Коровиной Сначала в цветочных рядах при его появлении разбежались девчонки-цветочницы и даже старая Ханна, у которой он всегда брал но несколько букетов, перекрестившись, прикрыла от художника свои горшки с цветами и прошептала: — Простите, мессир. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Он родился в Милане. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Вода. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).

Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Маньеризм — всегда искусствовысокой игры. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).

Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.

Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.

Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы.

Наиболее известны два больших цикла — «Времена года» и «Стихии». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.

Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.

В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.

В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.

Публиковались и другие работы20. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном.

За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.

Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. Портрет императора Максимилиана с семьей Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Человек и природа объединяются воедино. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.

Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».