Автор Последний День Помпеи

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.

Люди спасались от смерти. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Дома, храм Изиды, амфитеатр – все сохранилось в неприкосновенном виде. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно.

В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»5758. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках.

Трагически мрачен день катастрофы. Ведь из Помпей, как, впрочем и из Геркуланума, ничего не успели вывезти. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. В сущности, художник совершил то, чему давно полагалось быть в исторической живописи и что было уже достигнуто в родственном жанре — в бытовой живописи (у А. Г. Венецианова) и в смежном искусстве — в литературе (в творчестве Пушкина и декабристов). По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины118.

А где, как ни в Италии этим заниматься. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Портретист. В 1822-1835 – пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Поэты посвящали ему стихи. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. В ранних версиях композиции эта группа была расположена левее, чем в окончательном варианте картины, — по мере работы над полотном Брюллов постепенно перемещал её слева направо124. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.

Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »75. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.

В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»125128. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3132. Брюллов изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе исследовал разрушенную Помпею, ходил по ее улицам, подробно осматривал дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»177.

Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. И был успех. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. И сразу же в иллюминаторе показывается широкий двуглавый конус Везувия. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. «Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Егорова (1809-1822).

Насыщенная газами при выходе из верхней части жерла, она в виде палящих туч была выброшена со склонов вулкана. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Совсем молодые вулканические конусы сложены туфом, пемзами и шлаками.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа81 и другие. Казалось, для них наступила последняя в жизни ночь. Профессор. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

Ж-5081)157158. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского106107. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Воздух стал горячее, все почувствовали усиливающийся запах серы.

Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Сыновья, несущие отца, находятся в быстром движении— об этом свидетельствует то, что ноги одного из них широко расставлены, как при беге. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»122. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию124. :тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования.

Иванова и А. Е. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»102. Сила взрывов была ужасающей. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века».

Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. – архитектора. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Художник.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

За 10 – 11 час. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Художник. И лишь немногим удалось спастись.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»157. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

Великолепный акварелист. Плиний спал, а дом ходил ходуном от частых подземных ударов. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Этот день в Мизено потрясающе описал восемнадцатилетний Плиний Младший.

«Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножия горы.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ117., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью82. Падающий туф частично разрушил небольшие города Оттавиано, Сан-Джузеппе, Сомма-Везувиана. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Но кому именно они молятся.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»69. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Очень важным было в работе над картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи.

Однако пепла выпало мало – взрыв был преимущественно газовым. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Недаром эта область славилась отличными винами.

Последний день Помпеи 
– математика и искусство

Последний день Помпеи – математика и искусство

Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Художник. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »174. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург.

Им некому помочь. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Художник. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график.

Три года велась работа над огромным полотном. О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Т. 18. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Это позволило, по словам Н. В.

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Это стоило ему жизни. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. В прибрежной западной половине Центральной Италии располагается цепь вулканов, часть которых – действующие, а часть – извергавшиеся совсем недавно.

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Главная тема картины– «народ, объятый страхом» перед властью всепобеждающего рока. Критики дружно бранили Брюллова. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ163 2) графический эскиз из ГРМ154 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)164 4) 1-й графический эскиз из ГТГ165 5) живописный эскиз из ГТГ166 6) графический эскиз из МИХМ167 7) 3-й графический эскиз из ГТГ168 8) живописный эскиз из ГРМ169.

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)160161. Он посещает раскопки. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Портретист. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.

26 августа извержение затихло. Была кромешная тьма, сверху непрерывно летела лёгкая и пористая пемза. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Однако позднее и туда проникали серные пары. Он лёг на разостланный парус, надев на голову подушку, предохранявшую от падающей пемзы. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля62. 1827. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками.

Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Каждый большой художник нарушает существующие правила. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)111.

Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2635. Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28.

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года49: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Портретист. Из них стали изливаться лавовые потоки. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»175.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»677. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. лет назад).

Великолепный акварелист. Он принимает решение остаться на ночь в доме Помпониана. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»82. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »76. М-7267. Г-176)156. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень91. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. 3175)152. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.

Последний день Помпеи 
 (Полежаев)

Последний день Помпеи (Полежаев)

Великолепный акварелист. Великолепный акварелист. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени89 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года90). Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). В 1794 г. разрушен городок Торре дель Греко. Натиск стихий не уничтожает человека, но выявляет в нем необычайную душевную, пластическую и живописную красоту.

Картина имела шумный успех вЕвропе ивРоссии Брюллова встречали кактриумфатора: «Принес ты мирные трофеи / Ссобой вотеческую сень. – / Ибыл последний день Помпеи / Длярусской кисти первый день» (Е. Баратынский). Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»134.

Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Анны 3-й степени. Плиний думал, что гибнет вместе со всеми и все гибнут вместе с ним.

Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Такие суда могли забрать много жителей, терпящих бедствие. Великолепный акварелист. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. После этого художник начал изучать исторические документы.

Последний день Помпеи 
– история

Последний день Помпеи – история

Художник. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19104. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. За картину Последний день Помпеи (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836).

Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе88. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»131.

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. На картине почти каждый пытается кого-то спасти, ободрить, поддержать. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез и слезы эти отрадны сердцу. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»144.

Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже — ящик с кистями и красками»145. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. В начале января 1836 года96 (по другим данным, в конце декабря 1835 года97) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. В литологическом разрезе горячим палящим тучам соответствует тонкий, всего лишь в 5 см, прослой вулканического песка.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Жених уносит бесчувственную невесту. Жених уносит бесчувственную невесту. Он начинает серьезно изучать историю города. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, – мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов.

Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»173. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Современные раскопки показали, что люди были застигнуты врасплох.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»120. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой126. Мать стремится укрыть детей. На рубеже тысячелетий Везувий был одноглавым, а его высота превышала 2, 5 км.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

На картине вам не удастся найти главного героя. Она очень искренняя. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Вероятно, сменилось направление ветра. У него совсем не такая толпа, как на улице.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Те, кто присел отдохнуть, встать уже не могли. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Но гораздо естественнее предположить, что замысел картины возник как своеобразное выражение тех передовых гуманистических идей и чувств, которые воплотились в восстании декабристов и в последующих событиях. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.

отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Её дом находился у подножия Везувия. Третий рисунок из ГТГ, также описанный как эскиз-вариант, был приобретён П. М. Третьяковым не позднее 1893 года (бумага на картоне, сепия, тушь, перо, графитный карандаш, 51 71, 9см инв. С. 111. ). Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»66.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Извержение Везувия. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при.

В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»140. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4550. Слева, втолпе, художник изобразил самого себя сящиком красок наголове.

С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»147. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»78.

Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)99. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)136. Учился в Академии художеств у А. И. соч.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. «У Брюллова, — говорил Гоголь, — является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» (Гоголь Н. В. Например, разрушения Содома или египетские казни. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". И картины и мастера. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»125128. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок— обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Черный мрак навис над землей. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Зрелище Помпеи ошеломило его.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»139116. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»45116. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Жених уносит бесчувственную невесту.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Люди обезумели, упавших давили идущие следом. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. 15734, также из собрания Остроухова)152153.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Художник. Горячее дыхание Везувия, ощущавшееся утром 25 августа в Стабии, было результатом второго пароксизма извержения, сопровождавшегося сходом раскалённых тяжёлых лавин (своеобразных пепловых потоков), что свидетельствовало об изменении характера магмы. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.

Он не изменил сложившемуся распорядку – занятия, баня, обед, сон. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»176. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6061.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Портретист. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Последнее извержение в этом районе отмечалось в 1538 г., когда между г. Поццуоли и оз.

Древние плиоценовые (5 – 2 млн лет назад) вулканические массивы Монтекамини, Кампилья, Масса, Маритима, Роккастрада, Монте-Амиата перекрывают мезозойские известняки и кайнозойский флиш. Так, нарушив их и отказавшись от одного героя в центре картины, Брюллов сохранил все остальные: фронтальность и замкнутый характер композиции, ее деление в глубину на три плана, распределение действующих лиц по группам, скомпонованным в виде «академических треугольников».

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. С этим связана и забота художника об исторической верности архитектуры, одежд, деталей и, разумеется, о национальном облике героев «Помпеи».

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Только к осени 1833 года работа была завершена72. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »9899.

Напишите отзыв о 
статье Последний 
день Помпеи

Напишите отзыв о статье Последний день Помпеи

Слышались крики, стоны, плач детей. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)162. Великолепный акварелист.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. ХVII и ХVIII вв. Картина принесла Брюллову мировую известность. Вот таким образом для картины позировали итальянцы, прямые потомки древних помпеян.

Отрывок, характеризующий 
Последний день Помпеи

Отрывок, характеризующий Последний день Помпеи

Великолепный акварелист. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты.

Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Здесь строили роскошные виллы богатые римляне. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Манциана близ Рима)Художник, акварелист, рисовальщик. Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»82. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

Он прошёл длительный путь развития, начало которого восходит к позднему плиоцену – раннему плейстоцену (2 – 1. 6 млн лет назад). Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Они слагаются преимущественно кислыми риолитовыми лавами и известково-щелочными туфами.

Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Мать стремится укрыть своих детей. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях93. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. — М., 1952. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Русский музей Дополненная реальность
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик
  • Словари и энциклопедии на Академике

По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико28. В 1767 г. лавы погребли церковь Сан-Вито. Люди и их реакция на происходящее показаны довольно однообразно.

Кто мог их раскидать. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Вот таким образом они и не были сразу замечены. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»103.

В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Ни одна репродукция не может заменить подлинника. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.

  • Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  • Центральная и левая часть холста
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Неизвестный цветок Андрей Платонов

Оттого-то персонажи его картины разбиты на семейные группы. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. На суда падали огненные обломки пемзы и небольшие угловатые куски лавы. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

На севере это вулканы Тосканы. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. Художник. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Казалось, что город скрылся с лица земли.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Жители в ужасе бежали из города. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»124. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»140. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)52, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)535455. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Движение людей направлено изглубины картины назрителя подиагонали. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи28. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. На пороге этого дома погибли две девушки: они медлили с бегством, пытаясь собрать свои вещи, а потом бежать было уже поздно.

Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Кто мог их раскидать.

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»33. Пристав к берегу и быстро погрузив вещи Помпониана на квадрирему, Плиний не смог сразу же отплыть – был встречный ветер (северный или северо-западный).

В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Стабия (ныне Кастелламмаре) находилась всего лишь в 8 – 10 км от Помпей, но пеплопад там ещё не был сильным. На его поиск были брошены 3000 солдат во главе с претором Клодиусом Пулькером. Портретист. Портретист.

создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Яркое солнце заливало улицы города. Все породы среднего и кислого состава Флегрейских полей – щелочные. Рано утром Плиний Старший вышел на берег моря. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей38. Для спасения оставался только путь через залив. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини83, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)141142.

Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Художник. В мире науки (историки-декабристы и представители буржуазной исторической школы) все, после 1812 года, говорили о народе. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».

Благодатную природу окрестностей Везувия описывали Витрувий, Диодорус Сикулус и Страбон. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»44 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины45. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»146.

С 6 по 22 апреля 1906 г. извержения достигли максимальной силы. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

В одном месте смерть настигла семерых детей игравших, ничего не подозревая, в комнате. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7374. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков113114.

Приходилось всё время стряхивать с себя пепел. В ней впоследствии образовался современный конус Везувия. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Его там просто нет.

Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». По возвращении в Россию жил в Петербурге.

Художник. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ92. Вот таким образом-то она и вызывала такой восторг.

Портретист. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Он несет на голове ящик с красками и другими живописными принадлежностями, который служит ему щитом.

Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Портретист. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека.

Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Брюлло. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Особенно мощный взрыв произошёл утром 8 апреля. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах.

Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках29. Полн. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку.

Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»171172. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8514.

В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Раскопки открыли перед нами мир I в. в совершенно неизмененном виде. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. До вещей ли тут было. Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела.

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой79 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»80. Народ, гонимый страхом, / Под каменным дождём, под воспалённым прахом, / Толпами, стар и млад, бежит из града вон»93.

непрерывного извержения столб выброшенной пемзы достиг высоты 20 км и каждый час на поверхность почвы выпадал слой лапиллей (угловатых и округлых шариков диаметром 1 – 3 см) в 15 – 25 см. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Великолепный акварелист.

Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Россия торжествовала. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Портретист.

Весь город стекался дивиться ей»9. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Мать стремится укрыть детей. Портретист.

Брюллов читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. Вулканические породы района отличаются высоким содержанием калия (до 7) и представлены лейцитовыми трахитами, трахибазальтами и другими щелочными разновидностями. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»125116.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова43. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).

В этом кратере в 72 г. скрывался Спартак с восставшими рабами. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6061. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. А на юге видны Помпеи, возродившиеся из многовекового небытия.

Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники105. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.

Художник. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Однако утром следующего дня на Мизено стала надвигаться чёрная пепловая туча. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. В начале I в. Везувий был покрыт густым лесом с диким виноградом. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.

Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6364. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»94. В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Газовые облака поднимались вверх до 13 км. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. Внутри каждой царят любовь, верность, долг, великодушие.

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Слышны были женские вопли, детский писк икрик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен истарались узнать ихпоголосам. Ничто не предвещало близкой трагедии. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»71. 26 августа 79 г. вулкан успокоился и затих почти на 100 лет.

Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»187. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Из-за непрерывно падающего пепла невозможно было открыть двери.

Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас131. Повсюду прослеживаются лавовые потоки разных извержений. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Сопоставляя эти сведения исследователи творчества Брюллова заключают, что этой дамой могла быть Разумовская, которая, тем самым, как бы уступила свой изначальный заказ Демидову. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

Портретист. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника.

Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.

Работал в Риме, Милане, Неаполе. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». "Cave Canem" – "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта.

по своему смыслу. Великолепный акварелист. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Хотя на голову старика падает тень, об охватившем его ужасе весьма выразительно свидетельствует жест поднятой руки с раздвинутыми пальцами, который восполняет отсутствие мимики его лица130. Великолепный акварелист.

На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова43. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»185. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. Великолепный акварелист. Портретист. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»45116.

В 1995 году проводилась масштабная реставрация полотна, во время которой было осуществлено дублирование с рабочего подрамника на новый холст, проведены укрепление красочного слоя, регенерация старого лака и тонирование утрат, а также удалены загрязнения, кромки и пластыри с тыльной стороны картины. Великолепный акварелист. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»68. Портретист.

На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)151.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»186. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.

собр. – времена большой активности Везувия. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.

как великое событие в развитии мировой живописи, связывая ее с самыми насущными вопросами живописи, в частности исторической.

Художник. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Обмеры терм были закончены в 1826 году34. Дороги завалило толстым слоем пеплов и туфов. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. 3176). Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа.

Впоследствии динамизм и свето-пространственные эффекты композиционных решений Брюллова были подхвачены его учениками и последователями188. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»83. Отзывы критиков ошеломляли. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Великолепный акварелист. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения.

Но в 172 г. извержения возобновились – до настоящего времени их произошло более 80. Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни.

Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, насытившись водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками – лахарами.

Он (К. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»179. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Однако Спартак ускользнул от них и вырвался на равнину, окружающую вулкан с севера. Южнее, от Рима до Неаполитанского залива, протягивается другая цепь крупных стратовулканов – Вульсино, Чимино, Сабатинио, Колли-Альбано и др., а также небольшие моногенные вулканы (образовавшиеся в результате одного извержения) области Герникан.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»77. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».

Художник. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»65.

Они заглушают его своею красотою»171. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Почему.