Беклин Остров Мертвых Эрмитаж

«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет.

Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932).

Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Премьера сочинения состоялась под управлением автора 18 апреля 1909 года в собрании Московского филармонического общества. Композитор дирижировал Островом мёртвых и во время первой поездки в Америку осенью 1909 г. Когда в 1929г отмечалось двадцатилетие его американского дебюта, Рахманинов с Филадельфийским оркестром записал это сочинение на грампластинку. (В. Тропп) Позднее композитор вспоминал: Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2.

Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Вот и вся история».

Также здесь растут кипарисы, которые считаются символами смерти и часто высаживаются на кладбищах. Сегодня всему этому есть объяснение. Автопортрет. 1873 г. В мире фавнов и нимф Бёклин начал с романтических пейзажей. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций.

Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно».

«Остров мертвых» 
Арнольда Бёклина

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. 1883 г. Фрагмент. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. Посетителей на выставке было довольно много.

Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. В основе сюжета картины – античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина».

Символизм и «Остров 
мертвых» Арнольда 
Бёклина

Символизм и «Остров мертвых» Арнольда Бёклина

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали. Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг.

популярность Бёклина была уже на исходе. Остров мертвых в интерьере эпохи После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. И вновь появляется отражение лодки. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В Италии Беклин женился на местной девушке. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине.

Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». И использовал в виде демонстрационного образца. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен.

«Остров мертвых» 
Арнольда Бёклина 
в интерьере эпохи

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина в интерьере эпохи

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). К острову приближается лодка. Он был прав. Постепенно они стали символом траура и скорби. На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Харон облачён в белую материю.

Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом. И не только немецкой.

«Остров мертвых» 
в интерьере эпохи

«Остров мертвых» в интерьере эпохи

Это, собственно и есть остров мёртвых. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Лодка с гребцом – есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Она висела над кроватью в комнате В. И. В этих бесконечных переездах были веские причины: в молодости – желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее – преподавательская работа, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье.

«Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. 1880 г. В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам – мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. К острову приближается лодка. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».

У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью. В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе.

Несколько картин уже продано»19. После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Вот таким образом мы ее выставляем. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов.

Среди множества интерпретаций самой популярной версией является своеобразное обыгрывание древнегреческой мифологии. В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного.

Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Интересно, что Беклин написал эту версию в соавторстве с сыном Карло в последний год своей жизни.

Это самый светлый из существующих вариантов картины. И не только немецкой. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина). Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с мастерами европейского искусства, отвечая великим предшественникам – художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»).

Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10. В серии «Война» (1896 – 97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума.

Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel. Собранные вместе четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. В самом начале карьеры Бёклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной.

Это не репродукция. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Один угол стекла давно вылетел и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что абсолютно сливалась с рамой. Пассажир лодки – душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире.

Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного. Макс Клингер. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение.

– «Труд») и здесь она осталась. Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир.

Вода вновь становится неспокойна. В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы». На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен.

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез». Однако среди посредственных его картин есть интересные.

Картина «Остров 
мертвых» в Эрмитаже

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Успех картины заставил Бёклина или позволил ему, дабы удовлетворить запросы жаждущих покупателей, в следующие шесть лет исполнить четыре ее повторения, отличающиеся незначительными второстепенными деталями.

Это кладбище засажено высокими кипарисами, в чем исследователи творчества швейцарского символиста улавливают сходство с картиной. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. Нельзя не упомянуть и того факта, что образ острова часто используется в архитектуре на кладбищах. Джорджо де Кирико Гражданин Европы Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы.

остров мертвых арнольда 
бёклина ( ) – авторские 
варианты

остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты

– Бёклин написал четыре ее варианта. Начинал как пейзажист. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. И напротив, в портретах реальных людей появляется тягостная нотка отрешенности ирреальности. Да это в данном случае и не так важно. Исчезают прибрежные камни, теперь остров более похож на одну или несколько скал, выпирающих из воды теперь это не охристый, а серый цвет. После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества».

О художнике А. Беклине: Все в мире следует понимать как загадку. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

  • Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»
  • ОСТРОВ МРТВЫХ И ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
  • Остров мёртвых впечатлил творцов
  • Финансовые трудности и четвертый вариант картины
  • Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
  • Культурный феномен своего времени
  • Зачем Евгений Цыганов примерил на себя женское платье

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому Остров мертвых» Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил Остров мертвых», – писал он в поэме «Про это» (1923). Общий тон картины затемняется.

Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Было что-то подобное в Москве. Третий вариант картины «Остров мертвых.

  • Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
  • Блог Евгения ИванниковаМенюОстров мёртвых
  • "Остров мёртвых" Арнольд Бёклин
  • Словари и энциклопедии на Академике

В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году.

Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея».

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9. Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме. Она висела над кроватью в комнате В. И.

Ответа на этот вопрос не было. На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку.

Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев.

  1. Уникальные мысли уникальных людей

Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали. Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа.

Арнольд Беклин картина 
«Остров мёртвых»

Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы.

Цветовая гамма шести полотен тоже отличается. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Скалы Фаральони близ берегов Капри.

Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых» (читать ниже), находящейся в Лейпцигской картинной галерее. На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году.

Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. Сальвадор Дали. Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. в Базеле, Париже и Мюнхене. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. 1880 г. Фрагмент. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу».

На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им.

В 1920-е гг. На ней изображён пустынный берег моря, вдали виднеется Остров с краю, с левой стороны, нарисован каменный куб, на котором стоит чайная чашка с торчащим из неё металлическим стержнем. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, Мюнхен, Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Пятый был написал совместно с сыном художника.

По свидетельству современника, нарубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Так что-то странное было прописано). Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых».

Первый вариант картины «Остров мертвых». Бёклин начал с романтических пейзажей. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет.

В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы.

Арнольд Бёклин. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту.

Например, самая известная работа Арнольда Бёклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама». Лодка теперь расположена строго в центре композиции. В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками.

Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту).

«В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти. Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. «Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре. Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого. На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником.

Первый вариант картины «Остров мертвых». Третий вариант картины «Остров мертвых. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bildzum Trumen»).

Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде. Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет. По водной глади к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо.

В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи». Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых». Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом – верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная. Собственно и все. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции.

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим.

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с «Джоккондой», не пожелал с ней расстаться. Осталась лишь ее черно-белая фотография. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве. В красках она не особенно взволновала меня.

в Дрездене. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах. После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия. «Остров мёртвых», оp. 29 — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. Харон облачён в белую материю. Бёклин начал с романтических пейзажей. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».

У них были на то все основания.