Беление Холста Зинаида Серебрякова

Картина Зинаиды Серебряковой Беление холста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины «Беление холста»

И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — ЗинаидаСеребрякова пишет картину «Беление холста». Затем в духе богатых и гедонистических 2000-х годов – специальная тематическая выставка «Обнаженные» в Русском музее, а спустя шесть лет в Третьяковcкой галерее – экспозиция парижского наследия художницы. Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами».

Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Крестьянки не позируют художнику – они просто заняты своим трудом. С другой стороны, ее творчество оказалось на рубеже между искусством XIX и XX века: Зинаида Серебрякова принадлежала к прославленной творческой династии Бенуа – Лансере и в то же время была современницей русского авангарда – Малевича, Родченко, Варвары Степановой и Натальи Гончаровой. Настроениям времени более отвечала картина «Беление холста», работа над которой вступила в завершающую стадию.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова Беление 
холста

Зинаида Евгеньевна Серебрякова Беление холста

Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. Картина «На лугу. Выдержанный в холодноватых «чистых» тонах, единообразие которых разбивается редкими яркими вкраплениями (желтый кувшин слева), он радует глаз своей «целомудренностью», простотой, сдержанным изяществом. Зинаида Евгеньевна изобразила троих старших своих детей: восьмилетнего Женю, Шуру младшего Жени примерно на полтора года и Тату (ей в 1914 году минуло два года).

Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин. Легко угадываются их приоритеты и стремления. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы». Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры – величественны и монументальны. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

Беление холста — 
Зинаида Серебрякова

Беление холста — Зинаида Серебрякова

В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины. Сами девушки тщательно продумали каждый элемент своего внешнего вида. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца. Потом большая пауза. Картина «Коллиур.

Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. И вот теперь снова Серебрякова в Третьяковке. Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо».

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. А художница взяла это за основу раскрытия их образа. На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником».

Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Так они выглядят как памятники красоте и молодости.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Автопортрет» 1909 года, сразу же купленной Третьяковской галереей, потом картины опять же счастливого материнства, там же рядом – идиллии, отличающиеся от расхристанных передвижнических аккуратные крестьяне эпохи модерна (которые, однако, позднее, с революцией, разорят родовое гнездо под Курском), семейный уют в имении Нескучное и дети, дети, дети За играми, за обедом, в домашних хлопотах, в карнавальных костюмах и балетных пачках, а то и предстающие в обезоруживающей наготе. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. В годы войны «нескучненские» альбомы также полны и набросками и тщательно выполненными зарисовками крестьян и крестьянок. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. У них красивые ясные лица.

Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект. До 30 июля здесь самая большая за последние 30 лет выставка Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых в России профессиональных женщин-художников. Труд работниц не кажется изматывающим.

Серебрякова оказалась на обочине. И в этом смысле выставка не подведет дирекцию Третьяковки и не даст шанса высокоморальным зрителям проявить бдительность: ничего «такого» в экспозиции не будет. Девушки выглядят легкими, довольными, как сама юность. Старшая Татьяна так описала их расставание: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова, «Беление 
холста»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»

И, тем не менее, ей удалось создать потрясающий портретный ряд восточных девушек. Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии. Впрочем, к тезису «всегда уместна» нужно сделать поправку: почти всегда. Но ни она, ни ее дочь не унывают. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».

В то время, когда Серебрякова писала этот портрет, Джордж Баланчин еще не был всемирно известным хореографом, создателем «американского балета». Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь». Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Наконец удалось вернуться к творчеству – она писала портреты, чаще всего своих близких. Свидетельством тому служит последовавшее сразу же по окончании картины «Жатва» приглашение от архитектора А. В. Щусева — проектировщика грандиозного Казанского вокзала в Москве, как бы закрепляющего связь европейской части России с ее огромной восточной, «азиатской» территорией и со странами Востока, — принять участие в росписи вокзального ресторана.

Описание картины 
Зинаиды Серебряковой 
«Беление холста»

Описание картины Зинаиды Серебряковой «Беление холста»

Существует два варианта картины. В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Существует два варианта картины.

И выставка оправдает эти ожидания. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп.

В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. Вспомним вот о чем. В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины.

Нескучное. В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Что, ты спрашивал у Аллегри снял ли он фотографию с эскиза Добужинского. ».

Картина Беление 
холста Зинаиды Серебряковой

Картина Беление холста Зинаиды Серебряковой

Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». Даже вытянутый по горизонтали формат работы, в который вписана свободно лежащая фигура, способствует художественной выразительности, созданию особого сочетания ощущений покоя и временности происходящего. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). БАЛАНЧИНА) В КОСТЮМЕ ВАКХА (1922).

Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. К июню 1916 года относится ее письмо к мужу, характеризующее ее настроение: «Меня страшит будущая работа (вокзал), нет уверенности в себе, боюсь опять все сделать неудачно.

Зинаида Серебрякова 
 (1884-1967) «Беление 
холста»

Зинаида Серебрякова (1884-1967) «Беление холста»

Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. Кроме детских лиц, здесь привлекает внимание прелестный натюрморт. Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. А мне бы хотелось слушать про путешествия, про Персию, Турцию, Индию.

«Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо». С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках.

Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. Он был восемнадцатилетним Георгием Баланчивадзе, недавним выпускником Петроградского театрального училища, артистом Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского).

Выбор костюма указывает на личные характеристики и качества крестьянок. Лаконизм и четкость построения и цветового решения «Спящей крестьянки» вводят эту работу в ряд лучших монументально-декоративных произведений Серебряковой. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Так талант девушки впервые получает свое признание. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию.

Описание картины 
Серебряковой «Беление 
холста»

Описание картины Серебряковой «Беление холста»

Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе – зеленом, красном, синем, коричневом. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Сначала было панно, а потом пустота.

К примеру, такая выставка, как «Обнаженные», теперь была бы просто невозможной в государственном музее ввиду разгула самостийных блюстителей нравственности. Взгляд Серебряковой на женское тело (а ее картинный мир – это мир без мужчин, портреты – другое дело) – взгляд художника-классициста, точнее, неоклассициста, ценящего форму. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Но в каталоге эти вещи тоже будут воспроизведены. Основные же планы на ближайшее будущее Серебрякова связывала с подготовкой новых картин — «Беления холста» и «Стрижки овец» — наряду с работой над отдельными большими портретными изображениями крестьянских девушек.

В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску.

Картина Серебряковой: 
Беление холста

Картина Серебряковой: Беление холста

«Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя.

В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Не прибегая к прорисовке портрета каждой девушки, З. Е.

В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Чувствуется заряд зарождающегося дня.

Картина Серебряковой «Беление холста»

Это увлечение «Зинки», как называли ее близкие, было воспринято в семье Лансере-Бенуа как нечто само собой разумеющееся, хотя, конечно, всерьез к ней пока никто не относился. В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции. «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи.

Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами». Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Экспозиция Серебряковой в перестроечном 1986-м (Третьяковская галерея провела ее тогда на площадке смежного ЦДХ) стала первой полноценной ретроспективой художницы, соединившей две половины ее жизни: российский до- и сразу послереволюционный периоды и последовавший почти 40-летний эмигрантский. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность.

Зинаида Серебрякова – одна из знаковых фигур русского искусства XX века. А художница взяла это за основу раскрытия их образа. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала.

Ее «Баня» (1912 и 1913) – энгризм с поправкой на российские типажи и память о Венецианове, а знаменитые «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917) несут в себе нечто ренессансное, кватрочентистское. Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Страна восхитила художницу.

Слабую физическую организацию она унаследовала от отца. Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек. Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски.

Сочиненин по картине 
Серебряковой Беление 
холста

Сочиненин по картине Серебряковой Беление холста

После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Ее искусство стало богаче и глубже.

Нынешняя ретроспектива, в которую входит около 200 произведений живописи и графики, отличается от той, 30-летней давности, тем, что на ней будет представлена та французская часть ее наследия, которая прежде у нас не показывалась, а также бельгийские монументально-декоративные работы (панно для виллы «Мануар дю Реле» барона Броуэра середины 1930-х) их десять лет назад можно было увидеть только в Русском музее. Для очень сложной и непривычно динамичной для нее композиции «Диана и Актеон» художница пишет темперой несколько больших эскизов: все действующие лица даны на них в необычно резких для Серебряковой, но в то же время точно сгармонированных движениях и поворотах (надо отметить, что эскизы Серова решены совсем по-иному — в монументальных и уравновешенных формах). Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Она рисует и раненых русских солдат, находившихся на излечении. Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину.

Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Боже, сколько интереснейших вещей на свете» (Серебрякова обдумывает сюжеты росписи интерьеров ресторана Казанского вокзала в Москве на темы Востока, заказ на которую получила об этом еще пойдет речь). Картина передала мне свою энергию. Но, судя по письму мужу несколько дней спустя, присутствие гостей не помешало ей начать новую масштабную работу и даже, возможно, определиться с колористическим решением и выбрать модель, которая будет для нее позировать: «Жалею я очень, что не привезла белил цинковых, темперы.

ЗинаидаСеребрякова: 
картина«Беление 
холста»

ЗинаидаСеребрякова: картина«Беление холста»

В 1902 году ради лечения дочери Екатерина Николаевна Лансере поехала в Италию. Но ни она, ни ее дочь не унывают. Интересно, что миф об Актеоне, подстерегшем Диану и ее подруг, В. А. Серов наметил в качестве одной из тем стенной росписи дома В. В. Носова в Москве, доведенной до стадии подготовительных работ. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка». Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». (Разработчиками живописной декорировки других помещений вокзала были, наряду с Рерихом, П. В. Кузнецов и князь С. А. Щербатов. ). Выбор костюма указывает на личные характеристики и качества крестьянок.

Сами девушки тщательно продумали каждый элемент своего внешнего вида. Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки». В результате ее эскизы понравились заказчикам больше, чем жесткие по рисунку и условные эскизы такого опытного мастера, каким являлся М. Добужинский. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность.

К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо». Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Закончив «Жатву», Серебрякова не перестает думать о новых работах, посвященных крестьянскому труду и людям русской деревни. Но эти начинания так и остаются незавершенными, как и картина «Купание», доведенная до стадии этюдов и первоначального эскиза с двумя великолепно написанными обнаженными фигурами, для которой позировали на берегу речки Муромки приезжавшие знакомые барышни и молодые крестьянки.

Кстати, если уж говорить о впитанной с молодых ногтей художественности Серебряковой, то надо бы напомнить, что ее отец Евгений Александрович Лансере был выдающимся скульптором-анималистом. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. После его смерти она больше не была замужем.

Альбомные наброски 
к картине «Беление 
холста»

Альбомные наброски к картине «Беление холста»

Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса. ПОРТРЕТ Г. М. БАЛАНЧИВАДЗЕ (ДЖ. Ноябрь». Особенно роскошным стал интерьер ресторана, для которого Серебрякова выбрала тему Востока. Дети обернулись в сторону Зинаиды, как будто ожидая, что она вот-вот присоединится к обеду. Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Эти работы поражают изяществом трактовки обнаженного тела, неожиданной естественностью движений и даже выражений лиц при всей необходимой мере декоративности и условности.

Кроме того, занятиям живописью сильно портила болезненность Зины. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. На выставке представлены эскизы к росписям плафонов в здании Казанского вокзала.

Альбомные наброски 
к картине «Беление 
холста», 1916

Альбомные наброски к картине «Беление холста», 1916

Легко угадываются их приоритеты и стремления. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров.

Фигуры распределены в плоскости изображения. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки — вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. С одной стороны, она стала одной из первых художниц, получивших не меньшую известность, чем современники-мужчины (например, Валентин Серов или Михаил Врубель) и добившихся признания за рубежом.

Зинаида Серебрякова 
 (1884-1967) «Беление 
холста»: 2 комментария

Зинаида Серебрякова (1884-1967) «Беление холста»: 2 комментария

Впрочем, ко всем этим плюсам есть и минус: выставка, увы, обойдется без работ, находящихся в украинских музеях. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Точно так же написаны и крестьянские образы. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой.

В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». Более спокоен и лаконичен темперный набросок «Нарцисс и нимфа Эхо». Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни.

Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Лишь спустя два года, после отъезда в Париж и знакомства с Дягилевым (именно он, кстати, сделал из Баланчивадзе Баланчина), начнется его стремительное восхождение к славе и успеху. Среди последних особенно впечатляет — и теплотой отношения автора к модели и живописным мастерством — «Спящая крестьянка» 1917 года. Первый, почти завершенный, не удовлетворивший художницу, отличался жанровостью и некоторой разбросанностью. В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин.

.