Бенуа Александр

Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). С 1906 г. Александр Бенуа — действительный член Парижского Осеннего Салона.

Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антепризы Дягилева Сергея Павловича Ballet Russes, как художник и автор – постановщик спектаклей. Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. Имела успех и книга Азбука в картинах Александра Бенуа 1905 года.

Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Бенуа, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1870–1960), русский художник, театральный деятель историк и критик искусства основоположник объединения «Мир искусства». После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом. После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо.

Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей.

Александр Бенуа в емирантський период работать в Гранд Опера (Опера Гарнье) в Париже и в Ла Скала в Милане. Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г.

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского). Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Необыкновенны декорации и костюмы Александра Бенуа к Празднествам Клода Дебюсси, Соловью Стравинского, к спектаклям в Московском Художественном театре. В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Их продолжение доведено Александром Бенуа до 1910 года.

Кроме станковой графики, Александр Бенуа занимался книжной. Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия. В историю искусств Александр Бенуа войдет как один из талантливых сценографов 20 века. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.

Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем.

Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали. Точнее было бы сказать, что А. Н.

Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и одноименного кружка художников. университета посвятил себя всецело искусству. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.

  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художн
  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Александр Бенуа: жизнь и творчество художника
  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Литературно-исторические заметки юного техника

В качестве наиболее яркого примера может быть назван Марк Шагал. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства.

  1. Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  2. Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  3. Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации
  4. Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  5. Все книги Бенуа Александр Николаевич
  6. Александр Николаевич Бенуа — биография

С 1901 — 1903 г. г. Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Речь, а позднее в Новой Жизни Горького и одновременно работая над научными исследованиями Царское Село (1910) и История живописи всех времен и народов (1912—17). Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. В музее семьи Бенуа сделана реконструкция кабинета Александра Николаевича на основе вещей суток и мемориальных вещей из разных источников. Туда «попадают художники, которые не способны к живописи, не способны к рисованию и являются художниками второго сорта» (изд. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие).

  • Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография
  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. 1912 Еще оновых путях живописи. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Мастерство рисунка Бенуа проявилось в журнальной и книжной графике (наиболее известны его иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина изданы в 1923 году). В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Любая обзорная работа по истории искусства, в которой автор хочет интересно рассказать, а не заниматься самолюбованием, полезна для читателя.

  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность
  • Напишите отзыв о статье Бенуа, Александр Николаевич
  • Отрывок, характеризующий Бенуа, Александр Николаевич
  • О знаменитости:Русский художник историк искусства

От Азбуки иИгрушек (серия открыток), а никак не от книг Г. Нарбута или Д. Митрохина поведем мы происхождение превосходной в художественном отношении современной книги Ленинграда Их общая литографическая яркость и сочность рисунка их смелость и стремительность, живописность, прекрасно вяжущаяся, однако, со шрифтом, — все это наследие А. Бенуа» (А. Федоров-Давыдов. Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте старого Петербурга, о забытых рус. В полной мере это касается и художника, ничем не опасного для страны, Александра Бенуа. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Сколько оперных и драматических спектаклей оформил Бенуа.

Б. написал для него главу о русском искусстве. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып.

Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, работал в Московском художественном театре, ленинградском Театре оперы и балета, в Большом драматическом театре. Один из центров мировой оперной культуры.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.

Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.

Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Почувствовав это, А. Н. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Автор Истории живописи всех времен и народов (СПб., 1912—17).

собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В 1903 создал серию иллюстраций к Медному всаднику – один из шедевров русской книжной графики. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих. Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. 1913). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Лекарь поневоле» и«Фауст» Ш. Гуно, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Манон Леско» и«Тоска» Ж. Пуччини, «Гибель богов» Р. Вагнера, «Жонглер Парижской Богоматери» Ж. Массне, «Трубадур», «Фальстаф», «Риголетто» и«Травиата» Дж.

Бенуа Александр 
Николаевич (1870-1960) 
художник-график,

Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Именно там им были написаны «Версальские серии». Русский музей стр.

Жил в основном в Петербурге. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.

Годом позже, вПетербурге, открылась первая выставка художников группы «Мира искусства». А. Бенуа — 26 из которых — 9 версальских пейзажей, затем — Петергоф иПавловск, а также — Нормандия, Бретань, Испания, Италия, Швейцария Третье место отведено Зинаиде Серебряковой (21), тоже давно живущей вПариже. Государственное издательство, Москва, 1928). Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

Ей недостает именно историзма. Но и здесь перед А. Н. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Театральная декорация в ту эпоху относилась к так называемому «прикладному искусству».

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков.

В 1898 году вместе с С. П. До прихода русских живописцев (А. Бенуа, Л. Бакст, К. Коровин, М. Добужинский, А. Головин, Н. Рерих) на театральную сцену декорации исполнялись профессиональными декораторами, анонимными ремесленниками. Экспонировались тут и Последние прогулки Людовика XIV Бенуа.

Стареют подражатели, эпигоны. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909–1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества. Тот же источник света.

Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Фонд (неполный архив) Александра Бенуа в отделе рукописей Государственного Русского музея остается практически недоступным для ученых. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Революция заключалась именно в том, что на их место пришли станковые художники, выставлявшие свои произведения на выставках, но не имевшие никакого отношения к«профессии» театрального декоратора.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.

К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.

театров, Сборнике министерства финансов, газете Слово, Revue encyclopdique и некоторых др. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В 1896-99 и 1905-07 годах работал во Франции (в том числе в Бретани). В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала Мир Искусства. Не политический и не государственный деятель, Бенуа десятилетиями замалчивался.

В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. С 1908 года ближайший сотрудник С. П. Дягилева, один из организаторов и ведущих декораторов Русских сезонов и Русского балета Дягилева (работал в содружестве с хореографом М. М. Фокиным). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Искусствовед. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

В прямом смысле этого термина — никто. Но можно ли говорить только о балетных спектаклях. Начав с декораций к балету Сильвия для Мариинской сцены (1901), он через Гибель богов (1902—03) переходит к постановке собственного балета Павильон Армиды (муз. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Гениальный Дягилев, бывший организатором (героическим) этих заграничных гастролей, решил, чтобы рассеять недоразумение, сделать показательный опыт: он предложил создать декорации и костюмы для своих балетов знаменитым западным живописцам — Андре Дерену, Раулю Дюфи, Марии Лорансен, Пабло Пикассо и другим, тоже никогда до того не работавшим в театре. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский.

В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.

Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в Париже. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Русские «профессиональные» декораторы, однако, к этому успеху не имели никакого отношения.

Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением. В1927 году А. Бенуа, живя уже за границей иллюстрировал «Урок любви в парке» французского писателя Рене Буалев, «Страдания молодого Вертера» Андре Моруа и«Грешницу» Анри де Ренье — книги, вышедшие на французском языке, вПариже Приведенный список, разумеется, далеко не исчерпывает все графические работы А. Бенуа. Отсюда был один шаг до появления журн.

Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы Азия, Европа, 1916). Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. На первом — Валентин Серов (27 вещей). Борьба за новые формы началась.

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Это известный художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х.

Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить Петрушку (1911) и Соловья (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и Пиковую даму в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик.

Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок». Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене.

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. с консервативно-охранительских позиций. Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907–1910 иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910 и Медному всаднику, 1903–1922, А. С. Пушкина). 1909). Ни одно из новых течений не вызвало вБенуа отрицательных реакций.

1913). Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». Создал особую разновидность «ретроспективно-исторического» жанра, отразившую его увлечение «веком Людовика XIV» историей Санкт-Петербурга и ушедшей дворянской культурой 18 – 1-й трети 19 веков (так называемые Версальская серия «Парад при Павле I», гуашь, 1907 год, ГРМ и др. ). Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. К сожалению, в последнее десятилетие «профессионализм» стал снова отвоевывать свое место на сцене (и вособенности в кинематографе). Бенуа. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков».

По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».

Рисунки к«Пиковой даме» и к«Медному всаднику», несомненно, войдут в классику иллюстрационного искусства. Кроме того (и здесь — самое важное), вся эта зрительная, зрелищная сторона спектакля неотделимо сливалась внутренней логикой, скрытыми ритмами с музыкальным и хореографическим развитием постановки. В 1896-1898 и 1905-1907 гг работал в Франции. Серебряковой.

«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.

Борис Кустодиев — 19 экспонатов Козьма Петров-Водкин иФилипп Малявин — по 16 Мстислав Добужинский иКонстантин Сомов — по 15 Михаил Врубель — 14 Анна Остроумова-Лебедева иИлья Репин — по 11 Александр Яковлев — 10 Василий Шухаев, Борис Григорьев иГеоргий Верейский — по 8 Николай Рерих — 7 Сергей Чехонин, Сергей Судейкин иНатан Альтман — по 6 Лев Бакст — 5 Евгений Лансере — 4 Скольжение продолжается: я, то есть — Юрий Анненков, — 3 Иван Билибин иГеоргий Нарбут — по 2 Петр Кончаловский — 1 Леонид Пастернак — 1 Михаил Ларионов — 1 Владимир Лебедев — 1 Лев Бруни — 1 Мартирос Сарьян — 1 Ян Ционглинский (у которого я обучался живописи)— 1 и так далее. 9 февр. идеолог журнала Мир искусства (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников Мир искусства. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908–1917). Верди, «Рюи Блаз» В. Гюго, «Идиот» Ф. Достоевского (и вкинематографе — с незабываемым Жераром Филипом в роли князя Мышкина), «Свадьба Фигаро» К. Бомарше, «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Брак поневоле» и«Смехотворные прелестницы» Ж. Б. Мольера, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, «Царевич Алексей» Д. Мережковского, «Пушкинский спектакль», «Грелка» А. Мельяка иЛ. Галеви, «Филемон иБавкида» Ш. Гуно, «Ноктюрн» А. Бородина— Н. Черепнина, «Обольстительница Альцинея» Ж. Орика, «Амфион» Поля Валери и другие. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урожденной Кавос). С. 150). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Пьермарини, G. Piermarini). Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане.

Но главное было в ином. Семья была двуязычной, здесь хорошо знали русский и французский. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения Мир искусства, участвовал в новом художественном издании имел то же название журнал Мир искусства. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Это не было копией, не было подражанием: это было воплощением, приведением к жизни. Знак зодиака — Телец. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту.

(р. Каждое пятно, каждый мазок, каждая линия декораций, каждый покрой и каждый узор костюмов, любой эффект освещения находились между собой в такой тончайшей художественной гармонии, которая не могла не захватить зрителя. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.

Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Александр Бенуа принадлежит своей эпохе, от которой мы уже оторвались. Глубокое знание культуры и быта различных эпох, тонкое чувство стиля и единства всех компонентов спектакля сочетались в лучших работах Бенуа с неизменной поэтичностью и «живописным» видением целого. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В середине 1890-х годов хранитель собрания рисунков княгини М. К. Тенишевой. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Александр Николаевич Бенуа (фр.

С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Одновременно он работает для театра. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. 1912). С годами страсти поутихли, а при большевиках концепция восприятия русской живописи упростилась до народнического шаблона.

Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Начиналась новая западная струя в русском искусстве. См.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Особое совещание просуществовало до 20апреля 1917, так ине сформировав властного органа, апосле большевистского переворота многие ключевые посты во властных структурах, ведающих искусством, заняли представители авангарда. Художественные предпочтения Бенуа сформировались под влиянием впечатлений от коллекций Эрмитажа и почти ежегодных (с начала 1880-х годов) поездок по Европе. Верный историко-романтической стилистике «Мира искусства», плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой (1927–1934) и миланским театром «Ла Скала» (1947–1956) как критик продолжал свои Художественные письма в газете «Последние новости» (1930–1936). Картина ожила во всем своем драматизме.

Но всвою эпоху он был новатором, утверждавшим новые пути. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. К началу 20 века стал одной из ключевых фигур художественной культуры Серебряного века в России: организатор русской секции мюнхенского Сецессиона (1896 год), один из организаторов (1898 год) и идеолог художественного объединения «Мир искусства», принимал активное участие в издании одноимённого журнала, также журнала «Художественные сокровища России» (1901-03 годы). 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти. Наталия Гончарова, Чюрленис, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Георгий Якулов, Давид Штеренберг и сколько других — на выставке не представлены.

Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных. Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.

Юношей учился в Петербургском университете в 1890-1894 годах на юридическом факультете. Но ни Александр Бенуа, ни все перечисленные выше его современники, как я уже сказал, никогда не были «профессиональными» декораторами: они отдавали свое искусство театру только в тех случаях, когда это представляло для них художественный интерес, но отнюдь не «профессиональное занятие». Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

Был вольнослушателем петербургской Академии Художеств (1887-1888 годы), учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1890-94 годы), одновременно изучал технику акварели у брата, Альберта Николаевича Бенуа (1852-1936 годы). Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста.

Академии художеств СССР, Москва, 1950). На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире. Новаторы никогда не стареют. Совершал длительные заграничные поездки. Машков иКончаловский. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей.

Из письма художника к Ф. Ф. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. А. Н.

1916). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Открыт в 1778 (архитектор Дж.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Зрители, театральные предприниматели и критики (впрочем, не все и не сразу) ощутили и поняли перед лицом неожиданной реформы, что «специальность» театрального декоратора была лишь «профессиональным» заблуждением, губившим художественные качества спектакля. периодических изданиях. Но атмосфера богатого столичного дома, где уважали искусство в разных его разновидностях (от архитектуры в графики) перенаправила его на путь собственного творчества.

Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве.

Русский музей). Меня эти картины по-прежнему смущают, но яуже ясно чувствую, что иони находятся впределах искусства» (Дневник художника. Его письма в книге Александр Бенуа в размышлениях были порезаны советской цензурой и перепечатаны неполными. Но даже с большевиками А. Н. Ленинградская школа графических искусств. Возникли в 15-16 веках.

В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Большой драматический театр (бывший театр Суворина), «на репертуарное направление которого имел очень большое влияние А. А. Блок» (председатель репертуарной комиссии), представлял собой «несомненно одно из интереснейших художественных явлений Ленинграда как по наличию прекрасных артистических сил, входивших в его состав (во главе сН. Ф. Монаховым), так и по составу его режиссуры (во главе — художник А. Н. Бенуа)» («Советская культура», Москва, 1924). В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Но независимая позицияАлександр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось.

Мирискусники мечтали о возрождении традиций культуры XVIII – начала XIX века. Александр Бенуа был женат. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.

как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В 1912-15-е годы заведовал художественной частью и был режиссёром МХТ («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1915 год) художник и режиссёр БДТ (1920-26 годы «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1926 год и др. ). В театральные мастерские «переводятся самые слабые студенты, от которых отказываются другие руководители персональных мастерских».

Художественные Сокровища России, задуманного и осуществленного Б. в 1901. Написал Мои воспоминания (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского «серебряного века». Сценография: Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907), Петрушка (театр Шатле, Париж, 1911), Маленькие трагедии (МХТ, 1914—1915). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей (Гранд-Опера, Ла Скала, театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). архитектуры Николая Леонтьевича Б., род.

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Живопись Бенуа отличается чрезвычайной элегантностью мазка и тональности. Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. «Мир искусства» объединял наиболее передовое течение русского искусства в первом десятилетии этого века.

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.

Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Я уже говорил в этой книге (см.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004.

Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Шаляпина и З. Е. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков.

Целый ряд юных художников, завоевавших впоследствии крупное имя, были при их первых шагах решительно поддержаны Александром Бенуа и эта опора была для них особенно ценной и чувствительной.

Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. Они оставались, увы, столь же безликими и скучными, как и их французские коллеги. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. 3.

Реставрационный отдел. ). Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Но врецензии (Выставка «Союза» (I). Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н. Л. Бенуа. Среди экспонатов – посмертная маска лица художника.

1916). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника Художественные сокровища России. Т. 1. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.

1912 Две выставки. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Черепнина, 1907).

Кто был «учителем» Александра Бенуа. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Поднявшись, занавес открыл зрительному залу музейный шедевр.

Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Когда рядом с вещами Босха, Брейгеля или Арчимбольдо я смотрю на «сюрреализм» какого-нибудь Сальвадора Дали, он кажется мне, несмотря на его усы, каким-то обрюзгшим калекой по сравнению с этими родоначальниками сюрреализма, которые до сегодняшнего дня сохранили свою молодость и значение. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал. 1960, в Париже. также БЕНУА.

Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Началась мода на старину, характерная для предреволюционного времени (журнал Старые Годы). «Я не чувствую природы искусства. С самого основания журнала Мир искусства принимает в нем ближайшее участие и выставляет свои рисунки и акварели на его выставках. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».

С 1926 года жил во Франции. Это мы, художники (не профессионалы театральной декорации, но подлинные художники), делали не только декорации, но помогали также выработке главных линий танца и всей мизансцены. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

Вот таким образом путешествия в Париж не были большой языковой препятствием. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Бенуа14. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.

В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Аплодисменты и вызовы носили стихийный характер. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели.

Но разве в его знаменитых иллюстрациях кМедному всаднику мы не найдем типического выражения иллюстративного пафоса Мира искусства и основных черт его понимания изящного ихудожественного издания. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Переполнившие огромный зал зрители были положительно потрясены и среди них — я тоже.

Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».

1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). 1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. 1909).

Оба художники. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Именно здесь Александр познакомился и подружился с увлеченным музыкой Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым и Константином Сомовым. Дягилева, забывая, что именно А. Н. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни. В1898 году при их ближайшем участии и благодаря организационной энергии Дягилева вышел в свет первый номер художественного журнала «Мир искусства», порывавшего с господствовавшей тогда вРоссии идеологией передвижнического реализма. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. В общем, можно было бы сказать, что в первые годы балетов Дягилева — эпоха огромных открытий — живопись командовала спектаклем».

Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Они организовали кружок любителей искусства. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Пускай влияние это было не столько стилистическим (хотя и здесь можно найти известные протягивающиеся от него нити), сколько идеологическим. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран.

Бенуа уже в апреле 1923 года. Автором либретто, декораций и костюмов был Александр Бенуа. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича.

Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Истории живописи 19 в. Мутера. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического «большого стиля» современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). 1914. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Зарождением настоящего графического искусства Россия обязана художественной группе «Мира искусства», в центре которой в конце девяностых годов XIX века находились юные художники и рисовальщики Александр Бенуа, Константин Сомов, Евгений Лансере, Лев Бакст и их друзья, любители искусства, очень много сделавшие для его обновления: Сергей Дягилев, княгиня Мария Тенишева иСавва Мамонтов.

Внук А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. Он не мог иначе.

Как человек искусства Бенуа был неизменно универсален. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904–1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912–1917 издание не завершено). Создатель серии акварелей Последние прогулки Людовика XIV (1897—1998), гуашей для издания Русская история в картинках (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. С 1900 года и до конца жизни работал для русского и европейского театра – вначале как художник Мариинского театра в Санкт-Петербурге («Гибель богов» Р. Вагнера, 1903 год балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907 год и др. ). — сын проф.

Любитель русского искусства. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Эти качества наиболее полно проявились в оформлении балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911 год также соавтор либретто) с его ироничным переосмыслением быта николаевской эпохи, русского фольклора и народного лубка в эстетических рамках русского символистского театра. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.

1913). В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Не исключено, что А. Н. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». 1912). Автор мемуаров Мои воспоминания (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).

По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Его отец был архитектором. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Мировой театр воскрес и его расцвет длился почти полные сорок лет. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. 2. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

главу об Анне Ахматовой), что мне удалось присутствовать в1911 году вПариже, в театре «Шатле», на первом представлении «Петрушки» Стравинского. Бедный, длиннолицый царевич робкой походкой подходит к столу, кладет на него руку. Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое эстетство, мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности, – говорил Бенуа. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.

А. С. Пушкина (Пиковая дама, Медный всадник). С этого времени Б. страстно отдается театру. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Являлся одним из наиболее авторитетных художественных критиков России, взначительной степени определяя вкусы широких кругов либеральной интеллигенции.

В 1913–1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914–1915). Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Александр Бенуа был автодидакт. После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в выставках. Это абсолютно правильная справка. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма.

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Род.

Затем пришли сезаннисты, кубофутуристы, беспредметники. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.

Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). «От этих. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. 1916). Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. И впрямь, сегодня наследие академиков, Брюллова, Бруни, Семирадского, вновь наделяется ценностью, как материальной, выраженной в стоимости работ, так и в художественной (признаются важные портретные находки официальной школы и её сочные колористические решения).

На устроенной вПетербурге (Ленинград, 1964) Научно-исследовательским музеем Академии художеств СССР выставке рисунков и акварелей русских художников конца XVIII — начала XX века Александр Бенуа среди 208 участников этой выставки занимает по количеству представленных произведений второе место. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897–1898), утвердившую за ним славу «певца Версаля». Я помню, с каким тактом и выразительной силой Бенуа сумел воссоздать на сцене, в пьесе Мережковского «Царевич Алексей», знаменитую картину Николая Ге «Петр Первый и его сын Алексей». К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Замечания его, однако, никогда не носили «технического», профессионального характера: техника сама как бы приходила навстречу его словам.

Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.