Бенуа Художник Картины

Художник Бенуа очень любил Петербург и, эта любовь, не раз находила отражение в его картинах.

История гениального художника Александра Бенуа

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Александр Бенуа (1870-1960).

А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. В семье было восемнадцать (. ) детей. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Оба художники. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Совершал длительные заграничные поездки.

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». учился в гимназии К. И. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Из докладной А. В. Луначарского от 09. 03. 1921, в ответ на секретный запрос 2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу.

В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К. Совершал длительные заграничные поездки. Работы, созданные им в глубокой старости, рисунки-воспоминания, указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу – серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", – показав себя в ней самобытным художником. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Бенуа стал задумываться об эмиграции. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был.

Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. – NT) сообщил, что только что побывал там П. М. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. В 1924 г. эмигрировал во Францию, поселился в Париже. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.

Среди работ А. Н. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»).

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Точнее было бы сказать, что А. Н. Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.

Галерея: картины, 
эскизы, портреты, 
декорации

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. Основные работы художника: Прогулка короля (1906), Фантазия на Версальскую тему (1906), Итальянская комедия (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.

Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов. Они составляют едва ли не половину его наследия. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Очень трудолюбив.

Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Он не мог иначе. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Из письма художника к Ф. Ф. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

С 1934 г. писал книгу мемуаров Мои воспоминания. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Мая и посещал классы Академии художеств. Его детской мечтой было стать театральным художником.

Художник Бенуа Александр 
Николаевич, картины 
и биография

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство мирискусников, уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). С 1885 по 1894 гг. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В 1885 – 1894 состоял преподавателем ИАХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом ИАХ, в феврале 1894 – членом Совета ИАХ.

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным.

Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.

Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. Русский музей стр. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Бенуа изо всех сил пытался работать с обычным усердием, невзирая на катастрофические перемены, произошедшие в стране. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).

Алескандр Бенуа: 
«Рисовать одни картины 
– это еще не значит

Алескандр Бенуа: «Рисовать одни картины – это еще не значит стать художником»

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В 1901-1903 г. г. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Искусство являлось наследственностью в его семье. Александр Бенуа был женат. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны".

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Был близок к императорскому двору.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Там он работал главным образом в театрах. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции.

Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)

В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее – Общества) русских акварелистов, а позднее – первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв. интерес к старинной гравюре – явились фундаментом его художественного образования. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Он всегда пытался уйти от страшных перемен на своей Родине, уезжая из страны или всецело уходя в творчество.

Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). А. Н. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Почувствовав это, А. Н. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

Для балета Павильон Армиды (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

Они организовали кружок любителей искусства. Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть. См. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  • Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  • Акварельный мир искусства Александра Бенуа
  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту

Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства.

Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. А. Н. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».

  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи.

В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Именно там им были написаны «Версальские серии». Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Л. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.

Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Именно там им были написаны «Версальские серии». – NT), устроенной В. В. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства».

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Творческое объединение «Мир искусства»
  • Виды деятельности Александра Бенуа
  • Дизайн детской комнаты и натяжные потолки

Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Они организовали кружок любителей искусства.

Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В 1885 – 1890 гг. Много работал в книжной графике. В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А. С.

  • Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео

Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: Русская живопись в XIX веке (1901, 1902), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911), История живописи всех времен и народов (серийное издание, 1910-1917) и др. Детство будущего художника прошло в Петербурге.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Словом, в синтетическом искусстве театра требовались объединённые усилия всего коллектива для создания принципиально нового спектакля. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Крупный знаток французской культуры XVII – XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.

Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Большинство иллюстраций в данном издании это именно те картины которые Бенуа использовал в своей работе, только цветные, таким образом чёрно-белые иллюстрации из первоисточника заменены цветными.

В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С 1887 г. состоял членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов.

Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Они составляют едва ли не половину его наследия.

Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.

Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.

Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Оба художники. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Они организовали кружок любителей искусства. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала Мир искусства.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.

За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Бенуа.

Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.

С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене.

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Бенуа14.

Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль – всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н.

Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.

Русско-финляндская выставка имела большой успех. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В том же году он начал карьеру историка искусства, написав для немецкой энциклопедии главу о русских художниках. Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 – 1898).

Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Шаляпина и З. Е. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков.

Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника».

Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Бенуа создал иллюстрации к Пиковой даме (1899, 1911) и Медному всаднику (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа (1905). Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.

С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. -Б. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.

Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.

Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. И он, будучи до революции бескомпромиссным критиком, не боявшимся высказываться по любым художественным вопросам, теперь был вынужден подбирать слова даже в беседах с хорошими знакомыми. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.

Бенуа уже в апреле 1923 года. Ей недостает именно историзма. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Бенуа также редактирует и журнал Художественные сокровища России.

Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки.

Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского Петрушка (1911). Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также с (1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры, Заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности Петрограда.

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Выступает как критик и историк искусства. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Александр Бенуа (1870-1960).

Представитель русского модерна. Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» – фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.

Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».

Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.

Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера Гибель богов для Мариинского театра. Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых – в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Шаляпина и З. Е. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.

Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.

(1903) и другие. Серебряковой. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Не исключено, что А. Н. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».

Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.

Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Третьяков и что он купил мою картину, да, кажется, только ее из всей выставки счел достойной попасть в свою галерею». Активно участвовал в музейной жизни первых послереволюционных лет.

Однако в СССР нельзя было жить вне политики. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

Работал в жанре пейзажа, продолжал традиции романтизма. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость.

Работы художника находятся в ГРМ. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок. Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. статьи о Льве Баксте- части 28, 29).

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. А в 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию.

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Если судить по дневникам Бенуа за период 1917-1920 годов, действительность первых пореволюционных лет серьёзно пугала художника, но он отказался от эмиграции и не покинул родину в столь решительный час.

Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.

Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году.

Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905), камерным Версалем и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Некоторое время он пытался жить по-старому, тщательно подбирая слова в разговорах со знакомыми, мужественно выдерживая беседы о современном искусстве с незнакомцами, каждый из которых мог на поверку оказаться доносчиком или агентом ВЧК-ОГПУ. Но даже с большевиками А. Н. Это был «Павильон Армиды».

Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.

Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Подробнее о проекте.

Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Но и здесь перед А. Н. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».

Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.

Из письма художника к Ф. Ф. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Русский музей стр. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Он не мог иначе. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем.

Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Русский музей). Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Почувствовав это, А. Н. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). К балету И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто.

«Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Александр Бенуа был женат. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

«От этих.

Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Бенуа стал задумываться об эмиграции. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.

Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали. «От этих. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.

Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге, состоял ее Действительным членом.

Опять-таки идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного передвижнической окраски. В 1898 году вместе с С. П. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».

Как и в других произведениях с мотивами Версальского парка, внимание художника акцентируется на стиле эпохи. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. С 1871 по 1877 гг. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Словом 150 он театральный человек». Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Русский музей).

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.

Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». С 1926 жил в Париже, где и скончался.

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.