Чаепитие В Мытищах Кустодиев

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать.

Перед зрителем открывается вид на тенистый уголок сада. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Не спешат утешить нищего и двое других священников. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка.

От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Центральное место на столе занимает самовар. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский.

Картина Перова "Чаепитие 
в Мытищах"

Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки.

Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра.

Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Одна из известнейших — «За чайным столом». На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику.

Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Он начищен до блеска. Традиционное русское чаепитие – это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего.

Но вот к столу подходятдвое. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась».

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы, Перов, 
1862

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862

Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Лицо монаха лоснящееся и красное.

Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси.

Тем дело и кончилось. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре.

Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. За столом расположилась дружная и большая семья. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету.

Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Перов, как известно, был художником, обличающим социальные проблемы своего времени. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Герои пьют чай. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития.

Русское чаепитие 
на картинах художников

Русское чаепитие на картинах художников

По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Интересна также композиция картины. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события.

Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию.

Все они имеют антиклерикальную направленность. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Фото обоих полотен приложены к данному материалу. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». И там и здесь она непримирима.

В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование

В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников. Властям картина показалась возмутительной. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году.

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена.

Чаепитие в Мытищах 
Василий Григорьевич 
Перов

Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов

Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны.

Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова.

Рубашка мальчика оборвана. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль.

Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён».

Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Существует еще один русский художник, который посвятил одну из своих работ аналогичной теме, хотя в ней царит совсем иное настроение. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры.

Вот приходит человек, он нищ и слеп. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.

На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. Он ищет образ, который западал бы в душу. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры.

Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки.

Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

(1868). А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Чай в живописи – это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. В данной работе художник отлично передал атмосферу неловкости, которая возникла в описанной ситуации. Таковой явилась и картина «Чаепитие в Мытищах».

Чаепитие в Мытищах, 
Перов – обзоры картин

Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин

Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. А кот. А кот. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. Он метко изображал людские пороки даже в самых незамысловатых и обыденных сценках.

Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. При этом создавалась она по заказу городской управы. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.

План-конспект занятия 
по рисованию (подготовительная 
группа) по теме:

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: «Чаепитие в Мытищах – нестареющий сюжет»

И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. Высокомерно отвернулся.

В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Его жест обращён в пустоту, становясь символом отчаяния всех бездомных, убогих, голодных, взывающих к сочувствию, взывающих понапрасну, безответно и безнадёжно, но тем самым, как это встречается у героев Достоевского, предъявляющих, правда, чаще в мечтах, свой социально-нравственный счёт сильным мира сего.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы