Дейнека Художник Картины

Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

И все. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Прыжок с колокольни».

Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.

Дейнека Александр 
– художник монументального 
стиля

Дейнека Александр – художник монументального стиля

Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Но враг не пройдет. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.

Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле – это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с совершенной полнотой и достоверностью. До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-25), Дейнека учился в Харьковском художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских Окон РОСТА. Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Они занесены снегом.

Русские художники 
– ДЕЙНЕКА Александр 
Александрович

Русские художники – ДЕЙНЕКА Александр Александрович

С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.

На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста.

роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней современности, какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Фон дан скупой линией отдаленного города.

В 1945 году Дейнека вылетает в Берлин, где присутствует среди немногих художников при подписании капитуляции Германии. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Любовь художника к столице, его тревога за нее отразились в появившейся в 1941 году картине «Окраина Москвы. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Из Парижа художник отправился в Италию.

Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.

Русский художник 
Дейнека Александр 
Александрович

Русский художник Дейнека Александр Александрович

Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. И художник вновь справляется с вызовом. Учился в Харьковском художественном училище. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.

  • Дейнека, Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА

Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Ноябрь 1941 года (1941). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо».

Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.

На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

  • Александр Александрович Дейнека биография
  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  • Все Картины Александр Дейнека по алфавиту
  • Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  • Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.

В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).

  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Творческие периоды в работе Дейнеки
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Лирика на полотнах этого периода
  • Годы Великой Отечественной войны

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Свои впечатления об авиации, достижения советских летчиков мастер стремился отразить в живописи. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.

В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.

  • Направление, стиль и тематика произведений
  • Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  • Самый Страшный и ужасный рецепт печенья Ведьмины пальцы
  • Словари и энциклопедии на Академике

Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).

Дейнека, Александр 
Александрович

К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие»., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.

Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего.

Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Их получилось около 300. Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.

В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. «Весь путь ОСТ –. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.

Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).

В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 30-е годы творчество художника освобождается от некоторой сухости, схематичности, становится более эмоциональным, свободным, многогранным. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение.

Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.

Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.

Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи.

И художник вновь справляется с вызовом. Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты.

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.

Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.

Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики.

Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Он не показывает непосредственно боя с противником. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое.

Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Где остальные мозаики — неизвестно. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Картина «Окраина Москвы.

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Картина «Окраина Москвы. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.

Мерно и стройно шагает отряд. Герой Социалистического Труда (1969). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Исследования, книги, выставки. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.

Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.

В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Строг и суров ритм картины. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Происходит кристаллизация режима. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).

Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.

Таким видит город Дейнека Александр. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.

Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. 1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.

С 1920-х гг. Но была и противная сторона.

С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.

В 1928-29 гг. 2009–2011». Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Дейнека действительно был большим мастером. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».

Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.

Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного.

Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Но картина не была одинокой удачей. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.

Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников.

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). В кафе, Париж. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. В начале 1950-х гг. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.

Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.

Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.

Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Набережная Сены, Париж. Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника.

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Его сильная фигура, твердо стоящая на земле и волевое лицо выражают стремление сражаться до конца, ценой собственной жизни защитить Родину. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.

В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Но картина не была одинокой удачей. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).

Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Река Тускорь, 1945). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.

Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.

Художник увлекается темой спорта. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. С задачей он, впрочем, все равно справился. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Место и время действия даны предельно скупым намеком композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Художественный образ предельно величав и обобщен. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.

Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. путь зигзагообразный, путь колебаний.

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Ноябрь 1941». После Февральской революции занятия в училище прекратились. носивший название Безбожник у станка (т. к.

В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность.

Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).

Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы.

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). У финиша, 1927). Полетико.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы.

Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.

Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В картине практически нет никаких примет быта. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов».

Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Дома тревожно притихли. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).

С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков.

Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Красота Рима поразила его.

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В 1919-1920 гг. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.

В 1924 году художник съездил в Донбасс. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).

Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.