Дейнека Картины

В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье». Многие картины Дейнеки посвящены спорту. На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха.

Соединив в себе всю героику Великой Отечественной войны, картина Дейнеки воспевает мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Дейнеки сегодня.

Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Картина Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов (почти 3, 5млн долларов)5. О нюансах этой процедуры и о том, где и как продать картину Дейнеки, поговорим далее. С картинами Дейнеки знакома в основном по иллюстрациям в старых журналах и учебниках, ну и его мозаики в метро видела.

Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941).

Чтобы грамотно оценить картину Дейнеки, нужно учитывать все вышеперечисленные факторы и хорошо знать ситуацию на рынке. И имя Дейнеки знакомо, но не настолько, чтобы глядя на картину, я смогла сказать, кто ее написал. Я раньше не была знакома с картинами Дейнеки, так что было любопытно на них посмотреть. Но за свою творческую жизнь Дейнека создал немало и других замечательных и жизнеутверждающих картин, фото которых с названиями и описаниями мы и представляем далее.

Однако оценивать картину Дейнеки по результатам других продаж не совсем корректно. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Дейнека давно уже пользуется популярностью у коллекционеров, но успех картины За занавеской обусловлен двумя факторами.

Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Дейнека начинал работу над каждой картиной с набросочных рисунков.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Но картина не была одинокой удачей. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Он не показывает непосредственно боя с противником.

На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Художник увлекается темой спорта. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. 2009–2011».

Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Но была и противная сторона. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.

Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Таким видит город Дейнека Александр. Защищал родной город Курск от белых. Где остальные мозаики — неизвестно. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника.

Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.

На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.

  • Дейнека, Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • Дейнека Александр – художник монументального стиля
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА

Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор.

Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Но картина не была одинокой удачей. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. С задачей он, впрочем, все равно справился. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). театре им. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

  1. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  2. Сюжетная живопись Александра Дейнека
  3. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  4. Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
  5. Все Картины Александр Дейнека по алфавиту

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Происходит кристаллизация режима.

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.

  1. Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  2. Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  3. Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  4. Западноевропейская и антикварная живопись
  5. Декоративно-прикладное искусство
  6. Творческие периоды в работе Дейнеки

В картине, как и в акварели, тонко передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, жаркий прозрачный воздух, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43).

Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.

  1. Лирика на полотнах этого периода
  2. Годы Великой Отечественной войны
  3. Направление, стиль и тематика произведений
  4. Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  5. Словари и энциклопедии на Академике

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность.

Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).

  1. Назад в детство – проект «Хранители грез»

«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В начале 1950-х гг.

Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Герой Социалистического Труда (1969). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с Клятвой сибирских партизан С. Герасимова и Октябрем А. Матвеева.

Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.

По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».

Дейнека, Александр 
Александрович

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека.

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. В 1928-29 гг. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.

В 1924 году художник съездил в Донбасс. В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент.

Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. «Весь путь ОСТ –. В картине практически нет никаких примет быта. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря.

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.

Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными.

Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Но враг не пройдет.

И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.

Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.

Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко.

Вс. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Писал футбол.

Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Картина «Окраина Москвы.

Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). В нем, правда, тоже пробыл недолго. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». С 1920-х гг. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства.

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.

Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.

Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.

Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским.

Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).

Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Талантлив он был и в литературном творчестве.

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Художественный образ предельно величав и обобщен. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

Фон дан скупой линией отдаленного города. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. И художник вновь справляется с вызовом. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды.

Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы.

«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.

К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Ноябрь 1941». Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.

Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Ноябрь. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением.

«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.

Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Набережная Сены, Париж. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

Полетико. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.

«Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933). Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Картина «Окраина Москвы.

Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях.

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.

Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.

Монахи в красном», написанной во время путешествия. Здесь ломать копья бессмысленно. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).

Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. путь зигзагообразный, путь колебаний. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян.

Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Строг и суров ритм картины.

В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. В кафе, Париж. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря.

Художник и сам говорил: «. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.

У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда.

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»).

Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В 1919-1920 гг.

1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Их получилось около 300.

Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.

В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Красота Рима поразила его. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.

Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.

В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

Из Парижа художник отправился в Италию. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.

Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту».

И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.

Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.

Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.

В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Мерно и стройно шагает отряд. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Прыжок с колокольни». Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города».

Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». И все. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.

В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.

Много общего между ними и в решении пространства. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Дейнека действительно был большим мастером. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Исследования, книги, выставки. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Они занесены снегом. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы.

Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Много было и в советский период художников выдающихся и великих.

Он посещает Америку, Францию, Италию. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. носивший название Безбожник у станка (т. к. Дейнека подолгу изучал произведения мировой живописи, просматривал свои старые рисунки, посещал исторические места Ленинграда, знакомился с рабочими Путиловского завода.

Дома тревожно притихли. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью.

Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».

Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.

Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.

Учился в Харьковском художественном училище. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

.