Диего Веласкес Менины Описание

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.

Но что он рисует. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

  1. Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  6. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  7. Описание картины Веласкеса «Менины»
  8. Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины

Но здесь возникают новые вопросы. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.

Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше.

  1. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  2. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  4. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  5. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  6. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  7. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. А почему в мастерской находится инфанта. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Образы белого цвета олицетворяют невинность, непорочность, добро.

  1. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  4. «Мы не зрители, мы участники действия»
  5. Словари и энциклопедии на Академике

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. На фрейлину она не обращает внимания.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Скорее всего это портрет королевской четы. А с другой – сам бросает вызов богам. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

За пределами холста или внутри него. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Так же и изображённая на полотне фрейлина, которая преподносит стакан. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Шедевр Пикассо в отличие от первоисточника монохромный. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами.

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. В группе действующих лиц каждый персонаж обладает собственной позицией, которая охарактеризована с самой живой непосредственностью. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Дальше размышлять над бытием Пикассо доверил любителям живописи.

Можно без конца наблюдать это интереснейшее ветвление образа, переплетение условного и безусловного, гениальную игру ума и зрения. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. «Свет мой, зеркальце, скажи». Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Создатель пытается показать бесконечность человеческого восприятия, фантазии. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.

Это сцены из жизни простых людей. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Короля и королевы не видно.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться.

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

И творчество побеждает. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».

Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.

Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака».

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.

Но здесь возникают новые вопросы. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. На первый взгляд картина выглядит незавершённой, но это лишь первое впечатление. Кажется, что реальность искажена в зеркале, которое разбивается. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Разумеется, нет.

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Всё остальное изображено в тёмных тонах.

Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). 3. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Картина несёт в себе философский смысл.

Но не это главное в полотне. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Фигура карлицы.

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Но смотрит и художник. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Загадка заключается в другом. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Художник отошёл от реалистического восприятия действительности.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник. Каждый воспринимает образы по-своему.

С неё было сразу же сделано несколько копий. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Однако это положение требует оговорок и поправок. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Солнечный свет заливает весь второй план картины.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV».

В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

Картина Пикассо наполнена теми же людьми и животными, но в манере Пикассо. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Но не это главное в полотне.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Но смотрит и художник. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Единственный подтверждённый автопортрет Веласкеса не случайно изображает его во дворце, в окружении монарших особ и придворных10. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Находится в музее Прадо в Мадриде.

Их позы и жесты живые, естественные. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Итак, время действия – 1656 год. 13 и 14.

И творчество побеждает. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. За пределами холста или внутри него. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Лица обеих групп реальны. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Весь мир чёрно-белый.

Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Но, может быть, это «Менины». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Быть может, то, что вижу, — сон.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Ему 57 лет. Он решил изобразить всё в другом свете, своими пластическими образами. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.

Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В целом картина вызывает неординарное впечатление.

В «Венере с зеркалом» (ок. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Инфанта, напротив, ярко освещена. Каждый образ картины двойственен, но полон смысла, хоть и скрытого. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Она и прекрасна, но в тоже время испугана и, возможно, даже взгляд её зловещий. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Его герои – это неустанная борьба добра и зла, жизни и смерти. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Нет в нём ярких красок. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.

Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. На это указывает отражение в зеркале.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.

На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Быть может, то, что вижу, — сон. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Это Веласкес. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.