Диего Веласкес Старая Кухарка

Описание картины «Старая кухарка»

С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.

Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно. Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом.

Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды».

анализ картины Старая 
кухарка Диего Веласкес 
очень надо

анализ картины Старая кухарка Диего Веласкес очень надо

Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. За время, в которое Веласкес проделал путь от придворного живописца до гофмейстера, а затем от гардеробмейстера до администратора королевского дворца, он многое повидал. Доподлинно известно, что человеческие фигуры на его полотнах рисовали другие мастера, чаще всего Абрахам Янсенс и Якоб Йорданс.

Быт абсолютно не похож на быт. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. Беднота величава. Наследие Веласкеса складывается в первую очередь из придворных портретов, нескольких мифологических и религиозных картин, а также совсем немногих жанровых сцен.

Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640).

Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены.

Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.

Диего Веласкес "Старая 
кухарка", 1618

Диего Веласкес "Старая кухарка", 1618

Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Например, «Вилла Медичи в Риме.

В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Полотна имеют свою неповторимую атмосферу заброшенности мест и отличаются стаффажностью людских фигур, которые мастер словно специально вписал в сюжет, чтобы оживить унылый парк. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Старая кухарка»

Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»

Образованный молодой полиглот и любитель красивых женщин, король Филипп IV, во всем доверявший Оливаресу, согласился познакомиться с новым художником. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Достоверно известно, что за свои работы Веласкес удостоился от короля наивысшей похвалы, какая только могла быть. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Однако божественного и мифологического в картине очень мало. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.

  • Взгляд художника: женщина на кухне
  • 10 шедевров барокко, которые нужно знать (10 ФОТО)
  • Текст книги "Диего Родригес де Сильва Веласкес"
  • Читать онлайн «Диего Родригес де Сильва Веласкес»
  • ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС
  • Диего Родригес де Сильва Веласкес
  • Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.

Испытав поначалу воздействие тематики голландских художников, живопись его затем ориентировалась скорее на караваджизм, все шире распространявшийся в Испании. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.

С 1622 года он возглавил правительство. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди. Один из них, улыбаясь, поднял большой палец вверх, а второй со счастливым видом демонстрирует еще полную склянку вина.

с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо.

Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение.

  • Экскурсии по Эдинбургу и окрестностям
  • Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (10 ФОТО)
  • Кандинский в Мюнхене: Ленбаххаус — дом «Синего Всадника»
  • Лувр 2018 — самостоятельно и с гидом
  • Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)

И многое другое неясно. Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа.

Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По протекции королевского капеллана дона Хуана де Фонсеки, старинного друга художника Пачеко, молодого живописца пригласил к себе граф Оливарес, чтобы тот написал его портрет. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. На заднем плане темнота максимально сгущена.

Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках.

Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Замешивает тесто или взбивает масло. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».

  • Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Святой Идельфонсо принимает ризу от девственницы, 1620, масло на холсте,, Севилья, Испания

Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование. С неё было сразу же сделано немало копий.

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные. Во всех картинах этого жанра Веласкеса, похоже, вовсе не интересовала непосредственно мифологическая сторона замысла. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим.

Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. У Веласкеса тоже имеется подобная работа. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

«1625 год. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Веласкес настолько преуспел в живописи искусстве рисования, что с 1623 года, когда ему было всего 24, уже стал придворным живописцем короля Филиппа IV. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.

Взгляд художника: 
женщина на кухне

Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

Кажется, что художник о чем-то таинственно умалчивает. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете.

Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела его к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Именно это – основной атрибут царственного начала.

Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. И здесь мастер остался верен себе. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.

Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.

Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия.

Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.

Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.

Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. и о наличии вакансии на это место. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания. В. И. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный.

Руки старухи и мальчика застыли над жаровней, не соприкасаясь между собой, но как бы чувствуя присутствие друг друга. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Персианова).

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.

На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. Почти царственной. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). Жизнь в королевском дворце с его сложным лабиринтом многочисленных сумрачных комнат, роскошно украшенных великолепными произведениями искусства, чрезвычайно расширила художественный кругозор живописца.

Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара.

Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Где происходит дело.

Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Какой странный быт, совсем не похожий на быт. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»).

И почти невероятным. Они, может быть, родственники, а может и нет. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях.

Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".

И есть в пыльной кузнице один аллегорический предмет: на полке над пылающим горном стоит белоснежный блестящий кувшин. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. При этом натура не исправляется. Но с какой это стати и зачем они такие, на кухне, среди горшков и припасов. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны.

Кстати, что именно она делает — не очень понятно. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Очевидно, Веласкес стремился избежать выражения каких-либо страданий, вот таким образом половина лица Христа скрыта свисающей прядью волос. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. И как будто все это есть в «Старой кухарке». Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.

В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.

Это может быть и постоялый двор и таверна и каморка прислуги в богатом доме и хижина в предместье. Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Впоследствии оно только увеличивалось.

Известно несколько самостоятельных пейзажных этюдов Веласкеса изображающих живописные уголки парка Медичи в предместьях Рима. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.

Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение.

В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).

Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Все эти картины вскоре украсили стены дворца. А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного.

Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.

Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

А в качестве свадебного подарка для супруги князь заказал у швейцарского художника картину. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.

Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей.

Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Но именно как будто.

Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию.

Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.

По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Интересны и легенды создания этой картины. Простолюдин стал памятником самому себе. В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Так проводится параллель между библейским приготовлением пищи, оставленным ради слов Учителя и современной Веласкесу бытовой сценой, так же приостановленной старой женщиной напоминанием о вечном.

Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).

Сковорода из глины и ступка невероятно объемны. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В сущности, очень многое неясно.

Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.

Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Оно проявляется во многих его работах.

Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Тот без раздумий принял это предложение. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мальчишка — слуга или подручный — является перед ней с дыней и графином вина в руках. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года.

Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю.

Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса.

Все предметы похожи на отлитые из металла. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Чаще всего его героями становились женщины и дети. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.

Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле.

Академическая идеальность отсутствует. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки.

Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев.

В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией.

Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности.

«Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску.