Едвард Мунк Твори

О жизни и творчестве выдающихся художников

Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.

Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами. Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг. ). Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Всего он провёл там более полугода. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.

Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Мунк упорно учился. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23.

Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. Уже в середине 80-х гг. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.

Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.

Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Ребенком он пережил и смерть матери. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь».

В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Биография и творчество 
художника

Биография и творчество художника

Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету» 22. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.

Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).

Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.

  1. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  2. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  3. Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  4. Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  5. Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  6. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  7. Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)

Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.

Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции и оттого отчаявшийся до предела. Он издает вопль. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».

Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.

  • Эдвард Мунк – краткая биография
  • Неизвестное об известном художнике — Эдвард Мунк
  • Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
  • История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
  • Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души

По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 80-е гг. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу5. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.

Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».

Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Несчастья.

  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины

Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. МНОГИМ ОБЯЗАННЫЙ В ТВОРЧЕСКОМ ПЛАНЕ ВИНСЕНТУ ВАН ГОГУ И ПОЛЮ ГОГЕНУ, МУНК (1863-1944) СТРЕМИЛСЯ К НОВОМУ, ГЛУБОКОМУ И ПОДЛИННОМУ ИСКУССТВУ. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.

Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка

Пластический язык обретает исключительную силу. Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».

Как смотреть картины 
Эдварда Мунка

Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Покупая картину для интерьера, всегда полезно знать несколько интересных фактов из жизни художника. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале.

Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Картина становится символом вечного возрождения жизни.

Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.

В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.

Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.

Он не боится повторений и критики на эту тему. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «КРИК» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Создана картина в Берлине.

Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию8. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.

Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. И как итог — попал в психиатрическую больницу.

Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).

Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Правы все. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.

Они свободны от излишней повествовательности. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. «Djaevlene» – датское издание «Бесов» – лежало на его прикроватном столике в момент смерти21. В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В 1900-х гг.

Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.

Мунк вырос в столице Норвегии Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.

А он был против её навязчивости. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Он оставил после себя огромный архив. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов19 Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») 20.

Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. В них запечатлен духовный путь мастера. Эдвард Мунк, как и многие другие писатели, музыканты и художники, поражал своей целеустремленностью, трудолюбием, сверхценным отношением к своему творчеству, которое не исчезало даже в период развернутого психотического состояния. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью.

Ни пользу. Шел он не как все. Данные ему объяснения, что луна и серп луны – это единое целое, он посчитал глупостью и отказался согласиться с этим. Всего он провёл там более полугода.

Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.

Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Он и наркотиками увлекался и терял память и беспробудно пил. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.

В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах9. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. ориентация норвежского искусства меняется.

Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. В сущности его картины 80-х гг.

Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.

Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. ДОЛЛАРОВ, УПЛАЧЕННАЯ ВЕСНОЙ 2012 ГОДА ЗА ПАСТЕЛЬНУЮ ВЕРСИЮ ЭТОЙ КАРТИНЫ. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.

В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Портреты художника — исследование человеческой души. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.

Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».

Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.

носят пейзажный характер. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.

Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Делал несколько шагов.

Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.

Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».

Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.

Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.

На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер43. После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. На смену приходит пафос утверждения жизни. Он казался странным. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Живое побеждает смерть.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.

Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Что же случалось. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии — арт-терапия (исцеление творчеством). Мунк вырос в очень религиозной семье. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей.

Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).

«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В него вошло около трехсот листов.

Любовников как будто скрывает мгла. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.

Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Это было для него открытием.

Скажите проклятье. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В нем многое привлекало внимание. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками.

Проявлением болезни можно считать также периодически появляющиеся концепции на темы космоса, жизни и смерти, взаимоотношений между полами. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка15.

В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».

Останавливался, думая о чем-то. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши2. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.

В совсем непарадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Осенью он едет в Париж. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. СЛАВА «КРИКА» ПРЕВЗОШЛА СЛАВУ ЕЕ АВТОРА, ХОТЯ НА БОЛЬШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ, ГДЕ ПУБЛИКА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО ЗНАКОМА С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ МУНКА, ПОДОБНОГО РАЗРЫВА, ПО-ВИДИМОМУ, НЕ ВОЗНИКАЕТ. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Первая дата – 1888–1889 годы.

Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора.

Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Вскоре семья переселилась в столицу. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Всего он провёл там более полугода. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех» 18. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).

СЕГОДНЯ ЕГО «КРИК» ПРЕВРАТИЛСЯ В ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОБРАЗОВ – ЭТО ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОДНОВРЕМЕННО ИРОНИЧЕСКАЯ «АПРОПРИАЦИЯ» ПОСТМОДЕРНИЗМА. В 1921-1922 гг. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.

Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим» 17.

Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов. Хрен редьки не слаще. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.

Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 14. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер.

Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Это были первые опыты художника. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Мунк был невероятно наивен и вспыльчив: однажды, обратив внимание на месяц на небе, спросил собеседника, куда же делась луна.

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Довольно долгое время она привлекала Мунка. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». 23 января 1944г.

Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Некоторые исследователи У. Бишофф. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк.

Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу.

В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. В его судьбу вторглась война.

Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

Как. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Он слишком часто видел смерть близких ему людей и тема горя, страдания, смерти стали лейтмотивом многих его полотен.

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. ЭТА КАРТИНА – ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Лицо человека — застывшая безликая маска. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Проект остался нереализованным. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.

Недостаточная информация о душевном недуге художника не позволяет с уверенностью квалифицировать то или иное расстройство, однако крайняя подозрительность и выраженные идеи отношения, а также вербальные иллюзии и галлюцинации заставляют предполагать развитие приступов с персекуторным характером бреда. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети.

ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.

Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно.

Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Публичный дом был для Мунка пространством, где царили ужасы, кошмары, кровь и убийства он написал много картин об этих домах, все они исполнены страха и ужаса.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Осенью он едет в Париж.

В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия возможно, это одна из этих четырёх версий.

Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Ей 26 лет и она замужем. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает» – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.

В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов29. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.

Достоевского «Преступление и наказание». В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.

Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.

Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Рядом с ней — мать. Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Портреты художника – исследование человеческой души.

Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. De gustibus non est disputandum. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». М., 2007. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов. В 22 года Эдвард Мунк встречает свою первую любовь. Милли Таулов. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «».

Оборачивался, как бы ища другой дороги. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.

Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.

В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Его портреты превосходно отражали характер человека. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу.

Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.

Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В Германии у Мунка было много друзей. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.

Все они основаны на личных переживаниях художника. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений. Осенью он едет в Париж.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского23. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.

Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Первая дата – 1888–1889 годы. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В течение 1909-1916 гг.

Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.