Федор Алексеев Художник

Имя удивительного художника – Алексеев Федор Яковлевич. Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).

Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году.

Алексеев Федор Яковлевич 
 (1753 – 1824) – 
забытый русский

Алексеев Федор Яковлевич (1753 – 1824) – забытый русский художник

В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Алексеева. Самые известные из них: «Площадь в Херсоне» 1796 г. (находится в собрании Херсонского краеведческого музея), «Вид города Бахчисарая» 1798 г., «Вид города Николаева» 1799 г. (находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве) и «Магистратская площадь в Николаеве» (находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге). Но картину на родине встретили холодно. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году».

Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. Все больше художник изображает людей.

В его работах словно появился шум города. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид». Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта.

Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой.

В его работах словно появился шум города. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Из-за интриг Маруцци, картина прибыла в Петербург с большим опозданием, что весьма повредило дальнейшей карьере художника. Все это придает картинам известное сходство с панно. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур.

Три упомянутые картины стали этапными в творчестве живописца. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». На картине «Вид города Николаева» город изображен со стороны реки Ингул.

Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Ф. Я. Впрочем, уже в самих акварелях наличествует бОльшая предметность, объемность в передаче архитектуры, нежели в акварелях петербургских видов. Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж.

Оригинальность работ 
художника Федора 
Алексеева

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Он был гравирован С. Ф. В его творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха.

По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье.

В соответствии с выработанными художником приемами работы, при посещении городов делал натурные зарисовки и акварельные эскизы, по которым уже после возвращения в мастерской им написаны картины (так в то время работали большинство пейзажистов). В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Как пишет А. А. Федоров-Давыдов в монографии, посвященной этому пейзажисту, «он был родоначальником городского пейзажа в русской живописи и создал произведения интересные и ценные во многих отношениях. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы».

Они являлись яркими образцами современного направления в пейзажной живописи, в котором стремился работать сам Алексеев. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Этим молодой художник навлек на себя недовольство академического начальства, по мнению которого эти занятия отвлекали «пенсиолнера» от выполнения его академической программы. Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление».

Известность художника 
как пейзажиста

Известность художника как пейзажиста

Сопоставляя новое и традиционное в этом раннем произведении Алексеева, мы видим, что новые, классицистические моменты появляются в результате обращения к видовым задачам. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В 1800-х гг. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени.

«Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». Алексеев стремится именно пейзажно, а не перспективистически изобразить ставшую теперь в центр его внимания архитектуру». «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786).

  1. Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
  2. Алексеев Федор ЯковлевичКартины и биография
  3. Художник Федор Алексеев: жизнь и творчество
  4. Картины — Алексеев, Федор Яковлевич
  5. Биография Федора Яковлевича Алексеева
  6. Художник Алексеев Федор Яковлевич

Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. С 1794 г. – академик пейзажной живописи. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.

Декоративность видна и в изображении деревьев. Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. Это специальный вид написания декораций для театра. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом – разнообразные изображения Кремля.

Вид набережной Скьявони» изображает канал св. Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид». На картине «Магистратская площадь в Николаеве» изображена центральная площадь города со стороны «торговых рядов», позже перестроенных под «контору над портом».

особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Впоследствии использование этого приема становится «визитной карточкой» городских пейзажей Ф. Я.

  • Алексеев Федор Яковлевич (Между 1753 и 1755 – 1824)
  • Федор Яковлевич Алексеев – основоположник русского ведутизма
  • Русская живопись: Федор Алексеев (45 работ)
  • Картины Алексеева Федора Яковлевича
  • Алексеев Федор Яковлевич (1754–1824)

«Большой формат картин придает им монументальность. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.

Он был первопроходцем в России в написании городского ландшафта. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793 г. ) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г. ). Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. «Картина «Венеция. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.

  • 0 Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Художник Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)
  • Талантливый педагог и виртуоз пейзажа
  • Филиал Лувра открывается в Абу-Даби

Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. В дальнейшем городская архитектура все больше превращалась в его картинах в фон, для «мира живых людей». Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами.

В 1800 г. император Павел I дает художнику задание написать виды Москвы. «Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».

  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  • ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  • Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  • О знаменитости:Русский художник

Пейзажист увлекся непривычной для него старой русской архитектурой. В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). Это ясный и горделивый облик молодой столицы, уже ставшей одним из красивейших городов мира. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.

«Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Алексеевым создано значительное число графических произведений (рисунки, акварели, гравюры).

Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов.

  1. Описание картины Федор Алексеева «Коломенское»
  2. Описание картины Федора Алексеева «Вид города Николаева»
  3. Описание картины Федора Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»
  4. Описание картины Федора Алексеева «Вид от Спасских ворот»
  5. Описание картины Федора Алексеева «Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра »
  6. Описание картины Федора Алексеева «Красная площадь в Москве»
  7. Описание картины Федора Алексеева «Северная сторона Красной площади»
  8. Описание картины Федора Алексеева «Сиротский дом в Москве»

Уже в Италии художником созданы первые самостоятельные городские пейзажи. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста».

Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста.

  • Описание картины Федора Алексеева «Троицкий монастырь и Сергиева лавра»

Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. На дальнем плане изображен недавно завершенный постройкой Адмиралтейский собор с колокольней над входом в храм (позднее эта колокольня обрушилась и была построена новая отдельно стоявшая колокольня). Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. В 1773 г. за. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев.

особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824).

Очень характерно и сильное потепление гаммы. Небо с розоватыми у освещенного края облаками напоминает изображение неба в видах Петербурга 1790-х годов, а экспрессивная выразительность стаффажных фигурок предвещает их роль в более зрелых работах Алексеева». Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы.

Алексеев Федор Яковлевич 
– русский художник

Алексеев впервые в своем творчестве использует для оживления городского пейзажа бытовые сценки, фигуры людей и животных (стаффаж). «С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». Все дело было в потребных в данный момент специальностях. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона.

Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». Воробьев.

Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха.

К началу 90-х гг. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург).

Приблизительные даты этого периода его жизни – 1779-1786 гг. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е.

Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Заказывала копии императрица Екатерина II. Пиранези. Среди его работ начала 1790-х гг. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.

Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева. Сначала он рисовал город с натуры. Теперь люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.

Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794 Вид Казанского собора в Петербурге Соборная площадь в Московском Кремле Вид города Николаева, 1799 Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810 и др. ) принесли Ф. Я. Зато он сразу стал обучаться живописи».

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев – замечательный художник, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа. Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук.

Ф. Я. Однако это только первые попытки, чем обусловлена и робость техники, запутанность композиции, пестрота колорита картины в целом. М. Теребенев. Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. В 1795 г. Алексеев едет в Крым и Новороссию и пишет виды мест, которые посетила Екатерина II в 1787 г. Оттуда он привез свои знаменитые городские пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.

Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Марка.

С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. Среди его учеников – М. Н.

Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. «Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций».

В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. В 1766- 73 гг. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга.

В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев».

Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы. В 1777 году Федору Алексееву пришлось приехать обратно в Петербург. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора».

Сначала он рисовал город с натуры. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Главное внимание художника сосредоточено на здании городового магистрата (гауптвахты). Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). Сын сторожа Академии наук.

Ф. Я.

«За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». Среди его работ 1790-х гг. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. Наряду с живописными полотнами. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия».

С 1802 г. Ф. Я. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста.

Сын сторожа при Академии художеств. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов.

Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Учился в Академии художеств с 1766.

И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. В письме президенту Академии художеств А. С. В Венеции Ф. Я. «Картина изображает морской залив, в который вдается мыс с расположенным в конце его монастырским или крепостным строением. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Среди его работ 1790-х гг.

Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах». топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто.

В 1795 г. художник, по поручению императрицы Екатерины, командирован в Малороссию и Крым «для снятия видов» новых городов Российской империи. Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. Из них сохранился лишь один – «набережная Скьявони в Венеции» 1775 г. С середины 80-х гг. Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева.

В картине «Магистратская площадь в Николаеве» именно эти детали становятся центром композиции, привлекая основное внимание зрителей. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений.

По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). Там он проучился семь лет. В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга.

Марка в Венеции. В 1800-х гг.

Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Композиция организована четко и логически ясно. он становится уже признанным мастером. Алексеев проявил строптивый характер: без разрешения академии оставил своих венецианских учителей и начал заниматься творческой работой самостоятельно. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».