Федор Рокотов Как Художник

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника

Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. По его протекции Ф. С. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.

Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. В нем художник становится более конкретным. Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Душно становилось и в академии.

Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. С. 142. ). Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения.

Рокотов Федор Степанович 
— знаменитый русский 
художник-портретист

Рокотов Федор Степанович — знаменитый русский художник-портретист

Он становится адъюнктом, преподавателем. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В 1762г. ГРМ). Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании.

В университете преподавали ученики М. В. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли.

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Масон Н. И. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними.

Ему нужна была свобода, чтобы творить, через несколько месяцев он покинул стены АХ. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р».

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Нижегородский художественный музей). Рокотова // Искусство. Херасков.

По-видимому, часто бывал он в московском доме Струйских до смерти Н. Е. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII – началом XIX века. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла (1761) и девочки Юсуповой, портреты И. И.

Краткие сведения 
о жизни художника

Краткие сведения о жизни художника

Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. В эти же годы Рокотов создал и два интересных интимных портрета: «Портрет И. Г. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее, он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека. К первой половине 60-х годов относится и «Портрет А. С. В это время складывается узнаваемая, «рокотовская», манера живописи.

Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников.

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.

Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 году мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г. Г. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний». За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. «Портрет Н. П.

ГТГ). Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи».

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. в Павловском дворце-музее). В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза.

Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра III художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность». У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения.

Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Мещерская по «Московскому некрополю» (СПб., 1908.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова. Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). С. 11. ).

Портрет очень понравился Екатерине II. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.

  1. Федор Рокотов: биография и творчество
  2. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  3. Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
  4. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  5. Краткая биография Федора Рокотова
  6. Биографии великих и известных людей
  7. Картины — Рокотов, Федор Степанович

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Анна Ивановна сняла эти добавления — портрет сразу же обнаружил свое истинное композиционноерешение и законченность. Выдающийся художник второй половины XVIII века.

  • Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения
  • Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  • Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  • Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
  • Мастер психологического портрета – Фёдор Рокотов
  • Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Струйского» (1772) пострадал от времени, но, как ни странно, он от этого выиграл в своей выразительности: мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза – все это сделало образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа.

Вот таким образом у Ф. С. Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Они были известны и раньше.

  • Федор Рокотов: биография и картины
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Портретная галерея Фёдора Рокотова
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Парадные портреты петербургского периода
  • Портреты последнего периода жизни
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Какая-то она странная, неуравновешенная. Хотя записка и безграмотная (то ли в Смольном институте плохо преподавали русский язык, то ли Варвара Новосильцова была слаба в учении, несмотря на аристократизм), текст давал исследователям точный хронологический ориентир.

Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Что же сделала Садикова с портретом Куракина. Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя.

  1. Федор Степанович Рокотов биография
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Наиболее известные произведения
  4. Придворный художник и академик
  5. Мастер психологического портрета
  6. Напишите отзыв о статье Рокотов, Фёдор Степанович
  7. Отрывок, характеризующий Рокотов, Фёдор Степанович

Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта. Вся известность Рокотова создана его кистью. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Гагарин, П. И. И в Москве и в других городах.

Федор Рокотов: биография 
и творчество

Жизнь испытывала его славой. Духовный мир ее богат и сложен. ГРМ). Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно».

В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. В Москве у Рокотова появляется новый круг знакомств. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Струйского (1796), поэта, коллекционера произведений искусств, архитектора, книгоиздателя, Рокотов оставался его другом и любимым художником. как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин. Женские портреты, как правило, овальной формы.

Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Исполняя коронационный портрет (1763 г. ), художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решением композиции. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Барсов. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин».

Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Художнику едва минуло тридцать два года. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову.

Его часто приглашали ко двору. Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. При введении нового Устава Академии в 1765 году Рокотову, возведенному (28 июня) в звание академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве», предложено было числиться в штате Академии «без жалованья».

«Портрет Н. П. Рокотов, как и другие художники второй половины ХVIII века, еще пристально-внимателен к общественному положению модели: он в точности живописует мундир, регалии, ордена и прочее. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. Придворные наперебой заказывали ему портреты.

Струйский и его связи с Ф. С. На губах едва заметная полуулыбка. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Одна из последних работ Рокотова – «Портрет Н. П. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. И реставраторы спасли его – очистили и укрепили живопись.

Колористическое решение художника безупречно. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Конечно.

За это творение он был милостиво награжден. на портрете великолепен. На весь XIX век. Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения». Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. 6. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 гг. ), так как «портретные» в академии были не в чести». Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет.

Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Судьба продолжала благоволить к художнику. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Эталонными стали два портрета. Именно Ф. С. С. 51. ).

Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы.

Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани.

Повседневная академическая служба не могла не отнимать у художника много времени и мешала его творчеству. Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи. Т. 1. С. 94. ). Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. Заделала многочисленные прорывы холста.

Обрезков, который был послом в Османской империи. Со старшим сыном Павлом у Екатерины были сложные отношения, так как после его рождения она увидела сына только через 40 дней и она не была уверена, что это ее сын. – М., 1959. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился).

ГРМ). Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. И теперь — в Ногинске. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица.

Орлов похож на переодетого античного бога. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей.

В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может из мелкопоместных дворян. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен». Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.

ГРМ), впоследствии императора Александра I. С переездом в Москву заканчивается ранний период жизни и творчества Федора Рокотова. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. «Майорша» означало генерал-майорша, так как в том же монастыре был похоронен и ее муж генерал-майор В. А. Новосильцев. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца.

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Гладила осторожно, терпеливо. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии. Так же относился к мундиру. Знает себе цену, ведает цену жизни. Федор Степанович Рокотов. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.

Шувалова и его родственников, несколько портретов Петра III (1762), несколько портретов Екатерины II (1763), Г. Г. Созданным художником образам присуща особая одухотворенность. Он написал «всю Москву». И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. Её образ – словно воздушный полунамек. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х.

– М. : Художник РСФСР, 1962. Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Рокотова от его современников. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. С. 68 – 71. ). Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой.

Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву. (1766-1767гг). Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. Не этих ли, орловских.

Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. Она мимолетна. Портрет Якова Васильевича Худякова».

Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру.

Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Н. Е.

В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. юность проходит быстро. Орлова (1762). Рокотов, очевидно. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Живописный почерк Рокотова отличается живостью и легкостью мазка.

Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Свет, падающий прямо на лицо и фигуру, делает цветовую гамму холодноватой, легкой. В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг.

Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И.

Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм. Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского». Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Рокотов написал их портреты.

Наставления его и поучения раздражали. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Что сказывалось на личной судьбе.

Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны». В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа.

Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Что с ней. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. художественный музей Белоруссии).

Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. К этому времени Екатерина II уже отправила в отставку И. И. Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны, а во главе Академии поставила И. И. Бецкого. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Рокотов (Этюды для монографии).

При этом художник остается верен натуре. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Выразителен портрет известного государственного деятеля и писателя И. Л. Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов.

Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. В том же году был создан «Портрет В. И. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. ГТГ), урожденной Озеровой.

Человек громадного обаяния. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. При этом известно, что работал он не очень быстро.

В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Женские портреты, как правило, овальной формы. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета.

А поэт М. М. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III.

Лицо поэта проповедника. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. – СПб., С. 52. ). Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. С. 10. ).

Потом он жил в Ревеле. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки. 1954. Вырубов.

Среди них поэты Сумароков и Майков. Струйского и фразы «опекуна» Московского воспитательного дома Умского, досадующего на «спесь» Рокотова. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Художника привлекает внутренняя красота человека. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Тулиновой», один из немногих женских интимных портретов. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.

Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. И хотя часто под картиной приходится читать «неизвестный» или «неизвестная», видно, что эти лица близки ему по духу. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника.

ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Новиков.

Слава пришла к Рокотову еще в ученические годы. Нет и характеризующих Рокотова отзывов его современников, кроме восторженного «письма» к нему его друга, сумбурного поэта Н. Е. Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. Они достойны один другого по выразительности и по вдохновенности исполнения. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными.

Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа. ГТГ).

В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Репнина.

Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еше и освешает грусть в глазах. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. ГТГ).

Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Растрелли.

В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено.

В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин. Но она была человеком своего времени.

Лицо написано чуть ли не осязаемо. Портрет императрицы очень декоративен. Каталог. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Майкова».

(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра -- звания, дававшего право на дворянство -- он оставил армию. ) Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого. С него были сделаны две копии. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. Гениальный русский художник Александр Иванов считал. или между 1768 и 1773 гг.

В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Живопись. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Неизвестному автору записки 23 сентября 1780 года исполнилось 20 лет, 6 месяцев и 23 дня. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.

ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке.

что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись». ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей.

Его творчество явилось новой ступенью в развитии русской портретной живописи. – М., 1941. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе.

Женские портреты, как правило, овальной формы. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. «Портрет Н. Е.

Тому подтверждение – свидетельства современников.

К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. То удаляя, то приближая фигуру, художник дает ее в легком повороте, как правило, погрудно.

Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая. – М., 1959. Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»8. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Позировать молодому живописцу считалось честью.

человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. ГРМ). Кроме того, президент АХ И. И.

Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Следующим званием будет академик. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.

Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Адъюнкт Рокотов в 1764 году «имеет смотрение над классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность», получает деньги на довольствие учеников пищей и отчитывается в их расходовании, получает свечи «для классов, в каморы, для стола и кухни» и т. д., за что и получает «300 рублиов» да квартирных 50 рублей в год. Каждый из них замечателен по-своему. В 1769 году в Москву переезжает и Сумароков, а с конца 1770-х годов – Н. М. Портреты кисти Рокотова нравились императрице.

В нем уже чувствуется рука мастера. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Порой достоинство мастера производилось из сословной принадлежности — «дворянин, по происхождению, — он писал своих заказчиков. Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым. Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке.

Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. В их числе были А. П. Сумароков (1777. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Т. 1.

Гос. Возможно, у художника слабело зрение. Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы».

Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Сумарокова. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.

Надо отметить и исполнение портрета. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа. XVIII век. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских.

В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»13. К русским относились равнодушно, подчас с небрежением.

Ломоносова – Н. Н. От чиновничьего образа жизни он и бежал. Выставка имела огромный успех. Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве. Ранние работы художника также не сохранились. Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова.

В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать. Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Он возвращается в Москву теперь уже навсегда. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.

На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. Уже в 1758 году Рокотов пишет портрет наследника престола, будущего Петра III.

О последних двадцати годах его жизни известно мало. Пензячка согласилась стать его женой. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве.

– М. : Искусство, 1945. Получил вольную и был зачислен в Петербургскую Академию художеств.

Небывалый случай. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках.

ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно. Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах.

Boт один из них. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников.

до начала 1790-х гг. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII – началом XIX века. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу.

Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин. Голицыной». Заказов было множество. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу.

ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. – СПб., 1998.

Орлова и его брата Ивана и т. д. Время написания его в точности неизвестно. Ранние работы Рокотова— погрудные портреты— производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности8.

Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг.

Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров.

Тютчев, С. В. В портрете В. И. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы7. Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три.

Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей. в Академию художеств. Его заново открыли мирискусники.

В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762.

А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов. Ему этого и не дали сделать. К биографии Ф. С. Он завален заказами.

Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт.

Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.

Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы».

Все 26 полотен. Таковы портреты Струйских. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Время написания его в точности неизвестно.

Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. В 1778 году умирает князь Репнин. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.

Рокотову повезло. Орлова» известен в двух вариантах: в первом случае И. Г. Кто мог -- приспосабливался. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763.

С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам).

Так И. И. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. – М., 1963. От Рокотова не осталось ничего, кроме немногих служебных «репортов» периода его молодости.

При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Мать 18 детей, она пережила многих из них. И реставраторы спасли его – очистили и укрепили живопись. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг. ). Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею».

Так в 1761 году он создал одно из прекрасных своих произведений – портрет великого князя Павла Петровича, позволяющего нам увидеть великого князя, семилетнего мальчика во всей его непосредственности. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Академия пока еще не открылась. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен.

Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма.

В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова10. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью.

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Т. II) установила, что под Покровским собором Новоспасского монастыря в Москве похоронена «майорша Варвара Ермолаевна Новосильцова, рожденная Тишина, родившиеся 29 февраля 1760 г., умершая 15 сентября 1815 г». Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника.

Земная судьба А. П. В чем дело. Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина. Сам не раз наблюдал, как приезжие мужчины, засмотревшись на местных красоток, спотыкались буквально на ровном месте.

Реставрация полотен была сложной и длительной. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы.

На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века. Федор Степанович Рокотов. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры.

Орлова, умного изысканного вельможи. Ф. С. Его успехи были замечены. Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года. В чем причина. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.

Но в каком ужасном виде они находились. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Лицо кривит улыбка всезнания. Среди них можно выделить портрет И. Г. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы.

и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася». (Сахарова И. Н. Е. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Женские портреты, как правило, овальной формы. Сразу после рождения получил вольную.

Как же тогда они туда попали. Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации. Но композиция потрета. Произведение Рокотова долго значилось как портрет неизвестной.

Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Поповский и А. А.

Придворные наперебой заказывали ему портреты. Рокотова было много заказов от знатных особ. Это ощущение рождает колорит живописи, построенной на еле уловимых, тончайших оттенках голубого, пепельного и розового цветов. На обороте подрамника сохранился бумажный ярлык, на котором написано: «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Маскве 1870 году сентебря 23 дня а мне оть рожденiя 20 летъ шесть месицовъ и 23 дны». Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Его происхождение не совсем выяснено.

ГТГ). Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Но были и другие, более значимые связи. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.

Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. В Москве он начал работать как художник. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.

Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»14.

Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Судьба продолжала благоволить к художнику. В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург.

Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века.

Легко высчитывалась дата рождения. Удивительно красивые лица. Но кого художник изобразил. Судьба Струйской была не очень удачной.

В картине чувствуется нечто интимное. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Херасков образовал литературный кружок. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Это произведение – одно из самых ярких в искусстве XVIII века.

Федор Степанович Рокотов. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. 28 июня 1762 года на престол вступила Екатерина II. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно.

Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. В последний период художник редко возвышался до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, он ограничивался их обобщенной характеристикой. В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал.

В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками. Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов краски на них скупы, почти монохромны. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С.

Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.

С. 76 – 78. ). А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований. Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом». Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника.