Francisco Goya

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник, гравёр. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Гойя написал только один ее портрет. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.

Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «».

  1. Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника
  2. Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
  3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  4. Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
  5. Франсиско Гойя: портрет художника

В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7.

испанский художник. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Близость с испанскими просветителями (Г. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.

Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Свадьба состоялась в Мадриде. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».

  1. Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
  2. Франсиско Гойя: известные картины
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. «Сатурн, пожирающий своего сына»
  5. «Капричос», что переводится как причуды
  6. О знаменитости:Испанский художник
  7. Франциско ГОЙЯ в журнале «Личности»

Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.

Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).

С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. и Гаспара Ховельяноса.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Это 14 картин. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».

За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. К «черным картинам» мы еще вернемся.

Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.

В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. 1806, Национальная галерея, Лондон).

В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. – N. Y., 1969 Goya. Гойя по этому поводу создал 6полотен. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.

Франсиско де Гойя: 
жизнь и творчество 
художника

В августе он закончил «Последнее Причастие св. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Свою жену Франсиско называет «Пепой»9.

К празднику св. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.

В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.

Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.

В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.

В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны.

После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.

Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. 6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «». Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 1810-20 изд.

(// Spanish: 30 March 1746 – 16 April 1828) was a Spanish romantic painter and printmaker. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Он пишет «».

Страстный отклик на драматические события современности – серия офортов из 82 листов известная под названием «Бедствия войны», данным ей в 1863 г. Графическая параллель росписям Кинты – серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-1823) с еще более сложной и мрачной символикой («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Похороны сардинки», ок. 1797) и Маха одетая (ок. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.

Х. Фрика, Нью-Йорк). В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «». В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.

Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все – в Прадо, Мадрид). В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».

Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (ок. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».

Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В 1786 г. был назначен придворным живописцем, с 1799 г. – «первый художник короля». В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов Диспаратес.

В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.

В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Гойя написал только один ее портрет.

Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Для банка св. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.

Никто себя не знает». Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.

Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Картины с описанием будут представлены ниже. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе – около 1802, Прадо). Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.

В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. С 1773 г. жил и работал в Мадриде. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин.

После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Светлое начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи.

Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Около 1769 отправился в Италию. Для банка св.

Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Он также украсил фресками ее загородный дворец. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини.

Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. В июле 1773году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.

Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. огромен. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.

Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827-28, Прадо). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер.

Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.

В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя. Тем было освещено великое множество.

6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Ей никогда не выбраться. Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»).

В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».

Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы – фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.

Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок.

Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Жить ей осталось недолго. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу.

Его хитростью завлекли во Францию. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров.

В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. работает по украшению церкви св. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.

Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).

за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.

Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной.

Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Konigliche Gemaldegalerie Mauritshuis. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).

Гойя написал только один её портрет. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг.

Это стало началом известности и процветания Гойи. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св.

Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.

Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. A pictorial biography, L., 1961 Harris Т., Goya.

1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.

Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.

В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.

Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е., чей портрет он создал.

В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В годы реакции в 1824 г. эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 гг. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.

В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.

Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Среди этих работ выделяются «», «», «» или «».

1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.

В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».

Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Девы Марии.

Это очень известные картины живописца. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. 1814, Мадрид, Прадо). 1805, Национальная галерея, Вашингтон актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо Хуана Антонио Льоренте, ок.

Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. Под ее одеждой скрыт нож.

По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Он пишет «Проповедь св. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина.

В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.

По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. совершил краткие поездки в Мадрид.

Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Картины Гойя рисовал для себя. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.

Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона Франсиско Хавьера Гойи или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж Сабаса Гарсиа, ок. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. 1802). За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.

создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795 ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797 жена Хосефа – все в Прадо доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид). Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».

Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В 1816 году он создал новую серию офортов «». Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «».

посетил Италию на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». Франциска Великого в Мадриде. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа.

Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.

В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Штрихи его иглы острые, царапающие. В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Антония, благословляющего больного.

в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков.

Свою жену Франсиско называет «Пепой». В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.

Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.

В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».

на тему «Поклонение имени Бога». Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Гойя получает известность и как портретист. Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные.

Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.

Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.

Эту декоративную живопись изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776 «Зонтик», 1777 «Маха и ее поклонники», 1777 «Слепой гитарист», 1778 «Продавец посуды», 1779 «Игра в пелоту», 1779 «Раненый каменщик», 1786 «Деревенская свадьба», 1787 «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788 «Игра в жмурки», 1791 и многие другие – все в Прадо). В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».

Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Гойя написал только один её портрет. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.

Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., : W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. Франциска Великого в Мадриде. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. К празднику св.

В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Свадьба состоялась в Мадриде. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.

Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере. Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «». Так он вызвал ненависть Жозефа.

Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Его отец— Хосе Гойя. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза.

1810-1811, Музей Сан Паулу Тибурсио Переса, 1820-е, Метрополитен-музей. «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, около. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги.

В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Эти работы принесли Гойе известность. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии. Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам.

Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В конце 1790-х – начале 1800-х гг.

До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».

Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора: Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. Эти работы принесли Гойе известность. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.

С начала 1780-х гг. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта.