Гольбейна

Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов.

Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти.

Достоевский словно дублирует подпись под картиной Гольбейна (видеть которую он не мог): Христу Спасителю. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза.

В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени.

В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс». Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна-старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.

В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого.

Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей». Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились Гольбейн написал несколько портретов Эразма.

Гольбейн еще видит скрытое в приближенных к королю аристократах сопротивление строю Абсолютной монархии, который позволяет одному иметь ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами всех остальных. В двадцатые годы продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее.

В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием – ученый с головой ушел в чтение. В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды.

Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII. Композиции, созданные Гольбейном, носят скорее дидактический, наставительный характер и прославляют высокую мораль.

Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства.

Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки. В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму.

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург – 1543, Лондон) – живописец, один из величайших немецких художников. Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь. Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.

В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии.

В Лондоне — кипящем котле черных интриг и красной льющейся крови — искусство Гольбейна поднимается на недостижимую высоту. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера.

Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. Ганс Гольбейн (Младший) (нем.

В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства.

В 1532г. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.

Увидеть и поверить вопреки очевидности. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Портрет оживает благодаря цветовым контрастам насыщенного чёрного в одежде, светящейся фарфоровой кожи и необыкновенного сине-зелёного фона, на который отбрасывают глубокие тени и фигура и сама рама полотна. Словно прежде расслабленные (или скрюченные) пальцы напряглись и начали собираться (или выпрямляться) — но, во всяком случае, напрягаться и упираться в край гроба.

  1. Ганс Гольбейн Младший — биография и картины
  2. ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ В ЛОНДОНЕ
  3. Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество
  4. Картины — Гольбейн, Ганс (Младший)
  5. Графика Ганса Гольбейна Младшего

К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. И очевидно, что каким-то образом это представляется возможным — воротить веру путем созерцания той же самой картины, от которой «у иного» она может пропасть. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину.

Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Биографические сведения о Гольбейне скудны. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека.

  1. Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника
  2. Искусство ренессанса: как читать картину «Послы» Ганса Гольбейна
  3. «Послы» Гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха
  4. Ганс Гольбейн – жизненный и творческий путь
  5. Немецкая живопись в эпоху ренессанса – Семья Гольбейн
  6. Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца

Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Рядом с Мейером представлены его сыновья.

Как правило, на них изображали близких людей. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Все семейство поселилось в Базеле. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.

  1. Картины Ганса Гольбейна Младшего
  2. Портрет Генриха, поздняя копия
  3. Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна
  4. Творчество Ганса Гольбейна Младшего – кратко
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  7. Биография Ганса Гольбейна Младшего

Человек, приговоренный к смерти (характерно и здесь соединение усилий самого человека и окружающих в его движении к смерти: преступление и осуждение), — центральная фигура рассуждений князя в первой части романа. При взгляде прямо видно, что тело вполне устой-чиво. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Восхищался, надо заметить, после того, как только что отпустил пренебрежительное замечание по поводу копии Гольбейновых «Плясок смерти» — «славны бубны за горами. »9.

Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Его вопль (не имея, правда, столь же неоспоримых, как он, оснований на этот вопль) подхватит потом Иван Карамазов: все страдания заживут и сгладятся, воцарится гармония, но то же было.

В действительность. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Он говорит, что любит смотреть на эту картину не любит, значит, а ощущает потребность.

Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры. Самим наличием больших букв констатируется божественная природа Христа и соответственно утверждается как совершённое21 то, во что невозможно поверить, если исходить из очевидного, что антиномия здесь вторгается в пределы одной фразы — когда Ипполит говорит отом, что дано как очевидное, он переходит к маленьким буквам: «этот муче-ник». В картине же Рогожина о красоте и слова нет это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом и наконец крестную муку в продолжение шести часов (так, по крайней мере, по моему расчету). Композиция картины подчёркнуто проста. В ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш художник, мой дорогой Эразм, – превосходный талант». Так как Ипполит, не отвергая воскресения, указывает на неотразимое наличие иной закономерности, на очевидность существования человечества в железных рамках иных законов, подчиняющих мироздание «темной, наглой и бессмысленно-вечной силе», на, что ли, возможность «остановки» (то есть бессмысленного круговращения) бытия в пределах этой закономерности. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.

  1. Творчество Ганса Гольбейна Младшего
  2. Интересные факты из жизни художника
  3. Напишите отзыв о статье Гольбейн, Ганс (Младший)
  4. Отрывок, характеризующий Гольбейн, Ганс (Младший)
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. Ганс Гольбейн Младший Мёртвый Христос
  7. маринины мультики на моём сайте
  8. Оружие на картинах Ганса Гольбейна

Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Арне).

В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Плечо и шея, словно искривленные, как-то смещенные в нескольких плоскостях, все же одновременно представляются застывшими, простертыми на нижней плоскости «гроба». Глядя отсюда, мы смогли бы констатировать: «настоящий мертвец». Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Однако при взгляде прямо впечатление полностью изменяется.

Ганс Гольбейн Младший 
— биография и картины

Выразительность поздних рисунков, в том числе прелестных изображений детей – примером может служить удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер, – ставит эти произведения в один ряд с живописью». А. Н. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Прямой линией, невозможной при всяком естественном распространении света, Гольбейн обозначил твердыню ада, его «врата медные»12, противостоящие свету, но должные быть взорванными изнутри, поскольку поглотили, как наживку, растлевшееся тело, в котором, казалось — казалось аду, так же как иным, предстоящим перед картиной, — не теплится уже никакой жизни. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.

Эта возможность иного видения заключена и в самбой знаменитой фразе Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » (8, 182). Справа изображены жены Мейера. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.

Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.

Он знает, что Рогожин следит за ним. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Яблоко, выдвинутое на передний план, характерной формой и тенью снизу (словно тенью от лампы, делящей глобус на «дневное» и «ночное» полушария) напоминает планету, Землю, зажатую в руке прародительницы рода человеческого, землю ущербную, уязвленную поступком перволюдей из центра из сердцевины которой, обозначая внутреннюю поврежденность и нутряную пораженность смертью, выползает червь. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Так, на органных панелях, находившихся в Мюнстере (центральный собор Базеля), пока их не выставили оттуда протестанты, он изобразил ангела, одной ногой выходящего за пределы передней плоскости изображения, то есть входящего в пространство предстоящего изображению человека.

Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Рука Евы странно грязная испачканная в земле, с черной каемкой под ногтями — на фоне чистых тел прародителей — усиливает впечатление связи с землей, которую мы знаем с момента грехопадения, с землей поврежденной, с прахом. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Художник предстает перед зрителем прежде всего художником-реалистом, стремящимся правдиво и убедительно передать явления действительности. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.

Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.

Мне кажется, художники обыкновенно повадились изображать Христа и на кресте и снятого со креста все еще с оттенком необыкновенной красоты в лице эту красоту они ищут сохранить Ему даже при самых страшных муках. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Оно было таким же, как их тела, — и значит и для них нет ничего невозможного. Но это же было. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).

Картины его – это гордость города. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Слово «цитата» здесь выступает в своем истинном значении, как образованное от первого значения латинского глагола cito — привожу в движение, потрясаю. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.

Величие короля передается позой. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Но и сам «Мертвый Христос», как мы видели, есть не просто обетование, но уже начавшееся движение воскресения. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.

– Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.

Ипполит указывает на другое. Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине:. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.

Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.

Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Характерно, что это существенно разные смерти, словно описывающие тот диапазон, в котором вообще умирает на земле человек: Рогожин — получивший пятнадцать лет каторги, попавший в «мертвый дом», где человек живет, как хорошо знал и описал Достоевский, в некоем промежуточном пространстве, буквально, не метафорически «выключенный из жизни» и откуда он неизбежно выходит к совсем другой жизни, нежели до каторги Мышкин — смерть сознания при жизни тела, единственная смерть, которой, по слову митрополита Сурожского Антония, свойственно длиться Ипполит — смерть преждевременная в разных аспектах (сюда необходимо включить и его несо-стоявшуюся попытку самоубийства) Настасья Филипповна — смерть насильственная и жертвенная сюда же можно включить и смерть генерала Иволгина — наступившую в результате того, что сердце не выдержало одновременно своего вранья и чужого недоверия.

В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. И наконец, гольбейновский «хит» — выход за пределы передней плоскости картины. Князь, рассуждая о потребности Рогожина верить во что-нибудь и в кого-нибудь, звонит в дом, где проживает Настасья Филипповна, которую, как он только что поклялся Рогожину, он не увидит и «не затем он в Петербург приехал» (8, 193). В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.

Большие буквы в местоимениях, относящихся ко Христу, вновь появляются в речи Ипполита в тот момент, когда он начинает говорить о невозможности поверить в воскресение («если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет. »). Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.

С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.

Анна Григорьевна, которой удалось увидеть в картине лишь «настоящего мертвеца», сразу после того, как она зафиксировала разницу в восприятии картины между собой и Федором Михайловичем, сообщает: «Желая рассмотреть ее ближе, он стал на стул и я очень боялась, чтобы с него не потребовали штраф, так как здесь за все полагается штраф»10. В «Мертвом Христе» за пределы передней плоскости картины выходят волосы и кисть правой руки. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. – Что вы о себе возомнили, сэр.

Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Русский культурный человек XIX столетия знакомился с знаменитой картиной Гольбейна Младшего, как правило, сначала заочно: через описание и интерпретацию ее Карамзиным в «Письмах русского путешественника». Помещение этой картины в развеске под «Мертвым Христом» создает мощное дополнительное поле смыслов.

Почему именно в данном случае репродукции оказались особенно неадекватны оригиналу. Этот вопрос, пожалуй, язвительнее, чем все вопросы Ивана Карамазова. Человек может создать вокруг себя мир, где не было воскресения Христова24. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».

Он тоже должен увидеть иное вопреки очевидности. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. — Т. К. ).

Повторю, внутри самого романа Достоевский делает акцент на наступающей смерти. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.

Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого.

Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. А какая, одна-ко же, странная эта картина Гольбейна» (8, 192). В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.

Но этот акцент, видимо, нужен и для того, чтобы выстроить ритм произведения, где центральные (и, я бы сказала, «гольбейновские», то есть видевшие картину в доме Рогожина кроме тех трех, о которых идет речь, это еще и Настасья Филипповна) персонажи существуют в ситуации наступающей смерти. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.

150 портретов. В 1515 году оба брата перебираются в Базель, который становится для Ганса второй родиной. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Здесь вопрос не в том, кто виноват.

В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Спасает только случай (забытый капсюль), по словам А. С. Пушкина — «мгновенное и мощное орудие Провидения». Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.

Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). Однако движение, наглядное в сочетании картин имплицитно присутствует в самом «Мертвом Христе». Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера – в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.

То есть в романе «Идиот» картина появляется в том ракурсе, в каком смотрели на нее Карамзин и Достоевская. Он не знал недостатка в заказах. – хмуро поинтересовался Генрих VIII. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах.

У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Но именно вот таким образом они, сохраняя свежесть непосредственного впечатления художника, представляют собой огромную ценность, как самостоятельные произведения искусства. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей». Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском.

Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Можно, конечно, отнести видимую на картине пробуждающуюся жизнь, живое и теплое, на счет того, что смерть еще не успела окончательно восторжествовать, но Гольбейн-то абсолютно недвусмысленно изображает время (последний момент)субботнего одиночества Христова, то есть момент Его пребывания во гробе, после снятия со креста и погребения. Здесь уместно вспомнить и первую из трех картин, висевших при преж-ней развеске под «Мертвым Христом».

Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Констатируя в первых строках божественное достоинство Христа, во всяком случае, в стремлениях живописцев («ищут сохранить Ему»), Ипполит далее переходит к описанию Христа в аспекте исключительно его человечности — соответственно везде начиная местоимения с маленьких букв, причем, некоторым образом, это «грамматически» оправдано тем, что суждения Ипполита относятся как бы к человеческой природе вообще, безотносительно к какому-либо конкретному ее представителю («кто бы он ни был»), но постепенно они начинают употребляться и по отношению к самому Христу («Христос страдал не образно, а действительно и что тело его»). Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. На руки, по душевному бессилию и расслабленности отпускающие человека в смерть.

1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Об этом свидетельствуют его работы. Над Анной нависли тучи.

1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Это, безусловно, знак смерти. На лице нет намека на улыбку.

Отец мой, зачем ты оставил меня. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера.

Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи. Но, пожалуй, ни в одной работе эти предметы не сгущаются так концентрированно, как это происходит в представленном шедевре. В этот момент замечаешь, что тление словно отступает с тела на конечности (именно там, на руках и ногах, остались страшные трупные пятна особенно это впечатление поддерживается нынешней развеской картин, где совсем рядом с Гольбейном, в основном зале, своеобразный аппендикс которого, я бы даже сказала — «альков», представляет маленький зальчик с «Мертвым Христом» на одной из стен, так вот, в основном зале, примыкая к «алькову», висит картина Грюневальда, своего рода вариант Распятия Изенгеймского алтаря, с теми же, как там, страшными скрюченными пальцами и с пятнами тления по всему телу. ).

Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Русский культурный человек XX столетия знакомился с той же картиной прежде всего через посредство романа Достоевского «Идиот» и комментариев к нему, отсылавших, в том числе, к тому же карамзинскому тексту. во что-нибудь верить. На нижних медалях изображены гераль-дические животные в светлом поле щита: на правой, под медалью с крестом, — олень или агнец, стоящий прямо, со спиной, параллельной горизонтальной перекладине щита, с приподнятой передней ногой (словно готовый на заклание) на левой, под медалью со стрелой, — собака, поднявшаяся на задних лапах в стремительном прыжке.

Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника. Достоевский не отвечает на этот вопрос. Уффици во Флоренции), Том. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок.

В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Не попадала в сферу пристального внимания — в лучшем случае маячила где-то на границе исследовательского сознания — и некоторая несообразностьтакого восприятия картины отзыву Достоевского о Гольбейне, зафиксированному в «Дневнике» А. Г. Достоевской: «Здесь во всем музее только и есть две хорошие картины: это Смерть Иисуса Христа, удивительное произведение, но которое на меня просто произвело ужас, а Федю так до того поразило, что он провозгласил Гольбейна замечательным художником и поэтом. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.

Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Внешне все выглядит так, словно князь обманывает Рогожина, не исполняет своих обещаний. Еще один парный портрет детей, выполненный в 1511 г., представляет собой рисунок серебряным карандашом. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии.

Достоевский же видел «Мертвого Христа» иначе. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Замечаешь в этот момент и странные складки, морщины гробной пелены, словно сбившейся чрезвычайно характерно вдоль тела от начавшегося движения, но под кистью правой руки — прямо-таки соскребенной напрягшимися пальцами.

Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Художник подчеркивает высокое социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата, помещая на фоне нарядной драпировки. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Удивительно, что это простое соображение не приходило в голову исследователям Достоевского (мне — в их числе), вполне уверенным, что на основании репродукций (хотя бы и очень хороших) они могут делать за-ключения о действительном значении картины Гольбейна в структуре романа «Идиот». Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.

Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. В той развеске, которую застали он и Анна Григорьевна, картина висела во втором ряду, над тремя другими картинами (первая в числе трех — Гольбейновы «Адам и Ева», что тоже важно, ведь развеска одной стены даже невольно воспринимается как единый текст — к этому мы еще вернемся), так что зритель смотрел на нее снизу, примерно под тем же углом, под каким видят ее Мышкин и Рогожин, в доме которого картина висит над дверью.

Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533). Но внутренний смысл его поступков — иной. Последняя работа – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна.

Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. И что, если при жизнииных воскресения не произойдет.

Соответственно «цитата» может означать не только «приведенное в действие» в смысле «вновь произнесенное», но и «приводящее в действие», «потрясающее». Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.

Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Да, образ Божий воскреснет вновь в человеке и человечестве, рано или поздно. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль.

Здесь, например, в воинственном римском папе, узнается Юлий II, едко осмеянный Эразмом в ряде произведений. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Как правило, на них изображали близких людей.

Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.

К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533) и Портрет Моретта (1534–1535). Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. В Базеле художник расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия. Может быть, он и застанет ее, ведь не наверно же она в Павловске. » (8, 191).

Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Крик: «Парфен, не верю. » (8, 195) — изменяет ход событий19. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.

Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.

Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. «На картине этой изображен Христос, только что снятый со креста. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключён.

Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.

Он был таким же — и Он воскрес». В случае Мышкина, живого телом, но мертвого духом, зависшего в швейцарских горах, «идиота», по окончательному определению его собственного лечащего врача, мы имеем точное воспроизведение образа «Мертвого Христа» ибо именно таков образ Божий в его теле, существующем как растение. Ему был отдан, в частности, заказ на роспись королевской резиденции в Уайтхолле. В 1532 году художник снова покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. На стул не вставал и Карамзин. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.

Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генрих VIII интересовался с матримониальной целью. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Характерно, что, повесив в романе «Идиот» картину так, чтобы она висела на уровне тогдашней базельской развески (положение картины над дверями упомянуто и в «Моем необходимом объяснении» Ипполита17), то есть так, чтобы предстоящий смотрел на нее снизу, с точки Анны Григорьевны (и тем, очевидно, узаконив всю «ренановскую» проблематику романа: проблему «Христа невоскресшего», «Христа — только человека», но не остановившись на ней), Достоевский настойчиво предположил в романном тексте возможность иного видения.

Плаха или развод. И там было такое, что не отменяется воскресением. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н. М. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.

Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Начавшееся тление Евы мощным аккордом прозвучит в трупных пятнах тела Христова.

Но возможно, что стенная декоровка Гольбейна была и плодом самостоятельных измышлений мастера, лишь навеянных тем, что он видел в городах приальпийской области или еще тем, что он слышал в рассказах счастливцев, побывавших в городе дожей. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Мастерская Ганса стала семейной. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».

«Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. В верхних — в левой в поле щита были изображены два треугольника без нижней стороны, один под другим, более всего напоминающие наконечник стрелы, устремленной вверх в правой — главной фигурой в поле щита был крест (у его основания располагались две окружности), перекладина креста устанавливала покоящуюся горизонталь в контрапункте с рвущейся вверх стрелой левой медали поле щита медали с крестом (во всяком случае, на показанном нам воспроизведении) гораздо темнее поля левой медали.

За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. В эпилоге Достоевский строит вокруг этого образа икону «Положение во гроб» (напомню, «Мертвый Христос» всегда упоминается в романе как «только что снятый с креста») — как обетование воскресения29. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.

Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Христос Гольбейна – не небесное существо. Королю причина для развода весьма понравилась. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Но главное — кисть руки.

Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. По возвращении своем осенью 1519г. 2: 17). В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Он горячо сочувствовал реформации в своих рисунках на дереве он осмеивал продажу индульгенций в рисунках к немецкому переводу Библии Лютера он показал свою способность создавать сцены серьезного, возвышенного характера.

Он весь — воплощение ужаса смертной муки, смертного одиночества. Однако Достоевскому — очевидно, для того, чтобы дать пространство «ренановской» проблематике26, слишком актуальной для того момента, когда создается роман «Идиот», — необходимо акцентировать момент наступающей смерти, а не наступающей жизни.

Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Рогожин не одна только страстная душа это все-таки боец: он хочет силой воротить свою потерянную веру. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. К сожалению, она также не сохранилась.

Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. «Его картина Мертвый Христос (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).

Правда, это лицо человека, только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом) но зато лицо не пощажено нисколько тут одна природа и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.

Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Ганс оказался в ближайшем окружении находившегося тогда в Базеле Эразма Роттердамского. То есть колебание веры зависит прежде всего от воспринимающего, от предстоящего. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.

Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.

Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. А в том — что делать. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.

Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Он ни минуты не сомневается, что воскресение было. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Он только говорит о том, что для тех, кто видел (и Кто пережил) такую смерть, оно могло уже, как бы это сказать, не иметь, что ли, решающего значения. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.

Эволюция мастерства Гольбейна рисовальщика происходила путем все более смелых обобщений, отказа от некоторой манерности линии, от увлечения контуром и чрезмерной детализации. Среди более поздних работ по декорированию особенный интерес представляют фрески в доме бургомистра города Люцерна Якоба Гернштейна, выполненные в период с 1517 по 1518 г., а также роспись большой комнаты ратуши в Базеле, работа над которой была завершена в 1530 г. К сожалению, эти произведения великого мастера не сохранились. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой.

Отношения с королем после этого оказались испорченными. Общий хор ангелов и прихожан должен был славить Бога объединяемый органной музыкой или, точнее — в соответствии с изобразительным приемом — голос неба, представленный органом, входил к предстоящим, в их земное пространство, говорил им, сливался с голосами людей. Падение плеча Адамова отразится в немыслимом усилии плеча Христова — подняться. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца.

В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.

Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».

В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Достоевского с Писем русского путешественника. Он делает.

Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Этот человек должен сильно страдать. То есть оно состоится, но, например, в следующем поколении.

Эта фраза князя, заботившегося о несчастном юноше, пока его собственное «счастье» не заслонило от него всех и вся, очень походит на руки, вцепившиеся в Ипполита сразу по прочтении «Моего необходимого объяснения», но не продержавшие его и нескольких минут. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.

Ему она до мучения теперь нужна Да. Интересна и характерна фраза Ипполита в описании картины, висящей в доме Рогожина: «Правда, это лицо человека только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом)». Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.

Для этого достаточно, чтобы в нем не воскрес образ Христов.

Наиболее очевиден он в судьбе Рогожина, отказавшегося от всяких попыток избежать наказания, то есть заключения в «мертвом доме», решившегося на эту гражданскую смерть (Достоевский подчеркивает мотив лишения прав сословия и состояния), чувствующего, а может и понимающего, что только через действительную смерть прошлого себя он сможет начать новую, другую жизнь. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.

В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.

Немилов. В великолепном по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят усталыми и грустными. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер.

Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.

Преодолев ложь обрезанной действительности, Достоевский устремился к правде действительности цельной — настолько, насколько она могла быть явлена тогда, — то есть к первому намеку на эту действительность, в точности как в Гольбейновом «Христе». Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 23 Но дело не только в этом. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.

«Следуя архитектуре капеллы, для которой предназначался заказ, художник избрал в качестве фона ренессансную нишу изобразив в ней фигуру богоматери с младенцем на руках, – пишет А. Н. Достоевского Идиот называет эту картину странной.

Это узкий контекст. Кому оно унавозило будущую гармонию. И конечно, в сознании читателя не может не возникнуть представления о всяком человеке как о приговоренном, чему особенно способствуют введение фигуры больного чахоткой Ипполита и предсказание князем смерти Настасьи Филипповны на первых страницах романа (это предсказание вообще позволяет описать весь роман как историю приговоренной от момента вынесения приговора до его исполнения: как ту самую минуточку, что вы-прашивала у палача графиня Дюбарри). Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом.

Тело Адама солнечно загорелое и словно лучится внутренним теплом, но на бледном теле Евы, если присмотреться, уже заметны тени, — словно она уже тронута, едва-едва, наступающим тлением, словно уже начали сказываться последствия вкушения запретного плода, от которого, как было сказано Богом, «смертию умрешь» (Быт. «Адам и Ева» Гольбейна (Государственная художественная коллекция, Базель) — картина о моменте произнесения смертного приговора над человеком, причем это тот случай, когда приговор заключен в самом преступлении. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Надо ли говорить, что опасающаяся штрафа Анна Григорьевна на стул не вставала. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.

То есть они утрачивают самое главное в истинном произведении искусства — ритм. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Когда он в 1516 году был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – его и его жены. Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы.

В этом своем качестве она является нам как символ смерти Христа без воскресения, как символ торжества «законов природы» над величайшей драгоценностью человечества, побежденной и поверженной смертью. Фрески на боковой стене, относившиеся к 1521 г., были затяжелены архитектурно-орнаментальными мотивами, мешавшими впечатлению от сюжетов, которым они должны были служить обрамлением. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. О чем здесь идет речь. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. И тут ему удается последним, немыслимым усилием веры преодолеть очевидность. Глаз — вместо закатившегося и мертвого и не закрытого по смерти — предстает только что бессознательно раскрывшимся, когда заведенный под веко зрачок начинает, с первым пробуждением сознания, медленно возвращаться на свое место.

Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. И даже если он воскреснет — ведь он же умер. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Соколов. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).

Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Картина представляет собой погрудное изображение Евы, держащей в руке надкушенное яблоко и Адама, одной рукой обнимающего Еву. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.

Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Его друзья были к тому времени в опале. Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину»20. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы – до нас дошло около 30 его сочинений. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.

Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.

Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).

Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. А. Н. В Базеле художник был занят работами для живописцев на стекле, портретами, а также иллюстрациями для издателей. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. По углам плиты находились крупные медали.

Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Эти образы являют собой отдельное произведение – мастерски выполненный с натуры портрет членов знаменитой семьи. 1526-28.

Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Любопытный случай описывает в своей книге А. В. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке.

в кого-нибудь верить. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет. В современной развеске картина находится примерно на уровне лица взрослого человека.

Предметы, являющиеся своеобразным фоном многих портретов Гольбейна, часто выбираются им с целью максимально полно охарактеризовать изображенного человека или, в другом варианте, задать сложную символическую музыку произведения. В 1535 году он был обезглавлен. Юноша Ипполит в романе Ф. М. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.

Олени (в германском искусстве также, вслед за 41-м псалмом16) изображались пришедшими на водные источники, вытекающие из подножия Христова искупительного креста (то есть были символом спасаемых Христовой смертью). И однако, это заведомое искажение того, что изображено у Гольбейна. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.

В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины.

Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Это было 12 марта 1538 года. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.

Положим, что это поразительно верно, но, право, это вовсе не эстетично и во мне возбудило одно только отвращение и какой-то ужас. Таким образом, Достоевский простирает движение воскресения за пределы романного мира. Герои и читатели объединяются как люди, существующие в ситуации наступающей смерти. То есть цитата начинает и организует ритмический ход произведения, произведение выступает как резонатор, усиливающий и/или преобразующий ритм и вновь выводящий его вовне — в действительность из которой ритм был введен в произведение путем подсоединения к более раннему произведению, являющемуся (в том случае, если оно принадлежит к созданиям истинного реализма) модификацией (от лат. В 1533-1535 гг.

На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.