Граждане Города Кале

Оттого так открыты и ясны взоры добровольцев, выступающих в поход, так уверен их шаг, так приподнято-размерен ритм этого шествия, так оцепенело статичны, внутренне скованны фигуры граждан города Кале идущих в стан врага. Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости. "Граждане города Кале"В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города. Граждане Кале— герои одного из эпизодов Столетней войны, увековеченные в бронзе Роденом на центральной площади города Кале.

Скульптура Граждане города Кале

Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Но затем он понял, что ошибался. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».

На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Он стремился в первую очередь уловить свет.

  1. Описание работы «Граждане Кале»
  2. Скульптура Родена Граждане Кале
  3. Скульптура Родена «Жители Кале»
  4. Юмор Франца Клинцевича и гордость Сергея Маркова

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Эсташ первый пускается в путь и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть». Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел.

И где же памятник. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого.

Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. 12 мастерских окружали огромный двор, заполненный глыбами необработанного или обтесанного мрамора. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

  • «Это не компартии защита, а чести Волыни»
  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  • Напишите отзыв о статье Граждане Кале

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.

Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. А потом Роден уже не видел образов. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Эта картина должна быть выставлена в Лувре. История, которую он узнал, поразила его.

Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти.

«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Во-первых, он решил изобразить шестерых жителей Кале, добровольно вызвавшихся идти на казнь, а не только одного банкира де Сен-Пьера. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе. 54 Дом был обветшалым и частично разрушенным, но первый этаж мог служить мастерской или помещением для хранения работ, а отдельные комнаты были пригодны для жилья.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Так возник памятник всем шестерым. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.

  • Отрывок, характеризующий Граждане Кале
  • Близлежащие достопримечательности

Огюст часто ходил в Лувр. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности.

Описание работы 
«Граждане Кале»

В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт.

Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. Осада продолжалась почти год. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».

Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.

Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.

Но это была всего лишь мимолетная идея. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Но мы уделим внимание другим работам мастера.

В натуральную величину их решения. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение».

Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Шел 1845 год. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).

Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Это требование было исполнено. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале».

И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Его творчество очень интересовало Родена. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.

Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Они должны сами искать заказчика. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь.

Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Тут все было ясно и определенно.

А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Шесть фигур, созданных скульптором, означали прежде всего отказ от какого-либо собирательного и условно-символического образа в виде одной аллегорической статуи, как это предложено было заданием. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса.

Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Готовность к самопожертвованию читается на его решительном изможденном лице, в погруженном в себя, отрешенном взгляде.

Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».

Один поднял руку, подобно оратору. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.

Героями подвига были представители городской буржуазии. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.

Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. И он принял все сто и сделал из них шесть.

Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Денежный кризис. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.

Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма.

Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».

Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.

Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. По изощренной прихоти монарха, эти шестеро должны были выйти к нему нагими, в облачении из одной веревки вокруг шеи и вынести ключи от города. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Он формировал их. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.

Это старик изнуренный голодом и лишениями осады, с впалой грудью, окоченевшими крупными руками, веревкой на шее, приготовленной, вероятно, для повешения. Выше человеческого роста. Сейчас здесь Музей Родена. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного.

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Лаконичный рассказ историка-хрониста содержит очень скупое описание самого подвига граждан Кале. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. А Роден в поисках потенциальных заказчиков и покупателей должен был рассчитывать только на себя и своих друзей.

Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Героическая тема вновь ожила в его монументе, притом ожила в наиболее высоком и благородном проявлении — как тема самопожертвования, подвига для блага родины.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Скульптор не боится вступить в дискуссию с оппонентами: «Как головы должны образовать пирамиду.

Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.

Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Это героическая пара.

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.

Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Здесь, в первый и последний раз, мысль человека не ограничивается земным кругом, а прорывается ввысь, обращаясь к божеству, притом не с мольбой и даже не с призывом к вмешательству, а с гневным укором. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.

Но нет же. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Характеристика подвига как индивидуального переживания и действия каждого героя в отдельности — вот что явилось предметом творческих усилий скульптора именно раскрытию индивидуального в этом коллективном акте и посвящен, в сущности, роденовский монумент.

Выше: что вы искали. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Он собирал их.

Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. История, которую он узнал, поразила его. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан.

И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Именно это придает группе движение. Ему нравилось подвергать свои скульптуры испытанию при различных погодных условиях, чтобы лучше знать их реакцию.

И Роден предложил другое место для памятника. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Претензии жюри касались прежде всего несоблюдения автором существовавших в XIX веке традиций монументальной скульптуры.

Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Эти истолкования и суждения противоречивы. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. 57 Благодаря ее содействию Родену было разрешено присутствовать на террасе особняка при условии, что он ни о чем не будет спрашивать, а ограничится беглыми взглядами на хозяина, когда тот будет работать в своем кабинете, принимать гостей в салоне или завтракать. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Он оборачивается к самому себе. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.

Это делается быстро, но это не искусство. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.

Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями.

Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века.

Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.

Помог Родену писатель Роже Маркс.

Подобное встречается и у художников. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. В конце концов проект был принят. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Некоторые пытались обвинить Родена в подражании итальянскому скульптору, заимствовании его приемов. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку.

Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Его примеру последовали и другие. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

Места для случайностей не осталось. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.

Шестеро граждан этого не сделали». В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Однако оно соответствовало сути произведения. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Проект замер почти на сорок лет.

Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. На постамент «Граждане Кале» были водружены только после смерти скульптора, в 1924 году. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности.

Воздетая к небу в вопрошающем и укоряющем жесте рука —вызов этим высшим силам, требование ответа за беззаконие и несправедливость, обрушившиеся на безвинных людей, на их жизнь, на их жен и детей, на родной город, на родную землю. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Обходя эту группу, нельзя было не поразиться тому, как из прибоя контуров возникали чистые, великие жесты – вздымались, стояли и ниспадали в монолит, словно приспущенные знамена. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками.

Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.

О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Однако его идеи не понравились заказчику. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.

Казалось, он был в бреду.