Художник Бартоломе Мурильо

В этом видео интересная информация о художнике по теме: «Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография». Бартоломе Эстебан Мурильо, как последователь реалистической живописи эпохи барокко, был последним представителем этого направления, так сказать, младшим из предшествующих ему художников-мастодонтов. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что организовать тур в Испанию стоило бы лишь из-за одной возможности непосредственного соприкосновения с картинами художника Бартоломе Эстебана Мурильо.

Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника

Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами.

Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Он первым присоединился к ордену св.

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени.

Содержание их в основном религиозное. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». А на первом плане художник расположил натюрморт из глиняного кувшина, соломенной сумки с яблоками и несколькими валяющимися на полу креветками. В этой и последующей картинах художник предвосхищает реализм XIX в. Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность работы исполненные им в 1645 и 1646 гг.

Сто великих художников 
– бартоломе мурильо

Сто великих художников – бартоломе мурильо

Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». Исидор» и «Св. Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Основные из них: «Св. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу.

В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. музее «Отдых св. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой».

Основные из них: «Св.

Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Место рождения было родиной. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п.

К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений. Но он избегает возможной специализации.

Музеи ЕвропыО художниках 
и картинах

Музеи ЕвропыО художниках и картинах

Диего» или так наз. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г. H. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г. Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г. С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г. A.

Характерным для севильской школы живописи было изображение Мадонны, улетающей в небо в сопровождении ангелов. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св.

Великие художники: 
Бартоломе Эстебан 
Мурильо

Великие художники: Бартоломе Эстебан Мурильо

В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком.

Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона). Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Клэр), который стал типичным для зрелой работы Мурилло. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. Организация композиции одинаково хорошо работает как на удаление, превращая осмысленное изображение в орнаментальную фантастику, так и на сближение с холстом вплотную, когда в переливах золотых облаков угадываются фигурки веселящихся и музицирующих ангелов. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк).

Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени. И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. Такова работа «Отдых на пути в Египет». Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца.

  • Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
  • Биографии великих и известных людей
  • Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес
  • Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)
  • Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)

Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя. Согласно историку искусства Мануеле Б. Мене Маркес, «в. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества.

Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо.

В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов. Это тема «Уличные ребятишки». Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) – их разрез, открытость, припухлость лоб – чуть покатый или прямой, нос – чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города.

Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. У ног ее, под пятой извивается змий – символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных).

  • Художник Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Испанская живопись с по век – Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Бартоломе Эстебан Мурильо (художник)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Дизайн и безопасность помещений серверных

У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой.

Художник писал картины и продавал их на ферии — знаменитой на всю Испанию севильской ярмарке. Таким образом, вероятно, что художник взял имя матери, последовав, тем самым, примеру Диего Веласкеса. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. галерее «Видение св.

Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Леандр» и «Св. Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков.

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. ХУДОЖНИК: Бартоломе Эстебан Мурильо/

Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». Через несколько дней это и произошло.

Бартоломе Эстебан 
Мурильо: картины 
и биография

Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ). Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой».

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. – работы, написанные Мурильо по заказу, поскольку несколько театральные вариации на тему детства Христа пользовались большой популярностью у публики. Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Содержание их в основном религиозное. И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями. Вот таким образом рядом со св.

Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения. Франсиско эль Гранде в Севилье.

художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы». Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века).

Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Представлена, вероятно, местная легенда. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство».

Впоследствии, Юсту и Руфину причислили к лику святых, севильцыже сделали их покровительницами города. национ. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Выделенные к настоящему времени работы Мурильо до 1645 года рисуют его мастером активного эксперимента.

А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции. и мадрид.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже. Lefort «M. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы.

Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584- 1640). Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его.

Серые тона неба светлеют к линии горизонта, справа высится желтоватая стена с невыразительным бледно-зеленым деревом. Легкими, почти прозрачными длинными мазками создает художник свисающий край белой пелены и складки занавески, плетение же корзины, наоборот, написано короткими ударами кисти. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. В 1668г. Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых.

Согласно записи в церковно-приходской книге, 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена был крещен сын цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес. В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св.

Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Леандр» и «Св. Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи. В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу. В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план.

Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие». Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье.

Эгидия (обычно известный как Кухня «Ангела», Париж, Лувр) и Смерть Св. Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве. Мурильо прожил всю жизнь в Севилье. Семейство со св. музее «Отдых св.

Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях.

Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

Основным цветовым пятном стал шарф ангела, карминно-красного цвета, с нежными переливами оттенков, легко развевающийся на фоне дымчато-серых облаков. Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи. В 1675—76 гг. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Поэтическому настроению его картин способствует мягкая цветовая гамма, красота форм и композиционных решений. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки. Murillo начал его художественные исследования при Хуане дель Кастильо в Севилье.

Фигура очерчена мягкими плавными линиями. В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Среда, в которую попал мальчик, оказалась благоприятной и вскоре, отметив его способности к рисованию, родственники определили его в ученики к Хуану дель Кастильо, на тот момент известному живописцу.

Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Изображение этого францисканского монаха, уроженца Пиренейского полуострова, как и других, почитаемых в Севилье святых, было особо важным заказом. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии.

Народ же Андалусии любил Мурильо за его жизнерадостность, лиричность, человечность, присущий ему дар занимательного и понятного рассказчика, за поэтичность, которой проникнут идеал красоты мастера, отвечающий национальным, народным вкусам и представлениям. В творчестве Мурильо, как и большинства других испанских художников, судьбы страны передаются отраженным светом. Среди крупнейших работ позднего периода – «Святой Фома Вильнуэва, раздающий милостыню» (1678 год, Музей изящных искусств, Севилья) и другие картины, заказанные монастырём капуцинов в Севилье (1665-1678 годы), серия работ для церкви госпиталя Ла-Каридад в Севилье (1674-1680 годы, ныне – в различных музеях) их отличают воздушная перспектива и динамичная композиция. Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки.

Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.

К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо. Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях.

На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Родился и всю жизнь прожил в Севилье, учился у X. де Кастильо. Три из них, так наз. Картина имела большой успех. Юсту и Руфину схватили и казнили. Bielefeld – Leipzig, 1904 H. v.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Глаза Девы Марии возведены к небу.

Ваганова. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью.

Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры». Мурильо превосходен в колорите и светотени. 1670 гг. Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей пестро одетые, веселые гитаны и пикарес – бродяги и шарлатаны ищущие легкой наживы. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони.

Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов». В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик».

В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п.

Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Некоторые исследователи полагают, будто на картине изображен святой Юнипер, другие считают, что это – францисканец фра Хуан де Неньюмеа. Семейство со св. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели. Изображения детей составляют большую часть живописного наследия художника, являя собой начало нового жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (1650), «Девочка с фруктами» (1655-60).

Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу.

Здесь мы видим безмятежный сон младенца, заботливый жест материнской руки с открытой ладонью, оберегающей дитя, спокойное нежное лицо Марии, надежную сень дерева, под которым она расположилась на отдых. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. В 1668г. Антония», в Имп. Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление.

В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. Вряд ли. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое.

В то время, расцвет жизни в Севилье, некогда богатой и процветающей, остался далеко в прошлом. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Все это подтверждается документами.

Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом. Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).

При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков. S. Miles в Kings Weston) однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее – «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в» Мигуэль Ма-ньяра имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля к 1655 г. отно сятся образа «Св. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви.

Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена. Три из них, так наз. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях.

По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Слитности Родины и Испании не существовало. Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор).

Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св.

Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи.

На руках у него осталось пятеро детей. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой. Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность.

Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Чем же так пленил испанский Апеллес искушенных европейцев. Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен.

Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Непорочное зачатие писали все испанские художники.

и мадрид. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. «Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. В 1678г. Knackfusz «M» в серии «монографий Кнакфуса».

Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад. Но жизнь продолжалась. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes» послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него) похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». «Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия.

Мурильо был принят в Братство милосердия. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо». Из Эскориала».

Популярный в XVII столетии тип испанской религиозной картины основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии ее родителями. Видимо, к началу 1640-х годов он обращает пристальное внимание на особенности караваджистской живописи тенебросо. Она представляет сцену из жизни испанского семейства. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный.

62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г. потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо послед ний покидает в 1639 г. Севилью и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых. Учился живописи он у Хуана де Кастильо. «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О.

Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства и неувядающую красоту севильских женщин. Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу.

1670-80 гг. Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает.

Свободно и весело текла в Севилье жизнь – в городе, таком удобном для всяких приключений. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы.

После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно. ГМИИ им. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.

Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров индейцев и все они перемешались в пестрой говорливой толпе. Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой.

В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета. Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало. Он очень часто писал различные варианты мадонн. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге.

Предлогаемая здесь схема трех фигур первого плана, данных на фоне резко сокращающейся прямой перспективы, превратится в дальнейшем в часто повторяемые варианты композиции с идущими Иосифом и младенцем Христом. Картины разительно отличаются друг от друга.

В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Величественностью замыслов. У плотника Иосифа настал час отдыха. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах. серой гамме, удивительно мягкий и теплый, кажется, он согрет жаром живой души художника.

Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. C. Williamson «M», London, 1903 г. A.

Поднятии Св. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. Его Мадонны (Благовещение, Мадонна в облаках, Мадонна с четками, Воспитание Марии и другие картины) – это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. et ses eleves», Paris, 1892 г. F. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо.

«Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома. Непорочное зачатие, заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя.

Мурильо обратился к теме мученичества. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св.

Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря.

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Наилучшим образом Мурильо представлен – кроме Севильи – в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки. Основные из них: «Св. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера.

Мир его образов оставался светлым и гармоничным, в нем господствовал идеал красоты, воплощенный в образе Мадонны, божественного Младенца, счастья материнства. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I C. G.

Антония», в берл. В мае 1665г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой».

Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Колористика шарфа прекрасно сочетается с фиолетово-серой одеждой ангела и золотисто-желтой корзинкой, стоящей на полу и даже с нежно-голубой подушкой в ней.

Архангел Рафаил с епископом Домонте. Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье.

Художник представлял Богоматерь не как прежде – молодой девушкой со скрытой грустью в глазах, прижимающей к груди Божественное Дитя, а неким абстрактным божеством. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим.

Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы. Только в Музее Прадо находится еще две версии. Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом. Это было для него страшным ударом. Годы1642-1645остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола. Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества.

В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Строгая и скорбная складка возле рта. На первый план явственно выступает тема мученичества. Антония», в берл. Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины.

Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам (Вознесение Мадонны, 1670–1680). из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». Лирическому настрою творчества Мурильо способствовала самобытная манера письма, часто называемая «воздушный стиль», для которой характерна нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой («Непорочное зачатие», 1652, 1660, 1667). Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц.

он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком». Мурильо создал новый в испанской живописи образ Марии — юной, хрупкой, грациозной севильянки, парящей в облаках, плавно и легко поднимаясь ввысь. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников.

Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. она сама была зачата «без вожделения». В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников.

Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры. Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Пушкина, МоскваТворческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовотельностью. Своими ли сюжетами.

На первый план явственно выступает тема мученичества. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой. Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор).

Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. В трогательные и нежные образы нищих и девочек. Внизу видны здания и улицы Севильи. L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г. P.

И вновь благодаря своему необычному стилю. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму.

Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Его избили плетью и распяли вниз головой. Дома у него появились чернокожие рабы.

Известность приходит к Мурильо в 1645 г., вместе с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Леандр» в соборе 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Но ученики уснули. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц.

Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией. Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково.

Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды. Таким образом, это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, т. е. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка. В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность». Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете.

Мурильо не был рожден борцом и не смог стать философом. Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Младенец держит в руке маленькую птичку.

Отлучая испанского короля от церкви, папа Павел VI дает ему следующую характеристику: Порождение беззакония, Филипп Австрийский, сын Карла именующего себя императором. К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Начинается довольно длинный ряд Распятий. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Испанский художник эпохи Барокко.

из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году— одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Замечательно, что и Мурильо уже в начале творческой карьеры формулирует эту проблему как чисто техническую, очень далеко отстоящей от мистической спиритуализации. Важной особенностью раннего Мурильо оказывается намечающаяся у него многоплановость, которой придается весьма характерный акцент. Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье. Это подтвердится, в частности, еще и событиями 1660-х годов, когда Мурильо попадает в историю, отдаленно напоминавшую вступление Веласкеса в рыцарский орден. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств. И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св.

В его руке корзина. Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.

Кончено. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св. национ. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета.

Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Ибо сюжеты его были не так уж новы. Мы видим мальчика идущего по улице. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ).

Искусство мастераавтобиографично. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ».

Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Антония», в Имп. Отмеченные тонким поэтическим чувством пейзажи придают особую привлекательность картинам из жизни святого Иакова (1660-1675 годы «Благословение Иакова Исааком» и «Лестница ангелов» – Эрмитаж). В 1668г.

Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Диего» или так наз. Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают.

Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Семейство со св. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св.

У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. Вместе с тем эта деталь показывает, что Мурильо воспользовался привилегией, а значит он был не простого происхождения. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. Сам колорит жанров Мурильо, сдержанный, построенный на коричневато.

Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Франциска, решил разыскать его.

В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование. Начинается довольно длинный ряд Распятий. Основные из них: «Св. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо). Ваганова. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св.

Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св. Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек и полностью божественен. В том году он нарисовал одиннадцать холстов для женского монастыря Св.

Один из монахов одолевает теологическую премудрость. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Он никогда не пытался изобразить абсолютно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею.

Нехитрое хозяйство простого плотника — верстак с рубанком, пила, прислоненная к столу и корзина с инструментами расположены на первом плане, но золотистый воздух комнаты смягчает их очертания, как будто растворяя в небесной дымке. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. Антония», в берлинском музее «Отдых св.

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Судя по тому, что этот монастырь был тогда самым большим в городе, Мурильо в свои двадцать четыре года уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме.

Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. В 1674г. Все персонажи очень характерны для Мурильо.

Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший художник города» в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности) приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре) в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad» для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Четко видны лишь столик с лежащей на нём книгой, букет лилий в тонкой стеклянной вазе и плиты простого пола.

До 1663г. Леандр» и «Св. Клэр (Дрезден, Gemldegal. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого. Августина, но, узнав о житии св.

Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Бонавентура» Сурбарана.

Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». В 1668г.

Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. В 1674г. Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа.

Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Леандр» и «Св. Они святые – но от мира сего, например, Мадонна с четками, несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис.

ряд своих шедевров из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House столь же значительна была и следующая работа мастера – для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина – в Кельнском музее) к концу 1670-х гг. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году. Фрэнсиса и мягко ярким стилем (как в Смерти Св.

Семейство со св. «Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно. В 1665г. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия.

Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему. Он оставил должность директора Академии художеств, вступил в Братство милосердия и вместе с детьми поселился в скромном доме госпиталя Ла Каридад, оставив прежнее роскошное жилище. На его работах, мы видим изображены в порыве фигуры, беспокойные блики света чередующиеся с словно бегущими тенями, сочетания красок хоть и изысканны, но чрезмерно резки. Очень тонко решен общий колорит картины. После смерти жены 1 января 1664г.

Стремление Мурильо к жанровой трактовке религиозной темы обнаруживают «Святое Семейство с птичкой» (около 1649-1650 годов, Прадо, Мадрид), «Бегство в Египет» (около 1647-1650 годов, Палаццо Бьянко, Генуя вариант – в Институте искусств, Детройт), «Поклонение пастухов» (около 1650 года, Прадо 1675-1680 годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу.

Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. Леандр» и «Св. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств).

Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св. Карьера мастера постепенно набирает обороты.

E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r. Таким эпитетом Мурилъо наградили в начале 1670-х годов, когда слава его была уже не только всеиспанской, но и почти всеевропейской. Диего насыщает нищих» (), «Чудо св. Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. И это странно.

Антония» для капеллы этого святого в соборе. В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. галерее «Видение св.

В действительности его работы в плане жанрообразия синкретичны, при этом в смысле старинных испанских традиций визуальной культуры. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. А. С. Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали. Заметно смятение чувств и двух кабальеро.

d. Gabelentz «M. Даже религиозные сцены представлены как события из народной жизни и пропитаны невероятным лиризмом. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж). В первом крупном заказе цикла картин для монастыря францисканцев в Севилье (1645-1646 годы наиболее известны «Сан Диего де Алькала раздаёт милостыню бедным», Академия Сан-Фернандо, Мадрид и «Кухня ангелов», Лувр, Париж) живописная манера сохраняет непрозрачность красок, плотность мазка, контрасты светотени. Почти – так как действительная европейская слава пришла к мастеру посмертно, после выхода в свет (в 1724 году) Испанского Парнаса Паломино, где помещалась его пространная, хотя и мифологизированная биография. Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены.

В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности.

Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо.

Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском.

Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. В его картинах юная прекрасная Мария, стоящая на полумесяце или земной сфере, легко возносится на небо в окружении гирлянд парящих, тающих в туманном золотистом свете миловидных ангелочков. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Там он познакомился с фламандской живописью и «Трактатом на Священных Изображениях» Molanus (Иэн ван дер Меулен или Молано). Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». Творчество). Три из них, так наз.

Мурильо два года работает довольно медленно. В 1645году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св. Если в первой половине 1670.

Но даже данная тема, сумрачная по своему звучанию, становится у Мурильо с годами все более скорбной. Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении.

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650). В 1675—76 гг. Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г. G. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника.

В 1675—76 гг. Семейство со св. Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным. «Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г. Curtis «Velasquez and Murillo. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед.

Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Она подкупает наивной непосредственностью.