Художник Бенуа Александр Картины

В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художн

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. – NT), устроенной В. В. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль – всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м.

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.

История гениального 
художника Александра 
Бенуа

История гениального художника Александра Бенуа

Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Русский музей стр. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». В семье было восемнадцать (. ) детей. Его детской мечтой было стать театральным художником.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом.

В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Бенуа создал иллюстрации к Пиковой даме (1899, 1911) и Медному всаднику (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа (1905).

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.

Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, представитель русского модерна, организатор многочисленных выставок, музейный работник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке».

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Русский музей). Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.

Художник Бенуа Александр 
Николаевич, картины 
и биография

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. А. Н. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года. В 1901-1903 г. г.

Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII – начала XIX в. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.

В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем».

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.

Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».

Русский художник 
Бенуа Александр 
Николаевич

Русский художник Бенуа Александр Николаевич

Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг.

Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Яркие пейзажи Вьетнама 
на картинах

Яркие пейзажи Вьетнама на картинах

Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Русско-финляндская выставка имела большой успех.

учился в гимназии К. И. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Словом 150 он театральный человек». Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры. Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Александр Бенуа (1870-1960). В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: Русская живопись в XIX веке (1901, 1902), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911), История живописи всех времен и народов (серийное издание, 1910-1917) и др. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.

  1. БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  2. Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  3. Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  4. Картины — Бенуа, Александр Николаевич

В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В 1885 – 1890 гг. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».

Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. С 1934 г. писал книгу мемуаров Мои воспоминания.

Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая сменяющие друг друга архитектурно-пейзажные декорации и тщательно разработанные мизансцены. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке».

  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  • Акварельный мир искусства Александра Бенуа
  • Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906
  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  • Картины БЕНУА Александр Николаевич

Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Серебряковой. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Они организовали кружок любителей искусства.

С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».

  • Художник Александр Бенуа Картины
  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.

Бенуа14. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Таким образом искусство действительно становилось синтетическим.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Сюрреалистические и фэнтезийные фотографии а
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность
  • Словари и энциклопедии на Академике

С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Именно там им были написаны «Версальские серии». Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.

Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа уже не делал, как правило, довольствуясь варьированием старого. К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа.

Они организовали кружок любителей искусства. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Там он работал главным образом в театрах. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. – NT) сообщил, что только что побывал там П. М.

Они составляют едва ли не половину его наследия. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации.

К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».

Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед — архитектором, много строившим в Петербурге и Москве.

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Шаляпина и З. Е. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Мая и посещал классы Академии художеств.

Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). Их обычно связывают лишь с именем С. П. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

В 1898 году вместе с С. П. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве».

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Бенуа также редактирует и журнал Художественные сокровища России. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Они организовали кружок любителей искусства. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. См. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.

Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». Из письма художника к Ф. Ф. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока.

Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. 8. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.

В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Оба художники. Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.

Именно там им были написаны «Версальские серии». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».

Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника. Александр Бенуа был женат.

Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. В молодости, зарабатывая деньги архитектурой, Альберт во всякую свободную минуту вырывался на дачу в Парголово или в Петергоф – рисовать этюды. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала Мир искусства. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.

Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.

Совершал длительные заграничные поездки. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.

Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.

Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. С 1901 — 1903 г. г. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.

Искусство являлось наследственностью в его семье. Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых – в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад). Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

Почувствовав это, А. Н. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть.

Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Л. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов.

Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Очень трудолюбив. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Он не мог иначе. Серебряковой. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.

Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. «Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» – фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895.

Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904). В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert (История живописи XIX столетия Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали История русской живописи (1901 — 1902), Русская школа живописи (1904), Русский музей императора Александра III (1906), Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910), История живописи всех времен и народов (1912 — 1917, осталась незаконченной). В 1848 году он получил звание академика, через два года был назначен главным архитектором Петергофа, потом стал главным архитектором Императорских театров и председателем Петербургского общества архитекторов.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

«Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Это был «Павильон Армиды». Для балета Павильон Армиды (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто.

Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы.

Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Что говорили о выставке молодые художники. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133».

Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 – 1898). статьи о Льве Баксте- части 28, 29).

Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Детство будущего художника прошло в Петербурге. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06).

С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны".

Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Шаляпина и З. Е. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. 3.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении».

Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. К балету И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее – Общества) русских акварелистов, а позднее – первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Оба художники. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.

Проявивший себя во многих жанрах: в литературе, живописи истории искусства, критике, режиссуре, — Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.