Художник Босх

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Босх – художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника.

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Пастыри и паства совместно беспутствуют. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Только природа остается чистой, бесконечной. Третьи убеждены, что Босх был еретиком.

У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Это аллегория греховной жизни людей. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Скончался Босх в 1516 году.

Мистический художник 
Иероним Босх

Мистический художник Иероним Босх

В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.

Это единство закономерно и естественно. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Нико Пиросмани: 
9 фактов о голодном 
грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Его техника называется алла прима. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д.

Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся). Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. По словам автора Walter Bosing, для Босха это работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год.

Иоанна. Соколов). Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Триптих «Поклонение волхвов» (ок. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».

Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын».

Спорна центральная часть. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия.

Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Возможно, Босхом двигал коммерческий интерес: ему стали поручать оформление различных церемоний, росписи в храме и т. п. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Сюжет религиозный. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.

Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Ключ — также символ познания. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Братство проповедовало культ Девы Марии.

Зимние пейзажи выдающихся 
художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. – так писал о ней Р. Б. Климов. Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).

Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Его полуобнаженное тело все в крови.

Вася Ложкин – самый 
известный художник 
Рунета

Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. А это не что иное как символы смерти. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Богатая, цветущая страна попала под власть австрийских Габсбургов. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен.

Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Творчество Босха, наивное и изощренное, традиционное и новаторское, все еще завораживает мир ощущением какой-то тайны известной одному художнику. А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет».

Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.

Так, лестница обозначает путь к познанию. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).

Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.

Сатира в произведениях 
художника

Сатира в произведениях художника

Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.

  1. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  2. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  3. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  4. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  5. композиция Видения загробного мира
  6. Аллегория чревоугодия и любострастия

Картина Босха показывает корабль. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.

12:1). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Мастер далеко не всегда подписывает свои работы и никогда не ставит даты и вот таким образом о развитии его собственного стиля можно судить лишь очень приблизительно. Оригинальные названия многих творений Босха затерялись, а нам известны лишь те, что значатся в каталогах.

К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамскким, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. В живописи ему было интересно абсолютно другое.

Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть.

  1. Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)
  2. Босх ИеронимКартины и биография
  3. Биография Иеронима Босха, перечень картин
  4. Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Климов пишет: «Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла».

Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков.

  • Загадочное творчество Иеронима Босха
  • Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Ад изображен в правой части триптиха. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.

В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, – большие алтарные триптихи. А сзади него жизнь, покидаемая им. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Меня зовут Лубберт Дас». Позже он был подвергнут преследованию и наказан инквизицией по обвинению в колдовстве.

  1. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  2. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  3. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  4. Самые красивые города в вечернем освещении
  5. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Только природа остается чистой, бесконечной. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.

Как воссоединится душа с телом. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Религия перестала быть единственной сферой духовной жизни человека.

Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».

  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

Это – кощунственная для церкви мысль. Темой Искушения св. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных. Лишь 7 творений Босха подписаны. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.

На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Общая характеристика творчества
  3. Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
  4. Триптих из коллекции испанских королей
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Художественные произведения Босха
  7. Документальные фильмы о Босхе Править
  8. Димитрий, святитель, митрополит Ростовский

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.

  • История древней Центральной и Южной Америки

Сатира – одна из сторон живописи Босха. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Жена происходила из состоятельной купеческой семьи и Босх приобрёл значительное влияние в городе. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).

Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе.

Живопись Босха – пророческая. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Он – живое обличение глупости и безбожия. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

Босх – был личностью весьма интересной. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Художник был не только живописцем, но и неплохим кузнецом.

И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Перед странником лежит ненадежный мостик. Это единство закономерно и естественно.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Босх стал свидетелем утраты Нидерландами своей независимости. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).

Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. По своему назначению многие из произведений Босха вполне соответствуют традиционному для того времени месту искусства в жизни. В одном из самых своих грандиозных произведений – триптихе «Сад наслаждений» – Босх создает яркий образ греховной жизни людей.

Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.

Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.

В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.

в боковом пределе) братства. Иероним впервые упоминается в 1480 году в качестве члена религиозного «Братства Богородицы», которое спустя несколько лет он возглавил.

Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Детей в браке, по-видимому, не было.

Первая из них по внешним признакам — жанровая. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Обычно Босх работал в технике «алла прима», то есть писал картину сразу, без предварительных прорисовок и эскизов.

Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Но разве тут дело в св. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.

Босх без колебаний избегает больших форматов. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Картина называется «Искушение святого Антония «.

Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям относить художника к самым разным религиозным и философским направлениям. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.

Это блудный сын, уходящий в отчий дом. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.

На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Меня зовут Лубберт Дас».

В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.

Перед вами – репродукция картины Босха. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков».

Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Лишь семь творений Босха подписаны. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.

Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»). На другой картине, «Воз сена» изображены неверующие на пути в ад, который также находится на земле. Ерун ван Акен родился около 1453г. Что же мы видим у Босха.

По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.

Это подтверждает изображение обнаженных мужчины и женщины, открыто трогающих интимные части тела друг друга. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан.

вХертогенбосе (Брабант). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Сюжет религиозный. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.

Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.

Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов. Воображение – фантастическое. Творчество Босха загадочно.

Это здание, привлекшее к себе внимание скитальца, по Босху и есть все мирские соблазны, которые дьявол посылает людям. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Юный Иоанн, нежный профиль которого рисуется на фоне горы, словно весь превращен в слух, стараясь точно записать слова Откровения, диктуемые ему ангелом. Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать.

Другой объелся до рвоты. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха.

Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и, прежде всего, чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость» (М. Н. Бог видит «.

Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Отрезанная нога — символ ереси. Жизнь его протекала внешне спокойно. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. И все же лучше судить о Босхе по его работам. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.

Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Воз символизирует человеческую славу, успех, богатство, достаток в погоне за которыми, люди всегда были готовы положить даже свои жизни. Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба.

Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Но даже если учитывать все известные и неизвестные нам утраты, а также все, что ему приписывается, число созданных им произведений получается сравнительно небольшим. Стрела — символ зла.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Босх превратилискусствов зеркало современного мира.

Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.

Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. В поисках разгадки картин Босха исследователи обращались и к фольклору и к астрологии и к жанру средневековых театрально-религиозных мистерий, а в последнее время и к психоанализу. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.

В наиболее значительных работах художника – «Садах земных наслаждений» и «Возе сена» – преобладают чудовищные существа. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Вот таким образом логично предположить, что сова, хищная ночная птица, символизирует тёмную сторону человеческой природы. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами.

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Лишь семь творений Босха подписаны. Может быть, это объясняется той тщательностью, с которой он выписывает каждую деталь в своих композициях. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.

Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость.

Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. в Хертогенбосе (Брабант). «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.

Лишь семь из них имеют подписи. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. 1505, Берлин, Государственные музеи).

Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.

В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Нет на картинах и дат. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Это уже безнравственность и блуд.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

рядом). Ван Акены – потомственные художники. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Его отец и дед, Антониус и Ян ван Акены, также были живописцами. Р. Б.

Св. Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.

Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Лишь 7 творений Босха подписаны. Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.

На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много.

Еще одна тайна связана с могилой художника. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Эта культура, с ее верой в колдовство и демонов, с постоянным страхом перед проклятием Страшного Суда, наиболее отчетливо проявляется в искусстве Босха. Внизу под ним буйствует Жадность. Ерун ван Акен родился около 1453г. Его доски и опоры могут не выдержать его веса.

На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.

после грехопадения. После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.

Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя. Л. Д.

Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.

В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.

Безжалостность – вот что она значит для живописца. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. Как-нибудь объяснить его затруднительно.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Его техника называетсяалла прима. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

Его техника называется алла прима. Но Босх не отрекся от друга и продолжал видеться с ним. Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: мир – это воз сена и каждый старается урвать с него сколько может.

По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун. мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок.

По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Рядом сидит в кресле тучный монах.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Чтобы показать презренность и хаос зла, художник создает образы, сочетающие предметы и живых существ.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. А сзади него жизнь, покидаемая им. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».

Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.

Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Фигура смотрит через плечо на свой зад – слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. Общий мрачно-бурый колорит оживляют только светлые тона белого плата и голубоватого головного убора Вероники.

Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Босх не указывает конкретно на грешника. На черном фоне расположен под ним Ад. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.

Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни.

Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Его техника называется алла прима. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал.

(Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.

Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Неизвестна и дата его рождения. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Но разве тут дело в св. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.

Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.

Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.

Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. По Писанию они все еще закрыты. Св. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Это было последнее произведение Босха. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими.

Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и вот таким образом достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.