Художник Гибель Помпеи

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3696.

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Брюллов приезжает в Помпеи и некогда разыгравшаяся трагедия живо предстает перед его глазами. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.

Иван Константинович 
Айвазовскии (Русский 
художник)

Иван Константинович Айвазовскии (Русский художник)

3176). В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Не менее восторженный прием встречает Последний день Помпеи и в России. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.

  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • Гибель Помпеи, Айвазовский – описание картины
  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Описание картины «Гибель Помпеи»
  • «Последний день Помпеи» картина Брюллова
  • Гибель Помпеи, погрязшего в разврате (5 фото)
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Огромные мятущиеся толпы покидают гибнущий город.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»64. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля.

Так произошла гибель Помпеи. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. У него совсем не такая толпа, как на улице. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.

  1. Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича
  2. Наброски картины «Гибель Помпеи»
  3. Последний день Помпеи – математика и искусство
  4. Открытка (плейкаст) «Гибель Помпеи»
  5. Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе69. От своего брата Александра он уже не раз слышал о Помпее. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Это стоило ему жизни. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»125.

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон – этими строками откликнулся Александр Пушкин на прибытие в Петербург знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», которое по праву можно назвать манифестом русского романтического искусства.

Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»114. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Но кому именно они молятся. Последний горячо поддержал идею художника и стал заказчиком этой работы. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.

  1. О сюжете картины «Последний день Помпеи»
  2. На стыке классицизма иромантизма
  3. Описание картины Айвазовского «Гибель Помпеи»
  4. Описание картины Последний день Помпеи
  5. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»101. И все же они не могут оставить друг друга. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Недавно произошло несколько незначительных обвалов в римском Колизее. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Группа сыновей — воина и юноши, несущих старого отца, довольно рано появилась в рабочих альбомах Брюллова.

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Анны 3-й степени. Почему.

  • Брюллов-театральный постановщик
  • Фотоджоин — Информационный ресурс интересных историй
  • Анализ картины «Последний день Помпеи»
  • Памяти Помпеи: произведения искусства
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Перед этим в некоторых других домах Помпеи произошли незначительные обвалы и еще два древних «домуса» находятся в состоянии риска».

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ73. И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой».

Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.

  • Последние комментарии (всего 2)
  • Сначала она хотела выглядеть как Ким Кардашьян, но потом увлеклась и стала похожа на силиконовую куклу
  • 5 качеств женщины, которую мужчина никогда не забудет (даже если встретит другую)
  • 15 сногсшибательных идей главного тренда этой осени — буквы и слова на ногтях
  • Забавные смс-переписки, которые могли случиться только с очень близкими людьми
  • Топ-5 лучших сериалов об интимной жизни и отношениях

Вглядитесь в эти образы. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Последний день Помпеи производит фурор как на родине мастера, так и за рубежом. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»83. Но ты, мой друг, мизиец мой стыдливый. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Его картина Всадница несмотря на свою поэтичность и изящество (на картине изображена Джованина Паччини) очень тонко передает характер и внутреннее настроение героини.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ97. Мать стремится укрыть детей. Нет, не вообще их не было – не было в 79 г., во время извержения.

  • Никакой политики, только юмор: 10 ужасно смешных комиксов с неожиданной концовкой
  • Видео: Выставка к 195-летию Ивана Айвазовского в Ростове

Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.

Накануне извержения вулкана Везувий древний город уже пострадал от сильного землетрясения. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью64. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно.

Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. «Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно. Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»111.

Почему сказкой. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»60. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»64. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.

Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)91. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»155.

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа63 и другие. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Извержение злосчастного вулкана началось среди белого дня и продолжалось целые сутки. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Иначе однажды Помпеи действительно могут погибнуть навсегда. Она передана художником в образе кораблей, которые пытаются спастись от ужасной гибели.

Работали лавки, в храмах курились благовония, а в городском театре готовились к представлению – в этот день должны были состояться очередные бои гладиаторов. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Его там просто нет. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Они навек остались лежать в тех же позах, в каких их настигла смерть. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

Для спасения оставался только путь через залив. Выставка 1833 года в Милане становится началом триумфального путешествия картины по городам Италии и Франции вплоть до залов Лувра. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Критики дружно бранили Брюллова. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

М-7267. Г-176)135. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»120. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ142 2) графический эскиз из ГРМ133 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)143 4) 1-й графический эскиз из ГТГ144 5) живописный эскиз из ГТГ145 6) графический эскиз из МИХМ146 7) 3-й графический эскиз из ГТГ147 8) живописный эскиз из ГРМ148.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков. ) Уильям Тернер. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Последний день Помпеи с успехом демонстрировался в Риме (1833) и безо всякого успеха в Париже (1834): для французов такой компромисс между романтизмом и академизмом был уже вчерашним днём. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. Его картина Всадница несмотря на свою поэтичность и изящество (на картине изображена Джованина Паччини) очень тонко передает характер и внутреннее настроение героини. Несмотря на значительные успехи в портретной живописи, Брюллов стремился к большому историческому произведению.

За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Была кромешная тьма, сверху непрерывно летела легкая и пористая пемза. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Но надежда на спасение для героев всё-таки есть. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»75. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.

Коктебель 1853 г написанная на фоне заката и легендарной горы Кара-Даг, так как, Айвазовский много путешествовал и часто бывал в Италии покорившей художника своими красотами, одна из работ картина на фоне ясного вечернего неба с низкими кучевыми облаками в безветренную погоду Итальянский пейзаж 1858 г. Очень драматическая картина с кораблекрушением близ горных скал на фоне тучного неба с закатом Кораблекрушение у Афонской горы 1856 г. с более скромной по цвету палитре штормовое море с тонущим судном Буря на северном море 1865 г. И иногда художник обращался к библейским сюжетам, это демонстрирует картина Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. В историю русского искусства образ города навсегда вошел благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Древний город Помпеи, погибший в результате извержения Везувия в 79 году н. э. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Позднее Брюллов поступил в Академию художеств и окончил ее в 1821 году. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Он принимает решение остаться на ночь в доме Помпониана. Критики дружно бранили Брюллова.

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Страдания, страх, горе перед случившимся отражают лица персонажей его картины.

А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799.

Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Брюллов охотно применил неожиданные, подчас контрастные сопоставления : рядом изображены бегущие люди и парализованный старик разбившаяся мать и ребенок, воплощающее смотревший «на живую сцену смерти» нежное лицо этого ребенка и тут же, по сторонам его, узловатые пальцы ног старика. Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»59.

Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. Россия торжествовала. (1799—1852), русский художник. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»105108. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город.

Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»120. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях74. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344.

Примечательно, что само полотно было написано всего за 11 месяцев, все остальное время ушло на подготовительную работу. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»166. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова).

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»165. Его там просто нет. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского8687. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930.

Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)141. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»10596.

Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Ее дом находился у подножия Везувия, в Ретине (В других вариантах Ретина или Ресина, оказывается именем этой женщины). С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии.

Возможно именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. 1834 г. Грандиозные исторические события, катаклизмы, трагедии, падение империй-эти темы всегда волновали художников, писателей, деятелей искусства. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу.

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Закрыт на реставрацию на длительное время дворец императора Нерона «Domus Aurea», где произошли уже серьезные обвалы. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »153. Именно в этом видна удивительная сущность неподражаемого художника Брюллова.

Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Путем алегории, через образы древнего мира, художники стремились передать современность.

Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. За четыре дня город засыпало почти семи метровым слоем камней и пепла. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. А как известно, трудолюбие в творчестве, это 90 процентов успеха. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Реставрация заключалась в том, что Венере и Марсу были добавлены недостающие «конечности», что вызвало многочисленные протесты историков и реставраторов. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Но пока карета преодолевала долгие 240 км из Рима в Неаполь, Везувий перестал куриться и задремал Этот факт очень огорчил художника, ведь он мог стать свидетелемпохожей катастрофы, увидеть ужас и зверство разгневанного Везувиясвоими глазами. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас111.

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Опыт был потрясающим – вместе с братом он попал на раскопки фантастической Помпеи. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

– Древние стены не выдержали тяжести бетонного потолка, надстроенного в 50-е годы вместо того, который пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны. Он (К. Молодой художник обладал неординарным талантом и был очень трудолюбив. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». Однако в целом ситуация с культурным наследием Италии остается не простой.

С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»124. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »58. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта.

На днях в сицилийском городке Джела рухнул портал церкви XV века. В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Огромные мятущиеся толпы покидают гибнущий город. У Геркулесовых ворот тела погибших лежали чуть ли не вповалку груз домашнего скарба, который они тащили, оказался для них непосильным. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы.

Именно в этот момент застал художник своих героев.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)139140. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)80.

На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51.

Однако позднее и туда проникали серные пары. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11996. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Группа помпеянца, пытающегося укрыть свою семью плащом, появилась в альбомах Брюллова на относительно ранней стадии работы над картиной. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени70 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года71). Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины. Ж-5081)136137.

Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Карл Петрович Брюллов родился в 1799 году в Петербурге, в семье художника. Приняв это предложение, в августе 1822 года братья покинули Петербург и отправились в зарубежную поездку — сначала в Германию, а затем, в 1823 году, в Италию, где они поселились в Риме2122.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»84. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Этими мыслями он поделился с Демидовым. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. «Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно.

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3696. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Только к осени 1833 года работа была завершена54. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. В этом заключалась философия и эстетика романтизма.

Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Итальянский полдень» великолепного художника.

Например, разрушения Содома или египетские казни. Яркое солнце заливало улицы города.

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. 15734, также из собрания Остроухова)131132.

Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Чистая и целомудренная (лат. ). По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины98. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»136. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Из 20 тысяч жителей города во время извержения погибло около 2 тысяч. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. В начале января 1836 года77 (по другим данным, в конце декабря 1835 года78) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Этого мало – они падают с двух сторон (на эскизе была изображена только одна наклонившаяся статуя), сужая и без того небольшое пространство, замыкая и (в проекции) покрывая целиком оставшуюся еще живым площадь. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской.

«Обрушение «домуса», где происходили тренировки гладиаторов и хранилось оружие, последовало в результате протечек из-за сильных дождей, – заявила на встрече с журналистами консультант ассоциации «Наша Италия» Мария Пия Гуэрманди. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»156. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Жених уносит бесчувственную невесту. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой61 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»62.

Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Карл Петрович Брюллов родился в 1799 году в Петербурге, в семье художника.

Позже картина «Последний день Помпеи» удостоилась оглушительного успеха в Италии и, прежде чем прибыть в Россию, была выставлена в парижском Лувре, получив золотую медаль Салона. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»164. Она передана художником в образе кораблей, которые пытаются спастись от ужасной гибели.

Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»158.

Извержение Везувия. С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. Лишь через 200 лет в 1748 году ученные заинтересовались римскими развалинами.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Полотно, которое писатель увидел на выставке в Милане, стало одним из источников его творческого импульса, а христианские мотивы в романе, возможно, были связаны с образом священника изображённого Брюлловым76. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. На картине вам не удастся найти главного героя. Казалось, что город скрылся с лица земли. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)116. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением.

Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»104. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой.

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. 3175)131. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа.

Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.

Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Доминирующий цвет на картине – красный. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т.

Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Кто мог их раскидать. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»154. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. И совсем уж неожиданным явилось затопление археологической зоны этрусского города Вульчи, произошедшее по вине энергетического колосса Enel, решившего открыть шлюзы дамбы на реке Фьора. Они заглушают его своею красотою»150.

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Кажется, что кроме гибели они больше ничего уже не ждут, глядя на страшенные небеса. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы. Вспышки молний освещают лишь передний план. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»126. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года.

По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Мать стремится укрыть детей. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»150151.

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники85. и А. Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36.

Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. «Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Особое внимание Брюллов уделяет прорисовке лиц, чтобы передать панический ужас и смятение жителей умирающего города. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. И лишь немногим удалось спастись. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Весь город стекался дивиться ей»9. А то, что нельзя было продать, разрушали. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»103. Брюллов получил известность и признание в Италии.

Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»105108. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. В 1889 году художник создаёт картину под названием «Гибель Помпеи». Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. У него совсем не такая толпа, как на улице.

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6614.

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию.

Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов – мужчина в левом углу. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»152. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии.

Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Одна из них Итальянский полдень. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23.

Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Свои первые шаги в живописи он сделал под руководством отца и старшего брата. О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини103, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)121122. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31.

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Он лег на разостланный парус, надев на голову подушку, предохранявшую от падающей пемзы. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Он искал сюжет для своей будущей картины. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »7980. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Совершенство результата достигается виртуозностью самых необычайных тоновых ньюансов. Не обошли своим вниманием это историческое событие и художники.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. В ранних эскизах Брюллов располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень72. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)130.