Художник Ракша

С 6 декабря 2007 г. по 20 января 2008 г. впервые за 15 лет открыта персональная выставка выдающегося русского живописца, графика, художника кино Юрия Михайловича Ракши (1937 – 1980). В 1978 г. Институт астрономии Российской академии наук открытую планету солнечной системы (между Марсом и Юпитером) 3332 наименовал «Ракша» – в честь выдающегося русского живописца и художника кино. Юрий Михайлович Ракша (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов 2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

Именно Шепитько, весь ее духовный и художнический характер, ее личность режиссера-подвижника («Она всегда волновалась, была открыта», — сказал о ней Ракша) обратили художника к ого новому замыслу. Итак, автор полотна – талантливый художник Юрий Ракша. С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963-м. Картина Юрия Ракши «Современники» была представлена на Всемирной биеннале молодых художников в Париже в 1971 году. Именно Шепитько, весь ее духовный и художнический характер, ее личность режиссера-подвижника («Она всегда волновалась, была открыта», – сказал о ней Ракша) обратили художника к ого новому замыслу.

Ракша (Теребилов) Юрий Мефодьевич (1937-1980) — советский художник. И вот тут сказалось убеждение Ракши, к которому он пришел прежде: если призвание художника в постижении человека, то в живописи он скажет больше. Васильевская, 13) состоится вечер памяти Юрия Ракши, который проведёт вдова художника – писатель, лауреат многих литературных премий Ирина Ракша.

Юрий Михайлович Ракша (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов 2 декабря 1937— 1 сентября 1980)— советский живописец, художник-постановщик кино. И вот тут сказалось убеждение Ракши, к которому он пришел прежде: если призвание художника в постижении человека, то в живописи он скажет больше. Таир Салахов: «То светлое, надёжное, что родил художник Юрий Ракша в трудные десятилетия жизни страны и жизни собственной, подтверждает бессмертность искусства». Кроме того, я уверен, что Юрий Ракша на сегодня – один из лучших русских художников. ». Ракша – еёдевичья фамилия, которую художник взял и себе, когда они поженились, – настолько был влюблён в свою Ирину любовь эту он пронёс, не расплескав ни капли, через всю свою жизнь.

Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В. И. Но в плену оказалась и Шепитько. Не было мелочей, всё должно было работать на драматургию будущего фильма. Каким-то чудом он вырвался и побежал. Работал над своим «Полем Куликовым».

По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов «Время, вперед. », «Дерсу Узала» и «Восхождение»). И будет до конца. Он взял машину и уехал к берегам Непрядвы. Да, воля деятельная, вечнотворящая. Через несколько лет он часто будет вспоминать о своем беззаботном детстве в Черниковске. Как увидел его в книге Быкова, как провидел.

  • Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский художник
  • Ракша Юрий Михайлович – Биография
  • Художник Юрий Михайлович Ракша картины
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Ракша, Юрий Михайлович

«Для дам» был популярен дешёвенький сладкий «Пунш». На зимнее, тёплое – денег попросту долго не было. Это моё обобщённо-созерцательное, символическое толкование пейзажа. Но тут действует не только срединная глава картины, но и весь триптих: художник сообщил всем трем частям полотна одну линию горизонта.

Вернулся, чтобы приковать себя к полотну. Он пришёл в мир много позже меня и ушёл так рано. В Москве жил брат отца, работавший полотёром.

  1. Отрывок, характеризующий Ракша, Юрий Михайлович
  2. Русская Стратегия – радио Белого Движения

Предвкушая домашний пир, он даже не притронулся к ним, так и понес. Оформил более 10 художественных фильмов, среди которых «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение». В тебе. Безнадежный лейкоз. Именно принимает, а не уже принял.

Ракша, Юрий Михайлович 
 (2 декабря 1937 
— 1 сентября 1980)

Он работал, как никогда. И мы боролись с ней, как могли. Может, все 600 лет». О роли художника ЮРИЯ МИХАЙЛОВИЧА РАКШИ (1937–1980) в истории русского изобразительного искусства сказано немало высоких слов. В те годы издаваемый миллионными тиражами «Огонёк» публиковал в каждом номере репродукции картин выдающихся русских живописцев-классиков. К тому времени фанерный чемоданчик юного художника уже был полон вырезками из «Огонька»: Саврасов, Левитан, Серов. Л. Шепитько).

И вот они – милые коренастые дубки над почти неподвижной далеко внизу рекой. Вчера, когда машина вошла в пределы поля, та далекая ночь явственно встала в сознании. В этот последний год жизни (о котором мне следует, хотя очень больно, еще писать и писать) успел очень многое. На фоне русского пейзажа, «темы Родины» — как говорил Юрий Ракша — изображены жена и дочь художника.

Впрочем, понятие «Продолжение» и песет в себе «Заповедь». Но после каждого такого возвращения со станции, под утро, Юра буквально валился замертво. На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Вот этот факт почему-то ранил его. Но, не смотря на это, никогда не переставал заниматься живописью. Известность Юрию Ракше принесла картина «Моя мама» изображающая молодых строительниц Магнитогорска 30-х годов.

В музее киностудии «Мосфильм» хранится многое, что рассказывает о Юрии Ракше. И рок танцевали и твист.

А жизнь сокращалась, как шагреневая кожа. «Знаешь, что такое счастье, – сказал он негромко. Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Но трижды счастлив тот человек, которого природа наградила даром остановить это мгновение. У него было обостренное чувство патриотизма. Директор учебного заведения сразу же без колебаний зачислил Юрия, причем в пятый класс.

И это, наверно, надо сказать о самом художнике, особенно в нору работы над «Полем Куликовым», в последний год его жизни. Как у Юры. Киностудии «Мосфильм» художником отдано 17 лет.

Переборол океан и побывал на Кубе. Он часто путешествовал, где и создавал свои эскизы, наброски, рисунки и картины. Она старательно обирает с белых картофельных плетей вырытые мёрзлые клубни. Картина — воспоминание. Только травы приникли к стеклу да у самой машины глянул отвал свежевспаханной земли.

Родился в Уфе, в рабочей семье. У него была тяга к перемене мест. Бронзовой краской окрашивались края осенних листьев для эффекта светящегося ореола.

И я и Расул (Гамзатов) и Кайсын (Кулиев) любили бывать у них. Он писал своим красивым ясным почерком. И он успел. Даже актера на роль Сотникова подбирали по эскизу художника.

Будто бы сама судьба подсказала художнику это его решение, сам смысл песни, ставшей последней: нет в том соревновании достоинств, которые извечно явил в себе человек, велико место ума, таланта, способности чувствовать и любить. То были годы первых пятилеток, пора безудержного энтузиазма молодежи.

М. В. И друзья ценили его. Специалисты уверяли его в том, что жить осталось максимум месяц. И тот её увёл. Они аккуратно вырезались юным художником, постепенно собираясь в коллекцию, «домашнюю Третьяковку».

Конечно, «Поле Куликово» — единственная из известных нам работ Ракши на тему русской истории и как бы стоит особняком. И, одновременно, время разорения деревни. Хотелось меньше антуража – ближе к полюбившимся героям. Ракша написал своеобразный портрет Сотникова.

И я и Расул (Гамзатов.

Но не хотелось заниматься репортажем. А в ноябре того же года врачи вынесли ему страшный приговор: рак крови. Мы были на всех его выставках, которые вы проводили в Москве. Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Через некоторое время на свет родилось похожее полотно. 1980 год был последним годом его сорокадвухлетней жизни. Можно забыть его лицо, глаза, руки. Премию дали только двум мертвым, погибшим ранее.

Мне казалось, что эту рыцарственность, в чем-то уникальную, муж науки принес из того века. В 1963 году с отличием закончил институт и был приглашен работать на киностудию «Мосфильм». Он умел любить, умел увидеть их по-своему, как-то особенно. Ему пытались объяснить, что у нас это не очень-то принято, но старик был непреклонен. Спасибо. Его держало "Поле".

Их духовная и физическая красота сливались для меня в гармоническом единстве». И будет до конца. Тот, кто знает Ирину Ракшу, все поймет. Каким он будет, что предстоит им построить. Так, на пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела» Хотя большая часть фильма была отснята в подлинной дальневосточной тайге, так называемая естественность тайги создавалась, конечно, участниками съёмок и в первую очередь художником-постановщиком Ю. Ракшей. Множество фотографий, рисунков и широкие поля, на которых можно было рисовать.

Эстетические переживания у детей вызывает живопись, учителю удаётся создать такую атмосферу, что у учащихся возникает желание выразить зрительные впечатления в форме высказывания, учащиеся учатся выражать свои чувства и мысли. «Моя малая родина станет и уже стала частью всего большого, открывшегося мне в моей жизни, частью всего мною сделанного, частью меня самого», – писал уже получивший огромную известность художник. Но, он не искал легких путей. А сострадание по его мнению означало «пережить что-то вместе с кем-то». Калинина в Уфе, которой руководил Г. В.

Да не об этом ли «Поле Куликовом», хоти оно отброшено волной времени на расстояние долгих шести веков. Но скрывал от меня. Именно тогда и появилось и стало расти в Юре чувство какой-то обособленности, отрешенности даже.

Красиво и аккуратно, как всё, что он делал. Но все же, все же. И он успел. «Для меня эмоция, переживание, сопереживание — это самое дорогое в картине.

Они аккуратно вырезались юным художником, постепенно собираясь в коллекцию, «домашнюю Третьяковку». Но, что – то ему подсказывало, что не все потеряно и его ждёт большой успех. Потом Ракша говорил: «Взяла в плен». Мустай Карим продолжал: «У них был открытый и светлый дом. (Единственная ремиссия). Назвали – в честь Анны Карениной – Анечкой.

Картина «Воскресение» не была просто детским воспоминанием. Потом у нас родилась дочь. Это был «Сотников» Василя Быкова. Есть в этой картине такое, что хочется назвать «Заповедью». Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Но подалась она туда не от хорошей жизни. И по этой дороге, по морозцу бежала домой через весь поселок Таня.

Но дорога оказалась слишком длинной – пряники кончились. Перед боем надевали новое исподнее, свежевыстиранное, снежно-льняное, как велел обычай. – И. Р. ) и Кайсын (Кулиев. В Москве поступил в среднюю художественную школу при институте им. В одной из сцен фильма казнь главного героя напоминала распятие Иисуса Христа. Ну что ж, тут есть над чем подумать: может и настроение.

Кинематографические впечатления творчески воплотились во многие живописные замыслы. Первые шаги в искусстве Юрий Ракша делал в изостудии дома культуры им. Я скрывала точный диагноз – лейкоз, но летом 1980-го он уже догадался о неизбежном исходе.

К своему детству Юрий Раиша вернулся через два года после картины «Воскресенье», написав полотно, которое назвал кратко «Тыл». Там меня встретили давнишние и знакомые звуки пилорамы, запахи свежего дерева, крашеных полов, беленых барачных комнат – все как из детства. Но одно у всех общее — талант и обострённое чувство совести, соучастия. Казалось, он явился в мастерскую во всеоружии замысла. Шепитько знала о решении Юры уйти из кино, однако дала ему прочесть «Сотникова».

Шесть в Москве и по одной в Питере и в Сергиевом Посаде, где, по заказу владыки Питирима, с триптиха «Поле Куликово» были сделаны две копии. Мы жили жадно. Я перечислю лишь часть имён. Так, зрители – современники Магнитостроя отмечали в письмах к автору полотна «Моя мама» высокую психологическую достоверность произведения. Отложив кисть, он только что отошел от мольберта. Не было мелочей, всё должно было работать на драматургию будущего фильма. Может быть, действительно верно впечатление, что у «Поля Куликова» локальное место в системе творчества Ракши.

Это монументальное полотно насыщено глубокой драматургией и патриотизмом. Есть в этой картине такое, что хочется назвать «Заповедью». Он пришёл в мир много позже меня и ушёл так рано. Да, это было, пожалуй, самое незабываемое – ночь на поле битвы.

Написал ряд статей. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Здоровья он был не богатырского. Шепитько была потрясена точностью этого видения.

Ночь была тихой и звездной. У него была тяга к перемене мест. Его дар был таков, что всё ему было по плечу». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. " Пальцы его красивых спокойных рук были в свежей краске.

«Как в зеркало, мы смотримся в мир и отражаемся в нём, – писал Ю. Ракша, – картины художника – это отражение мира и его самого» Да, личность художника, его сущность – в созданном, написанном им произведении. Но действующие лица композиции «Современники» – молодежь, ровесники автора, люди творческого поиска и дерзкой мечты о завтрашнем дне, духовные наследники героического военного поколения. Их портреты – на Юриных холстах и ватмане, в дневниках и письмах. В энциклопедиях, к примеру, значится, что киноработа Юрия Ракши «Время, вперед. » создана совместно с А. Фрейдиным. Я даже не успела удивиться (ведь знакомых там не было), как услышала мягкий женский голос: "Хотим обрадовать вас, Ирина Евгеньевна.

Шукшин", "Моя Ирина", "Продолжение". Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Учителей и студентов, рабочих и актеров, школьников и учёных.

Вернее, это я словно ступила, словно вошла в него. В те годы издаваемый миллионными тиражами «Огонёк» публиковал в каждом номере репродукции картин выдающихся русских живописцев-классиков. " Я не в силах говорить, не в силах сказать, что при жизни он не имел ни одной своей выставки что не имел мастерской и лучшие его вещи 60-70-х годов писались в подвале на улице Короленко, 8, где после каждого дождя по полу плавала обувь и за окном мы видели только проходящие ноги что всю жизнь жили на стипендию и тяжкие побочные заработки. Он умел любить, умел увидеть их по-своему, как-то особенно. М. Швейцер), «Главный свидетель» (1970, реж. Картина, получившая название «Моя мама» и заработавшая среди публики огромный успех, появилась в тот самый год, когда ушла из жизни его мать, а именно в 1969 году.

А так мечтал. Ложь во спасение. Дипломом Ракши во ВГИКе, получившим оценку «отлично», были 16 эскизов к фильму, посвященному сегодняшнему дню. Ясный день на самом кончике лета. А все первые наброски не соответствовали этой теме.

И он это делал во всю мощь таланта. Юра, но вот эта ваша картина «Разговор о будущем» пробудила ассоциацию с миланской фреской Леонардо, при атом центральная фигура вашей картины не разуверила меня в моей мысли крамольной, а, пожалуй, утвердила — так. » Мне казалось, что я огорчу Юрия Михайловича, а вызвал у него радость. Только опустила чемодан на пол, как раздался междугородный звонок. В компании разговорились о войне. За годы работы здесь стал художником-постановщиком 15 фильмов, среди которых «Дерсу Узала» (реж. Потом и это движение трав и этот алый отблеск на восточном крае степи воспрянут в картине, но впервые они были увидены в это утро.

Едва ли не был включен метроном. В эти месяцы хотелось его как-то радовать. Так он ещё никогда не работал. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия — Треньхина дед — казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Его полотна – «Современник», «Добрый зверь, добрый человек», «Моя мама», «Продолжение», «Разговор о будущем», «Земляничная поляна» и др.

Надо вырвать у смерти этот год, во что бы то ни стало. Почти все картины и киноработы Юрия Михайловича создавались в согласии с его женой – известной писательницей Ириной Ракшой (Юрий Михайлович взял её фамилию). Картина, будущая работа над ней воспринимались художником как сочинение. Он протер стекла ладонью — степь была все так же бела. Едва ли не был включен метроном. Если бы Юрий не учился в ВГИКе, то возможно никогда бы не было и знаменитого фильма «Восхождение» согласно повести знаменитого актера и режиссера В. Быкова «Сотники». Столица встретила молодого таланта Юрия Ракшу неприветливо. Длительная работа в области кино подарила ракше только приятные воспоминания и радость.

Да, это было, пожалуй, самое незабываемое — ночь на поле битвы. От укола до укола. Никто уже не отвратит твоей памяти от происшедшего — здесь это было, здесь. К примеру, когда у Юрия в детстве украли карандаш.

Образ княгини, святой Евдокии, провожающей войско и мужа на бой, стоящей у стен белокаменного Кремля, писал с жены. Она старательно обирает с белых картофельных плетей вырытые мёрзлые клубни. И наверно Юрий Михайлович не решился, на громаду «Куликова поля».

Природа в этом кинопроизведении была в подлинном смысле слова действующим лицом. А сам Юрий Иванович Пименов видел в нем будущего знаменитого писателя. Любимая женщина. Любимый дом. Первопричиной стала любовь, родная сестра рыцарственности.

Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе. Да и простужался он вечно, в беретке, убогом коричневом пальтеце работая с этюдником «на натуре», на холоде. Разумеется, на один фильм, но повернул. Я уже говорила, при жизни Юра так и не увидел ни одной своей персональной выставки. Но тепло, которым наделила тебя его душа, будет всегда с тобой.

Радостно, полифонично, мужественно. Это есть в ивановском полотне, к этому стремился Ракша и в «Поле Куликовом» : необъятно поле битвы, как неохватно поле русской решимости освободить отчую землю от поработителя. В Болгарии прикоснулся к колоритному Пловдиву – у него Пловдив очень болгарский. Я сидела ошеломленная, не имея сил радоваться, в тишине пустой квартиры.

Одна из последних его картин воссоздает такую беседу с дочерью. Есть необходимость сказать и о другом ощущении художника. Это есть в ивановском полотне, к этому стремился Ракша и в «Поле Куликовом»: необъятно поле битвы, как неохватно поле русской решимости освободить отчую землю от поработителя. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Но даже в пределах тела можно успеть очень многое". Свою последнюю работу в кино он делал с Шепитько. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Забыть про него мальчику помогала невесть как к нему попавшая и ставшая любимой книга «История Гражданской войны в СССР».

Так ясен и свеж. » Не стану продолжать цитировать, скажу другое. Проснулся от крика птиц – вот оно, куликовское предрассветье. И поздравить. Разумеется, на один фильм, но повернул. были удостоены премии «Оскар», «Золотой медведь» и первых премий Московского международного фестиваля.

Трудная жизнь. Какое. Дописал полотно. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В. И.

Его картины библейски спокойны, красивы, своеобычны. Пришла мысль: они молоды, а значит, они немного из завтрашнего дня. И вот – звезда "Ракша.

За спиной женщины стоит худенький мальчик, он придерживает раскрытый мешок. Лекарства – дефицит". Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Я подала ему красный фломастер и он написал. За работу над фильмом Куросавы «Дерсу Узала» в 1976 году Юрий Ракша получил «Оскар».

Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Вокруг стояла звенящая ночная тишина. Юрий Михайлович вспоминал с воодушевлением: «Хотелось заглянуть в завтрашний день. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Спас счастливый случай.

Я успевал делать книги, киноплакаты. На последнем году жизни Юрий Ракша написал несколько статей. Зато после смерти тысячные очереди и под дождём и в мороз стояли на улице Разина, на Пречистенке и Кузнецком, чтобы только увидеть его картины, собранные, наконец, вместе. В прихожей висел Ирин плащ.

(Володя бывал у нас с Севой Абдуловым, болгаркой Диной Наковой. Ракша всю свою жизнь отдал любимому делу – искусству живописи. Даже рябины и елочки на работах знаменитого уфимца казались ему знакомыми и почти родными. Вступительные экзамены закончились и нужно было возвращаться домой. Мучили боли, потери сознания. Первым значительным произведением Ю. Ракши стала картина «Воскресение» – воплощение идеи непреходящей красоты земли и гармонии мира. Ночами разгружал вагоны на станции Москва-Сортировочная. Военное детство.

Она так любит людей». Но все же решил воспользоваться некоторыми творческими задумками своего предшественника. Его талант – высочайшей пробы. При его участии как художника-постановщика созданы фильмы «Время, вперед. » (1965, реж. Забыть про него мальчику помогала невесть как к нему попавшая и ставшая любимой книга «История Гражданской войны в СССР».

В настоящее время картины этого замечательного художника хранятся в Третьяковской галерее и Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, а также в частных собраниях. А ведь это именно так. Передо мной репродукции с некоторых картин, одна из которых так и называется – просто и точно – «Тыл». Жена приспособилась дополнительно заворачивать Анюту в газеты. Работала в Останкино, в ТО «Экран». В 1965 году Юрий Ракша начал совместно работать с Михаилом Швейцером над фильмом «Время, вперед. » который посвящался годам первой пятилетки, разве он мог предугадать, что этот фильм будет об истории его матери. «Чтобы написать этот триптих, – говорил художник, – мне надо было прожить всю мою жизнь.

В выставочных залах постоянно выставлялись лишь секретари СХ. И долги отдавали с радостью, словно сбрасывая тяжкий груз с плеч. Название картины глубоко символично, многогранно. В его картинах всегда глубокое размышление о настоящем и будущем. " Непостижимо.

Едва ли не каждый замкнулся в себе и все-таки он во власти одного душевного состояния. В них остановленные мгновенья. Не сочтите меня пристрастной. Сразу после выхода в прокат фильма «Восхождение» очень много критиков проводили параллель сюжета между Евангелием. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины. Шепитько была потрясена точностью этого видения. Надо искать все, все возможные пути к невозможной победе.

В книгах отзывов тысячи восторженных записей. Как у Юры. Видел Париж. Человек принимает решение. Уже в 1979 году Юрий начал ответственно заниматься эскизами, которые посвящались «Поле Куликову».

В первом классе школы у Юры украли карандаш. «Как в зеркало, мы смотримся в мир и отражаемся в нём, – писал Ю. Ракша, – картины художника – это отражение мира и его самого» Да, личность художника, его сущность – в созданном, написанном им произведении. Что-то будет, что станется с нами. Останется от военного детства и вкус картофельных очисток. Слушали англичан, Челентано, «филиппинок» из Польши. Сострадание Юрия Ракши, мне видится, уходит своими корнями в детство, в тыловой город Уфа.

Ну, разумеется, не просто воля, а в сочетании со своим верным спутником – Добром. Звенели чистым звоном наковальни отбивали и правили копья. Шепитько знала о решении Юры уйти из кино, однако дала ему прочесть «Сотникова». Огородов, затем были годы учебы в специальной школе при художественном институте им В. И.

Решение пришло неожиданно: был канун баталии — 599 лет. В него он вложил всё своё мастерство, чувство горячей любви к родной земле. Юрий Ракша всегда изображал своих героев в самые важные минуты их жизни и деятельности. Боковинки триптиха – правая и левая – обозначились: «Благословение Дмитрия на битву» и «Проводы ополчения». Работала для радиостанции «Юность».

Вот несколько отрывков. (В первую очередь он всегда думал не о себе). За работу над фильмом Куросавы «Дерсу Узала» в 1976 году Юрий Ракша получил «Оскар».

(Юра был одарен и литературно. ) Стал делать многочисленные дневниковые записи, правда, нехотя из-за природной скромности, даже застенчивости. Экспонирующийся портрет «Сотника» (1975) является эскизом к последнему. Почти всю свою недолгую жизнь Ю. Ракша проработал на Мосфильме.

Она работала на фабрике разнорабочей. Он молча встал, подошёл к своему товарищу, который привёл девицу, что-то ему пошептал. Именно широтой этой направленности, наверное, привлекало его искусство кино. Наверно, многое вызрело в госпитальном заточении, в муках больничной одиночки. Однако на экзамены в художественной школе он опоздал. И были любимы.

Да не об этом ли «Поле Куликовом», хоти оно отброшено волной времени на расстояние долгих шести веков. Магнитофоны — «Днепр» и «Астра», мощные как трактора, не умолкали и потом служили нам все шестидесятые. В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Работал круглосуточно, торопился, боялся не закончить свою картину. Занялось утро, алое на востоке. Ну, разумеется, не просто воля, а в сочетании со своим верным спутником — Добром.

Когда Юрий учился, то много сил и времени уделял историческим фильмам. Его дар был таков, что всё ему было по плечу». У её ног присела на корточки маленькая девочка. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс.

Юрий Ракша очень любил родину – город Уфу, где он родился в 1937 году. И еще: как неоглядны возможности человека, если он в состоянии оставить нам так много за такую короткую жизнь». Как-то я зашёл к ним.

И только в нём. Но был всегда со мной. Юра писал картины (для себя, живопись тогда никто не покупал, покупали керамику и дешёвенькие эстампы) иллюстрировал для денег книги, рисовал диафильмы. Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Угощать считали за радость. Не удавалось.

Трудная жизнь. Какие все яркие и не похожие личности. Работа над фильмом «Время, вперед. » в постановке Швейцера помогла всем сердцем вжиться в это далекое прекрасное время. Жгли костры в низинах. Наверно, не всегда.

Наши ученые открыли еще одну малую планету. Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Мы – врачи и родные – "держали" его, как могли. На нас смотрит усталая молодая женщина, она о чём-то задумалась. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности.

Член Союза художников СССР. Скорее всего, это было воскресение (не имеется ввиду день недели). Воспоминания А. Александрова:Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем известным кинопостановщиком, графиком. Горе мальчика оставалось безутешным – целую неделю он даже не ходил на школьные занятия. Его литературными способностями восхищались многие. Там тоже есть это предстояние, способное объединить, там тоже есть этот миг ожидания.

Его картины библейски спокойны, красивы, своеобычны. И делать все это осторожно, без испуга, словно бы между прочим. В его картинах всегда глубокое размышление о настоящем и будущем. Свою последнюю работу в кино он делал с Шепитько.

В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил. И в стихах и в прозе. Времена были лихие, можно сказать, безвременье.

Мои картины о БАМе «Молодые зодчие» и «Разговор о будущем» родились уже в Москве, когда успокоился, когда не так разбегались глаза на детали. А сейчас испарина застила стекла, выбелив степь. Одна из последних его картин воссоздает такую беседу с дочерью. Иногда он даже проявлял нетерпение. Иные считают: настроение.

Видел Париж. М. И. Никто уже не отвратит твоей памяти от происшедшего – здесь это было, здесь.

Лёгким, обаятельным, сердечным в общении. Именно широтой этой направленности, наверное, привлекало его искусство кино. – демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Мудрые, мелодичные. Учился в художественной школе при институте им. Прямо по светлым обоям.

Вот и кончился ее первый рабочий день — День артиллерии. Воссоздавая круг творческого и бытового общения семьи художника и писательницы, Ирина Ракша обозначает: «Светлов и Пастернак, Симонов и Воробьёв, Мустай Карим и Кулиев, Куросава и Швейцер, Василь Быков и Рощин, Астафьев и Носов, Соломин и Солоницын, Булгакова и Соколова, Айги и Рабин, Дангулов и Тарковский, Гостюхин и Полякова, Шевцик и Куренной, Ларионова и Хитяева, Нагибин и Шукшин, Лихоносов и Юрий Казаков. В самом деле, взгляните на его картины «Моя мама», «Продолжение», «Юные купальщики» — как спокойны они по самому сюжету, настолько спокойны, что казалось, сюжета в них нет. Пошли дни, часы, минуты, которым цены не было. Как увидел его в книге Быкова, как провидел. Вернулся, чтобы приковать себя к полотну. Телефонистка сообщила: на линии Симферополь, Бахчисарай, Крымская обсерватория.

– Она опять замолчала я чувствовала, что она улыбается. Рядом с Юрой и мы, старшие, становились моложе, лучше, чище. Боковинки триптиха — правая и левая — обозначились: «Благословение Дмитрия на битву» и «Проводы ополчения». Под словом «программа» художник Ракша понимал «направленность замысла». В 1954 году после окончания восьми классов Ракша едет в Москву.

Каждый находил в его полотнах что-то свое, сокровенное. клинику. Он научил меня и много, беспрестанно работать. Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе. В Болгарии прикоснулся к колоритному Пловдиву — у него Пловдив очень болгарский. Но, в этом же году у Юрия случилось много неприятностей. Он дописал ряд ранее начатых картин. Для Михаила Нестерова главным героем его картины выступал Сергий Радонежский.

Перед боем надевали новое исподнее, свежевыстиранное, снежно-льняное, как велел обычай. – почти возликовал он. Но главное, я постоянно искал себя в живописи. Это то, что остается после нее. Юра родился в годы, далеко отстоящие от века минувшего, но истинно рыцарствен.

Как бы ни хороша была точка, которую мы избрали для рассмотрения картины, она не дает полного обзора. Труднее было с центральной частью триптиха. Их портреты – на Юриных холстах и ватмане, в дневниках и письмах.

И хотя это давняя традиция отечественной реалистической живописи, в ней еще раз обнаружило себя стремление художника принадлежать и своему времени и вечности. Этот свет рождает надежда. Хрупкому и беззащитному – ох и доставалось ему от мальчишек. И, конечно, песни Саши Городницкого (который тогда сам не умел играть на гитаре), Юры Визбора, с которыми мы дружили. На «Мосфильме» как художника-постановщика его приглашали работать на свои картины лучшие режиссёры: Швейцер, Моносарова, Монахов, Куросава, Шепитько.

Я говорю о «Продолжении». Сжигая себя. Вдова художника уверена, что закончив свою картину, мастер всей своей жизнью словно ответил на свой же вопрос: «Человек, кто ты, откуда ты, для чего ты. ». В 1968 году на выставке молодых столичных художников Юрий представил публике свою работу – «Воскресенье». Как значительно тогда лицо: оно словно освещено особым светом изнутри.

«В такой форме мне хотелось рассказать о русской женщине, вынесшей на своих плечах всю тяжесть войны, тяжесть тыла», — напишет художник. «Юра. Ну конечно же помню. Он принимал участие в постановках фильмов. Я говорю о «Продолжении». Даже на пелёнки.

«Вдруг Юра побледнел, – рассказывает Ирина Евгеньевна, – я думала, с ним случится обморок. У него был красивый глубокий баритон. Оформил более 10 художественных фильмов, среди которых «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение». Ты был и остаёшься любимым и всем понятным». тех, кто рядом со мной, моих современников».

В день его смерти, когда краски на холсте были ещё влажными, его «Поле Куликово» было отправлено на выставку «600 лет Куликовской битвы» в Третьяковскую галерею. Сурикова в Москве, а в 1957 году он стал студентом ВГИКа. Художнику был дан большой талант мыслителя, рисовальщика и живописца. Она работала на фабрике разнорабочей. Его мысль, его интеллект, его опыт бытия, его вера, в конце концов. Кинематографические впечатления творчески воплотились во многие живописные замыслы. Много лет спустя эти деревья будут сниться ему, напоминая о детстве, о родине.

Сперва, в автокатастрофе трагически погибли его близкие товарищи Лариса Шепитько и Владимир Чухнов именно с их помощью он сделал «Восхождение». Участвовал в создании многих памятных отечественных фильмов: «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение» Юрий Ракша писал: «Я понял – коль скоро нам дан реалистический метод, то именно в картине возможности его поистине беспредельны». Так что та буквально с детства росла у нас в передовицах, в «Правде», в «Известиях».

А тяжкая болезнь все наступала. Бабушка высыпает туда очередное ведро с вырытым картофелем. Они — словно речь, которая должна выразить эмоцию, движение души художника. В них остановленные мгновенья. Недаром вершиной своей жизни он считал (так оно и случилось) свой триптих, где героями стали трое Святых, просиявших в земле русской – Сергий Преподобный Радонежский, князь Дмитрий Донской и жена его Святая Евдокия. На нас смотрит усталая молодая женщина, она о чём-то задумалась.

В тебе. Под словом «программа» художник Ракша понимал «направленность замысла». «И пришел в картину золотой вечерний свет, в котором словно купались фигуры девушек. Наверно, это и есть счастье. Спустя время этот принцип Юрий Ракша станем принимать даже в кинематографии.

Я знал человека весьма почтенного, академика, который всю жизнь пел хвалу подруге жизни. Он не вспышка, а озарение, которое через настоящее устремлено в будущее. Там ныне находятся и остальные Юрины «программные» полотна. Она, эта линия, плавна, но непрерываема. В то время он не мог представить, что его мать тоже трудилась на Магнитострое. Смертельно больной, он спешил: в последние дни жизни уже не мог стоять у мольберта, но продолжал писать.

Юрий Ракша писал: «Я понял – коль скоро нам дан реалистический метод, то именно в картине возможности его поистине беспредельны». Он уходил мужественно и даже улыбался, принимая неизбежность происходящего. Ни в графике, ни в живописи, ни в кино (как художник-постановщик он снял 12 игровых фильмов, среди них «Время – вперед. », «Главный свидетель», «Восхождение», а за «Дерсу Узала» – даже премия «Оскар»). Ракша точно говорит нам: вот в этой непресекаемой линии небосклона и смысл того великого, ради чего восторжествовал подвиг рати русской на Дону, — неделимость родной земли. В. Монахов) и ещё десяток фильмов.

Проживи художник ещё хотя бы десять лет, его творчество точно отразило бы всю полифонию исторической России. Карандаш был простым, копеечным, но другого не было, а взять ещё неоткуда. Юра помог мне раздеться, улыбнувшись, пошутил: «А это плащ Ярославны на городской стене. ». А сейчас, попав в школу, он только и думает о матери: наверно мама сидит у теплой печи как всегда вяжет – и восхищается своей работой. Уже в 62-м году Юрий представил несколько картин исключительно как художник кино. Сострадание Юрия Ракши уходит своими корнями в детство, в тыловой город Уфа. Труднее было с центральной частью триптиха.

Его картины неоднократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках, кинофильмы, созданные с его участием как художника-постановщика: «Время, вперёд. », «Дерсу Узала», «Восхождение» и др. Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Основное событие выставки – философский триптих «Куликово поле», на котором изображены семь Святых Земли русской и три главных момента в истории Великого события (картина принадлежит Третьяковской галерее). Потребовал магнитофон: «Юра хочет надиктовать что-то. » Привиделся в этом признак грозный. В этой экспозиции представлено собрание работ Юрия Михайловича, хранящихся в Башкирском художественном музее им. Этот человек был членом Академии художеств и дважды лауреатом Сталинской премии. Уже с десяти лет стал посещать уфимскую изостудию ДК имени Калинина.

Оно стало для мастера не только художественным, но и человеческим подвигом. Конечно, «Поле Куликово» – единственная из известных нам работ Ракши на тему русской истории и как бы стоит особняком. Впрочем, понятие «Продолжение» и песет в себе «Заповедь». Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Но нечто похожее на чудо произошло: он вернулся в мастерскую.

Заполучив где-нибудь огрызок карандаша, Юра буквально забывался – рисовал на стенах, обрывках газет или листочках численника. Так родились его картины «Разговор о будущем», «Современники», «Наша буровая», «Рождённым – жить» и лирическое, нежное – «Моя Ирина», «Дочка Анюта», «Земляничная поляна». Совсем недавно умер великий вождь, а до хрущевской «оттепели» еще надо было дожить. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама». Очерки и статьи в газеты и журналы. В чем оно.

Уже с десяти лет стал посещать уфимскую изостудию ДК имени Калинина. Бесконечно много работали. Осмысливая долг художника перед обществом, перед искусством, перед самим собой, художник и художник кино Юрий Ракша писал: «Хочу принадлежать своему великому времени». Но даже в пределах тела можно успеть очень многое». А главное – «снимал кино». Счастливого Юру остановили мальчишки, стали отнимать пакет. «Моя мама» — своеобразный гимн молодости и печали.

Там тоже есть это предстояние, способное объединить, там тоже есть этот миг ожидания. Художник. Но главным для нас тогда было то, что мы любили. Вся крышка бабушкиного сундука изнутри была украшена художествами 4-5-летнего внука. Но одно у всех общее – талант и обострённое чувство совести, соучастия.

Стал увлекаться рисованием с раннего детства. Искренность, открытость, напряжённая работа мысли привлекает нас в личности Юрия Ракши. Последнее его произведение – триптих «Поле Куликово». Юрий Ракша умер 1 сентября 1980 года. Но министерство тянуло с подписью бумаг. Неожиданно ударила, подхлестнула смерть любимого им певца Джо Дассена.

Это мажорная жанровая сценка с группой девушек, собирающихся после трудового дня на свидание, типичный скромный интерьер женского общежития индустриальный пейзаж вдали за окном, мягко аккомпанирующий радостному состоянию портретной группы. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия — Треньхина дед — казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Юрий Михайлович РАКША пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980 года. А вот что говорил его педагог по ВГИКу академик Борис Неменский: «Среди тяжёлой, тёмной живописи «сурового стиля» тех лет он был, как луч света.

И немного еще постою на краю. ». Я перебираю разложенные на столе письма и фотографии. Блестела под лунным светом укатанная дорога. Не раздеваясь, я вышла на балкон. Другие его сверстники давно получили. Потом Ракша говорил: «Взяла в плен».

Расчет оказался верным – повернул. Сюжет построен ясно, графически чеканно. Для меня, для дочери Анны, для друзей. На веревках полотно бережно передавали из рук в руки все ниже с этажа на этаж (она не могла уместиться в лифте, а мокрую снять с подрамников мы ее не могли).

Встреча с полем битвы обострила зримые черты замысла. Нестерова. Союз художников СССР «для столь молодых» не давал помещений. А тогда, по молодости, мне это казалось нормой. Это был «Сотников» Василя Быкова.

Ну конечно же помню. В письме художнику-сокурснику в Минск написал: «Когда меня не будет, помоги Ирочке. Юрий Ракша всегда изображал своих героев в самые важные минуты их жизни и деятельности. Да, воля деятельная, вечнотворящая. Так, киноэскиз к фильму «Веришь – не веришь» стал основой и прообразом картины «Наша буровая». Издавала книги.

Одна рука Сергея лежит на голове князя, другой он его благословляет. Он стоит, на коленях сложив молитвенно свои руки, со слезами на глазах. Она была упомянута полным именем во всех его сочинениях, ей были посвящены книги. Эти строки им были всегда любимы.

Он протер стекла ладонью – степь была все так же бела. В августе триптих день ото дня шел к завершению. Двух стипендий на жизнь, конечно же, не хватало. Именно эта картина и определила весь стиль фильма. И вообще, мол, немцы даже где-то какую-то школу построили. И вдруг она говорит: «Если бы немцы завоевали Россию, мы бы сейчас баварское пиво пили».

Юра, забившись в угол, тихонько всхлипывал: «Ну что она рассказывает и так есть хочется». Прекрасно ощущением непреходящей сущности земли, деревьев и неба. Сурикова. ppомов сияли. Потребовал магнитофон: «Юра хочет надиктовать что-то. » Привиделся в этом признак грозный.

Именно эта картина входила в серию полотен об истории Радонежского чудотворца. Винегрет общежитские девочки-студентки готовили в эмалированных тазах. Главное, сразу, наличными. ». Она, эта линия, плавна, но непрерываема. А оно есть. Проснулся от крика птиц — вот оно, куликовское предрассветье. Это же было здесь, сказал себе он, здесь.

У её ног присела на корточки маленькая девочка. Теперь понимаю, что моя жизнь с Юрой была счастьем. Тема героизма, духовной и физической красоты человека, созидательной молодости претворена во многих полотнах художника: «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение» и др.

Природа в этом кинопроизведении была в подлинном смысле слова действующим лицом. 1. «Сотри случайные черты и ты увидишь — мир прекрасен». Однажды я сказал Юрию Михайловичу, подавив в себе сомнения немалые: «Простите меня. И ещё был постоянно в меня влюблённым. В конце 70-х Юрий нарисовал работы, которые напрямую были связаны с его детством: «Земляничная поляна», «Добрый зверь и добрый человек».

Картина, будущая работа над ней воспринимались художником как сочинение. Спас счастливый случай. Летали и ездили по стране без оглядки. А ведь это именно так.

И православный дух его, среди повсеместного безверья и фарисейства, с годами всё более креп и проявлялся. Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее. лекарства. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины.

Это — эстафета жизни, продолжение материнского духовного начала в детях. Золотое предвечерье и все вокруг вызолочено. И над заснеженной январской Москвой 1989 года на меня опрокинулось темное звездное небо. Не случайно полотно «И поет мне в землянке гармонь», воссоздающее неповторимые настроения фронтовых воспоминаний ветеранов их мужественный облик, композиционно и логически перекликается с картиной «Современники». Но тепло, которым наделила тебя его душа, будет всегда с тобой. Все, чего мы достигли в этой жизни, мы достигли не благодаря, а вопреки.

И, смею думать, дело не только в том, что в триптихе, как в «Разговоре о будущем», «Молодых зодчих», «Современниках» избран столь характерный для творческой натуры русского человека момент, когда он принимает решение, отбросив все и всяческие сомнения. Огромный дом спал. Бронзовой краской окрашивались края осенних листьев для эффекта светящегося ореола. Наверно, не всегда. Решение пришло неожиданно: был канун баталии – 599 лет.

Умел всех понять. Отпустить сына одного в далекую и пугающе чужую Москву — мало кто решился бы на такое. Карандаш был простым, копеечным, но другого не было, а взять ещё неоткуда. Сколько прекрасных людей, чувств, событий. Его семья была раскулачена и принудительно выслана в Белебей (Башкирская АССР). Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны.

Сурикова. Он любил русские романсы и русские песни. Он взял машину и уехал к берегам Непрядвы. Вот статьи о Юре тех, с кем близко свела нас судьба. Но какой-то нейтральной болезнью крови и нужно срочно лечиться.

«Будь бессмертна твоя душа, Ракша», поэт Михаил Пляцковский. Наверно, многое вызрело в госпитальном заточении, в муках больничной одиночки. Мустай Карим, поэт: «У них был открытый и светлый дом.

А сочинение должно иметь свою программу. Той осенью, пожалуй и повадился мальчик бегать на Белую – на Висячий камень. Подготовительный этап к ленте «Время, вперед. » пробудил глубокий интерес к теме новостроек, позже успешно закрепленный в ряде станковых полотен и прежде всего в картине «Моя мама».

Надо срочно искать врачей. А потом и на съёмках кино, как художник-постановщик «Мосфильма». Переборол океан и побывал на Кубе. Платили хорошо. «Спасибо за выставку.

Его автором был Михаил Нестеров в 1890 году. И, пожалуй, были даже программой. Есть необходимость сказать и о другом ощущении художника. Пошли дни, часы, минуты, которым цены не было.

Затем Володи Высоцкого, которого он почитал нежно и требовательно. Слова эти он подтвердил творчеством и поступками. А сочинение должно иметь свою программу. " Многие друзья вспоминают об этом.

Ю. М. Он писал супруге Саввы Мамонтова Елизавете Григорьевне, что картина будет о «Прощании Д. И. Донского с Сергием». Он уже сильно болел.

И, смею думать, дело не только в том, что в триптихе, как в «Разговоре о будущем», «Молодых зодчих», «Современниках» избран столь характерный для творческой натуры русского человека момент, когда он принимает решение, отбросив все и всяческие сомнения. Полотно нежно и проникновенно сфокусировало лирическое ощущение времени. Он талантливо пел, говорил и писал.

С детства он был крещёным. Художник умер с кистью в руке, успев внести последний мазок. Юрий Ракша – яркое явление российского изобразительного искусства второй половины ХХ века. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность. Так, киноэскиз к фильму «Веришь – не веришь» стал основой и прообразом картины «Наша буровая».

— почти возликовал он. Я куплет допою. Угощать считали за радость. Но был всегда со мной. Он был в состоянии оставить нам так много за такую короткую жизнь».

После этой картины на эту же тему у Нестерова появилась акварель, но, к большому сожалению, эта работа так и не была написана. Именно в зените красоты и силы. Он умер, сделав свой последний мазок на холсте солнечным днём 1 сентября 1980 года. – Формул много, но, по-моему, это любимое дело. Но вот вопрос: если сюжет, скажем, столь своеобычен, то какое имя у тех опор могучих, на которых стоит картина.

Сурикова. Закончив свою картину и всей своей жизнью словно ответив на свой же вопрос: «Человек, кто ты, откуда ты, для чего ты. » И «Поле», с еще не просохшими свежими красками, поплыло над Москвой, как гордый символ Победы и Жизни. И всегда мысль, опыт бытия и, наконец, Любовь и Вера. Лишь один год в нем квартировала коза). В. И. Сурикова, которую окончил с серебряной медалью.

Сосредоточена мысль, напряглась воля, затаились эмоции. Множество фотографий, рисунков и широкие поля, на которых можно было рисовать. Забывая есть и спать. И тут все средства — цвет, линия, композиция — хороши. Его талант – высочайшей пробы.

Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны. Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Однако на экзамены в художественной школе он опоздал. Акира Куросава), «Восхождение» (реж.

Недоеданья. Вообще Бог одарил Юру с особой щедростью. Так, на пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела» Хотя большая часть фильма была отснята в подлинной дальневосточной тайге, так называемая естественность тайги создавалась, конечно, участниками съёмок и в первую очередь художником-постановщиком Ю. Ракшой. Сама интимность беседы и ее значительность подчеркнуты уединенностью — вон в какой далекий и, пожалуй, девственный уголок России художник отвес этот разговор-исповедь. «Опустела без тебя земля. » А. Пахмутова. Голодали страшно.

Какие все яркие и не похожие личности. Его семья была раскулачена и переехала жить в Белебей (Башкирская АССР). Гнал прочь все иные мысли, старался гнать.

Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Как бы невзначай. И всегда мысль, опыт бытия и, наконец, Любовь и Вера. За спиной женщины стоит худенький мальчик, он придерживает раскрытый мешок. Платили нам копейки. Вдохновенно и счастливо.

Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты. Человек. Последнее благословение, последний поклон. Таскали на спинах мешки с мукой, с картошкой.

Рядом с Юрой и мы, старшие, становились моложе, лучше, чище. Он не вспышка, а озарение, которое через настоящее устремлено в будущее. А пел он прекрасно. Три главных драматических события, три времени, три места действия отобразил Юрий Ракша в своей последней и самой значительной работе — триптихе «Поле Куликово». Это была взаимная ложь во спасение.

Она работала на фабрике разнорабочей. Был в Индии – и будто побывал на другой планете. Поставил машину в травах, дожидаясь зари.

– И. Р. ) любили бывать у них. Даже если ему уготованы судьбой испытания, подобные тем, которые он принял. Однако ответ этот недостаточен. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама». Да и горестей сколько было, хотя вдвоем (двое, как одно целое) мы преодолевали их как-то легко. Умел всех понять.

Можно забыть его лицо, глаза, руки. Любой другой студент на его месте дипломную работу делал бы на основе «Хождение за три моря». Не только. Юра, но вот эта ваша картина «Разговор о будущем» пробудила ассоциацию с миланской фреской Леонардо, при атом центральная фигура вашей картины не разуверила меня в моей мысли крамольной, а, пожалуй, утвердила – так. » Мне казалось, что я огорчу Юрия Михайловича, а вызвал у него радость. Картины, где мы ее видим, опознаются не просто портретным сходством, а тем настроением возвышенности, которое неотделимо от произведения истинного.

Не удавалось. Но главное — продолжение души, продолжение жизни самого художника. «Верно. Его поддерживали большинство институтских преподавателей. Именно в зените красоты и силы.

И никогда никакой позы или рисовки. И друзья ценили его». Через минуту она вновь наляжет на лопату, продолжит выкапывать картошку.

Очевидно, локальное, но только внешне. Видишь, как просто». Но, в голодном и холодном действе это событие может показаться крушением всего. В чем оно.

Но в плену оказалась и Шепитько. Он был худ, одухотворен и потому прекрасен. Напитки – кто что принесёт. Правда, не его, а Ирины. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс.

Встреча с полем битвы обострила зримые черты замысла. Верила: прочтет и повернет обратно. В день смерти, когда краски на холсте еще были влажны, «Поле Куликово» было отправлено в Третьяковскую галерею. Очевидно, локальное, но только внешне. Стал увлекаться рисованием с раннего детства.

А жизнь художника таяла с каждым часом. В августе он заканчивал триптих. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. И только в нём. А свои воспоминания будет воплощать в своих работах.

В 1954 году после окончания восьми классов Ракша едет в Москву. Может быть, действительно верно впечатление, что у «Поля Куликова» локальное место в системе творчества Ракши. Но я писала рассказы, повести. Но работать над современной темой мастер стал гораздо раньше. При таком методе не ослабляется историческое напряжение, эмоциональный колорит эпохи. – И уже тише добавила: – Мы здесь его очень и очень любим.

Расчет оказался верным — повернул. На картофельном поле собрались близкие ему люди: мать, бабушка, сестра. Едва ли не каждый замкнулся в себе и все-таки он во власти одного душевного состояния. Верила: прочтет и повернет обратно. Врач сказала: "Профессор Воробьев недоступен. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны.

(С Визбором я не один год работала на ТВ в «Останкино»). Много раз воспроизведет он их по памяти в своих работах. В первом классе школы у Юры украли карандаш. И это, наверно, надо сказать о самом художнике, особенно в нору работы над «Полем Куликовым», в последний год его жизни. Были собраны документы для представления его к званию заслуженного художника РСФСР.

А вскоре тысячи и тысячи зрителей потянулись к его полотнам (на Кузнецком, в Манеже, на Пречистенке), как к источнику света, как к родниковой свежей воде. Для художника не было радости большей, чем увидеть ее в своих картинах. Сурикова. Каждая публикация о нем, каждый альбом его для нас радость.

Такая поездка была полным безумием — могли и ограбить и просто зарезать. Но нечто похожее на чудо произошло: он вернулся в мастерскую. Занялось утро, алое на востоке. Помимо своих работ в кино, прославился, как выдающийся художник. Правда, не его, а Ирины.

Это же было здесь, сказал себе он, здесь. Я вспоминаю, что этого «платили хорошо» и ещё принесённой авоськи с картошкой нам хватало дней на пять. Гнал прочь все иные мысли, старался гнать. Не только.

Жизнь его становилась все определеннее, насыщеннее. Точно такая же, как у Васи Шукшина. Педагоги из г. Тулы. А чтобы отблагодарить автора «Святой Руси», Юрий Ракша решил выбрать для своего произведения самую любимую для Нестерова – форму триптиха. Теперь перед неминуемым концом он попросту не смог оценить весь замысел Некрасова. Но Юра этого уже не узнал, его не стало. Бабушка высыпает туда очередное ведро с вырытым картофелем.

Однажды я сказал Юрию Михайловичу, подавив в себе сомнения немалые: «Простите меня. Одна из картин так и называется – просто и точно – «Тыл». Но, чтобы полностью закончить «Поля Куликова», нужно было намного больше времени. А. Манасарова), «Нежданный гость» (1972, реж. Он работал ежедневно до изнурения, до обмороков. И он не мог знать, что спустя годы на небе у него будет своя звезда.

(При жизни Юра не увидал ни одной своей персональной выставки). «Верно. Звенели чистым звоном наковальни отбивали и правили копья. Надо начать готовить его к мысли, что он болен.

Может быть, как завет. Через минуту она вновь наляжет на лопату, продолжит выкапывать картошку. Только травы приникли к стеклу да у самой машины глянул отвал свежевспаханной земли. Поставил машину в травах, дожидаясь зари. Ракша написал своеобразный портрет Сотникова.

А сейчас испарина застила стекла, выбелив степь. В музее киностудии «Мосфильм» хранится многое, что рассказывает о Юрии Ракше. Золотое предвечерье и все вокруг вызолочено. Ракша чувствовал, что именно «Поле» станет творением, которое его и сделает по-настоящему знаменитым.

В июне, на радость всем, настало временное улучшение. Тут бы глянули с полотна главные действующие лица, умом и подвигом которых восславлено в веках Куликово. Однако и столь короткий жизненный путь его живо запечатлён для нас картинами «Разговор о будущем», «Молодые зодчие», «Моя мама» многочисленными портретами выдающихся современников, среди которых Виктор Лихоносов, Василий Шукшин, Кайсын Кулиев, Мустай Карим, Давид Кугультинов, Арсений Тарковский, Савва Дангулов, Василь Быков, Акира Куросава, Лариса Шепитько, Элем Климов, Сергей Плотников, Анатолий Солоницын. Окаменело лицо матери: она предчувствует свою долю — одной поднимать сына и дочь. Наверняка этот поступок заранее был предусмотрен на небесах. У него был талант вести беседу и представляю, как интересен обычно был его разговор с дочерью, какая потребность была у него высказать ей то, что он считал и для себя насущным.

Помню, как двадцать лет назад (неужели уже. ) летом он стоял здесь на ветру, держась рукой вот за эти перила и говорил мне с мягкой великодушной улыбкой, глядя на эти вот городские дали. Был в Индии — и будто побывал на другой планете. Вчера, когда машина вошла в пределы поля, та далекая ночь явственно встала в сознании. Что-то будет, что станется с нами.

Казалось, он явился в мастерскую во всеоружии замысла. А он не рвался. И тогда картина точно выходит за свои пределы, она будто продлевается, кстати и во времени.

Жгли костры в низинах. Снят документальный фильм на ЦСДФ, выпущены альбомы, монографии. Вернулась вечером, замерзшая, усталая.