Художник Верещагин

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек». Также представляли бы большой интерес для читателей «Избранные письма» художника Верещагина, которые были переизданы в 1981 году.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)— русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Верещагин получил хорошее художественное образование: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников, три года проучился в Академии художеств, оттачивал мастерство в Париже в Студии изящных искусств Ж. Жерома. Оказавшись во Франции, в славном городе Париже, Верещагин стал учеником художника Жерома.

Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Воспоминания» (1894) большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981). Василий Васильевич Верещагин – один из сильнейших художников Европы. Василий Васильевич Верещагин – один из крупнейших русских художников-реалистов.

Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: «Верещагин – величайший художник своего времени он открывает новые пути в искусстве». Василий Верещагин – известный отечественный художник.

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Василий Васильевич Верещагин— выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов. С началом войны против бухарского эмира Верещагин находится при русской армии, участвуя в качестве художника в Среднеазиатском походе. Таков был художник Василий Верещагин.

Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай. «верещагин не просто только художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Василий Верещагин – художник батальных сцен

Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины. Мы много знаем о войнах., – писал художник.

К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Мира в действительности на Земле никогда не было. почувствовал запах восстания.

На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии — зороастризма.

мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Его отец – Василий Васильевич Верещагин (старший) – на протяжении продолжительного периода был уездным предводителем дворянства мать – Анна Николаевна Жеребцова – происходила родом из дворян Тверской губернии.

Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Не менее острой оказалась и другая работа живописца — триптих «На Шипке все спокойно». Этого было мало. Один из посетителей облил полотна серной кислотой — испортил несколько рам, а одну небольшую картину уничтожил полностью.

Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. носящий мундир и ружье. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Но она была вовремя остановлена.

В УрФУ представили 
работы одесских 
авторов к книгам

В УрФУ представили работы одесских авторов к книгам художника Евгения Малахина

Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов».

«Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Тем не менее они продолжали работать. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».

Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Более двадцати полотен создано им на эту тему.

После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Государственные музеи покупать их не собирались. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне.

Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. За полотно «Побеждённые. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой».

Родители, конечно, возражали против такого пути и лишили его материальной поддержки. Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем последние звуки, производимые животными, были для святости места наимение оскорбительными мерзость запустения с каждым днем все росла и росла, все новые и новые иконы, грубо вырванные из своих драгоценных окладов, сваливались на пол в безпорядочную кучу, осквернялись все новые гробницы, где нетленными мирно почивали мощи святителей, все выше и выше выростали горы всякого мусора и конскаго помета. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Но и академию Василий бросил.

Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры их невежества и жесткости, против ужасов войны.

Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Верещагина, которые были переданы в Николаев его вдовой Лидией Васильевной Андреевской, а также работ из частного собрания российского императора Николая, от начала существования музея в нём был предусмотрен и высокий художественный уровень всего собрания. Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.

Василий Верещагин: 
жизнь и творчество 
художника

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее.

Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Все просто смотрят и бездействуют.

Василий Верещагин 
– художник и путешественник

Василий Верещагин – художник и путешественник

Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Из-за этого теряли звания, награды. Известен он был также как писатель-публицист.

Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.

О знаменитости:русский 
художник

О знаменитости:русский художник

Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. При этом художник ничего не привносит «от себя». Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».

Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины. Эти призраки были солдаты Великой армии. Сам художник делил ее на две части. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.

Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. Верещагина, конечно же, приняли. Эта картина связана с обороной Самарканды. Впрочем по присвоению Нобелевской премии мира его прокатили, заявив, что он русский и значит был шпионом.

  1. Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
  2. Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото
  3. Литературно-исторические заметки юного техника
  4. Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
  5. Художник Василий Верещагин: биография, творчество, фото
  6. Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись

Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.

В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. В 1931 году окончил высшее технологическое училище в Праге, был заведующим отделом шоссейных дорог в краевом управлении, с 1949 года работал и жил в Карловых Варах. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди.

Штурм не удался. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным. Сразу после этого он поступил в Академию художеств.

  • Василий Васильевич Верещагин ( )
  • Верещагин Василий Васильевич: картины, биография
  • Художник Василий Васильевич Верещагин
  • Василий Верещагин: жизнь и творчество
  • «Путешествие признаю великой школою»: первые поездки Верещагина
  • Индийское путешествие Верещагина

Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Оно производит на него глубокое впечатление. Деревня Нижние котлы.

Верещагин создавал портреты простых жителей изображал сцены из их жизни. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Он подготовил эскизы с узором, который перекликался с восточным орнаментом на дверях мечетей и дворцов.

  1. Балканский поход и новые батальные полотна
  2. Поездка в Палестину и евангельский цикл
  3. Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома
  4. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  5. Известные произведения Верещагина Василия Васильевича
  6. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.

Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Вот тут-то и понадобились ему деньги. И вот все растаяло исчезло, как дым.

Художник Василий 
Васильевич Верещагин 
 (152 фото)

Пертовка Череповецкого уезда. А три картины посвящены партизанской войне. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».

Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии.

отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Василий Васильевич считал своей прямой обязанностью показать всему человечеству настоящий лик войны. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.

В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Он часто призывал природу участвовать в его картинах.

В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку.

Так возникает Палестинская серия, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Все они были переколоты штыками.

Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Но радость победы испытывают не все. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость.

музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое.

В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. В честь победы в войне приказали устроить парад, однако вид полков, участвовавших в шипкинских боях, был настолько плачевным, что их пришлось отвести назад, за спины других солдат. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.

В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Художник строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию.

При этом он не принимал впоследствии любые другие звания и награды (в частности, в 1874 публично отказался от высшего для художников отличия – звания профессора Академии художеств, а во время русско-турецкой войны отказался от награждения Золотой шпагой). Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.

музей русского искусства, Киев), Побежденные. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Россия оказалась непобедима. Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство.

После атаки. Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Интерес к ней был огромен. Однако Академию он не закончил. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. В семье Верещагиных родились двенадцать детей из которых выжили семь (шестеро сыновей и одна дочь).

Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Написал воспоминания об отце.

«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».

Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.

Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.

Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной.

И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Немало повидал он на своем веку. Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.

Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.

Плевна. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан.

Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.

Полотно «Побеждённые. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Он должен был стать военным или дипломатом.

Это были его собственные слова. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.

Он решил отойти от классицизма. Получил домашние образование. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.

К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. В 1885 году открылась европейская выставка. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Крепость отбили. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, – в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Выставки картин Верещагина имели огромный успех. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.

Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.

Однако он иначе не мыслил своего творчества. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными измученными солдатами. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.

В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.

Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: Александр II под Плевной 30 августа 1877 года, Перед атакой. Жизнь Верещагина полна авантюр. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени.

Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Что за люди. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели и сам он мечтал стать художником.

В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Два полотна – Победители и Побежденные. Мы живем в цивилизации войны. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.

Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.

Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Даже когда был успех. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование.

Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Она была готова к началу 1877 года и художник приступил к работе над своими индийскими картинами, за которой его и застала весть о начале русско-турецкой войны.

Под Плевной», «После атаки. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.

И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году).

Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Русские тогда потеряли 1300 человек. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.

Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.

Передо мною как художником война и ее я бью, сколько у меня есть сил сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных».

В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.

Из-за этого толки о картине шли самые разные. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. Столько дворцов. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.

Еще одно мгновение. Это скифы. ». Перевязочный пункт под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно», «Апофеоз войны» (на раме которой была сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим») и др. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Данные черты характера позволили ему создать значительное число работ.

И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда.

Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Изображен двор самаркандской крепости. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. С началом русско-японской войны В. В. Верещагин выехал на фронт и погиб 31 марта 1904 у берегов Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск» (вместе с ним погибли более 600 человек, в том числе командующий флотом в Тихом океане, вице-адмирал С. О. Макаров).

Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. А Верещагин после выставки написал еще три картины — «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки.

В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля.

Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. И это не удивительно. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.

Среди наиболее известных картин Верещагина – «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Подавление индийского восстания англичанами», «Перед атакой», «После атаки. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать.

Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник.

Французы отступали по разоренной местности. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. В Индии Василий Васильевич Верещагин провел два года и сделал сотни эскизов для будущих работ.

Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи.

Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». В «балканскую» серию входит около тридцати картин. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.

Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Какое невероятное решение. Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших.

Дружным Ура. Картина «Побеждённые. И это привело в шок его современников. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Под Плевной» и «После атаки.

Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Наполеон оказался побежденным. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.

Произошло это так. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. На картине не ощущается никакого движения. Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Все годы в корпусе Василий учился отлично.

И в 1879 и 1880 гг. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Никто не выразил желания ее приобрести.

Герои его евангельских картин живут обычной жизнью — едят, стирают вещи, мастерят утварь. Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».

Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Василий Верещагин выезжает на русский север. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. И действительно для французов уже наступали черные дни. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, художник Верещагин участвует в штурме Плевны. Это они сами.

Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи. Индийское путешествие длилось два года. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».

Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом.

Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. продаваемость его картин. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.

Вооружились чем попало. В то время художник много работает над психологическими портретами. О конкретных причинах развода с Е. К. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.

Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ).

В 1860 после успешного окончания Морского корпуса (был первым по успеваемости на курсе) В. В. Верещагин имел большие перспективы. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.

На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Он принимал участие в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войнах. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. А Наполеон был такою личностью.

Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. Ужасно.

Успех был неимоверным. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.

Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Душевное страдание и ужас обессилили его. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае.

Груда страшных знаков войны изображена автором на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне.

Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Картины Победители (1878-1879, Гос.

«Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приблизясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. ГТГ), Опиумоеды (Гос. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником.

Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.

Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Если в то время там случались военные действия, то он наряду с солдатами принимал участие в сражениях. Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры.

К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Именно здесь, в центре Европы, Верещагин, как ни странно, создал свои основные восточные шедевры: «Дервиши в праздничных нарядах. По мнению некоторых искусствоведов, многое из произведений Верещагина осело за границей, чему свидетельством могут служить аукционы, на которых нет-нет да и всплывают неизвестные русскому зрителю этюды, рисунки и даже картины В. В. Верещагина. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».

Он бросает всё и мчится в Россию. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. На этой войне художник и погиб. Пусто и мертво там, где прошла война. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».

Наступило 6-е сентября. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников».

Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. За Серпуховской заставой. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и решил написать картину об его героических подвигах. Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне.

И вот началось поддержание в Москве порядка. Старший брат художника Николай считается «отцом вологодского масла». Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Новый Прометей, он слишком многого хотел. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».

В ходе работы он неоднократно переписывал, переделывал огромные куски, несколько раз порывался всё порвать и сжечь. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».

Начались трудные годы жизни. А между тем давно ли.

Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». Дети должны расти на родине.

Но вот смерть неожиданно настигла солдата. В Балканскую серию входит около тридцати картин. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин.

Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.

В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. В картинахВасилия Верещагина была отражена вся жестокая и скорбная правда о войне, потому-то они так и захватывали зрителей. Это была единственная награда, которую тот принял и носил.

Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. В августовских боях русские и болгары потеряли 3640 человек, потери в завершающем Шипко-Шейновском сражении составили около 5000 человек, а между этими боями потери составили около 10 000 человек.

Но он назвал её «Забытый». Выдающийся русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в Череповце Новгородской губернии в семье помещика средней руки. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Картины Верещагина объединены в тематические серии: «Туркестанская» (1871-1874), «Индийская» (1874-1876, начало 1880-х), «Балканская» (1877-1878 и 1880-е), на тему Отечественной войны 1812 года (1887-1904) и др. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест.

Особенно впечатляет полотно Побежденные. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.

Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.

Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Вся коллекция состоит из 121 нумера. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. В 1850 году он поступает в петербургский Кадетский корпус, а в 1860 году заканчивает его в чине гардемарина.

С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума.

С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.

Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности». Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.

Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.

Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.

В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Гарнизон приготовился умирать.

Долгое время он жил за границей, пока в 1891 не поселился с семьей под Москвой в Нижних Котлах (в настоящее время – район Нагорный Южного административного округа столицы), где по его собственному проекту был построен дом-мастерская. Что это значитъ. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.

В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.