Иероним Босх Сад Земных Наслаждений Описание

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.

Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.

Для средневековой морали половой акт, который в XXв. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Это особенно видно по изображению преисподней. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.

Приписывается Босху. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Босх. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Такова страшная участь. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.

Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии.

Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.

Завтра – поздно. Босх вышел изэтой ситуации специфически. Такими они считаются и сегодня.

Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. И, по идее, должна не ведать стыда. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Возможно, оба триптиха являются оригиналами.

В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Правая сторона – это Ад. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Это – третий день творения.

Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.

К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Собрание Ф. ван Ланшота.

Сколько людей – столько и мнений. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

– нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Босх вышел из этой ситуации специфически. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».

Долой печаль. Пылали костры инквизиции. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын».

судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Церковьже подогревала (впереносном смысле напроповедях ивпрямом— накострах) веру людей внеминуемость наказания занарушение закона божьего. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».

Возрождение. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Долгое время считалось, что большинство работ Иеронима Босха предназначены для церквей, —на это указывал как формат триптиха, так и форма складня, которая считалась наиболее удачной для алтарей.

Картина Босха «Сад 
земных наслаждений»: 
история шедевра

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло160— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. Завтра – поздно». Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.

Заходил вмастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна).

Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.

В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).

К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины.

Возможно, оба триптиха являются оригиналами. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.

Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.

Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Часть из них стала демонами. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. История искусства. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.

Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Они считали все материальное проявлением зла. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.

Центральная часть. На первом плане показаны различные радости. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.

Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

Описание картины 
«Сад земных наслаждений»

Описание картины «Сад земных наслаждений»

На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Возьмем один случай. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.

Гертогенбош. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Она смотрит прямо на зрителя. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.

Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.

которую Бог уготовил человечеству. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Все же это были люди другой психологии. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога.

Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Пляшущие крестьяне – образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились музыкой плоти и покорились ей. Это будет один из переходов от Рая к греху.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Обратимся к ним. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.

На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Работа представляет триптих только формой. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Два уха Геркулеса разъединены ножом, как намёк на то, что опустошённый Геркулес не только ничего не помнит из своей прошлой жизни, но и слышать ничего не может.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. – спрашивает он.

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. – нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Это вообще был тренд втовремя. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей безгреховности (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный золотой род людей современному, худшему железному роду, которому присущи все возможные пороки. На правой створке изображён ад. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.

Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).

А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.

Источники: Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.

Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).

Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святого, противостоящего пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о людской глупости. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Мало того, что оннеустраивал истерик оплагиате, ондаже курировал копиистов.

Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.

Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Другие же исследователи отвергают такую точку зрения и указывают на тот факт, что церковь во времена Босха приветствовала эту картину, а это может означать, что на центральной части изображёны не земные утехи, а рай. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием.

Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий иихэфемерный характер: алоэ впивается вобнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару всвоих пленников. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.

«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.

В композиции Сада радостей земных выделяются три плана. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. По свидетельству Бельтинга, с триптихом Босха полагалось совершать определенные манипуляции.

Сад земных наслаждений: 
мода интерпретирует 
Иеронима Босха

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.

Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.

Босх. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Картина «Сад земных 
наслаждений» Иероним 
Босх

Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Слушаюший лес и смотрящее поле Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2.

Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Он должен был служить для украшения алтаря. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».

Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria.

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Пусть сердце горит негой. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Иоанна. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.

А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. 1х3. Но что. Долой усталость. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок.

В литературной фантазии Видение Тундала, созданной в XII веке ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Он повелел и все создано». Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.

Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Однако, даже если Диксон права и этот мотив взят из символики алхимии, есть вероятность, что Босх воспользовался им для создания экзотического антуража, а вовсе не для прославления тайной мудрости. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.

Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. На нем нет ни людей, ни животных. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.

Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.

Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».

Описание картины 
Иеронима Босха «Сад 
земных наслаждений»

Описание картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Вот таким образом люди грешили ибоялись, боялись, новсе равно грешили ижили встрахе Божьего суда исодня надень ждали конца света.

Но что. Ею не украсить церковный алтарь. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Круглое отверстие в основании – знак Солнца.

– М. : Белый город, 2007, стр. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Это вообще был тренд в то время. О технике живописи Иеронима Босха. – М., 1992. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.

И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Нидерланды. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).

Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.

По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.

В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.

  1. Популярные трактовки некоторых образов
  2. 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Иероним Босх Сад Земных Наслаждений
  5. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  6. Жизненный путь, алтарь Воз сена

Земляника – знак праведности и трудолюбия. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.

Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). В левой части изображено сотворение Адама и Евы.

9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Долой печаль.

  1. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  2. композиция Видения загробного мира
  3. Аллегория чревоугодия и любострастия
  4. Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
  5. Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
  6. Самое интересное в виде мозаики

Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.

Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.

В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Центральная часть.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Правая створка («Музыкальный Ад»)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)

15. Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Антония».

Популярные трактовки 
некоторых образов

Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Творчество Босха, несомненно, питали и книги, получившие массовость со времени изобретения печати Гуттенбергом в 1455 году. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Босх – воистину великий комбинатор. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.

Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. «Извлечение камня глупости»). В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.

Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.

Всеже это были люди другой психологии. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. 59 x 51 см. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству.

То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.

Впрочем, не все с этим согласны. Эта часть работы голландского художника в сущности является предисловием к тому, что находится на внутренней панели. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Ивоспитание нравов было для Босха важнее копирайта. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Стеклянная сфера, вкоторой предаются ласкам любовники истеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье истекло— как они недолговечны». Сад земных наслаждений состоит из 3-х частей. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид).

Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. По бокам находятся другие сюжеты.

Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.

Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, – от этого и предостерегает Босх род человеческий. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.

Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.

В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».

Дерево, масло. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании.

На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.

По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. 12. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».