Иероним Боско

Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос.

  1. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  2. Иероним Босх: жизнь и творчество художника
  3. 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха
  4. Биография Иеронима Босха, перечень картин
  5. Босх ИеронимКартины и биография
  6. Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Справа в шатре сидят любовники.

  • Иероним Босх: возвращение через 500 лет
  • Документальные фильмы о Босхе Править
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

в Египте. рядом).

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы – в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других».

  1. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  2. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  3. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  4. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  5. Самые красивые города в вечернем освещении

«Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью – дать трактовку Ада. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовлениецерковной утвари.

  1. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  2. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  3. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  4. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  5. : музыка, которую можно увидеть

Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Его техника называется алла прима.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Рождался новый мир, который утверждал то, что еще недавно считалось грехом и подвергалось осуждению.

  1. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  2. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  3. Мистический художник Иероним Босх
  4. Художественные произведения Босха
  5. Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  6. Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему

Св. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.

в боковом пределе) братства. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.

  1. Шок-контент под увеличительным стеклом
  2. Подражатели и нынешние последователи
  3. Переделки картин от юных умельцев
  4. Напишите отзыв о статье Босх, Иероним
  5. Отрывок, характеризующий Босх, Иероним

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.

Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 г. на фламандских гравюрах. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Дед по отцовской линии – Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор Распятия для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Лишь семь творений Босха подписаны.

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления. И цвет картины выражает мысль Босха – серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу.

По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек».

Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.

Босх, как никто другой, смог выразить безосновательность мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под ней ничего нет. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М».

Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Творчество Босха загадочно.

Это было последнее произведение Босха. Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Пылали костры инквизиции. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. То, что Питер Брейгель Старший (ок.

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».

– так писал о ней Р. Б. Климов. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.

Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.

Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной пытливости — явлении, сопутствующем гуманизму. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.

В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).

Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ни одна из этих работ не сохранилась. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.

А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Как и все истинные художники, в конце жизни Иероним Босх становится художником одной темы – темы осмысления происходящего и нравственных исканий. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста Видение Тундала, У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Они пьют вино. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.

Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Его техника называется алла прима. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.

В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.

Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Его техника называется алла прима. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Во рву дракон сражается с человеком из круглой башни извергается пламя город – скрытый Ад, откуда явилась дьяволица. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния.

В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.

Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое.

Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Макс Эрнст и Сальвадор Далим объявили себя его наследниками. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.

Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Кто-то заимствует у него «букву». Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Замысел Воза сена и глубже и шире обыденного замысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира.

«Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Мать его была дочерью портного. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья».

Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.

Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Ерун ван Акен родился около 1453г.

Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. 1478 года), стали художниками.

Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов – Мира, Плоти, Дьявола.

Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.

Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Это особенно видно по изображению преисподней.

Он считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Иной раз буквально заимствовали композиции Леонардо или переносили в живопись его рисунки.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство.

«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера.

Между тем уже в 1480-1481 годах в книгах счетов зафиксировано, что он приобрел две створки старого алтаря, незавершенного его отцом. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера.

Центральная часть триптиха изображает земной мир. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Босх вырос в семье потомственных художников. Лишь семь творений Босха подписаны.

Символы меняют значение в зависимости от контекста. корыстолюбия и зависти. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.

Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Легенда о мессе Св. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Апостол Петр на переднем плане занес меч, чтобы отрубить ухо рабу, пришедшему вместе с воинами.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. На замерзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».

В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал.

«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Лишь 7 творений Босха подписаны. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Босх – был личностью весьма интересной. Вид у стражи торжествующий.

На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Св. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов взолото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи».

Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Jose de Siguenza), живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Только природа остается чистой, бесконечной. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден.

Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Его техника называется алла прима. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Достоверные факты скупы. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).

Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Кто-то — дух. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Они пьют вино.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.

судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Близилось царство станковой светской живописи — не удивительно, что раньше всего в странах, провозгласивших Реформацию стали появляться уже чисто жанровые картины с изображениями торговцев в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, женщин в будуарах игроков в карты и кости. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Босх не указывает конкретно на грешника.

Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».

Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).

О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Меня зовут Лубберт Дас».

Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, вот таким образом ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Лишь полносью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть.

Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Сцены этой картины расположены по кругу, вот таким образом у исследователей возникло предположение, что она была настольной.

Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние.

Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Ему противостоят мощные силы зла. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач.

Чтобы показать презренность и хаос зла, художник создает образы, сочетающие предметы и живых существ. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. И все же лучше судить о Босхе по его работам.

В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Там, вероятно и родился около 1450 года. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха.

Композиции преимущественно «полуфигурные», что ясно указывает на их прямую связь с жанром портрета. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни.

Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала). Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен.

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Лишь семь творений Босха подписаны. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Развеваются стяги германского императора и французского короля. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.

Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Жертва становится палачом, добыча – охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Его потомки со временем стали потомственными купцами, ремесленниками и художниками города Хертогенбоса. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Но разве тут дело в св.

В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.

Изображение Христа – подлинный центр картины. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния.

Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.

Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Антихрист совершит все возможные виды поддельных чудес, соединит в своих руках все сокровища мира и щедрой раздачей уравняет людей в богатстве, результатом чего будет ужасающий разврат во всемирном царстве Антихриста. Иоанна. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.

И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.

Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков.

Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц.

Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Почему он мог принять такое мрачное и гротескное направление, как у Босха.

Справа в шатре сидят любовники. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Его техника называетсяалла прима.

По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание надемонический характер его «странных образов».

Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики.

Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

Спорна центральная часть. Бытовой жанр вырос, «отпочковался» из портретного, а пейзажный — из тех ландшафтных фонов, которые нидерландцы всегда писали с такой любовью. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому.

«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты исповедовавшей свободную любовь. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм». Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Он как бы говорит ему: Не бойся. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.

Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.

И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Их несамобытность очень заметна.

Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения.

12:1). Эта победа – главная тема правой створки триптиха. То, что Питер Брейгель Старший (ок. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.

Сюжет религиозный. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намек на человеческую глухоту к словам Евангелия имеющий уши да услышит.

На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.

Странные фантасмагории Босха рождены философическими потугами разума. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».

Еще одна тайна связана с могилой художника. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Братья ежегодно собирались на пиршество – «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. вХертогенбосе (Брабант). Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Вот, собственно и всё.

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и – прежде всего – открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии.

В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». А сзади него жизнь, покидаемая им. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже. Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана.

Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Лишь семь творений Босха подписаны.

На них изображены сцены Страстей Христовых. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Иоанна, бесследно исчезли. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Исследователи сходятся в том, что алхимические знаки Босх вводит в свои работы для усиления ощущения греховности изображенных персонажей – занятия алхимией Церковь не одобряла. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти художника, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон.

Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс».

В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.

Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).

Сюжет не нуждается в пояснениях. Апофеоз босховской демонологии — его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Меня зовут Лубберт Дас».

Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Точная дата рождения Босха неизвестна. Однако это не совсем справедливо.

Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.

Правая внешняя створка «Несение креста». Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.

Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Мастера XV столетия изображая евангельских персонажей избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.

Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.

Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Это единство закономерно и естественно.

«Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.

Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.

Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Иероним Босх – великий нидерландский художник.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. В течение 5веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям относить художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.