Игорь Эммануилович Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. 25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16 мая 1960, Москва, СССР) – русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский и советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Профессор и директор Московского художественного и института (1937-1943), Института живописи, скульптуры, архитектуры (1943-1946), участник выставок Московского общества любителей художеств (1898 – 1899), "Мира искусства" (1901-1922), Союза русских художников (1903-1910). Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее). Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель.

Член объединения Мир искусства и Союз русских художников. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы (Ясный осенний вечер, 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево) и картинами на историко-революционные темы (В.

  • Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
  • Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
  • Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
  • Игорь Эммануилович Грабарь биография
  • Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960)
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)

Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др.

Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Государственная премия СССР (1941). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В Третьяковской галерее имеются картины: "Луч солнца" (1900), "Февральская лазурь" (1904) и "Неприбранный стол" (1907) в музее Александра III: "Сирень и незабудки" (1905) в коллекции В. Гиршмана в Москве "Сентябрьский снег" (1903) "Плакучая береза" (1904) и "Хризантемы" (1905) в коллекции И. А. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С.

  • Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • История России, всемирная история
  • «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
  • Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
  • Игорь Грабарь – певец снега и инея

Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля избранного в середине 1860-х годов депутатом австрийского парламента. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Известный советский художник.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Передо мной был сам Игорь Грабарь. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю. Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских).

В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. 1 – 13, 1953 – 1969). С начала 1890-х гг. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя.

Кроме живописи изучал в Мюнхене и архитектуру. Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.

С 1913 – академик. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

С конца 1920-х гг. 1-13, 1953-69). В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Грабарь пишет пейзажи и натюрморты, акцентируя их воздушно-световую атмосферу так, как если бы дело шло не о субъективном восприятии его глаза, а об объективной данности. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду.

в Россию переехали его жена с сыновьями. Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная История русского искусства (т.

  • Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
  • Грабарь Игорь Эммануилович 1871-1960
  • Игорь Грабарь картины с названиями
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Большая биографическая энциклопедия

Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), Академии Наук СССР (1943) и Академии Художеств СССР (1947). Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900).

Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25). Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».

В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903). Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства».

  1. Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
  2. Искусствоведческая работа Править
  3. Краткое описание творчества Игоря Грабаря
  4. Грабарь Игорь Эммануилович, художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В течение 1879—1880гг.

В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва).

В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы (Сентябрьский снег, 1903, Февральская лазурь, Мартовский снег – оба 1904, все – в ГТГ) позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму (Неприбранный стол, 1907, ГТГ). Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене.

В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности.

  • Главная О сайте От автора Контакты Рекомендую
  • Грабарь, Игорь Эммануилович в книгах
  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Реферат на тему Грабарь Игорь Эммануилович

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). 16 мая 1960 г., в Москве. 1–13, 1953–1969). Морозова "Мартовский снег" (1904) в литературно-художественном кружке в Москве "Иней" (1906) в Национальной галерее в Риме "Утренний чай" (1904).

Грабарь Игорь Эммануилович: 
биография, картины 
художника с названиями,

новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов").

Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН)., посещал мастерскую П. П. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».

Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. орденами, а также медалями. Действительный член Академии хдожеств. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).

Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. (р.

(иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. И. Ленин у прямого провода", 1933 "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина", 1938). В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе.

Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). А именно такая природа играла для него насыщенными красками. Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29). Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.

Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе -- 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Грабарь предпринял путешествие по Северу России изучая старинную деревянную архитектуру. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР).

И столь же неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу Вопросы реставрации. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14 ныне санаторий Захарьино) под Москвой. В течение 1879—1880 гг. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение.

Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Брат В. Э. Грабаря. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию. С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др.

С 1920 — проф. народный художник СССР (с 195. ). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). С начала 1900-х гг.

Прямо противоположна художественной специфичности Грабаря по своей широте его роль как историка искусства и музейного деятеля. было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903).

Проговаривал названия его лучезарных и интимных пейзажей, таких, как Зимний солнечный день, хрестоматийно известных и ведомых только подлинным ценителям пейзажной живописи. Попечитель (1913-1918), а затем директор (1918-1925) Третьяковской галереи. Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Его техника вот таким образом родственна технике "научной" ветви европейского импрессионизма — дивизионизму или пуантилизму вот таким образом типичные картины Г. представляют собой по внешней обработке густую сеть мелких цветовых мазков, которые, на расстоянии смешиваясь, вызывают впечатление света, окутывающего предметы. В 1913—25 гг. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене.

Многие часы посвящает рисованию с натуры. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский художник и искусствовед. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. 1-13, 1953-69).

Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Утречком. И ловко, даже молодцевато, скрылся в подъезде. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).

Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. Надо ли говорить, что на следующий день, не менее морозный, вышагивал по Тверской в сторону Динамоуже с пяти часов, не надеясь на какой-либо транспорт и поеживаясь в своей потасканной фронтовой шинели.

С. Р-ва. На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Среди его учеников, . в 1894 «Шинель» изд. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). И. Ленин у прямого провода, 1933, ЦМЛ).

В знакомом дворе было пусто и серовато и лишь деревья на стадионе начинали светиться голубым предрассветным сполохом. Ровно в шесть из подъезда вышел Игорь Грабарь, ловко расставил мольберт, что-то поколдовал на палитре, водрузил на уже порозовевший крупный нос круглые очки и как бы исчез от меня в незримом диалоге с этюдом. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. ГРАБАРЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт – 16. 5. 1960, Москва), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, художник, народный художник СССР (1956). Государственная премия СССР (1941).

Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). – См. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты.

Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Семья художника переехала в Россию в 1876 году. музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.

Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). То ли от грустно-лирического этюда, то ли от пробравшегося через все отопительные рубежи моей нехитрой одежды нестерпимого холода в подсознании начинала возникать жалость к самому себе.

Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у И. Е. 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. В 1905-06 Грабарь участвовал в издании революционного сатирического журнала Жупел и Адская почта. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).

в Россию переехали его жена с сыновьями. Народный художник СССР (1956). В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э. Если не затруднит-жду завтра. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. Род. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя.

С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. 1871) — художник историк искусства, музейный деятель. Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее).

Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор).

В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель) с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).

Встревоженный, собрался было уходить, но был предупрежден вышедшим из подъезда человеком, сообщившим о приглашении академика посетить его мастерскую. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево). Полотно Осень. У меня утро-до восьми. 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли.