Иван Грозный Убивает Своего Сына Картина Фото

Фотография поврежденной картины «Иван Грозный убивает своего сына» появились в российских СМИ.

В Третьяковке мужчина повредил картину Иван Грозный убивает своего сына

Больше всего на картине художник ценил гаршинский слезящийся глаз. Со спиртным в Третьяковке и впрямь все в порядке. Иногда он отворачивался от незаконченной картины и прятал её подальше, а потом доставал и вновь начинал писать. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.

Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Конечно, у Поссевино немало ошибок, но откровенной дезинформации его труд не содержит, тем более что в задачу автора входил сбор сведений для дальнейшей прозелитической деятельности католиков в России. Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Да и они не противоречат версии о смертельном ранении Ивана Ивановича в ссоре с отцом. На первой же витрине глаз услаждает батарея бутылок. «Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, — писал М. В.

Третьяковка показала 
повреждения картины 
«Иван Грозный убивает

Третьяковка показала повреждения картины «Иван Грозный убивает своего сына» после нападения вандала

Поссевино пишет, что тот «разузнавал правду» и достоверно выяснил следующее: «Все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Человек с ножом восклицал: «Довольно крови. Наконец, последний сын царя, которого также назвали Дмитрием (1582–1591), появился на свет за два года до смерти самого Ивана IV. Эта дата была установлена Н. П.

Гораздо важнее понять, что привело к трагедии. И молодой царевич старался от отца не отставать. Решил, что пьяного в России скорее простят, чем акциониста. Война с Ливонским орденом началась в 1561 году и в 1583 году закончилась. Исполнялась симфония Антар.

В частности, многие исследователи указывают, что в летописях того времени не говорится, что смерть царевича была насильственной. Картина также получила неофициальное название «Иван Грозный убивает своего сына». Обе версии абсолютно голословны и бездоказательны. Из воспоминаний самого художника и его друзей известно, что картина создавалась очень сложно.

Правдивые факты 
о картине Репина 
«Иван Грозный убивает

Правдивые факты о картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Да и водки на разлив (как, впрочем и хересу) в Братьях Третьяковых нету. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить.

Ну не пива же по 195 рублей жахать человеку из Воронежа. Картина поразила всех, кто увидел её после написания. «Поссевин говорит, — пишет митрополит Иоанн, — что царь рассердился на свою невестку, жену царевича и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Автор самой широко распространенной (бытовой) версии трагической ссоры отца с сыном – Антонио Поссевино.

«Иван Грозный убивает 
своего сына» картина 
Репина

«Иван Грозный убивает своего сына» картина Репина

Здесь и коньячок «Картель» (сначала прочла «Каратель») и виски и вино и пиво Сибирская корона. Согласно результатам исследований останков Елены Глинской (матери Ивана Грозного) и Анастасии Романовны (его первой жены), количество мышьяка превысило нормы его естественного содержания в организме в 10 раз – 0, 8 мг (на 100 г массы). Авторы таких сентенций в силу безграмотности не подозревают, что среди иностранцев были те, кто писал о России и русских с симпатией (вспомним П. Йовия, И. Фабри, А. Кампензе, М. Литвина), но главное не в этом. Царь дал по душе сына огромные вклады не только в Троице-Сергиев, но и в другие монастыри.

Лихачевым, который обнаружил письмо царя, адресованное боярину Никите Романовичу Юрьеву и дьяку Андрею Щелкалову: «Которого вы дня от нас поехали и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен и нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя и вы б о томъ помыслили, как тому быти, что король гонца своего прислал, а велит делати наскоро и вы б к нам отписали, как о гонце о королеве быти, а нам, докудова Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно». Утром 16 января 1913 года один из посетителей Третьяковской галереи вдруг бросился к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и изрезал ее ножом. Это был выдающийся деятель Римско-католической церкви – папский легат, секретарь генерала ордена Общества Иисуса (ордена иезуитов), активный борец с Реформацией.

Картина «Иван Грозный 
и сын его Иван»

Картина «Иван Грозный и сын его Иван»

Увидев такой срам, Иван Грозный отвесил невестке пару крепких оплеух. Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Не ждали». Наукой установлено, что Иван Грозный своего сына не убивал.

В каком-то смысле эта работа оказалась провидческой. В результате было заключено перемирие сроком на два месяца (июнь-июль). Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом.

Нельзя согласиться с мнением публициста Вячеслава Манягина, который полагает, что встреча царя и его легко одетой невестки – вымысел Поссевино, поскольку «на женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником». Например, Московский летописец свидетельствует, что Иван IV «мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царства и восхоте поставить ему препону, нарек на великое княжение царя Семиона Бекбулатовича». Ну не коньячок – полтыщи за флакончик. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Дворцовые переходы между покоями, нижняя рубашка, посох-оружие – все эти детали, упомянутые в сочинении папского легата, находят подтверждение.

Знаменитое полотно предлагают убрать в запасники. Его визит в Россию состоялся по инициативе Ивана Грозного: российская дипломатия в поисках посредника на переговорах с королем Речи Посполитой обратилась к римскому престолу. Впрочем, за прошедшие с этого момента более 450 лет родились сразу несколько версий.

У беременной Елены не был завязан пояс, а замужней женщине ходить нараспашку не пристало. Фигуру царевича Ивана Репин писал с Всеволода Гаршина известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы». Уроженец Загреба, Дреноцкий понимал русский язык.

Вслед за этим замучили князя Никиту Романовича Одоевского: «Ово срачицу его пронзинувши в перси его тамо и овамо торгати той же в таковых абие мучениях скончался». Тем не менее споры об «Иване Грозном» Репина не прекращаются и до сего дня. При написании Репин мучился и переживал, постоянно переписывал различные детали. Еще больше интересных подробностей в его автобиографии и рассказе о Москве.

Царство грозного самодержца катилось к закату, а вместе с ним и его династия. Старший, Дмитрий (1552–1553), погиб, не достигнув годовалого возраста, в результате несчастного случая. Царевич получил посохом в висок из-за того, что высказал свое несогласие по поводу ведения военных действий в ходе Ливонской войны. На самом деле царевич Иоанн умер от тяжелой болезни. Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. Нейтральные свидетельства Московского, Безднинского и Пискаревского летописцев о том, что царевич «преставися», оказываются в меньшинстве.

Иван Грозный и сын 
его Иван 16 ноября 
1581 года

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

«Учитывая исторические факты и отдельные литературные данные, при исследовании останков Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора, а также Скопина-Шуйского» экспертам поручили выяснить ряд вопросов. Из задней комнаты «сенцы» выводили в переход, который вел к «столчаковой избе» (туалету), а оттуда переходами можно было добраться и до хором царицы. С чем это было связано — неизвестно. Царевич погиб в восьмилетнем возрасте при не выясненных до конца обстоятельствах: официальная версия гласит, что он умер при приступе эпилепсии, напоровшись на нож, неофициальная – что он был убит людьми, подосланными Борисом Годуновым. Во-первых, «имеются ли на останках трупов следы каких-либо механических повреждений, а в случае установления их следовало определить характер повреждений и то, каким орудием они нанесены».

Картина поразила всех, кто увидел её после написания. По их мнению, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (таково полное название картины) клевещет на русский народ, русское государство и благочестивых русских царей и цариц. И такие свидетельства имеются. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось «облагородить» рассказ, найти более «достоверный» повод и «мотив убийства». Ну не виски же по 350 рублей 50 миллилитров.

Картина Иван Грозный 
убивает сына, Илья 
Репин

Картина Иван Грозный убивает сына, Илья Репин

Исследования останков отравленного (о чем уверенно говорят исторические повести эпохи Смуты) Скопина-Шуйского показали незначительное превышение нормы по мышьяку и гораздо меньшее содержание ртути по сравнению с данными экспертизы по царице Марии Нагой, которая умерла во время осады Московского Кремля войсками Второго ополчения, скорее всего, от истощения (вдову Грозного к этому времени забыли, травить ее не имело никакого политического смысла). Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок.

Ему было всего 33 года. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина11. Если же надевают одно, о них идет дурная слава.

Убивал ли Иван Грозный 
своего сына, как 
показано на картине

Убивал ли Иван Грозный своего сына, как показано на картине Репина

Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Царь Иоанна Васильевич только официальным браком был женат не менее семи раз.

Толстой в «Истории Русской Церкви». В августе предстояло провести второй этап переговоров, а до этого нужно было четко определиться с тем, чем можно поступиться (в то время свои условия диктовала Швеция). Сын, якобы, вступился за жену и получил посохом в висок. По мнению Анны Хорошкевич, посох являлся «повседневным символом власти».

Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». При написании Репин мучился и переживал, постоянно переписывал различные детали. Во-первых, по самой дате. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно. Богатая милостыня была отправлена на православный Восток.

Зачем вандал испортил 
картину «Иван Грозный 
и его сын Иван»:

Зачем вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии

Самая популярная версия – это легенда о конфликте трусливого отца со смелым сыном. Так, в останках великих княгинь Евдокии Дмитриевны (жены Дмитрия Донского) и Софьи Фоминичны (Палеолог, жены Ивана III) было обнаружено одинаковое количество мышьяка – 0, 1–0, 3 мг, что превышает показатели содержания мышьяка в останках Дмитрия Шемяки – 0, 013–0, 21 мг. Об этом событии рассказывает довольно большое количество источников, как русских, так и иностранных: Псковская третья летопись, Хронограф редакции 1617 года и следующий ему Мазуринский летописец, «Временник» Ивана Тимофеева, практически весь «пул» писавших о России той эпохи иностранцев: итальянский иезуит Антонио Поссевино, англичане Горсей и Флетчер, голландец Масса, француз Маржерет, польские авторы Гейденштейн и Одерборн. И он, решив следовать тренду, не прогадал: полотно имело огромный успех.

Следующий сын, Иван (1554–1581), умер, согласно наиболее распространенной версии, после удара, нанесенного ему отцом в припадке гнева. Однако в этом и был замысел Репина — представить зрителю человечность грозного царя, который, убив собственного сына, потерял весь свой «царский» облик и превратился в обычного напуганного старика. Матерью первых трех – Дмитрия, Ивана и Федора – стала царица Анастасия Романовна.

«Я был на концерте Римского-Корсакова. Трактат «Московия» Поссевино писал в 1581–1583 годах, а впервые опубликовал его в 1586-м. Трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Для него сюжет картины был скорее метафорой. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. У Ивана Грозного было пятеро сыновей.

Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму17. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Трагедия произошла в Угличе, где царевич жил с матерью Марией Нагой. Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду.

Сообщения Мазуринского летописца и Латухинской Степенной книги восходят к «Хронографу» 1617 года, но другие источники не связаны друг с другом. Возможно, в последний момент побоялся признаться, что задумывал некую акцию, вроде Павленского (вот только не учел, что Павленский-то чужие картины не портит, а в основном собственное тело или разные двери. ). По его словам, в те времена на всех европейских выставках «в большом количестве выставлялись кровавые картины». Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя – в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» – «чувства были перегружены ужасами современности». Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине Роберта Кенца.

Как выглядит картина «Иван Грозный и сын его Иван» после нападения

Прекратились опалы и казни. Государевых комнат насчитывалось три: передняя, средняя и задняя. Возьмем, к примеру, записки знаменитого немца-опричника Генриха Штадена. Но эти три цифры по большому счету уже не так уж важны.

Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». Некоторые считали картину настоящим шедевром, а другие откровенно критиковали. Как видим источник нельзя назвать достоверным и надежным. Результаты химического исследования также не вызвали особых вопросов у судебных медиков.

Федор (1557–1598) после кончины отца стал последним царем из династии Рюриковичей: у него детей мужского пола не было. В русских документах Поссевино именуется «ученым попом», «доктором» и «язовитом». Сведения Поссевино, вращавшегося в высших сферах, довольно точны. Об этом же говорит и эксгумация останков цесаревича. Так что, поздравляем вас, господин, соврамши. Некоторые считали картину настоящим шедевром, а другие откровенно критиковали.

Вот такая ссора и окончилась трагедией. Однако в этом и был замысел Репина – представить зрителю человечность грозного царя, который, убив собственного сына, потерял весь свой «царский» облик и превратился в обычного напуганного старика. — Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи». После этого вопрос о возможном отравлении царя Ивана и его сыновей забыли на целых 40 лет.

Бежавший в Литву князь Андрей Курбский писал, что во время пыток князя Михаила Воротынского, которого жарили на углях, явился царь и «подгребающе углие горящие жезлом своим проклятым». Также достоверно его сообщение о разводах царевича Ивана, совершенных по воле Грозного. Шедевр Репина, носящий полное название «Иван Грозный иего сын Иван 16 ноября 1581 года», был впервые продемонстрирован широкой публике в1885 году.

Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Разберемся в нескольких наиболее популярных версиях происшедшего. «С «легкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской, — писал митрополит Иоанн. Такая неуступчивость будущего наследника могла вывести Ивана Грозного из себя. Здесь мы встречаем уникальные сведения об опричнине, структуре приказного аппарата, быте и нравах русских людей, топографии Москвы того времени.

Картина «Иван Грозный 
убивает своего сына» 
пострадала от рук

Картина «Иван Грозный убивает своего сына» пострадала от рук вандала

Как известно, картины Репина имеют непростую ауру. В результате «отвратительная» картина была снята с выставки, ее владельцу Павлу Третьякову запретили показывать столь реалистичное полотно публике. Я вспомнил о царе Иване»2. Во-вторых, «вне зависимости от отсутствия или обнаружения механических повреждений не меньший интерес имело выяснение вопроса о возможности отравлений».

Неожиданно ее посетил великий князь Московский. Эту вероятность нельзя исключать. Третья версия гласит: дурную роль сыграл репинский мистицизм. Четвертый сын Грозного, Василий (1563, от брака с Марией Темрюковной), не прожил и двух месяцев.

Как выглядит поврежденная 
картина "Иван Грозный 
убивает своего сына"

Как выглядит поврежденная картина "Иван Грозный убивает своего сына"

А к 1583 году он был женат на Елене, дочери младшего из братьев Шереметевых. А эта картина просто отвратительна». Косвенно подтверждает это и показание вкладной книги Троице-Сергиева монастыря. Одновременно с Герасимовым и другими антропологами работали судебные медики. Роковая ссора отца с сыном произошла вечером 9 ноября 1581 года.

Она упала, ударилась и уже следующей ночью у нее случился выкидыш. «Живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу», – подчеркнул Репин. Он был освидетельствован врачами и признан сумасшедшим («глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием»). Когда подбежавший в суматохе другой посетитель спросил Балашова: «Что вы сделали. », тот опять ответил: «Довольно крови». В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. Картина Репина изображает эпизод из жизни русского царя Ивана Грозного. Лицо царевича получилось великолепно — на нем ясно видна печать смерти.

К слову, вражда царя с сыном отразилась и в народных песнях, где сюжет «гнев Ивана Грозного на сына» встречается в разных вариациях.