Картина Царство Флоры

Картина Николя Пуссена Царство Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Царство Флоры» уже второй раз выставляется в Москве. А. с. пушкина покажут картину «Царство Флоры» великого мастера XVII столетия, родоначальника стиля классицизм в живописи Николы Пуссена.

Описание картины «Царство Флоры»

Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже. Пуссен редко изображал страдания Христа. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана.

С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). У Пуссена был и собственный домашний музей, включающий античные статуи Флоры, Геракла, Купидона, Венеры, Вакха и бюсты фавна, Меркурия, Клеопатры и Октавиана Августа. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции.

Царство Флоры (картину 
называют также Метаморфоза 
растений)

Царство Флоры (картину называют также Метаморфоза растений)

Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. Именно этот момент и запечатлел художник. Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Посещение самой галереи было закрыто.

В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115. По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов». В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.

Презентация – Богиня 
Флора на картинах 
художников

Презентация – Богиня Флора на картинах художников

В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму.

Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства.

После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. А. С. Пушкина». Впереди плыли лозунги «Даешь парад любви. ». Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3.

В письме Нодэ к Даль Поццо упоминалось о неких препятствиях со стороны Шантелу из-за чего Пуссен даже не взял с собой ничего, кроме дорожной сумки и не стал забирать для передачи римским друзьям ни книг, ни произведений искусства. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94.

Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком. М. Санто высказывал предположение, что Пуссен воспользовался византийской традицией, представив не столько собрание апостолов, сколько первую литургию, справленную Самим Богочеловеком. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Тем не менее иконологическая трактовка дала огромные практические результаты: в 1939 году вышел первый том научного каталога графики Пуссена, подготовленный В. Фридлендером и Э. Блантом. Вместе с Пуссенами жил брат Анн-Мари Пуссен— Гаспар Дюге, будущий известный пейзажист, а с 1636 года— и его младший брат Жан.

Репродукция картины 
Пуссен Никола на 
холсте – Царство

Репродукция картины Пуссен Никола на холсте – Царство Флоры

Напротив, современные искусствоведы отмечают, что Пуссен демонстрировал все сильнейшие стороны своего таланта живописца145. Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика.

Караваджо скончался в 1610 году, караваджизм оказывал колоссальное влияние на художественную жизнь к северу от Альп, но в самой Италии он быстро сменился другими художественными течениями. В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона». Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически.

Опишите картину,, 
царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. В 1594 году ученый тайно вывез луковицы из Вены в Лейден, а по весне в «стране низин» расцвел первый тюльпан.

Безмятежна и природа. Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках.

1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. Все действующие лица расположены подобно рельефу. Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122. По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. В то время как Флора, окружённая амурами, рассыпая цветы танцует в центре картины, Аякс бросается на свой меч (у Гомера Аякс наделён неистово-воинственным характером).

Петра— главного храма католической церкви. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. Фелибьен писал, что Пуссен не без раздражения говорил, что французские художники не понимают значения контекста, которому должны быть подчинены декоративные детали и прочее.

Картина упоминается в инвентаре 1722 г. Эта картина под названием «transformazione de fiori» подробно описана в книгах XVII века Беллори и Фолибьена. Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит.

Опишите картину 
,, царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты. «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. Рентгеновский снимок показал, что Пуссен много работал над фоновыми деталями, но фигуры оставались неизменными. Перед ней мы видим и других мифических героев.

Нарцис смотрит на зеркальную поверхность воды в сосуде, который держит нимфа Эхо. В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158. Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193.

Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св. Гастроль приурочена к 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ им. После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов».

«Флора» — картина на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы», где описываются всевозможные изменения, произошедшие с миром со времен его сотворения. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство. На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям.

Убийца хочет привлечь максимальное внимание, хочет напугать, устрашить. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх.

Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху. Ю. Золотов отмечал, что обстоятельства отъезда Пуссена очень напоминают бегство, однако никаких подробностей в сохранившихся источниках не сообщалось116. По рукам ходило до десяти миллионов «тюльпановых» расписок. Так что его судьба уникальна.

По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары. Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133. Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта.

Царство флоры на 
полотнах европейских 
художников

Царство флоры на полотнах европейских художников

В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре. Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном.

Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда». Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. Это позволило художнику придать фигурам выразительность. Рим-Париж, 1580—1660». Значительную часть активной творческой жизни провёл в Риме, в котором находился с 1624 года и пользовался покровительством кардинала Франческо Барберини. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года.

Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4. Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика. Действительно, некоторые позы и фигуры исполнены очень похоже на некоторые из виндзорских рисунков. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.

В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. Пушкина Ирины Антоновой: «Я часто бывала в Дрездене. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия. На охоте его растерзал кабан и из капель его крови выросли анемоны. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. Скончался и похоронен в Риме.

Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры». Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть. Оказалось, это ученики изостудии «Мусейон» при ГМИИ. Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89.

Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.

С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75.

В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. Эти расписки перепродавали друг другу.

Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106. На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. Начиная с 1938 г. нацисты стали прятать шедевры мировой живописи. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование. Равным образом, как утверждал Ю. Золотов, этот факт не позволяет выстроить периодизации, поскольку к данному жанру Пуссен обращался тогда, когда испытывал в нём необходимость.

Дрезденская галерея 
привезла вМоскву 
знаменитую картину

Дрезденская галерея привезла вМоскву знаменитую картину «Царство Флоры» Никола Пуссена

Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. Вероятно, что на творческое формирование Пуссена огромное влияние оказали памятники Кватроченто и тот факт, что он попал во Флоренцию ранее, чем в Венецию и Рим имел огромное значение для его развития28.

Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов.

Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98. Произведение Марио Нуцци «Амур в цветах» из Большого собрания изящных искусств ASG, вероятно, также имеет двойное авторство. 1627). Царлина, перенести на живопись177.

Репродукция картины 
Пуссен Никола на 
холсте — Царство

Репродукция картины Пуссен Никола на холсте — Царство Флоры

Голландские художники часто в натюрмортах используют сюжет с пышными букетами цветов. Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. Роза – один из наиболее часто изображаемых в живописи и в литературе цветов. Это та же самая демонстрация, эпатаж. При этом воодушевление воинов не ассоциируется с внешним религиозным импульсом, а их отваге чужда экзальтация.

Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

—Это я купила специально, он нам еще пригодится. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок. Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4.

«Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов.

  • Царство Флоры, Никола Пуссен, 1630-1631
  • Никола Пуссен, Царство Флоры, 1631
  • Картина Царство Флоры Николя Пуссена
  • Презентация на тему: Царство Флоры 5 класс
  • Презентация на тему "Царство Флоры "

Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). Заказы в его мастерскую приходили из правящих домов Рима, Флоренции и Турина. Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски.

По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18. С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109.

Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью». Но прежде всего— о содержании. Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора». На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore).

Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся. Идея картины — рождение прекрасного в искусстве, его торжество — воспринимается ярко и образно, без малейшей надуманности. Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника. Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч.

Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. Все это полнится жизнью и беззаботностью. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки.

Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений.

  • Картина Никола Пуссена «Царство Флоры»: описание
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Слайды и текст этой презентации

Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью».

Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна. Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане.

По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Зима изображает потоп, гибель жизни. «Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод.

  1. Отправить запрос на изготовление копии
  2. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  3. Выставка: «Никола Пуссен «Царство Флоры»
  4. Картина Царство Флоры – Николя Пуссен
  5. Гастроли шедевра классицизма из Дрезденской галереи

Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями. Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена. Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. И в это время роза преподносит еще один сюрприз-загадку. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны. Здесь собраны герои мифов и эпоса, которые после смерти превратились в цветы.

Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. Как известно, когда герой умер, благодаря воле его возлюбленной Афродиты из капель его крови проросли прекрасные цветы. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». На картине Орфей перебирает струны лиры, его слушают две наяды, а фигура в мантии, вероятно, Гименей, явившийся на зов.

  • Никола Пуссен и живопись Классицизма

Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155.

Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. На натюрмортах мы можем видеть роскошные пышные розы, состоящие из сотни лепестков, за что они получают свое название – розы Центифолиа (Centifolia), дословно – «столистные». Четвёрка лошадей бога солнца, на которую смотрит Кифия, виднеется над облаками в зодиаке. Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография».

В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Сочетание тёмных фонов и светлых фигур давало эффект холодного переднего плана и тёплой глубины.

Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана. Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти.

Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом (капли его крови превратились в белые гвоздики). Юноша на переднем плане, склоняющийся над своим отражением в воде, – Нарцисс. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена. Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план. По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17. Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года.

Царство Флоры, Никола 
Пуссен, 1630-1631

Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник. Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели». Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма.

Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах. Розовый шарик лопнул над самым ее ухом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше.

Очень быстро он приобрел именитых клиентов и покровителей. Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. Подавляющее большинство его картин написано на историко-мифологические сюжеты.

Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана. По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена.

Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе.

В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto. Последние, кстати, как раз и появились в Европе в XVII веке.

На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла.

В основном это мифологические сюжеты, которые отображены и на картине: истории об Аяксе, Нарциссе, музе Эхо и других известных античных персонажах. Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62. В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. На полотне из Большого собрания изящных искусств ASG «Несение креста» итальянского художника Джованни Станчи слева изображен Иисус Христос, припавший к земле под тяжестью своей ноши, а справа – коленнопреклонная Вероника, вытершая пот с его лица своим платком, на котором чудесным образом запечатлелся лик Христа.

«Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника. Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. Это та же самая демонстрация, эпатаж. Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)».

Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года).

Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй». А с 1945 г. по 1955 г. хранилось в ГМИИ им. Из его крови появились гиацинты. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176.

Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену. В своей картине Пуссен изображает Флору в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»).

Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Биограф художника Леоне Пасколи писал: «в их доме было много ваз с цветами, которые очень радовали хозяев, поскольку каждый год они тратили немало времени на их выращивание». На полотне много персонажей и все они фигурируют в рассказе Овидия. В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87.

Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170. В этом же издании Ж. Тюилье поместил полный свод документов XVII века, в которых упоминалось о Пуссене198. Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13. Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита. При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия.

Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. Негусто. Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану.

Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев. Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. Пушкина. Ученый адаптировал восточные цветы к более прохладному европейскому климату. Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура.

Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке. Но есть продолжение.

«Здесь – помню, здесь – не помню». Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис».

Гравюры с картин и фресок Рафаэля художник копировал ещё на родине, не оставил он этой практики и в Италии. Там рассказывалось о том, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией. По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение.

«Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества. Возможно, это произошло из-за того, что художник заразился сифилисом и отказался последовать в госпиталь48. На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла.

Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции. После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок. Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж.

Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса. Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св.

Если излагать историю вкратце и сухо, то выйдет так. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия.

Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. «Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще. Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему.

Главный литературный источник сюжета о Флоре – «Метаморфозы» Овидия. Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. «Царство Флоры» – одна из ранних работ, написанных Пуссеном по прибытии в Рим в 1624.

Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194.

Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74.

Впереди плыли лозунги «Даешь парад любви. ». Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком.

Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. К тому же всё это напоминает самую, пожалуй, проникновенную песню о павших героях. Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима».

Можно даже заметить некоторое влияние мастеров Кватроченто: тонкие деревца с ажурными кронами на фоне горизонта любили изображать мастера итальянского XV века, в том числе молодой Рафаэль136. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться. Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств». Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность.

Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина». Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников. Все эти картины утрачены2324.

Эпитафию на надгробии составил Беллори153. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена. Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи.

Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Гравировал их Клод Меллан. Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом.

Нигде нет спасения. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине. Розовый шарик лопнул над самым ее ухом.

Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. За нею находятся знаменитые своей грациозной красотой юноши: возлюбленный Венеры Адонис (с копьём) и любимец Аполлона Гиацинт. Очень хочется в это верить. Эта тенденция отражается и в искусстве.

Вокруг нее те персонажи мифа, которые, умерев, превратились в цветы. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121. В 1945 г. Дрезден отошёл в советскую зону оккупации.

Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. Естественно, что эта работы вызвала нападки. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме. Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. Искания Пуссена прошли сложный путь.

Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение. Зарисовки Пуссена достаточно общи и схематичны, он мог исполнять десятки эскизов, отрабатывая разные композиции и световые эффекты159. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного. Все они расположились вокруг богини Флоры, которая воплощает цветение и молодость. Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо).

В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632). В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22. Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66. Расцвет его творчества совпал с полным отказом от церковных заказов, а также распространением во Франции эстетики классицизма и рационалистической философии Декарта.

К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. О его успехах узнали в Нидерландах — тюльпанами заинтересовался Лейденский университет. Контрастом к явно неустойчивому политическому и финансовому положению художника стали его известность и авторитет.

Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной.

Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. А из его крови появились белые гвоздики. Циклоп Полифем, словно вырастающий из серых скал играет на свирели песнь любви морской нимфе Галатее.

Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Дело в том, что его отец, Систо Нуцци (Sisto Nuzzi), был представителем древнего купеческого рода, который в конце XVI века переехал из Умбрии в Рим, а затем обосновался в городке Пенна ин Теверина в провинции Терни, на границе с областью Лацио. Трагическая «Зима» — последнее произведение художника. Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену.

Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение. Было предложено 11 вариантов, но Фишер настоял на «Царстве Флоры», – рассказывает Ирина Антонова. На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей.

«Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении». Особенно если учесть слова президента ГМИИ им.

Другая влюблённая парочка, Крокос и Смилакс, расположилась справа на переднем плане. В конце июля 1642 года произошёл решающий разговор с Сюбле: Пуссену было приказано ехать в Фонтенбло исследовать, можно ли отреставрировать живопись Приматиччо. Фаина увидела парней в голубых футболках, шагавших в обнимку, узрела своих приятельниц по клубу «Сто сорок по Фаренгейту». Про мины осталось как было, а про спасение полотен – нет».

Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи». По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142.

Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году.

"Картина Пуссена представляет нам три божественных силы, управлявшие в античном мире вечными циклами рождения и смерти, перевоплощения и воскрешения, это своего мистическое толкование языческих вакханалий во славу Приапа или Вакха — бога плодородия, которому и посвящен алтарь изображенный на картине. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37.

Кровь Аякса, например, стала гвоздикой, символом военных потерь и подвига. Нельзя, однако, отрицать и мощнейшего античного мифологического пласта смыслов, обычного для Пуссена и круга его заказчиков. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. Выдвигалась версия, что Пуссен основывался на впечатлениях и описаниях от эпидемии чумы в Милане в 1630 году76.

Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. «Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины. Одна бригада реставраторов тут же вылетела из Москвы для спасения картин на месте. Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77.

Это полотно принадлежит и принадлежало Дрезденской картинной галерее. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок. Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков.

Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена. «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия. Германик — мужественный и доблестный полководец, надежда римлян — был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. –Это я купила специально, он нам еще пригодится. Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». Гиакинт (гиацинт) поднимает руку к своей голове.

Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура. Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189. Никола Пуссен – французский художник, родоначальник живописи классицизма.

Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год. Чуть раньше, начиная с XVI века, Голландия становится цветоводческим центром Европы. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу. Пуссен, поставив перед собой задачу представить целостную картину бытия, вполне мог заложить в цикл смысл четырёх этапов существования человечества. Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем).

Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету». Адонис (анемона) с копьем и охотничьими собаками отодвигает плащ, чтобы открыть свое раненое бедро.

На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций». Никола Пуссен — одно из главных действующих лиц французского классицистического искусства. Художника считали маэстро двух поколений «фиоранти» – мастеров, пишущих цветочные композиции (от итальянского fiori – цветок).

Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. Более чем. И отлично помню несколько памятных досок, которые были установлены около здания галереи.

Флора – старинная итальянская богиня цветов, в аллегориях четырех времен года она олицетворяет весну (превращение греческой богини цветов Хлориды в римскую Флору – сюжет знаменитого полотна Сандро Боттичелли «Весна»). В 1955 г. было принято решение передать коллекцию Германской Демократической Республике. Текст Ирины Антоновой начинался так: «Мы не просто хранили эти полотна» А около картины и стенда, прямо на полу, расположилась стайка ребятишек лет десяти. В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199. Убийца хочет привлечь максимальное внимание, хочет напугать, устрашить. Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен.

По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Каждый пейзаж имеет символическое значение. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93.

В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания. Собственно, всё. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен.

Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер. Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна. Этот круг объединяло тяготение к классической античности45.

Она хорошо документирована в переписке и потому сюжетные особенности и даты создания каждой картины известны очень хорошо. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73. «Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100.

Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св. Толпа, а точнее демонстрация, двигалась по Тверской мимо мэрии к Пушкинской площади. Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника.

Одна осталась с военных времён, это указатель «Мин нет». Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. Эразма» для Собора св. Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии. С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко.

Лицо своё художник поместил точно по центру античной мраморной плиты с лавровой гирляндой, перекинутой через фигуры гениев или путти. Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. Одного этого достаточно, чтобы прийти на него взглянуть. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5.

Стоит сказать, что художник неслучайно любил изображать цветы. Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра. Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. Интеллектуальные амбиции Пуссена вполне сопрягались с ренессансным понятием благородства по духу, который позволял выдающимся деятелям искусства низкого происхождения быть включёнными в дворянскую иерархию на правах равных171.

Образы объединены общими строем чувств. Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены.

Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. Сам Пуссен, датируя в одном из писем свой автопортрет 1650 года, утверждал, что родился в 1593 году12. – И конечно, дорога каждая минута, что мы проводим у этой картины».

Труп Голикова, фактически выставленный напоказ, привязанный к дереву возле моста, лишнее тому подтверждение. На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно.

Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. «Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8. Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно.

Доска эта висела не на самом видном месте, но всё же она была. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой.

Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби. Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация. В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним.

С альбомами и карандашами. Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности. И вот одно из этих полотен снова в Москве.

Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно. В Риме Пуссену, который добился некоторой известности на родине, вновь пришлось начинать всё с начала. Толпа, а точнее демонстрация, двигалась по Тверской мимо мэрии к Пушкинской площади.

Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Он завещал похоронить себя максимально скромно, с тем, чтобы расходы не превышали 20 римских скуди, но Жан Дюге, считая это неприличным, добавил от себя ещё 60.

Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию. Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв».

Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123.

Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы. Это обилие лепестков породило и другое, более приземленное название – «капустная роза» (Cabbage Rose). В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е).

Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё. Несмотря на одолевавшие в 1650-е годы Пуссена многочисленные болезни, он неуклонно противостоял слабости плоти и находил возможность развивать собственное творчество. Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. Потом реставрационные работы велись в советских музеях. Фаина увидела парней в голубых футболках, шагавших в обнимку, узрела своих приятельниц по клубу «Сто сорок по Фаренгейту».

Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом. 23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами».

Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета.

Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Более того, гуманистически образованная клиентура Пуссена активно использовала антикварные мотивы и интересы в реальной политической борьбе.

Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139. А другая появилась позже. Пуссен полностью отказался от темных фонов.

Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны.

Костелло187188. Тема смерти господствует на картине: камни руин ассоциируются с надгробиями, дерево с обрубленными ветвями символизируется насильственную смерть, а монумент в центре композиции напоминает гробницу. Они делают наброски фрагментов полотна Пуссена. Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье.

Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты. Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. Тайники были найдены, картины вывезены в СССР, где хранились 10 лет.

В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. Пуссен не стремился к энергичной фактурности, его сдержанные мазки моделировали формы166167. На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа. Правда, лишь на два месяца. Картина освещена улыбкой Флоры и светом исходящим от Аполлона.

Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен). Технически праздничное настроение создается при помощи светлой гаммы, построенной на сочетании зеленых, голубых, жемчужно-палевых и охристых тонов.