Картина Кукла Мстислава Добужинского

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. Иллюстрации же рисует редко.

Город во многих произведениях мастера — это своеобразная арена, на которой ведется жестокая борьба за место под солнцем. На рисунке обычный мотив творчества Добужинского — безлюдный, молчаливый город, холодное спокойствие которого нарушают лишь несколько деталей: огромное кровавое пятно на стене дома и тротуарных плитках, кукла, галоша и очки. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Замечательны сами приемы графики.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Комиссаржевской, Ф. Ф. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Художественное переживание зрителя определяется преимущественно теми образами, воспоминаниями, настроениями, которые связываются с предметами изображенными на картине или рисунке. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Таким его знали на русском и на других языках. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Художник: Добужинский 
Мстислав ВалериановичЭтюд 
к картине «Деревянные

Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичЭтюд к картине «Деревянные куклы»

Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит. При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение. Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил вРоссии, где он и родился. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.

На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. А уже 1 марта 1908 года он сообщал О. Маделунгу: «Готовлю сейчас полевую, лесную и болотную книгу — продолжение Посолони, куда, кроме своих, вошли бы мифы славянские».

загадочных приключений «Ночного принца». Долгое время его домом былПетербург. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Художник отказался от изображения событии, происходивших в плане реальном и остановился лишь на четырех главных эпизодах. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Четырнадцать рисунков густо усеяли текст, с которым они и внешне и по духу сливаются в одно целое. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Вслед за большим сборником весной 1907 года в серии «Детская библиотека» издательства «Шиповник» вышла маленькая книжечка «Морщинка» с иллюстрациями М. Добужинского. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ.

В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

Станиславским, В. Э. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия».

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Ремизовой-Довгелло помечены Красной горкой, которая в тот год приходилась на 29 апреля. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

Он сотрудничал с театром В. Ф. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Различны и системы иллюстрирования. Он любил их обоих, а они жили в разных городах из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Но это не вся правда о его творчестве.

Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

мстислав добужинский 
картина кукла содержание

мстислав добужинский картина кукла содержание

Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ».

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы.

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. К этому времени у Ремизова вышли в свет две книги сказок, причем обе были адресованы детской аудитории: Посолонь, выпущенная московским журналом Золотое руно в декабре 1906 года (на титульном листе в соответствии с распространенной практикой относительно изданий, публикуемых в ноябре-декабре, значится 1907 год) и Морщинка. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Но уже примерно с 1916-1917 гг. В 1907 Добужинский познакомился с К. С. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л.

Действительно, в рисунках к «Морщинке» чувствуется знакомство иллюстратора с традициями народного искусства, но здесь нет откровенной стилизации и явных заимствований. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  3. Добужинский Мстислав Валерьянович
  4. Добужинский Мстислав Валерианович
  5. Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  6. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».

Необходимо отметить еще значение концовок. Отдельные лубочные мотивы встраиваются в канву характерной для раннего Добужинского острой графической манеры, в которой декоративность легко уживается с иронией (обложку венчает изящная гирлянда сосисок). Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).

Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Картины художника Ивана Крамского
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Багетные работы (рама, подрамник)
  • Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

По окончании университета Добужинский занимается живописью и рисунком, уделяя главное внимание последнему, в Мюнхене у Ашбэ и Голоши. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

(Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Что здесь иллюстрировать. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ).

Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Ведь это своего рода поэма, повествующая о временном запустении северной столицы, о том новом быте, который зарождался в годы революции. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста.

Внизу — песочные часы и черные крылья. Скупой рыцарь» усердно украшен. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта».

Художник Мстислав 
Добужинский (1875 
— 1957)

Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

журнала «Золотое руно», 1907), получившей столь важное для писателя признание в литературных кругах, Алексей Ремизов, безусловно вдохновленный успехом своего дебюта, продолжил работать над сказками «посолонного» типа. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили.

Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность.

Кузнецову и С. П. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Дмитриева-Кавказского. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».

Плоскость листа строго блюдется. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена.

Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Мейерхольдом, В. Ф. После выхода в свет его первой тоненькой книги «Посолонь» (М. изд.

Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести.

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Под ней — сердце между белых крыльев. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Карташеву, В. В.

Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. Сравнивая обе иллюстрации как таковые, а не в отношении совершенства художественной формы, мы должны отдать предпочтение более ранней. Так всегда. Вот такая складывалась жизненная обстановка у Добужинского на момент издания «Морщинки» Алексея Ремизова. И таким он действительно был на языке оригинала. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.

После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Они навсегда остаются в памяти. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату.

Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

Долгое время его домом былПетербург. Особенно типична для мастера изящная виньетка: две мышиных фигурки с переплетенными хвостами становятся шутливой эмблемой книги. В картине изображен поэт и художественный критик К. А. Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст. Эрберг. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Контрастов черного и белого нет. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Вскоре в разных повременных изданиях, в том числе и в «Золотом руне», стали появляться новые небольшие сказки Ремизова имеющие источником какое-либо мифологическое имя, представление или обрядовое действо. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников.