Картина Медный Всадник
Памятник Петру скульптора Этьена Фальконе Медный всадник
Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Его глубоко интересовала классика, монументальное величие антиков, а господствовавшее во Франции придворное, прихотливое течение «эпохи Помпадур» — рококо — вынуждало исполнять аллегорические композиции и декоративные скульптуры для дворянских особняков. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата.
Екатерина II решила умерить пыл скульптора и запретила дальнейшее уменьшение камня. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Дидро советует соорудить монумент в виде огромного фонтана с аллегорическими фигурами.
Уже обследованы районы Ямбурга, Нарвы, острова Ладожского озера. Печаталась она в Государственной типографии им. Знаешь ли, какой oeuvre самый значительный до сих пор в твоей артистической жизни. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца из которого выходит к нему навстречу государь. Создатель «Медного всадника» был одним из крупнейших мастеров скульптуры XVIII века.
Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции Б. Эрсман. Но и это не помогло ему выполнить заказ. В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала – безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи.
Памятник Петру Первому Медный всадник, Санкт-Петербург, Россия
Облегченно вздохнул Фальконе. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Также Фальконе сказал и том, что хочет, чтобы монумент отличался своей простотой. Только после этого прам наконец-то всплыл.
Евгении. Среди местных жителей скалу называли Гром-камень. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. председателя Кружка В. А.
Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Ему предлагают соорудить скалистую гору-пьедестал из нескольких камней. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов.
35x27 см. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. На странице 18 Бенуа дал всего шесть строк текста. Тираж 1000 экз.
Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Мужики, тяжело дыша в заиндевелые бороды, налегали на вороты — разом полтысячи человекПеревозка «гром-камня» была событием грандиозным. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей.
«Сыскать безнадежно» — таково мнение генерала Бецкого. Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины – так продолжается поэма «Медный всадник». Изначально задуманная статуя не имела ограждения.
Были они долгими и безуспешными. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику».
Луна совершенно очищается от облаков. Здесь его погрузили на плот. Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские».
«Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Пушкин, как известно, особенно труден для иллюстрирования. Властная и честолюбивая, она мечтала при жизни воздвигнуть монумент себе. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Это был первый опыт киноиллюстрации в России.
Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Была изготовлена целая технология транспортировки гром-камня, включающая рычаги и платформы, а также физический труд тысячи людей, которые участвовали в перемещении гром-камня в центр Петербурга. Забили барабаны, заскрипели вороты, натянулись канаты — «гром-камень» медленно двинулся в свое историческое путешествие.
Но напрасно Фальконе с нетерпением и волнением ждал его приезда. Для создания настоящей большой модели была сооружена большая мастерская. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Бенуа, в отличие от очень многих видных своих современников, благоволил к новому искусству, к ки-ки, как называли кинематограф в его дружеской компании и гордился тем, что входит в число людей, которые сидят себе и сидят, глядя на мигающие по экрану тени, дома продолжают переживать виденное, мучаются кошмарами и снова идут и снова переживают да еще и выстаивают, когда наплыв алчущих этого блаженства превышает число уготованных мест (10, 109). Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю).
Памятник Петру (Медный всадник)
Кроме того, рисунок к Дубровскому изображающий пожар, в котором гибнут приказные, неверно освещает текст: у Пушкина дворня сбегается уже после того, как рухнула кровля и под ней погибли приказные, а на рисунке изображен горящий дом, приказные в окнах и толпящаяся вокруг дворня (97, 66). К счастью, уникальный памятник не пострадал. Голике и А. И. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия.
Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника».
История одного шедевра: «Медный всадник» Фальконе
Эта серия так и не была напечатана. За находку Контора строения наградила Вишнякова 100 премией размером в 100 рублей. Но существовали и другие мнения.
Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Памятник Петру является конной статуей, которая имеет свою специфическую символику. Маршем мимо бронзового Петра прошли 20 солдат. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.
Медный всадник в Санкт-Петербурге – памятник Петру
Января, 20. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р.
В 1905 году А. Н. Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». На площадь вступила гвардия. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Голову императора венчает лавровый венец – символ его славы и побед. К монументу приходил 107-летний старец, который помнил императора. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение).
Используя лучшие из прежних рисунков, Бенуа переработал их, увеличив размеры и обведя каждый контурной линией. Его обвиняют в несговорчивости, его требование объявляют прихотью и навязчивой идеей. (25). На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы.
Картина Медный всадник в Санкт-Петербурге
Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Пушкин.
Известный просветитель и сатирик Николай Страхов писал в 1810 году: Город есть книга, в которой сады, улицы, домы, набережные, проулки и памятники суть строки, заключающие самые поразительные истины. Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора.
Беггров Александр «Медный всадник»
«Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Вечно только одно искусство. Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей.
Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года. В настоящее время Медный всадник является популярным местом для молодожёнов. Этьен-Морис Фальконе задумывал Медный всадник без ограды.
Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Памятник, отлитый по проекту скульптора Этьена Фальконе изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Вот откуда появились книги в чулане Евгения. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Анисимова.
Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». С. Пушкин. Что у последних рыбьи хвосты вместо ног меня не смущало напротив, я бы сказал, что это даже сообщало этим особам, в существование которых я абсолютно верил, особую прелесть (26, 230). С ней можно справиться, если упорно трудиться тогда она станет временным явлением. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Он гонится всю ночь за Евгением.
Медный всадник в Санкт-Петербурге
48 каменотёсов продолжали придавать гром-камню необходимую форму. Решение, установить памятник на Сенатской площади, было принято не просто так. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. «Прошло сто лет» читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. 1770.
Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Мы решили сопоставить пушкинский текст и одну из иллюстраций Бенуа, обозначившую основной мотив поэмы – погоню «Всадника» за главным героем. Но Фальконе мечтает о памятнике простом и строгом. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Если же говорить о змее под ногами, то ее автор там расположил вовсе не случайно. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Недостаточно художнику изучить текст Пушкина, чтобы получить указания на то, что и как следует иллюстрировать (202, 334).
памятник Петру – Медный всадник
В результате его длина составила 13, 5 метров, ширина 6, 5 метров, высота – 4. Высота монумента составила 10, 4 метра. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. С. Пушкин. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. В одной современной статье о Бенуа говорится, что он себя мыслил как последователя Ватто, а на самом деле, сам того не ведая, был предшественником Эйзенштейна (52).
Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной. В результате Александр I отменил своё решение об эвакуации памятника. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой.
Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Бедный Павел. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник остался на месте.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Пушкина. Автор изобразил последнего царя всея Руси цивилизатором и законодателем. У дамбы судно погрузили на дно на глубину 3, 5 метра, после чего произвели погрузку камня.
Медный всадник – памятник Петру
Поражённый рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. Если встать перед памятником, под копытами вознесенного к небу коня, то поразишься тому умению, той артистической легкости, с которой скульптор поднял эту махину в воздух. «Выразить формы тела и не присоединить к ним чувство — это означает выполнить свою работу лишь наполовину». Евгений бежит по площади, он падает. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора.
В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков источник не указан 2685 дней) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. По местным преданиям когда-то в скалу попала молния. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Прам пришлось снова затопить, что снова дало благодатную почву для противников де Ласкари. Много найдено и описано камней, но все малы — не поднять им огромной статуи. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт–Петербурга.
Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла – звериную шкуру. Так же, по взгляду, монтируются у Бенуа и два других соседних рисунка. Иллюстрации приобрёл С. П.
И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. У всех было разное представление о построении композиции. Каждый петербуржец стремился своими глазами увидеть столь необычное зрелище. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними.
История создания Медного всадника Петру
Далее по Финскому заливу её везли на барже. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. 1770. По суше скалу перетаскивали почти год. Генваря, 20. Гигантский Тритон играет крохотным корабликом.
Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. М. И. Полиевктову этот (и следующий за ним) рисунок напомнил Екатерингофское гуляние – знаменитую гравюру Карла Гампельна на узкой полосе почти в 10 метров длиною. Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир». Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику.
Она хотела, чтобы памятник послужил не только славе Петра, но и ее собственной. Чуть позже он приказал сколоть с него ещё один слой в 80 сантиметров. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.
Медный всадник (Памятник Петру )
Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником.
Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику.
Результат не заставил себя долго ждать. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. 1).
Книжная графика : Медный всадник
Такова воля Фальконе. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.
Гораздо выше личность созидателя-законодателя». Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. А при отливке скульптуры лопнула труба и часть скульптуры была испорчена. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см.
Камень весил 1600 тонн. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности— неясно. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя.
Я тот, кто принимает в тебе участие». Механики рычаги налаживают, каменотесы обкалывают, очищают «гром-камень». Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Щёголев. Большая идет работа — семьями, артелями, целыми деревнями. Наконец, перекрестясь, начали. «Монумент мой будет прост.
Все книги про: «картина медный всадник»
Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Казалось, великому замыслу не суждено сбыться. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками.
Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Лик Петра поворачивается. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства.
В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Только на создание модели у Фальконе ушло три года. Вызвали.
Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью. 73, с. : цв.
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Тот же мотив повторяется несколько раз. Вдруг призрак заговорил: «Павел. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Комната в доме Дидро.
На рисунке – посвящение Вальтеру Федоровичу Нувелю, другу Бенуа с гимназических лет. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св.
Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
Этьен Морис Фальконе вполне заслужил ее. Жуткая картина: точно продолжение вступления по живописи образов: неуютность, пустынность и тот же челн (названный лодкой) вступления (23, 185).
Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Уже не первый день по побережью Балтики бродит в поисках глыбы каменных дел мастер Андрей Пилюгин, командированный сюда Академией художеств. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики.
Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, «Гром-камень». Теперь вдалеке мы видим Зимний дворец (и где-то там на балконе стоит Александр I), а на первом плане – ростральную колонну. Акад. Она действительно выпирает в книге Бенуа – ведь она сильно опережает свой текст. Оставалось самое трудное — голова всадника Петра. В своем творчестве А. Бенуа вдохновляется эстетикой французского романтизма XVIII века, архитектурой Версаля и старого Петербурга.
Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Подняли камень на платформу, устланную мхом, чтобы мягче лег. Лик Петра поворачивается.
Ведь он покусился на самое ценное – свободу. Вячеслав Иванов в стихотворном послании титуловал его – заступник вкуса, друг ироний. Вскоре от горя главный герой погибает. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. На площадь вступила гвардия. Здесь такая, сказал бы я, бешеная влюбленность в Петра творенье, здесь действительно реки державное теченье и скука, холод и гранит и Медный всадник останется в русском искусстве как образец любовного, художественного изображения родины (216, 72).
Однако это не правда. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.
Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Сама императрица Екатерина II посетила Лахту. Тем самым в рисунке отсутствует то, что первым делом обозначил бы любой реалист только что ушедшего девятнадцатого века – так оно все и было нарисовано у Владимира Маковского в его единственной иллюстрации к Медному всаднику, сделанной в начале восьмидесятых и много раз печатавшейся в изданиях Пушкина для школ (с приложением портрета и факсимиле А. С. Пушкина и 12 картин, рисованных академиком В. Е. Маковским).
Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Все в напряженном ожидании — столько лет ходили по Петербургу разговоры об этом памятнике. На балконе Сената появилась Екатерина. Бенуа был с детства увлечен подводным царством:. Бенуа начал работать над Медным всадником в 1903 году.
В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Дидро увиденным оказался доволен. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках.
Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта.
Галереи, серии картин, портретов
Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II.
Он видит себя на Сенатской площади. Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Лемуан, которому ученик прислал небольшую модель монумента. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Среди местных жителей её прозвали "Гром-камень".
Медный всадник – история создания
Корысти не знает», – писал Дидро о Фальконе. Из-за этого Евгений тронулся умом. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем всадник поворачивает назад и снова раздаётся «тяжело-звонкое скаканье». В одном из писем Дидро утешает скульптора, призывая работать без оглядки на пересуды бездарных завистников: «Прошу тебя, друг мой, убей их, чтоб я имел удовольствие видеть их поверженными и растоптанными под копытами твоего коня». Впрочем, Фальконе и сам понимал, что фигуры всадника и коня ему удались. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру.
И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра. Ведь там располагается, основанное Петром I, Адмиралтейство. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства.
Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь. Своеобразный творческий конкурс на модель статуи закончился диктатом Этьена Фальконе – будущего автора: «Монумент мой будет прост Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать.
Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года». Мнения высказывались самые разные. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) и «к», «с», «ск», «з», воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) и певучие «л» и «н», связанные с мотивом лунного света (и озарёнлуною бледной).
23 сентября 1770 года «гром-камень» закончил свое путешествие на Сенатской площади. Вокруг памятника, одетого в холстину, в торжественном молчании замерли войска. Мост через Неву, набережные были заполнены народом. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт.
Работа над памятником Петру – Медный всадник
Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. При попытке поднять корабль из воды поднялись только его нос и корма. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.
Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника».
С постаментом так же было нелегко. Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. В нем нет ничего лишнего: шрифты располагаются стройно, колонки стихов текут свободно, как солдаты летучими батальонами и ведут их, как полководцы, разумные, четкие годы включительно по 37-ой (129, 91). По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью Дерзновению подобно.
В результате обтесывания размеры Гром-камня существенно уменьшились. Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Камень, весящий 1600 тонн, был назван гром–камнем. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Так строился сюжет Всадника Евгения Иванова эта же идея вызвала к жизни увлеченное исследование, прикинувшееся скромной методической экскурсионной разработкой – Быль и миф Петербурга Н. П. Анциферова (1924).
(1904. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж. Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Фальконе подошел к созданию Медного всадника в Санкт-Петербурге весьма ответственно. Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека.
Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Но на формирование его стиля оказал влияние именно этот рисунок Бенуа. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии.
Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Самый известный памятник основателю Петербурга Петру I. «Медным всадником» скульптуру в своей поэме назвал А. С.
За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Тот засыпает под утро изможденный от этой погони. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке.
Легенды и Мифы о Медном всаднике
Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. О модели высказывались самые разные мнения. Просека была извилистой. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. К полудню облака рассеялись.
К полудню облака рассеялись. Но в варианте 1923 года Бенуа представил Фортуну и Смерть в полноправной иллюстрации – и тут уже критик запротестовал: Фигура летящей Фортуны определенно неприятна и ненужна (175, 318). Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923.
Интересные факты о памятнике Медный всадник
Он охотно воспользовался случаем представить читателю сие редкостное зрелище. Памятник остался на месте8910. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. Пушкина. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.
Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Волны как будто мирно стелются у его ног. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма.
Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Со всех окрестных деревень согнали к Лахте крестьян — гатить дорогу до Невы. Августовским днем «лета 1782» на площади перед Сенатом царило праздничное оживление.
ил., 1 л. фронт, (ил. ). живописи, скульптуры и архитектуры». Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». В мастерскую Фальконе хлынула толпа людей.
В своих воспоминаниях он рассказывает, какая невыносимая тоска охватила его как-то среди унылого пригородного пейзажа, далеких огородов, фабричных труб, зловеще выделявшихся на фоне зари, – а завершалась эта картина дымками на горизонте от маневрировавших на запасных путях паровозов (26, 546). Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города.
Медный всадник история создания памятника
Тираж 1000 экз. Стояла морозная зима.
Технология была очень сложна. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, вот таким образом здесь практически всегда многолюдно. Гораздо выше личность созидателя-законодателя» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». И их вполне можно отнести к его шедевру — памятнику Петру, так как он «сгусток подлинно «прекрасной природы». В день открытия памятника в адрес Фальконе звучали слова высочайшей похвалы.
Работали сотни людей. В этот день его имя, его творение стало частью русского искусства и истории. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. При этом вечно бегающий глаз и страшные конвульсии, превращавшие это лицо в чудовищно-фантастический образ.
Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Бенуа-иллюстратор все время выводит читателя на развилку изобразительных стилей. Она передвигалась по 2 желобам, расположенным строго параллельно друг другу. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Подножие скульптуры – гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта.
Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Бедность его не является пороком. В иллюстрации к Медному всаднику Бенуа ввел и не названное Пушкиным изваяние речного бога. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Трудность эта парадоксальным образом исходит из зрительной четкости его поэтического мира.
В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника. У памятника был учреждён особый воинский пост дежурства солдат. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. В Контору строения о находке в начале сентября 1768 года сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков.
Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Путь «Гром-камня» до места водружения скульптуры длился целых полтора года: специально для него была построена баржа, а по суше глыбу тащили с помощью желобов с медными шарами. Вес монумента составляет 8 тонн, а высота – 5 метров. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой.
Картина на стену Медный всадник
Начали отливать Медного всадника в 1774 году. Пришлось заново создавать форму. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах.
В результате Александр I отменил своё решение об эвакуации памятника. На этот раз работа удалась. Евгении Красного Креста. Евгении. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника».
Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа
Здесь мало было добиться портретного сходства. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Подождали морозов — ледяная дорога надежнее. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством.
Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Еще в Париже Фальконе решил, что постаментом для памятника должна служить гранитная скала. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Покачиваясь на невской волне, стоит строй военных судов.
- Кто изображён на памятнике Медный Всадник
- Читайте также: Русские сезоны в Париже
- Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Рисунок акварелью собирателя открыток
Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера.
Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. За столом сам хозяин дома и Фальконе. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.
Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант. При первом же взгляде на это изображение не оставалось сомнения, что это – маска, непосредственно снятая с лица (вернее, со всей головы) живого Петра и что художник, снявший ее, оставил неизменными все черты, получившиеся в форме и впоследствии на слепке только открыл веки глаз, оставшиеся при съемке, очевидно, закрытыми (205, 83). Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Поражённый рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке.
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Легенды, мифы и интересные факты
- Картины по стилям и направлениям
- История создания памятника Петру в Санкт-Петербурге
- База ответов на любые вопросы Статьи, советы, рекомендации
Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы. По суше скалу перетаскивали до 27 марта. Но положительных отзывов было гораздо больше. Он оказался упрям и настойчив. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом.
Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. Но и это не помогло ему выполнить заказ. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Страдание его было неизмеримо.
Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Середина же осталась лежать на дне под тяжестью гром-камня. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. В последние годы работал над мемуарами. Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами.
На боевых кораблях толпились матросы, с удивлением глядя на каменное чудо, которое должно было стать частью памятника создателю флота российского. В честь великого события, в честь народного подвига была выбита специальная медаль со словами: «Дерзновению подобно». Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Все люди смертны. В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к Медному всаднику – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения. 1).
Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт.
Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года.
Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Этой статуе на левой ростральной колонне у Биржи, фигуре с веслом иногда по простоте называвшейся Нептуном, Бенуа посвятил в 1902 году одну из своих горестных заметок на тему агонии Петербурга: От десятка слоев краски, от гипсовых заплаток, от многолетней грязи обезображено все лицо (особенно это заметно в профиле), заплыли драпировки, отвисли мускулы – но общая схема сохранилась и грозный, стихийно-величественный вассал Нептуна по-прежнему поражает своим внушительным видом, своим энергичным и в то же время спокойным уравновешенным жестом. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение. Камень весит 2400 тонн. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Скептики отговаривают Фальконе от его невероятного замысла. В складках плаща спрятана другая надпись, свидетельствующая об авторстве памятника. Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой.
Девушка Евгения по имени Параша – под стать ему. В них размещались три десятка больших шаров, выполненных из медного сплава. «Самое великое, самое возвышенное, единственное, что может создать гений скульптора, должно быть лишь выражением возможных соотношений природы, ее эффектов, ее игры, ее случайностей, — это означает, что прекрасное, даже идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы». Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы.
Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Так встретил Юрий Тынянов кустодиевского Дубровского:. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Но скульптор не отступает — без мощного монолита памятника не будет. Дело предстояло небывалое, трудное.
Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. «Природу живую, воодушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне» Да, Фальконе не только теоретически провозглашал верность природе, но и следовал ей в работе над памятником Петру, следовал не как слепой подражатель, а как подлинный художник и творец. Модель памятника с вздыбленным над бездной конем многим в то время казалась нелепой и вызывала порой далеко не безобидные насмешки в среде художников не только России, но и Франции. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро.
Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. А нацию эту цивилизовал государь-император. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»).
В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Прислушавшись к этому сну император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска.
В финальном кадре показывается памятник, незыблемо стоящий на гранитной скале. В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Вот почему Екатерина отвергла все долгие славословия Петру, которые предполагалось высечь на памятнике и приняла лапидарную, но полную глубокого смысла надпись: «Петру Первому—Екатерина Вторая» или по-латыни «Petro Primo — Catharina Secunda». С переводом поста в 1866 году в городское ведомство его упразднили. Была испорчена верхняя часть скульптуры.
Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. Он сохранялся на Сенатской площади до той поры, пока был в военно-морском ведомстве. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности— неясно15.
Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Последнее слово рифмовалось с Петроний.
Это мысли Фальконе о скульптуре. Полощутся на ветру белые с голубым перекрестием флаги русского флота. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Вообще Кушелевка – это дача Кушелевых-Безбородко, потомков екатерининского канцлера.
В начале ХХ века художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Опять-таки у него были свои переживания, связанные с этим скульптурным персонажем.
Он видит себя на Сенатской площади. Вокруг плота с камнем суетились сотни барок. В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной. Верещагина А. Н.