Картина На Поле Куликовом

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают о том, какой подвиг совершил Пересвет и что вообще когда-то состоялась битва на Куликовом поле. Так что картина Авилова Поединок на Куликовом поле всегда будет актуальной и может рассматриваться с точки зрения воплощения идеи единения русского народа против врагов, а образ Пересвета – как ориентир для подражания в любви к Родине, готовности отдать свою жизнь за родную землю. Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы. «поединок на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) – удивительная работа.

За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Одной из таких академических работ является картинаОреста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». «поединок на Куликовом поле» – картина (описание ее еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого. Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». «поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954).

Чтобы дать описание картины «Поединок на Куликовом поле», надо немного представлять, . «поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Поэтому картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» пользуется такой любовью зрителей многих поколений. Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном русском музее, который вы можете увидеть на фото выше.

Общение с известной картиной Михаила Авилова Битва на Куликовом поле дает удивительную возможность совершить увлекательное путешествие в Древнюю Русь и ощутить себя сопричастным к трагическим и великим событиям.

Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

Композиция картины довольно проста. У символов свое содержание. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. Как бы там ни было, здесь мы подходим к вопросу о том, что реальные исторические факты (реальность и интерпретация которых настолько разнятся в изучении и осмыслении ученых) и их символическое значение зачастую не совпадают.

Воплощая свой замысел, художник не раз обращался к историческим материалам: изучал жития преподобного Сергия Радонежского и московского князя Дмитрия Донского, древнерусскую повесть «Задонщина», народные предания и легенды. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. Что еще изобразил Авилов. Это говорит нам, что Пересвет – человек богатый или знатного рода. Тут, как говорят бухгалтеры, цифры не бьют.

Именно вот таким образом в большинстве списков «Сказания» бывший брянский храбр Александр Пересвет выезжает на единоборство с ордынским богатырем Челубеем без доспехов, в одежде простого монаха-калики. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Очень часто к тому же русского воина изображали намного меньше Челубея.

Вероятно, Мамай рассчитывал одним ударом сломить сопротивление русских. Они динамичны изображены крупно и все это выделяет их на общем плане. Из других княжеств пришло 25—30 тысяч ратников. Последнее научное издание этого уникального по своей информативности рукописного памятника, учитывающее все известные на тот момент разночтения, было осуществлено при непосредственном участии К. Н. Сербиной в издательстве Академии наук СССР в 1950 году. Это большой успех, дающий возможность точнее интерпретировать события.

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными.

Оно не перестает тревожить и будоражить как патриотов России, так и ее недругов. Также причислена к лику святых супруга Димитрия Донского великая княгиня Евдокия. На картине этого воина мы увидим справа. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — кованая рать. Крупные неприятельские силы были опрокинуты в Непрядву, многие утонули. Уже загорался в те годы гений преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного. Якобы уже после битвы, возвращаясь в Москву, князь заехал в Сиротин, казачий городок.

Впрочем, золотоордынцы к тому времени были сильно изнурены, резервов у Мамая не осталось. О его судьбе известно немного. В этом рассказе множество нестыковок— как хронологических, так и фактических.

Но молодой и здоровый Митяй по прибытии в Византию неожиданно преставился. Воспринимать «Задонщину» и «Сказание» как исторические источники можно и нужно, но скорее как уникальные памятники литературы и политической мысли конца XV — начала XVI веков, нежели как источники информации о событиях, случившихся за сто лет до того. В ранних текстах об этом нет никаких упоминаний, появляется этот сюжет лишь в «Сказании о Мамаевом побоище» и в «Житии Сергия Радонежского». И кому больше прощается. Историческое значение Куликовской битвы. Мамай потребовал, чтобы ему платили столько, сколько платили при Джанибеке.

Возможно, не без чьей-то помощи. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен.

Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы. Они динамичны изображены крупно и все это выделяет их на общем плане. У нас не стоит задачи давать подробное описание самой Куликовской битвы. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Как бы там ни было, событие, прямо скажем, неординарное. Почти дословно совпадающие с ней тексты сохранились в труде Рогожского летописца (середина XV века) и Симеоновской летописи (начало XVI века), так что можно почти наверняка утверждать, что у них был один первоисточник.

Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Пересвет – фигура равнозначно реальная и легендарная. Талантливый художник – М. Авилов. Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. При этом в основном – всадников. Некоторые именные указания очевидно ложные (упомянутые люди не могли участвовать в событиях 1380 года, поскольку тогда просто не жили), что объясняется желанием неких персон создать себе родословную — задействовать предков в реальных исторических событиях. Некоторые исследователи отмечают, что на самом деле непосредственно в битве от московского войска могло участвовать шесть-десять (6-10) тысяч человек, как, кстати и от войска Мамая.

Сочинение описание 
картины Утро на 
Куликовом поле Бубнова

Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

Что еще изобразил Авилов. Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло. Основу русского войска составляли москвичи. И все же, похоже, Дмитрий с преподобным Сергием перед Куликовской битвой не встречался. Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского).

Здесь есть на что опереться, от чего оттолкнуться, чтобы устремиться ввысь. К 11 часам туман рассеялся и русская рать двинулась вперед. Там было всё. 6 августа московское войско численностью 20—25 тысяч человек достигло Коломны.

Сочинение по картине 
Утро на Куликовом 
поле Бубнова описание

Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание

На картине этого воина мы увидим справа. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Однако позже ученые сошлись на пятидесяти-шестидесяти тысячах. Искусствоведу остается лишь раскрыть замысел художника, поскольку некоторые картины имеют скрытый смысл, ознакомить зрителя с исторической составляющей события (если это историческая картина), а также указать на некоторые особенности мастерства автора и совершенства художественного решения картины.

Есть еще одна интересная легенда, связанная с Мамаевым побоищем. Звучит горн, барабанный бой возвещает о приближении часа сражения. Во время остановки Мамай принял послов Олега и Ягайла. Так что, какие уж тут шутки.

"Слово о полку Игореве" 
и живопись

"Слово о полку Игореве" и живопись

Осеннее синее небо отбрасывает фиолетовые рефлексы на лица, одежду и траву в тени.

Конница по численности не уступала пехоте. А ордынским войском – сам Мамай. Другая «история» — сложнейшая наука, где практически нет точных ответов на вопросы. Во всяком случае, этим временем датируется Троицкая летопись, погибшая при пожаре 1812 года в Москве, но частично дошедшая до нас по выпискам Н. М. Карамзина в примечаниях к его «Истории государства Российского». В описании скорби русских женщин и в «плаче Мамая» использовано апокрифическое «Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов». Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем.

Ударили бойцы один другого — и оба упали мертвые. Куликовская битва как раз и стала одним из таких символов. Мы рассмотрели работу, которую создал М. И. Скромность находок не должна смущать: оружие в те времена было большой ценностью и его собирали сразу после битвы, а братские могилы воинов располагались (по письменным источникам) на высоком берегу Дона и могли уйти под воду при изменении береговой линии. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит.

Поединок Пересвета 
с Челубеем на Куликовом 
поле

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Неприятель усилил натиск, постепенно охватывая обнажившийся левый фланг большого полка. Яркое сентябрьское солнце освещает лица героев играя бликами на их доспехах и щитах. Поздравляю с заслуженным успехом. Священник Владимир Миронов».

Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых. Что одето под халатом – не видно. Куликово поле – это святое поле. Но какой-то небольшой перевес у русичей был.

В лучшем случае это безсодержательное изображение, напоминающее палитру художника-реалиста. Заезжал ли Дмитрий в Троице-Сергиеву лавру накануне Куликовской битвы. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит.

Видимо, об этом шла речь в изначальном тексте Епифания, а через сто лет сюжеты переплелись и времена в «Сказании» смешались. Помимо этого, были небольшие личные дружины безземельных князей, небольшие отряды из Пскова, где «сидел» князь Андрей Ольгердович и Новгорода. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. К этому вопросу мы еще вернемся. Время было тяжелое, но удивительное, давшее Руси целый сонм святых заступников. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине.

Откуда мы знаем 
о Куликовской битве

Откуда мы знаем о Куликовской битве

Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В отличие от Мамая последний был настоящим чингизидом — потомком Чингиз-хана. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. Эта авторская находка имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. 21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли.

Но также отмечается, что в ранних источниках о сражении факта такого благословения нет. Талантливый художник – М. Авилов. — Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Хотя что-то ученым все же удалось разгадать. Очень важным моментом в работе над серией было посещение Ильей Глазуновым самого поля Куликова, там он мог «прикоснуться» к месту, где столетия назад творилась история.

Отлучение Дмитрия 
и Сергий Радонежский

Отлучение Дмитрия и Сергий Радонежский

Переправившись же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. В ней был уверен Дмитрий Донской и все его воинство.

В любом случае сегодня она известна, как Донская икона Божией Матери. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Авилов – «Поединок на Куликовом поле».

Патриарх Нил утвердил его митрополитом Киевским и Русским, но одновременно митрополитом Литовским и Малоросским стал Киприан, к этому времени уже вернувшийся в Константинополь искать защиты. Вернемся к описанию картины Поединок на Куликовом поле. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью. Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на заплатке не видно.

«Куликовская битва – это вечная тема»

А возможно, даже отправил с ним иноков Пересвета и Ослябю, о чем речь впереди. В случае неудачи ей угрожала гибель, так как сзади не было путей. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников. Дмитрий не хотел усугублять положения Олега Рязанского (он поневоле должен был держаться Мамая из расчета спасти свое княжество, многие волости и села которого были опустошены татарами осенью 1378 года) и провоцировать его на выступление против Москвы. В последние годы, ссылаясь на размер поля боя (согласно уже упомянутым недавним данным), специалисты говорят о 7-10 тысячах воинов, принимавших участие в сражении.

Различные списки КБЧ в ходе делопроизводительной деятельности XVII века в московском Разрядном приказе и в воеводских канцеляриях на местах неоднократно дополнялись и уточнялись, в результате чего в их совокупности имеется очень подробная характеристика Куликова поля. Последние могли бы дать самую точную картину, но они очень скудны. Мы рассмотрели работу, которую создал М. И. Даже, можно сказать, величественное. Воевода не спешил с подмогой еще и потому, что в лицо дул сильный ветер. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В 1378 году почил митрополит Алексий (в миру — Елевферий Федорович Бяконт), заменивший Дмитрию рано умершего отца и фактически правивший страной в детские и отроческие годы князя. Татары стали в беспорядке отступать к Красному холму.

Именно им и был русский витязь-монах Пересвет. Как отмечается, такое распространение сведения о нем получили, благодаря житию преподобного. Переправа через Дон завершилась в ночь на 7 сентября. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете.

Первая половина 
 века: «Поднять 
из гроба знаменитых

Первая половина века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Кто Господу ближе, раб или внук. Сразить бесноватого может только воин, облеченный силою от Бога. Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память. Знамена с изображением Спаса и Пресвятой Богородицы развеваются на ветру. Помимо этого стоит иметь в виду и иностранные (немецкие, польские и ордынские) упоминания и археологические данные. Именно Пересвет и Челубей – главные персонажи полотна.

После речи Максима Фаюстова слово взял иеромонах Петр (Семенов). И трезвый расчет и удача и хитрость и дерзость. На фронтоне храма Христа Спасителя в Москве можно увидеть горельеф (подлинник его находится в Донском монастыре): Сергий Радонежский благословляет на битву коленопреклоненного князя Дмитрия Ивановича и его брата Владимира Андреевича. Вскоре эти данные были подтверждены войсковой разведкой русских. В чем-то они сходятся.

Вторая половина 
 века: недостижимая 
историческая достоверность

Вторая половина века: недостижимая историческая достоверность

В это время в Москву прибыли послы Мамая требовать обычной дани и покорности. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам.

Двигаться было решено кружным путем, по окраинным рязанским землям. В Куликовской битве правда была на стороне Руси. Неприятель имел численное превосходство, но не мог его реализовать из-за ограниченного фронта развертывания: равнинная (центральная) часть поля имела по фронту всего 4—5 км и столько же в глубину. И вот момент настал.

Описание картины 
Утро на Куликовом 
поле Бубнова: материалы

Описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова: материалы для сочинения

Это древний, скифский способ построения боевого порядка, гениальный по психологическому замыслу. Построение татарского войска было глубоким, но не расчлененным.

Согласитесь, в школьном учебнике нет нужды отражать десятки точек зрения на происхождение славян, появление термина «Русь» или происхождение Рюрика, которые есть в современной российской исторической науке. Затем выступил православный искусствовед Константин Ермаков, который отметил художественные достоинства картин Максима Фаюстова. Содержание его для русского человека (русского в самом широком, наднациональном смысле) духоподъемно. За спиной у старца стоят воины-иноки Пересвет и Ослябя.

Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Эта летопись— уже не информационное сообщение, а художественно-публицистическое произведение, при создании которого использованы реминисценции из «Жития Александра Невского», «Чтения о Борисе и Глебе», а также многочисленные библейские цитаты.

Ностальгический 
клуб любителей кино

Ностальгический клуб любителей кино

Скорее всего, красивый сюжет о приезде Дмитрия к Сергию перекочевал в «Житие» из «Сказания», где он появился впервые. Мамай наблюдал за ходом битвы с Красного холма (в 6—7 км южнее устья Непрядвы), где находилась его ставка. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Но и это еще не всё. Ключевский).

Летом 1380 года войско Мамая, в состав которого также входили наемные отряды из половцев, аланов (осетин), касогов (черкесов), кавказских евреев, армян и крымских генуэзцев, переправилось через Волгу и остановилось в устье р. Воронеж. Но последний памятник изначально созданный Епифанием Премудрым в начале XV века, дошел до нас лишь в поздних, так называемых пахомиевых (написанных Пахомием Логофетом) редакциях, которые появились даже позже «Сказания». На левом берегу реки можно было только обороняться.

В наступление перешли полк правой руки и остатки большого полка. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Можно вставить в рамку палитру любого мастера живописи и эта «картина» не уступит знаменитому «Черному квадрату». Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин.

Стоит отметить, что собственно татаро-монголов у темника (или беклярбека) Мамая было совсем немного, а большую часть его армии составляли наемные контингенты из народов, населявших Причерноморские степи, Северный Кавказ и Крым. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства.

Описание картины 
Утро на Куликовом 
поле

Описание картины Утро на Куликовом поле

Татарское войско, видимо, несколько уступало в численности русскому. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками.

Два самых знаменитых источника — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» — появились на свет минимум через сто лет после описываемых в них событий. Стремительный удар засадного полка определил перелом в ходе битвы. Репина. А варвары — внуки Божьи.

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Дмитрий Донской. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Борьба Московского и Тверского Княжеств на Руси. Благочестивые русские воины осеняют себя крестным знамением.

Центральное место в экспозиции, безусловно, принадлежало монументальной картине «На поле Куликовом». По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских. На голову – шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Возобновление Русью выплаты дани Золотой Орде.

Летом 1378 года московское войско нанесло поражение татаро-монголам на р. Вожа. Потому они и называются — рабы Божьи. В оврагах, кущах и лесах — перед Доном и Непрядвой — татары могли порубить все войско, однажды сбитое с места.

Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память. Москва. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей.

Описание картины 
Утро на Куликовом 
поле Бубнова

Описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Никогда ранее Русь не собирала столь масштабного и представительного войска, но все же численность его, по мнению большинства исследователей, не превышала тридцати тысяч ратников. В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ иже прежде былъ боярин Любутьскы».

Он потребовал дань, превосходившую ту, о которой договаривался раньше. Историки, археологи, этнографы, нумизматы, специалисты по летописанию и прочие ученые мужи (и дамы, конечно) стараются создать не противоречащую множеству фактов версию событий, что подчас оказывается чрезвычайно сложно. Авилов – «Поединок на Куликовом поле». А зачастую современное искусство представляет собой кощунство, дерзкую и вызывающую отвращение попытку поругания Творца и Его творения. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна.

Авилов: поединок 
на Куликовом поле 
как отражение смысла

Авилов: поединок на Куликовом поле как отражение смысла русской истории

На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Начнем, пожалуй, с численности русского войска, готовившегося отразить нападение. На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Семья Соколовых из Москвы», «Максим, отличная выставка. У них родственные отношения и родственная любовь. По этой же причине Дмитрий приказал всем полкам, чтобы при движении по Рязанской земле никто же не коснулся ни единому власу рязанцев.

В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. Но это не спасет богатыря. К тому же люди, приобретающие полотна художников, зачастую не желают задумываться над глубокими темами и отдают предпочтение холстам с незамысловатыми сюжетами: голубым небом, солнечным теплым днем, речкой – отражениями покоя, земной радости и благополучия.

Ряды воинов сомкнуты. Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина.

Между тем в ней больше легендарного, нежели реального. Приближался кульминационный момент битвы. И там получил в дар икону, которая после стала одной из русских величайших святынь. Сбор русских военных сил был назначен в Коломне15 августа. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым.

Однако если верить историкам, это действительно лишь формальный повод. В итоге Киприан уехал в Литву, а Пимен двинулся к Москве. И оно часто и густо играет гораздо более важную роль в становлении того или иного государства, нежели историческая реальность (снова-таки, реальность, которая различна для различных исследователей).

Символическое значение 
произведения

Символическое значение произведения

А теперь вернемся к оценке историками последствий Куликовской битвы. Дмитрий предложил дань в размере прежней договоренности, но Мамай не согласился. Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить.