Картина Рембрандта Святое Семейство

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Сочетание этого золотого налета, присущего центральной группе тональных пятен, моделирующих фигуры Марии и младенца и одного самого яркого в картине красочного акцента – красного плаща-одеяльца, под которым мирно спит ребенок, становится в это время характерным для живописи Рембрандта.

Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Он старается умерить силу ударов своего топора. Картина написана густыми, жирными мазками, поверхность которых абсолютно различна в зависимости от структуры того предмета, который они воплощают. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Итак, перед нами – Голландия. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству.

С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Младенец стал старше. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".

Так, Генрих Альдегревер, ученик Дюрера, не раз выгравировал монаха, предающегося блуду с монахиней в лесу, которого вооруженный человек, гонитель католических пороков, обличитель прогнивших римских нравов, застигает в самый ответственный момент совокупление служило правому делу. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

Сваненбург был в то время местной знаменитостью. То же сверкает в уголках глаз. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Может, нужно было жениться на Хендрикье.

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью.

Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. На лице – улыбка.

С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы.

Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Такова сила света снаружи. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Заказов становилось все меньше.

Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею.

Перед зрителем предстает картина, характерная для популярного у голландских художников бытового жанра. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Нидерланды (Голландия). Сороковые годы – время, когда палитра художника, то есть точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой практике, в полной мере определилась.

Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Картина маленькая. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу.

Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Он просил за них сто гульденов.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

Вот вам диалог неба и земли. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

Над ней и со всех сторон скорее угадываются, чем видятся мерцающие, тающие в эфире призрачные лики ангелочков-херувимов, за которыми просвечивает и раскрывается бесконечная сияющая даль. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.

Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. У него напряженное, почти квадратное лицо, широкий, одутловатый, бритый подбородок, усы коротко подстрижены, губы плотно сжаты.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. И из этой простоты, почти аскетизма форм из необъятных дистанций и масштабов рождается ощущение величественного покоя, эпической мощи, безграничной свободы и неудержимого стремления вдаль. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.

Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Любовь привела его сюда.

Он стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Кепи сидит несколько набекрень.

Он чувствовался во всем. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада.

Бог создал море, а голландцы – берега. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Это было так не похоже на художников того времени. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

Почти все предметы и люди погружены в серо-черную мглу, где то и дело вспыхивают, оживляя пространство, белые огоньки на сером или черные точки на белом, определяющие правильный акцент или подчеркивающие интенсивность света или черноты силой контраста. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Совокупление изображено с необходимой точностью. Она сама стала зимой.

Он решает стать художником. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории.

За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

175, 5 x 210, 5 см. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.

Но юноше учеба показалась неинтересной. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.

Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья.

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям.

Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. А Рембрандт ищет что-то свое. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Удивительна ее судьба. Холст, масло. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.

По улице ходили шествия с тремя волхвами. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.

Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века.

Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Но внешне он совершенно спокоен. Кассель. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.

Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).

Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.

Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Она подходит к изображенной в центре листа деревне справа за ней мы видим ярко освещенный солнцем спокойный, безветренный пейзаж.

Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Под "Святым семейством" в искусстве подразумевается изображение Марии, Иосифа и младенца Христа.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Молодой художник внимательно вглядывался в произведения общепризнанного гения и искал в них основания для собственного творчества.

Всех сковал холод. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Картинная галерея. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.

По-видимому из нижнего правого угла офорта в его глубину, влево и вверх, выходит песчаная сельская дорога продолжаясь, она становится видимой, сужаясь для глаз.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Природа этого света таинственна и непонятна. Внизу слева, на первом плане, тихо преклонили колени и наклонили головы погруженные в печальную тень Мария и Иосиф, фигура которого срезана краем изображения. В то время Рембрандту было все интересно. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Движения Христа обладают округлостью – руки не растопырены, но раздвинуты изогнуто и легко и каждая как бы продолжает до локтя линию плеча. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

В этом лице – удивительная мягкость и нежность. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Изображенный по пояс, в профиль, в правом нижнем углу тщедушный старичок Авраам, склонившись перед могучими гостями в раболепной позе, с кувшином вина в левой руке, покорно внимает рассуждениям Господа. На святого Мартина малыши стучались в двери и выпрашивали поленья из которых жгли костры на площади. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога.

Из-под повязки видны его гениталии. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение.

Слева на заднем плане высокая гора поднимается в заоблачную высь, упираясь в верхний край изображения. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции.

Это тень ее плеч и головы. На нем написано лишь равнодушие. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.

Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак.

Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Но их усилия оказались тщетными.

Критики обращают огромное внимание на светотени. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Марксговорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.

«Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

Скоро гроза пойдет и здесь. Именно такие произведения с удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной.

Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. На протяжении 1640-х гг.

В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники.

Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. У него внимательный и веселый вид.

Мост через канал пуст. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими как бы пьедестал. Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Он заставляет вспыхивать сверхъестественным светом самое поверхность листа, как бы клокочет под ней страстным волнением.

Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Действие происходит ночью в темной спальне. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.

А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Для него художник – это такой же ремесленник.

Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Рембрандт, сидя среди учеников, один, два, три раза выгравировал натурщика в фас, профиль, со спины, стоящим, сидящим на диванной подушке на полу, на высоком табурете, чтобы всем было хорошо его видно.

Что до развязной позы юноши, она означает, что эстамп в корне отличается от академических этюдов, бесстрастно изучающих тело мужчины и женщины в намерении постичь человеческую анатомию во всей ее полноте. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). И опять же семья его поддерживает. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. На нем дымится жертва.

Рембрандт Харменс ван Рейн является одним из тех немногих художников, которые в своих работах максимальное количество внимания уделяли изображению людей. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Эта Семья – неколебимая постройка. Художник прибегает к диагональной композиции. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Можно проследить бег кисти.

Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Сначала мы и не обращаем на него никакого внимания его темная фигура растворяется в мягких, тающих отсветах фона – все той же стены, параллельной плоскости картины.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо.

Его образ полон глубокой внутренней значительности. Борода подстрижена характерно, залихватски. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.

Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Его населяли в основном ткачи.

Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Поток людей кажется бесконечным. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.

Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Дела шли все хуже. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Солнце низко висит перед наступлением ночи. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Барокко.

Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. В живописи Рембрандта наступает период покоя. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Он жил в Италии и перенял у аппенинских художников их свободную живописную манеру и некоторые приемы, но оставить след в истории искусства ему было не суждено.

Взгляд скользит поверх него. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. Ну что ж, это его путь.

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку.

Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.