Картина Владимир Перед Рогнедой

Описание картины «Владимир перед Рогнедой»

Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-Барокко в Риме (1766–1769 г. ). Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. В России к этому времени произошел государственный переворот, в результате которого в июне 1762 г. на престол взошла Екатерина II.

Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней. Середина века отмечена напряженной борьбой принципов барочного искусства и зарождающегося неоклассицизма. В 1753 году А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский, спавшие с голоса.

«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Говоря о соединении «исторического» и «баснословного» имеет смысл обратиться к «исторической живописи». Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.

Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. 211, 5 х 177, 5 смВ академической иерархии жанров главенствовала историческая живопись. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». В свою очередь, эпизод о «разорении Полоцка» содержал множество разноплановых возможностей: столкновение страстей, батальные сцены и т. д. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей).

Лосенко русские 
художники картина 
Владимир и Рогнеда

Лосенко русские художники картина Владимир и Рогнеда

Никитин любил царя. Ломоносова и летописей. Фон – покои полоцкого князя – писался с интерьеров Академии, условно театральные костюмы, вероятно, были заимствованы из сумароковского «Вышеслава». Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. И если в образной структуре картины, в ее содержании и характеристике действующих лиц художник далеко отошел от своего первоисточника, то в отдельных частностях, во внешних и бытовых деталях он стоит еще дальше от гомеровских описаний. Характерно, что в картине Лосенко Гектор, как европейский монарх, окружен оруженосцами и пажами, о которых нет и речи в поэме. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины.

Но коль скоро речь о сюжетологии, отметим, что именно в 1770-х годах возникает столь очевидная впоследствии «легендарная» и сказочная тенденция, «баснословный блеск» вокруг образа единодержавного и равноапостольного князя Владимира, а одной из главных пружин сюжета становится любострастие. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Сей союз праведно казался Владимиру быть полезен в обстоятельствах важного предприятия.

В интересующую нас эпоху литературоцентризм еще не сделался безусловной культурной реальностью и смыслообразующие парадигмы традиционно задавали другие художественные системы, главным образом «зрелищные» – театр и изобразительное искусство. Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Начало этому «жанру» положил Ломоносов, составив едва ли не сразу после учреждения Академии первый в своем роде перечень – «Идеи для живописных картин из русской истории».

История Российской 
империи в картинах 
художников

История Российской империи в картинах художников

Под руководством Ж. Рету Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762 г. ). За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен.

Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. Похоже, что и в социальном и в стилистическом отношении в конце 1760-х годов «основоположник русской исторической живописи» в большей степени сближается с «елагинским» кругом, к которому принадлежали создатели псевдоисторической славянской сюжетики Чулков и Попов. В произведениях Лосенко 60-х гг.

Описание картины 
Антона Лосенко «Владимир 
и Рогнеда»

Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»

Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Не менее интересен портрет Сумарокова. Волкова (1763 г. ). Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы.

Востокова, обращенное к живописцу Ф. Репнину, носящее программное название «История и баснь». Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера.

Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны.

Заметим сразу: для ранних историй характерно соединение сведений «баснословных» и исторических (при этом «баснословные времена» обыкновенно «отодвигаются» к началу истории) и точно так же характерна последующая рефлексия над достоверностью сведений и их источников. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». В этот период пейзажистов привлекала прежде всего русская природа. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств.

  • Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
  • Русский музей Дополненная реальность
  • 280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко
  • Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770

Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. ", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. В этом контексте представляется полезным обратиться к «проспектам» исторических сюжетов, рекомендательным спискам «случаев и характеров из русской истории» изначально адресованным воспитанникам Российской Академии художеств. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.

Вторая историческая картина А. П. Тогда, как записано в летописи их первенец, тринадцатилетний Изяслав, вступился за мать, обратившись к отцу со словами: «Если один хочешь жить, прими меч сей и вонзи прежде в утробу мою, чтоб я не увидел смерти матери моей». На первом плане сидит служанка, скрестившая на коленях руки. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Сюжет был заимствован из Российской истории М. В. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок.

Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик.

Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.

Он был профессором и преподавал в России. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан».

Тургенев настаивает на «исторической верности» и возвращении к ломоносовской «картине»: «Не слезы прекрасной Гориславы тронули Владимирово сердце но юный Изяслав В досаде и слезах вскричал он только: кто тебя здесь поставил. ». Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Художник выделяет главных героев изображая их в духе театрального классицизма.

  • Инна Булкина О случаях и характерах в российской истории: Владимир и Рогнеда
  • Найден гобелен «Владимир и Рогнеда»
  • Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  • 29 ноября 1798 года родился Александр Павлович Брюллов
  • Литературный портфельчик Искуссницы

В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Вскоре, возвращаясь с охоты, он навестил Рогнеду в ее вотчине в Предславине. В этой – самой неканонической из всех «Историй» – кроме открытой полемики с Ломоносовым и «злободневной» апологии женского правления (тщеславному и похотливому Владимиру противопоставлялась истинная просветительница Руси Ольга), выходила на первый план та часть «Владимирского» свода, что предполагала легендарное и романическое развитие. Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770 г. ). Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.

Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Вероятно, в этом ряду должна была стоять дошедшая до нас в отрывках трагедия Андрея Муравьева «Владимир» (другое название – «Падение Перуна»). Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Высокий Коммунитаризм как Русская идея
  • Лосенко Антон Павлович, русский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике

Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена.

Лосенко Антон Павлович 
– великий русский 
художник

На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины.

Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко.

1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира.

Недаром скульптор Э. М. Загоскин, похоже, понимает свою ошибку и переделывает квазиисторический роман в сказочную оперу: он убирает из либретто сюжет о крещении и все, что с ним связано, оставляя лишь «вымыслы». Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. По этому пути идет В. Т. Пётр очень любил сестру.

Однако Академия выбирает другой сюжет, биографы Лосенко предположили, что «сюжет о супружеском покушении» в Екатерининскую эпоху порождал нежелательные аллюзии. Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. Картина принесла автору звания академика и профессора.

Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Но менее всего здесь можно было предположить то чувствительно-куртуазное развитие сюжета, которое находит и обосновывает в «Изъяснении» Лосенко.

К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Карамзин первым откликнулся на этот призыв, его записка «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств» снабжена подзаголовком «Письмо к господину N. N» и обращена к Строганову. – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758 г. ), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

Ничего похожего ни у Нестора, ни тем более у Щербатова найти он не мог и тем не менее Владимир на этом полотне – кавалер, «любовник», а не воин. «Письмо» фактически подвело итог определенному периоду художественного освоения древнерусской истории и обозначило новую перспективу – перспективу «исторического романа». В частности, «галантный» сюжет арцыбашевской «Рогнеды» совпадает с перипетиями «богатырской повести» «Светлана и Мстислав», которую Востоков читал на заседании ВОЛСНХ в феврале 1802 года (опубликована она была лишь четыре года спустя). Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).

Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. И касания ее рук легки и трепетны. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем.

Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ.

Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. В одном из писем к Фридриху Гримму она писала: «Я никогда не искала, но находила людей, которые служили мне и почти всегда хорошо служили». В случае лосенковского «Владимира перед Рогнедой» выделим сентиментальный акцент авторского «Изъяснения», менее всего ожидаемый в отнюдь не «сентиментальном» историческом сюжете о «разорении Полоцка». В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников.

Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. Наконец, «баснословие» – это тот самый художественный вымысел (fiction), который уместен в сочинениях о временах отдаленных («баснословных»). Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Главные герои находятся на возвышении и ярко освещены.

Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. /Владимир верою занялся лишь одною». Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II.

Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). Этот сюжет попадает затем во все последующие «проспекты» и делается предметом полемики. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.

Можно предположить, что это определение перешло в название. В трагическом конфликте этой сцены таится намек на дальнейшее развитие событий. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.

Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Пейзаж у него – оссиановский, богатыри – «северные герои», о времени действия свидетельствует реплика Ильи Муромца: «Все ныне замерло, все дремлет в тяжком сне. К самым совершенным листам в этой группе рисунков относится изображение коленопреклоненной натурщицы. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.

Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Шувалову вручал он свои работы для пересылки в петербургскую Академию и Шувалов же снабдил художника суммой, необходимой для возвращения в отечество, когда Академия медлила с высылкой денег. Между тем пружиною сюжета стал конфликт исторический – попытка «языческого» реванша, столкновение «старины» (жрецы, сторонники Аскольда и Дира) и «новизны» (потомки Рюрика и христиане).

После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя.

Причем характерно сгущение «северного» колорита, напоминание о «варяжских корнях» полоцкой княжны, явление варяжского скальда Фенкала, вручившего княгине «меч Рогвольда» и т. д. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Если прежде в чулковском «Пересмешнике» европейская новеллистическая структура была «славянизирована» на уровне имен, притом что в жанровом смысле чулковские «сказки» приближались к авантюрноплутовскому роману, то у Попова рыцари обращаются в «славенских князей» и его «Славенские древности» уже в чистом виде – волшебнорыцарский роман с элементами утопии. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники).

Первое полотно на тему отечественной истории. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца.

Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ). Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Оппозиция «История vs. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова.

Никитин не мог примириться со смертью любимого Государя и написал его так, как будто перед нами не умерший, а спящий или глубоко задумавшийся человек. О генезисе и социальных предпосылках «русских сказок» и русской массовой литературы написано немало содержательных работ. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».

Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. Непосредственной реакцией на карамзинский «перечень» стали «Критические примечания, касающиеся до древней Славяно-Русской Истории», присланные из Геттингена А. И.

И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Это был Э. М. Фальконе. Рогнеда и Изяслав были сосланы в город Изяславль в Полоцкой земле. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Сюжет этот в свое время разрабатывался в русской трагедии, «Идолопоклонники» Хераскова восходят к «Владимиру Великому» Ф. Ключарева. «Баснословие» – синоним мифологии античная мифология и Гомеровы поэмы на языке русского предромантизма – то же «баснословие». Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными.

"Русский пейзаж принес России одну из ее слав", – писал В. В. Стасов. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Она – совесть, укоризненно взирающая на неправедное сватовство Владимира. В этом смысле характерна написанная полтора десятилетия спустя «масонская поэма» Хераскова. Сочинения были переведены на славянский язык и получили распространение, главным образом, после войны с поляками 1654 – 1667 годов, когда особенно распространилось светское польское влияние.

Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Холст, масло. Справедливости ради укажем, что в следующем, 1770 году Академия предлагает воспитанникам рекомендованный Ломоносовым сюжет «О удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося, удара ножом». Хераскова «Идолопоклонники или Горислава», 1782). Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе.

Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. В эту же школу отдали Лосенко. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур.

/Князь битвы позабыл, нет слуха о войне. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Поединок отца с сыном, вероятно, аллюзия на поэму Оссиана «Картон».

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Им даны роли немых статистов.

Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Все придворные знали, как высоко царь ценил дарование Никитина и, когда Пётр после долгих мучений умер, за Никитиным послали, чтобы он написал царя на смертном ложе. Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. Шувалова, поэта А. П., ставший пособием для нескольких поколений художников.

Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). – 1773, Санкт-Петербург)Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту.

Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Сумарокова, актеров Я. Д. И не его вина, что помощь опоздала.

Сложные изломы тяжёлой бархатной мантии художник подчёркивает золотистыми отблесками, которые не всегда кажутся оправданными в соотношении с искусственным освещением и вносят некоторое беспокойство. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768 г. ). Нарежный в «Рогвольде» (1798), где оссиановские пейзажи накладываются на атрибутику рыцарского романа, а Владимир из жестокого завоевателя обращается в раскаявшегося жениха и предающегося «мечтанию» «северного героя». В повести Николая Арцыбашева «Рогнеда или Разорение Полоцка» от настоящей истории остались лишь имена, все прочее – баснословие и некий вполне оформившийся сюжетный канон галантно-рыцарского романа, где действующие лица – Владимир и его богатыри. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов».

По мнению некоторых ученых, Новгород – дальний удел – был назначен Владимиру потому, что юноша был незаконнорожденным сыном Святослава и славянки Малуши – ключницы княгини Ольги, матери Святослава. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Позже, в 1820-1830-х годах, акцент «полоцкого сюжета» вновь переносится с баснословного «сватовства Владимира» на «рекомендованную» историю о мести язычницы и прощении христианина. Пейзаж.

Лосенко создает образ совсем иного звучания. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов.

В связи с доминирующей ролью изобразительного искусства определенные стилистические тенденции, нормы и законы жанров, присущие «высокому классицизму», оказывали влияние на общую культурную ситуацию и на литературную жизнь в том числе. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Ему было тогда двадцать пять лет. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. для пользы юношества. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами.

Живо ощущают торжественность момента соратники героя. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Художнику предстояло ещё многому научиться. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. Смертельно раненный Руальд произносит чувствительный монолог и уступает Рогнеду Владимиру.

Они общаются языком жестов их лица озарены патетическими чувствами. В академических программах 1760-1770-х годов мы находим как «идеи» из ломоносовского «проспекта», так и предметы, в него не вошедшие («темы» о Гостомысле и о великом князе Изяславе Мстиславиче). Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Автор: Лосенко А. П.

Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Имеет смысл напомнить о позднем «Письме о русских романах», где речь идет все о тех же «идеях», «случаях и характерах», но теперь предлагаемых для исторического (читай: вальтер-скоттовского) романа. Среди листов, рисованных карандашом на тонированной серой бумаге в 1769-1770 гг., этюды голов воинов и крестьян смотрятся как подлинные шедевры европейского класса. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.

Сюжет картины таков: сватовство новгородского князя к полоцкой княжне Рогнеде было отвергнуто, после чего Владимир пошел войной на Полоцк, захватил его, убил отца и братьев Рогнеды и взял ее в жены. Этот эпизод показывает, как чувства, эмоции могут менять развитие истории и как воля одной сильной личности может решать судьбу отдельных людей и целого народа. Лосенко строит композицию на единстве трех планов, трех цветов и иерархии действующих лиц. Известно, что Пётр не только приглашал в Россию специалистов – учёных, архитекторов, скульпторов, художников, но и посылал за границу с целью пройти курс обучения – и мастеров-кораблестроителей и талантливых молодых живописцев. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Замечательна характеристика Владимира: «мужественный в битвах по женолюбию последний из человеков».

В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. Он возвышает добродетель над пороком и представляет героя в момент искреннего раскаяния. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Муравьев признавался, что изобразил Рогнеду «дикой и страстной» язычницей. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма — простота и правда воплощения натуры.

Мастера ведущего жанра «академического» классицизма в равной степени использовали сюжеты из античной, библейской и светской истории, которые не противопоставлялись, но скорее уподоблялись, подчиняясь общим требованиям классицистической эстетики. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. По Эмину, Владимир избирает христианство, так как боится обрезания.

Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Историзм картины условен и фантастичен.

Рисунок портретен. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769 г. ). За спиной Владимира его воеводы, принимающие сторону своего князя.

Я ее должен защищать, пока жив. Картина мастерски скомпонована. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Художник прекрасно осознавал миссию Екатерины Великой идеально понял историческую роль Владимира, мучительную двойственность русской души и, таким образом, после возвращения в 1770 году после многолетнего обучения мастерству за границей по указанию Екатерины создал прекрасную картину «Встреча Владимира и Рогнеды». Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.

Дмитревский2. Вероятно, в «выписках» из разных источников Лосенко пытался найти подтверждение идее о галантном князе-победителе, женившемся на Рогнеде не с тем, чтобы наказать ее за «высокомыслие» и заставить «разуть от рабы рожденного», но потому, что «он ее любил».

Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. граничит с первыми раскопками Геркуланума и Помпей с археологическими изысканиями графа Кейлюса, впервые поставившего археологию на научную основу. Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека. Такое «пересечение» Лосенко с автором «Писем Эрнеста и Доравры» знаменательно, однако, как мы попытаемся показать, Лосенко не столько разрушал исторический канон, сколько утверждал иной – баснословный.

Возможно, в случае Лосенко имеет смысл несколько откорректировать привычное определение «высокого классицизма», равно как и уже привычную идею о типологической близости его к сумароковской трагедии. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»).

«Провокатор» интриги, явившийся в Киев «Незнакомец», – вполне вальтер-скоттовский персонаж и мало похож на таинственного рыцаря под забралом, непременного героя сказочных романов. Композиция исключительно театрализована, притом лишена присущей высокому классицизму героической патетики и представляет главным образом галантный ритуал: Владимир куртуазно склоняется перед Рогнедой, та томно закатывает глаза. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Плачет прислужница.

Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. Родился в семье украинского казака в г. Глухове. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. В конце 1750-х гг. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.

Антон Лосенко стал первым русским художником, написавшим историческое полотно на национальную тему – «Владимир и Рогнеда». Молодой новгородский князь Владимир, будущий креститель Руси, разбив войско половецкого князя, насильно сделал своей женой его дочь. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Многим очень странно, а может и смешно покажется (особливо архитекторам-фанатикам, которые все, что ни есть линейка, циркуль и перпендикуляр, не хотят почитать), что архитектор занимается живописью но вместо оправданий и исчисления должного и не должного занятия архитектора, я скажу только: сколько было людей, которые вмещали в себе множество различных способностей, сколько было художников, занимавшихся различными художествами с большим успехом. Попова. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.

Бледный, усталый человек в темно-синем нарядном плаще устремляет на нас с портрета острый, проницательный взгляд. Однако в 1830-х годах такое смешение истории с баснословием выглядит безнадежной архаикой. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.

Портрет написан незадолго до её смерти. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Гораздо более характерным представляется другое совпадение: «Владимир перед Рогнедою» был выставлен в Академии в том же 1770 году, когда вышли в свет «Славенские древности или Приключения славенских князей» М. И.

Русский художник, портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи, представитель классицизма. Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Поездка В. К. Сазонова была успешной: он привез из Италии копии картин Караваджо и Тициана.

Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». В 1807 году отдельным изданием выходит самый полный из подобного рода «перечней» с посвящением «воспитанникам Академии художеств». Общение с Рету-портретистом было благотворно для Лосенко и сказалось в его работах последующих лет.

Гамма красок строже и лаконичнее. Шумского (все в 1760 г. ) и Ф. Г. В течение почти полутора столетий она оставалась никому не известной и не оказала вот таким образом никакого влияния на развитие исторической живописи в России. Роль основоположника, таким образом, действительно должна быть признана за Лосенко. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Художники XVIII века не искали исторической правды, так как их целью было не воссоздание прошлого, а лишь воплощение той или иной отвлеченной идеи. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756).

Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. В нем выразились ранние поиски образа героя. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны.

Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Нам остается заметить, что близкие к театральным кругам (и, как Попов, непосредственно входившие в «елагинский кружок») авторы использовали все тот же «перелагательный» принцип обращения с материалом: перелагали авантюрно-рыцарский роман на «славенские нравы». Наконец, позировал для этой картины близкий друг Лосенко актер И. И.

Российская Академия художеств создавалась в середине XVIII века, за полсотни лет до зарождения всевозможных литературных «обществ», фактически она была первой и, до определенного момента, единственной нормативной художественной институцией. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Чувствительный монолог в конце произносит сам Владимир, раскаявшийся «в страсти злой» и уступивший сыну прекрасную Светлану.

И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Трагически начавшийся брак и в дальнейшем принёс Рогнеде много горя.

И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Басня» так или иначе определяет сочинения разного рода «дееписателей», однако отношения между «историческим» и «баснословным» в известный момент и в определенных условиях (когда речь заходит о «временах отдаленных», об эпохе Владимира, о древнем Киеве и временах княжеских) не взаимоисключающие, но скорее взаимно-дополнительные.

С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Лицо царя смуглое и моложавое. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Она посвящена «выбору веры» (каноническая тема высокого Владимирского «свода»), однако интрига строится на греховной слабости князя и пружиною сюжета становится все та же аналогия Эмина: «Но, славой окружив и пышностию трон, / Владимир под венцом был падший Соломон». Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики.

Можно только предполагать. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. В детстве был певчим придворной капеллы. попадают к художнику Ивану Аргунову.

В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его.

Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Наконец, в чуть более поздних «Русских сказках» Левшина фигурируют не вымышленные князья-рыцари (вроде Вельдюзя или Трухтраха), но былинные герои «киевского цикла», действие из «баснословных» дохристианских и докиевских времен переносится во времена Владимира и это не означает «историзации» авантюрного материала, наоборот: времена исторические отныне «отдаляются», становясь «баснословными».

В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Проходит много лет. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею).

Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно.

В «исторических сочинениях» на рубеже веков полоцкий эпизод довольно популярен. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра.

Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству». Сюжет картины, повествующей о насильственном браке Владимира и Рогнеды, непосредственно откликается на поставленную в пьесах Сумарокова проблему деспотии и ее губительных последствий. Геракова.

Успехи его были одобрены. Центральным событием «Владимирского» – и шире – «киевского» сюжетного комплекса вновь становится крещение, при этом история и идеология более не оставляют места для баснословных вымыслов. Лосенковский Владимир оказывается ближе к театрализованному «игрушечному средневековью» баженовских замков (здесь уместно напомнить, что Лосенко и Баженов – друзья, «однокурсники» и соседи по «парижской стажировке»). По предположению исследователей, Иван Никитин учился живописи у голландца Корнелиуса де Брюина и гравёра Адриана Шхонебека. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.

И нельзя забыть эти приподнятые соболиные брови, сдержанную улыбку и насмешливый взгляд из-под тяжелых век. За них и свою оригинальную работу "Дмитрий Донской на Куликовом поле" художник был удостоен в 1830 году звания академика. Только просьбы их сына Изяслава заставили Владимира сохранить Рогнеде жизнь.

«Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. Вокруг них сгруппированы дополнительные персонажи, своеобразные зрители внутри картины. Арцыбашев – активный член ВОЛСНХ и его квазиисторические опыты следует читать в одном ряду со «славянскими» поэмами Востокова. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.

Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Их жесты продуманно выразительны. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу.

Основоположник русской исторической живописи, портретист. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. На этом история не заканчивается. 1770. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Первый – храм Басни, там посетителей встречает «седой почтенный жрец», «Гомер, богов певец» второй – храм Истории, здесь «строга Критика имеет свой престол / И лже и истине границу полагает». Более того, герой в этом «установочном» полотне российской исторической живописи подозрительно напоминает романных персонажей.

Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Это было первое обращение к древей истории Отечества в русском искусстве. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси.

Дело ограничилось разговорами. Занятия у Рету не прошли напрасно. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. В 986 году Владимир принял христианство и обвенчался с греческой царевной Анной.

В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Академическая программа фактически содержала сюжет героической трагедии: с одной стороны, рациональная государственная необходимость – именно так историки толковали завоевания Владимира и «праведную пользу» от союза с дочерью Рогвольда, с другой – любовное предпочтение высокомерной полоцкой княжны, уязвленная гордость «сына рабыни», насилие и унижение.

Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (ГРМ), более выразительную в цвете, чем Чудесный улов рыбы. Убей меня прежде, чтобы я смерти ея не видел». А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Еретики требовали пересмотра религиозных догматов.

Если в 1810 году Жуковский объясняет выбор героя «привычкой» «окружать Владимира баснословным блеском», то к середине 1830-х История окончательно вытесняет Басню в литературную маргиналию, в «сказки, оперы, фантазии и фантасмагории». Вскоре Владимир оставил её, чтобы жениться на дочери византийского императора Анне. Этой идее подчинено все решение картины. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами.

А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. «Баснословные времена» – это времена известия о которых недостоверны и в этом смысле они смыкаются с временами мифологическими. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Самые патетические фигуры – суровые и скорбные служанки «в русском платье» видимо, они олицетворяют «исторический урок».

На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.

Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». (1772). Однако из этого сватовства вышел страшный скандал.

За спиной Рогнеды фигура плачущей служанки, она – горе, оплакивающее убитых половцев. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. В 1769 году художник вернулся на родину. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В 1778 году Попов переиздает свои «сказки» под новым титулом и с «предуведомлением» о том, что «царствуют здесь одни вымыслы забавные. » и что «старый титул, как соблазнительный, превращен в Старинные диковинки, по любимой некоторых присловице Старина что диво».

Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Однако речь не об универсальной «критике источников», общей дисциплине для историков всех времен, но о довольно размытом, хотя тематически едином смысле, который вкладывали в понятие «баснословие» на рубеже XVIII–XIX веков.

Каравак работал преимущественно портретистом. Это определяет их идеальную отвлеченность. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.

Сходную функцию выполняли «исторические пантеоны» «Храм славы российских ироев» П. Львова и «Герои русские за 400 лет» Г. В. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).

Ломоносовские «Идеи» послужили образцом для последовавших в начале XIX века рекомендательных списков. Тургеневым и с некоторой задержкой напечатанные в «Северном вестнике». Рогнеда попыталась убить мужа, но её схватили и ей грозила смерть.

(1772). Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Сюжеты для исторических картин брались, в основном из европейского прошлого.

О «сватовстве Владимира» упоминается вскользь в контексте «языческих заблуждений северного Соломона», зато история о мести Рогнеды становится едва ли не кульминацией повествования. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Причем, вопреки «рекомендательным спискам», в повестях 1790-1810-х годов чаще встречаем «сватовство Владимира», «баснословный» сюжет лосенковской картины, а не «покушение Гориславы», – философический предмет, вошедший во все проспекты и многократно там оговоренный. Поводом для их создания стало внесенное в 1802 году президентом Академии художеств графом А. С. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Выбор делается в пользу лосенковского сентиментально-галантного прочтения. А. И.