Картинки Репин

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

  • Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)
  • 7 знаменитых картин Ильи Репина
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины
  • Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
  • Илья Репин: биография и факты из жизни

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.

  • Творчество художника в фотографиях
  • Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.

  1. «Отступничество» в картинах Ильи Репина
  2. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  3. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  4. Путешествие по России: Самарская область
  5. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  6. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Внимание художника тяготит их.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.

  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины Репина (фото) с названиями

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

  • Краткая характеристика творчества
  • Когда поставили плюсик в заминусованный комментарий
  • Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

И вот уже перед нами не царь, а отец. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Много учился на написании портретов близких и друзей.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Портрет производит яркое и сильное впечатление. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Вегетарианцем стал и сам Репин.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. О картине появилось много статей в периодической печати. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Этюд получился превосходный. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Л. Н. Толстого». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.

В его взгляде осуждение и тревога. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Публике картина понравилась.

Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Судьбы детей Репина сложились по-разному. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

Репин встречал их по средам. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Работал весь день, не замечая времени.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. М. Бунакову. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В эту минуту в комнату вошел Христос. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Первый факт. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он идет прямо к матери. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Америка—Франция—Россия. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Третьяков»109.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Они словно противопоставлены друг другу.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.

Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Казалось, она спит. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вся центральная часть написана самим Репиным.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Пятый факт.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Она ушла из жизни в 1931 году55. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Стасов присылает ему все, что он просит.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Имя Репина стало широко известным.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин был очень дружен с Мамонтовым. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. За окном летний день. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Репин никуда не делся. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Каждый персонаж переживает что-то своё. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Рассмотрим "ближний круг".

О чем эта история. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

Так ли это – судить зрителям. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Силу человеческого духа увидели в картине современники. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.

Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Убийство свершилось. Она была закончена только в 1891 году. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Все заняты. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В его глазах читается печаль, тоска. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Репин считал сам эту картину красивой. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Берег Волги. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Не доносчик ли. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Глаза ясные и добрые. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука.

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.