Картины А П Лосенко

"Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в

Государственный Русский музей (Петербург). Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В рисунках сложный и многогранный портрет, постижение национального своеобразия и душевных качеств модели, тонко переданные благородство и возвышенность чувств, еще не увиденные современниками художника. Сопоставление картины с эскизом исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи. За эту картину художник получил звание академика. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла.

Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно.

Неизвестный художник. Следует перевод молодого Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Рисунков с этого античного памятника было несколько.

Антон Павлович Лосенко 
и его картины

Антон Павлович Лосенко и его картины

Весь портрет полон тайной, запретной жизни. (1772). И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. (1772).

Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. СПб., 1876. Создал первый постоянный русский театр. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры.

Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. Не менее интересен портрет Сумарокова. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. В 1769 году художник вернулся на родину. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Владимир в композиции Лосенко – главный герой.

Лосенко Антон Павлович, 
русский художник

Лосенко Антон Павлович, русский художник

Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769).

Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Вкартине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся веепокои иснею «неволею сочетался». Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.

Антон Лосенко – 
первый российский 
исторический художник

Антон Лосенко – первый российский исторический художник

Период 1760-х гг. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Зачисленный воспитанником вАХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей иполучил должность подмастерья. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. В детстве был певчим придворной капеллы.

Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Шувалова, А. П. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Портрет мужчины. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Рано осиротел исемилетним ребенком был отправлен вПетербург впридворный певческий хор.

Пять лекций о «Вселенной 
Язепа Дроздовича»

Пять лекций о «Вселенной Язепа Дроздовича»

Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.

Сын купца. РИО. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник.

Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Для этого он испросил у папы Пия VI позволения снять формы с лучших статуй Рима, Флоренции и Неаполя. В 1753 году Лосенко за спадение голоса был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Под их руководством молодой художник создал первые свои две серьезные работы: портреты Шувалова и поэта Ивана Сумарокова.

Фотообразы и материалы: 
японская гравюра 
1970-х годов

Фотообразы и материалы: японская гравюра 1970-х годов

Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия.

В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Заметим, что тема национальной русской истории задолго до первых основательных исторических трудов и отражения ее в изобразительном искусстве появилась в русской драматургии: достаточно назвать трагедии А. П. Сумарокова "Хорев" (1747) и "Синав и Трувор" (1748). Лагрене.

С. 123). К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». В 1760 – 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора.

Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». В 176669 гг. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец».

В нем выразились ранние поиски образа героя. Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ).

Игровое занятие 
– «Маленький эксперт»

Игровое занятие – «Маленький эксперт»

События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Эта картина стала началом русской школы исторической живописи., ставший пособием для нескольких поколений художников. Странная девушка с тусклыми глазами колдует тонкими призрачными чарами, вечно-юными чарами восемнадцатого века. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Ее совершенный профиль уподоблен античной камее. Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека.

Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). Она не удерживает супруга, а вдохновляет его на подвиг. Вторая историческая картина А. П. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Он был определен в живописную мастерскую И. П.

Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности.

Мастер-классы по 
созданию кукол-мотанок, 
ткачеству поясов

Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств.

Однако характер ее весьма интересен. Этим своеобразным способом насаждения художеств объясняется то великое полчище посредственностей известных только по именам и та небольшая кучка истинных творцов, которая украшает историю русского искусства. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи.

В Национальном художественном 
музее Республики 
Беларусь действует

В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя

Напряженность момента подчеркнута равнодушием воинов, пришедших вместе с князем в терем Рогнеды и скорбью прислужниц княжны. На примере последнего произведения Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ), которое художник не успел закончить, можно проследить, как внедрялись классицистические принципы в русскую живопись. Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Историзм картины условен и фантастичен. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака.

Новая развлекательно-познавательная 
экскурсия для детей 
«Самые-самые»

Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»

В возрасте тридцати шести лет А. П. Последнее произведение подводит итог его обучения уже не у Рету, а у Ж. -М.

Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Еще при жизни родителей Лосенко обучался в Глуховской школе песни и инструментальной музыке, а после их смерти пел в Придворной певческой капелле. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Это был Э. М. Фальконе. Общий характер картины остается театрально-условным.

Литературный портфельчик 
Искуссницы

Литературный портфельчик Искуссницы

История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. Екатерина обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. Пенсионерским периодом датируется его вариация на тему картины Ж. Жувене "Чудесный улов рыбы" (1762–1763, ГРМ), где Лосенко отказался от барочной патетики французского мастера и как можно проще и естественнее, жизненнее трактовал евангельскую сцену. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Справа – слуги, держащие шлем, копье и щит Гектора.

Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой.

Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. В1773г. Лосенко начал, нонеуспел закончить вторую свою историческую картину— «Прощание Гектора сАндромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность вживописной трактовке образов. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Вас.

Успехи его были одобрены. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой.

Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Ротари. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770).

Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле.

Лосенко умирает. Лосенко в духе просветительской эпохи, в стиле времени и вкусов, тяготеющих к изображению героического, стремится обелить, оправдать Владимира, показать его раскаяние в делах (или помыслах). Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

В центре его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма. Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.

Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.

«Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Лосенко Антон Павлович, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств.

Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Как и в других произведениях академической живописи, в общей системе изобразительных средств предпочтение отдается рисунку.

Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Напомним, что композиция Лосенко создана на 12 лет ранее "Клятвы Горациев" Ж. -Л. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы. Ему принадлежит первое учебное пособие – "Изъяснение краткой пропорции человека. В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан».

2017А. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. В ответ на мольбы Андромахи остаться в Трое, не покидать ее маленького сына Гектор отвечает ей о завоевании доброй славы в храброй битве для своего отца и себя самого.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

по: Сб. Слева расположена группа оруженосцев и воинов со знаменем. Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Симон сказал Ему в ответ: Наставник.

Дело ограничилось разговорами. Возможно из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. В самой постановке чисто психологической задачи можно усмотреть абсолютно новый этап в истории отечественной живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма.

Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Такое предрасположение не только что не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств.

Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. С 1772 и до конца жизни – директор Академии.

Этой высокой идее подчинено все решение полотна. Картина мастерски скомпонована. колера натуральны и кистью владено натурально». Но обширная академическая деятельность подорвала его хрупкие силы.

Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году.

Антон Лосенко: картины, 
биография

Антон Лосенко: картины, биография

Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание.

Рисунок портретен. Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Вскоре за картину Владимир и Рогнеда (1770) – первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве – Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ). Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет).

Антон Павлович Лосенко 
– Биография художника, 
известные произведения,

Антон Павлович Лосенко – Биография художника известные произведения, выставки

Новым было исодержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь кобщепринятым античным ибиблейским сюжетам постатусу иерархии жанра. М. Э. Фальконе, который был в России недолго, однако прекрасно понял (и испытал на себе) все негативные стороны бюрократической системы Академии (да и государства в целом), писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, ни в какой академии не касающихся профессора, Лосенко не в состоянии коснуться кисти его погубят несомненно. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. В 1764 г. М. В. Ломоносов писал, что историческая картина наиболее способна выразить и воплотить идеи нравственно-воспитательного характера. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.

В сложном ракурсе Каина отлично передана напряженность фигуры, которая оттеняется мягко падающими складками драпировки. С 1758 г. занимался в Академии художеств. Аргунова. Этой идее подчинено все решение картины. Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753 – 1758) и в Академии художеств (1758 – 1760).

  1. Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
  2. Русские художники: Лосенко Антон Павлович
  3. Теория и история искусства: Музеи мира
  4. Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
  5. Творчество Лосенко Антона Павловича
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Рету, Лосенко создал большую историческую картину наевангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).

Аргунову. Вэтот период много внимания уделял онживописным этюдам обнаженного тела врезультате появились известные полотна «Авель» и«Каин» (оба 1768). И здесь проявились его художественные способности. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие».

", ставший пособием для нескольких поколений художников. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». И не его вина, что помощь опоздала. Традиционное для академической живописи единоборство личного и общественного разрешается победой патриотического порыва.

  • Музыкальный вечер «Все о любви»В Доме-музее Ваньковичей
  • Народный костюм – живая традиция с 13 октября в Музее белорусского народного искусства в Раубичах
  • Карта гостя Национального художественного музея
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Рисунок акварелью собирателя открыток

Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине.

Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Давида (1785), явившейся образцом произведения неоклассицизма. Причем, как и у скульпторов (за исключением разве что И. П. Мартоса и Ф. Ф. Щедрина), хронологическая последовательность произведений совсем не означает поступательного движения от барокко к классицизму. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург). Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор.

Плачет прислужница. И если попытаться распределить живописцев по этой шкале, то окажется, что Лосенко невысоко оценил, например, работы своего учителя Вьена. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен.

В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. 1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу».

Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». для пользы юношества. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Считается основателем русского театра. Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру.

  1. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Это определяет их идеальную отвлеченность. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Художник создает произведение натему изрусской истории— «Владимир иРогнеда» (1770). Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников. Идея умиротворения подчеркнута мягкой тональностью картины, живым сиянием розового, оранжевого и синего на коричневато-оливковом фоне.

Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве».

История становилась как бы средствоминосказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750—1770х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой»Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII—первой трети XIX века. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали.

Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Отзвуки барокко видны и в портрете "первого российского актера", основателя русского театра Федора Волкова (1763, ГРМ): в контрастном положении фигуры и головы, динамическом движении складок плаща в повышенно декоративном звучании полотна "Смерть Адониса". Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Основоположник русской исторической живописи, портретист. А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода.

Здесь отчетливо проявляется официальное представление об истории как о деяниях царей и героев, народ не может и не должен принимать в них никакого участия. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Правда, вторая поездка в Париж и особенно в Италию, несомненно, усилила влияние античности, открывшейся в этот период глазам Лосенко необычайно явственно и превратила художника в истинного представителя классицизма. Четырехмесячный вояж из Италии в Россию совершался по маршруту: Рим — Неаполь — Флоренция — Болонья — Венеция ибо Лосенко считал, что Рим и прославленные римские мастера Высокого Возрождения могли научить лишь рисунку, композиции и экспрессии.

В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. Гамма красок строже и лаконичнее. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. Это сказалось как в этюдах обнаженной натуры ("Авель", Харьковский музей "Каин", ГРМ), так и в завершенных живописных полотнах с их локальным цветом, выверенностью в передаче анатомии, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке.

Так, более ранний "Улов" значительно "классицистичнее" написанных позже "Венеры и Адониса" или "Жертвоприношения Авраама" (четкий треугольник композиции, локальные пятна цвета, более скульптурная моделировка формы). Все личное, глубоко человеческое, отступает на второй план. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого.

В картине же характеристика крестьянина и воина несколько обеднена, ограничена холодным и равнодушным вниманием к происходящему. В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ). К заимствованию чужих сюжетов старые мастера прибегали для активизации творческой энергии и ассимиляции традиций.

Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. Бледный, усталый человек в темно-синем нарядном плаще устремляет на нас с портрета острый, проницательный взгляд. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

Лосенко Антон Павлович 
– великий русский 
художник

Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Две основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в центре. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. На этот раз он не спешил, внимательно осматривая достопримечательности германских городов и после двухмесячного пути въехал в столицу Франции лишь 6 октября. В системе изобразительных средств превалирует линеарно-пластическое начало. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины.

Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют" (цит. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно.

Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души. А. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).

Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему).

Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен втечение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в«Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Например, некоторые исследователи полотно "Зевс и Фетида" (1769, ГРМ) считают одним из лучших созданий художника, называя его "величественным, как гомеровский гекзаметр" (Е. Сумарокова, Я. Шуйского и др. Композиция картины четко продумана и логично выстроена. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М.

В произведениях Лосенко 60-х гг. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Они полукругом обступают главных персонажей. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство.

Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко.

Они вписаны в классический треугольник и выделены светом. Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы. Воины и слуги составляют пассивную «толпу», которой противопоставлены активные «герои». Лосенко и его товарищ, архитектор И. Е. Старов, вошли в тесный кружок интернациональной молодежи художников из германских государств, Дании и Англии. Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Вслед за Владимиром и Рогнедой художник начал работать над полотном Прощание Гектора с Андромахой (1773). До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель».

Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.

М, 1963. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны.

25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Вскоре по приезде Лосенко написал портрет Л. Геннингера, секретаря русского посольства в Париже.

Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков.

Он даже предпосылает специальное литературное "Изъяснение к картине", где наивно-прямодушно пишет, что его герой, "видя свою невесту обезчещеную и лишившуюся всего, должен был ее ласкать и извиняться перед нею" (цит. Спас Рогнеду ее маленький сын. А. Лосенко.

Занимаясь под руководствомЖ. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Действительно, художник воспользовался театральными костюмами, заимствованными из постановок придворного театра. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.

Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Однако в1753г., как «спавший сголоса», нопроявлявший способности кискусству, был отдан кхудожнику И. П. Аргунову для обучения живописи.

Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета.

В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова. В России А. П. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем.

Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей.

В выражении чувств (рука Владимира, прижатая к груди Рогнеда с возведенными горе очами и пр. ) еще много театрального, декламационного, много "от оперы". Недаром для Владимира позировал актер И. А. Дмитревский игравший князя на сцене. Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения.

Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»Антона Павловича Лосенко называют основоположником русской историческойживописи. Это не вполне точно — первые русские картины на темы истории появились задолго доЛосенко. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту.

В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Античный сюжет из«Илиады» Гомера воспевал героев ихпатриотические чувства, готовность принести себя вжертву служению родине.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.

Художник. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Занятия у Рету не прошли напрасно. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще.

Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.

Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенко не в состоянии коснуться кисти: его погубят несомненно. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины.

Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766-69). В 1761—1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавскаябаталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделанопыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать надисторической темой. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.

Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада (Чудесный улов рыбы, 1762 Андрей Первозванный, 1764 Жертвоприношение Авраама, 1765 Зевс и Фетида, 1769 Каин и Авель, оба 1768).

Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). Им даны роли немых статистов.

И касания ее рук легки и трепетны. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери».

В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Рогнеда тоже героиня, но ее роль пассивная. Но, несмотря на декламационность и патетику, в картине Лосенко много искреннего чувства. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ.

Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера.

Т. 17. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768).

Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. По сюжету Владимир здесь просит прощения у Рогнеды-пленницы за то, что огнем и мечом пошел на ее землю, убил отца и братьев и против воли взял ее в жены (или собирается взять: судя по литературному объяснению Лосенко, это их первое свидание). Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики.

Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции.

Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. В те же годы молодого художника заинтересовала античность. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.

Его погубят несомненно. Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770). Он полностью отдает себя многогранной деятельности.

Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). художник жил вИталии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину наантичный сюжет «Зевс иФетида» (1769). Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Непосредственное влияние творческой системы Лосенко продолжало сказываться до тех пор, пока, уже в тридцатых и сороковых годах XIX века, Карл Брюллов и Александр Иванов не вывели историческую живопись на новые пути. А. П. Лосенко родился всемье украинского казака. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.

Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Та же форма полукруга повторена в размещении второстепенных фигур, обступивших главных героев. Обе основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в самом центре композиции они выступают перед зрителями, как на сценических подмостках.

В176669 гг. С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное».

Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге.

Можно усмотреть даже определенную русификацию лиц. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». В последних числах декабря 1762 г., по истечении срока пребывания за границей, художник возвратился в Петербург. Лосенко точно не иллюстрирует содержание происходящей сцены.

История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Вьена.

Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». В конце 1750-х гг. Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени.

Вьена (1760 – 1764), работал в Италии, в Риме (1765 – 1768). В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». Естественности же и гармонии колорита, а также мастерству светотени следовало учиться у венецианцев. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Как педагог Лосенко прошел все ступени академических званий: академик, адъюнкт-профессор, профессор (первый русский профессор класса исторической живописи) он был даже директором Академии художеств.

Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Исход ситуации уже предрешен. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Несколько молодых людей, собравшись среди римских развалин, слушают чтение путеводителя, рассматривая окружающие их древности.

воплощение той или иной отвлеченной идеи. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Живо ощущают торжественность момента соратники героя. картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Эта картина может служить наглядной иллюстрацией принципов, принятых в исторической живописи.

Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии». Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).

В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Словом, неизжитые черты барокко еще долго будут держаться в академической живописи, что можно заметить и в западноевропейском искусстве при становлении нового стиля классицизма. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство.

Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Постоянное изучение человеческого тела, многолетние анатомические навыки многое открыли художнику в области портрета. Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет.

Весной 978 г. город был взят. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений.

Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. В этой работе начала проявляться индивидуальность автора. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Развернутая в виде фриза лосенковская композиция строга, математически выверена и уравновешена.

Появление первых исторических картин совпало со временем становления исторической науки. Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. В 1764-1765 гг., систематически рисуя с натуры в мастерской Вьена, Лосенко создает огромное количество рисунков, в которых отчетливо проявилось влияние новых эстетических воззрений. И. Гаврилова).

Повидимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом. Вних сказалось нетолько умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, ноиспособность сообщить имбогатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. С. 152).

Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами». Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Темы Священного Писания чередуются у художника с античной мифологией: "Венера и Адонис" (или "Смерть Адониса" 1764, Минск), "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака" (1765, ГРМ). В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Именно в римский период творчества возникают лучшие произведения Лосенко — основоположника русского классицизма.

И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Второстепенные фигуры выполняют функцию немых статистов, они не участвуют в действии. Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи.

Противники этой редкой теории отмечают, что художник напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.

по: Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи.

Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Антон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. В картине представлен кульминационный момент прежалостной судьбы Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею неволею сочетался.

Особенно примечательна последняя работа. В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же).

Это событие всегда было окутано легендами, домыслами, даже летописные источники подчас идеологически приукрашены. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. был ознаменован выходом в свет "Краткого российского летописца с родословием" (1760) и "Древней российской истории" (1766) М. Ф. Ломоносова, первых томов "Российской истории" Ф. А. Эмина (1767), "Истории Российской" в четырех томах В. Н. Татищева (1768–1784), семитомной "Истории Российской от древнейших времен" М. М. Щербатова (1770–1791). И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому.