Картины Дейнеки

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Дейнеки сегодня. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Я раньше не была знакома с картинами Дейнеки, так что было любопытно на них посмотреть. О нюансах этой процедуры и о том, где и как продать картину Дейнеки, поговорим далее.

В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941). За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Дейнека начинал работу над каждой картиной с набросочных рисунков. На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать.

Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. «раздолье»— одна из наиболее известных картин советского художника Александра Дейнеки, созданная летом 1944 года. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Картина Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов (почти 3, 5млн долларов)5. Но за свою творческую жизнь Дейнека создал немало и других замечательных и жизнеутверждающих картин, фото которых с названиями и описаниями мы и представляем далее.

Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956) и У моря. Многие картины Дейнеки посвящены спорту. Однако оценивать картину Дейнеки по результатам других продаж не совсем корректно.

С картинами Дейнеки знакома в основном по иллюстрациям в старых журналах и учебниках, ну и его мозаики в метро видела. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье». Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. Купить репродукции картин Дейнеки вы можете в интернет-магазине Твой Постер.

Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Чтобы грамотно оценить картину Дейнеки, нужно учитывать все вышеперечисленные факторы и хорошо знать ситуацию на рынке. И имя Дейнеки знакомо, но не настолько, чтобы глядя на картину, я смогла сказать, кто ее написал.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Ритм здесь отличается сложной структурой. В 1919-1920 гг. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными.

Наступила золотая эра гидропланов и все полагали, что за ними будущее, а сухопутные самолёты и дирижабли — это так, побаловаться. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.

Радость жизни: картины 
Александра Дейнеки

Радость жизни: картины Александра Дейнеки

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.

Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой.

Копии картин маслом 
Дейнека Александр

Копии картин маслом Дейнека Александр

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Но была и противная сторона. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. В 1928-29 гг. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов.

И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В период с июня 1941 года по середину 1944 года официальная пропаганда поощряла женщин к занятию традиционными мужскими рабочими профессиями в промышленности и сельском хозяйстве, но гендерная роль женщин позиционировалась как жёны, сёстры, матери, особое внимание уделялось матери как воплощению Родины.

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Симпсон считала, что образы спортсменок в «Раздолье» вполне соответствуют картинам и плакатам Дейнеки начала 1930-х годов, например, «Мать» (1932), «Играющие в мяч» (1932) и «Физкультурница» (1933): у их героинь— такое же телосложение, такие же мускулистые фигуры с выступающими грудями и достаточно большими бёдрами, схожие черты лица, угловатые и острые носы, среди них преобладают блондинки с точки зрения Симпсон, это говорит об идеальности, а не конкретности таких образов. Если в «Раздольи» массовые занятия спортом воспринимаются как символ мощи Отечества, то в «Эстафете» обращает на себя внимание зрителя немногочисленность участвующих в легкоатлетическом состязании: их всего шестеро (трое юношей и три девушки). А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.

Загорелые тела ещё не высохли после купания в реке. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. На среднем плане художник изображает трёх бегуний, а на заднем плане— ещё четырёх7. Цель «Раздолья» заключалась в том, чтобы проецировать на холст героические мифологии, а не изображать повседневную реальность14. «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Женские образы «Раздолья» воплощают, по мнению Симпсон именно эту тенденцию10. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора.

После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Для сравнения: суммарная выручка Christies накануне составила 13, 2 млн из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез – за 788, 8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом – за 704, 8 тыс., вся коллекция – более 2 млн), напольная императорская ваза (692, 8 тыс. ), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (548, 8 тыс. ) и Святого Александра Невского (248, 8 тыс. ), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.

Строг и суров ритм картины. Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. За рекой изображены типично русские бескрайние просторы— лес и поля. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

И художник вновь справляется с вызовом. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.

Для их фигур характерны характерны сила, здоровье и жизнерадостность. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.

История создания 
и судьба картины

История создания и судьба картины

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но враг не пройдет. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Кандидат исторических наук Владислав Аксёнов считает, что женские образы Александра Дейнеки в картине «Раздолье» продолжают традицию так называемых «красных баб» Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Кузьмы Петрова-Водкина, откуда они заимствовали «здоровую, фертильную телесность, в противовес болезненной хрупкости декаденток эпохи модерна». По этому принципу и строит Дейнека картину «Раздолье». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.

  • Дейнека, Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. По мнению ОМахоуни, «Эстафета по кольцу Б» свидетельствует об изменении общественного восприятия спорта после Великой Отечественной войны. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Женские образы «Раздолья» воплощают, по мнению Симпсон именно эту тенденцию.

  • Дейнека Александр – художник монументального стиля
  • Александр Дейнека установил рекорд цены на
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • Картина Дейнеки «Шахтёр» станет лидером распродажи «Искусство Советского Союза»
  • Сюжетная живопись Александра Дейнека

путь зигзагообразный, путь колебаний. Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Картина в этом варианте, по мнению академика Владимира Сысоева, — предвидение будущего Дня Победы, отражение веры в могущество Родины3. Ритм здесь отличается сложной структурой.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Обвинения в порнографии могло привести к пяти годам тюремного заключения. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.

  1. Все Картины Александр Дейнека по алфавиту
  2. Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  3. Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  4. Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  5. Творческие периоды в работе Дейнеки
  6. Западноевропейская и антикварная живопись
  7. Декоративно-прикладное искусство
  8. Лирика на полотнах этого периода

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Эти идеи оказали наибольшее влияние на роботизированные изображения Дейнеки того времени. Аксёнов считает, что в годы Великой Отечественной войны типаж «раскрестьянившейся физкультурницы» (отдалённо напоминавшей «красную бабу») стал эталоном для создания образа Родины-матери. Картина «Окраина Москвы. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Ритмическое чередование различных его фаз создаёт иллюзию смены одного движения другим. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

  • Годы Великой Отечественной войны
  • Направление, стиль и тематика произведений
  • Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  • Картина в оценке искусствоведов, культурологов и зрителей
  • Картина Дейнеки на почтовой открытке

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.

Дейнека, Александр 
Александрович

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Тем не менее, можно, по мнению Симпсон, увидеть и проблески эротического беспокойства— в серии полотен Александра Герасимова конца 1930-х и 1940-х годов, на плакате Д. Антонова, воспроизведённом на первой полосе «Литература и искусство» от 15 августа 1942 года12.

В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).

Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougalls, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за 2, 2 млн при эстимейте 2 – 3 млн. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Ритмическое чередование различных его фаз создаёт иллюзию смены одного движения другим. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Картина Дейнеки «Эстафета по кольцу Б» (1947) написана на холсте примерно тех же размеров, что и «Раздолье». Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

Произошла трансформация бабы-крестьянки в рабочую-физкультурницу. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Герой Социалистического Труда (1969). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Аукцион русского искусства MacDougalls в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за 2, 8 млн (включая комиссию аукционного дома).

Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Он отмечает, что идиллическая картина занимающихся спортом на фоне деревенских просторов молодых девушек на полотне «Раздолье» не имела ничего общего с реальным бытом сельской жизни советского общества того времени, она символизировала раскрестьянивание деревни. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.

Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Это— повседневная жизнь прекрасных людей, ощущающих свою свободу. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям.

Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. при эстимейте 50 – 100 тыс. Дейнека действительно был большим мастером. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).

Кандидат исторических наук Владислав Аксёнов считает, что женские образы Александра Дейнеки в картине «Раздолье» продолжают традицию так называемых «красных баб» Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Кузьмы Петрова-Водкина, откуда они заимствовали «здоровую, фертильную телесность, в противовес болезненной хрупкости декаденток эпохи модерна». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.

Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Этот ритм даёт ощущение реальности движения в картине. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Кандидат исторических наук Владислав Аксёнов цитирует работу Сьюзен Зонтаг «Магический фашизм», в которой она отметила сходство «утопической эстетики физического совершенства» фашисткой Германии и СССР, которая в обоих случаях была основана на подавлении сексуальной энергии и её обращения на служение общественным идеалам. Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.

Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. На высокий крутой берег выбегает несколько девушек2.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.

Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. И все.

Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». При этом она отмечала тенденцию наполнить эти образы качествами, воспринимаемыми как мужские— героизм идеологическая чистота, сила тела и воли, однако Симпсон отвергает мнение Геннадия Ревзина, что присутствие таких качеств в образах женщин Дейнеки якобы превратило их в чудовищных, деэротизированных, ницшеанских «суперженщиц»9.

Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. С 1934 года официальный моральный климат стал более пуританским.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.

С 1934 года официальный моральный климат стал более пуританским. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Мерно и стройно шагает отряд. Тем не менее, можно, по мнению Симпсон, увидеть и проблески эротического беспокойства— в серии полотен Александра Герасимова конца 1930-х и 1940-х годов, на плакате Д. Антонова, воспроизведённом на первой полосе «Литература и искусство» от 15 августа 1942 года. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).

Учился в Харьковском художественном училище. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Полетико. Это— повседневная жизнь прекрасных людей, ощущающих свою свободу.

Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. В основу сюжета, представленного на переднем плане, Александр Дейнека теперь положил мотив легкоатлетического бега: несколько девушек совершают утреннюю пробежку по берегу, с которого открывается вид на русло реки.

Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Аксёнов считает, что в годы Великой Отечественной войны типаж «раскрестьянившейся физкультурницы» (отдалённо напоминавшей «красную бабу») стал эталоном для создания образа Родины-матери16. Цель «Раздолья» заключалась в том, чтобы проецировать на холст героические мифологии, а не изображать повседневную реальность.

В начале 1950-х гг. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Ноябрь 1941 года (1941). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».

Фон дан скупой линией отдаленного города. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.

Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Картина Дейнеки «Эстафета по кольцу Б» (1947) написана на холсте примерно тех же размеров, что и «Раздолье». Минимум две женщины изображённые на полотне, — просто зрители, о чём говорит их одежда. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Ну и 180 тыс. По этому принципу и строит Дейнека картину «Раздолье».

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Он отмечает, что идиллическая картина занимающихся спортом на фоне деревенских просторов молодых девушек на полотне «Раздолье» не имела ничего общего с реальным бытом сельской жизни советского общества того времени, она символизировала раскрестьянивание деревни. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Для их фигур характерны характерны сила, здоровье и жизнерадостность8.

За рекой изображены типично русские бескрайние просторы— лес и поля. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Минимум две женщины изображённые на полотне, — просто зрители, о чём говорит их одежда.

Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Новая ситуация в стране, новые мысли и чувства заставили Александра Дейнеку переработать первоначальный эскиз, «подобрать более современный типаж и отвечающий ему пейзажный фон».

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Набережная Сены, Париж. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Происходит кристаллизация режима.

По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий.

Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Обвинения в порнографии могло привести к пяти годам тюремного заключения.

Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». С 1920-х гг. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.

Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Она оценивала название картины «Razdole» как одновременное обозначение пространства и свободы и видела в картине коннотации пространства / свободы с отступлением немецких войск с советских территорий, которые они оккупировали в 1941—1942 годах. Река Тускорь, 1945).

Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Живая реальность советских женщин была, возможно, далека от мифологии «Раздолья» Дейнеки. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).

В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.

И художник вновь справляется с вызовом. Действие перенесено из сельской местности в Москву. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Симпсон считала, что образы спортсменок в «Раздолье» вполне соответствуют картинам и плакатам Дейнеки начала 1930-х годов, например, «Мать» (1932), «Играющие в мяч» (1932) и «Физкультурница» (1933): у их героинь— такое же телосложение, такие же мускулистые фигуры с выступающими грудями и достаточно большими бёдрами, схожие черты лица, угловатые и острые носы, среди них преобладают блондинки с точки зрения Симпсон, это говорит об идеальности, а не конкретности таких образов.

Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.

История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

носивший название Безбожник у станка (т. к. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». На картине изображён солнечный летний день. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Вертикаль бесконечной колокольни очень точно в ритмическом отношении делит второй план на две неравные части. Где остальные мозаики — неизвестно.

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.

Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора – тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. » изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за 162, 5 тыс. Если в «Раздольи» массовые занятия спортом воспринимаются как символ мощи Отечества, то в «Эстафете» обращает на себя внимание зрителя немногочисленность участвующих в легкоатлетическом состязании: их всего шестеро (трое юношей и три девушки). В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

«Раздолье» опережало события, происходившие в это время на фронте, где шли тяжёлые бои с отступающими немецкими войсками, оно изображало идеальный мир таким, каким его мечтал увидеть художник после окончания военных действий. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Тематика работа, в основном, социальная и агитационная.

и проданных в итоге за 294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за 200 тыс. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. На картине изображён солнечный летний день. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.

Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. На среднем плане художник изображает трёх бегуний, а на заднем плане— ещё четырёх. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.

Исследования, книги, выставки. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

Новая ситуация в стране, новые мысли и чувства заставили Александра Дейнеку переработать первоначальный эскиз, «подобрать более современный типаж и отвечающий ему пейзажный фон». Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55.

Возникновение замысла картины она объясняла личным интересом Дейнеки к спортивным темам, фактическим использованием спортивных мероприятий для празднования окончания оккупации, а также идеологической задачей использования физической культуры как средства для создания нового советского человека9. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.

По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Произошла трансформация бабы-крестьянки в рабочую-физкультурницу16. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).

Эти идеи оказали наибольшее влияние на роботизированные изображения Дейнеки того времени. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Кандидат исторических наук Владислав Аксёнов цитирует работу Сьюзен Зонтаг «Магический фашизм», в которой она отметила сходство «утопической эстетики физического совершенства» фашисткой Германии и СССР, которая в обоих случаях была основана на подавлении сексуальной энергии и её обращения на служение общественным идеалам. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Таким видит город Дейнека Александр. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов или даже итало-немецких фашистов.

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Этот ритм даёт ощущение реальности движения в картине. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.

Их получилось около 300. Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. Защищал родной город Курск от белых. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Дома тревожно притихли.

Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Но картина не была одинокой удачей. «Весь путь ОСТ –.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Картина «Окраина Москвы.

– сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский. ). «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Она оценивала название картины «Razdole» как одновременное обозначение пространства и свободы и видела в картине коннотации пространства / свободы с отступлением немецких войск с советских территорий, которые они оккупировали в 1941—1942 годах.

Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Работа над «Раздольем» была начата художником ещё до начала Великой Отечественной войны, а закончена в 1944 году.

Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.

Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила 1, 3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в 100 тыс. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.

На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). В картине практически нет никаких примет быта. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Через год, Дейнека основывает Общество станковистов.

От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).

Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».

Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой 50 – 70 тыс. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).

«Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. Новое испытание Дейнека, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».

Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Художественный образ предельно величав и обобщен. 2009–2011». Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за 52, 5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (37, 5 тыс. ) и рамка для фотографии (32, 5 тыс. ). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. С задачей он, впрочем, все равно справился. Ноябрь 1941». Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за 457 тыс. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.

В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В кафе, Париж.

1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. По мнению ОМахоуни, «Эстафета по кольцу Б» свидетельствует об изменении общественного восприятия спорта после Великой Отечественной войны. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально.

То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Действие перенесено из сельской местности в Москву. Загорелые тела ещё не высохли после купания в реке. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Эта картина, в отличие от «Раздолья», рассказывает о групповом состязании, а не о массовом участии. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Эта картина, в отличие от «Раздолья», рассказывает о групповом состязании, а не о массовом участии.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. У финиша, 1927). Он не показывает непосредственно боя с противником.

Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. На высокий крутой берег выбегает несколько девушек. Работа над «Раздольем» была начата художником ещё до начала Великой Отечественной войны, а закончена в 1944 году2. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году.

Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. После Февральской революции занятия в училище прекратились. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Они занесены снегом.

Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. При этом она отмечала тенденцию наполнить эти образы качествами, воспринимаемыми как мужские— героизм идеологическая чистота, сила тела и воли, однако Симпсон отвергает мнение Геннадия Ревзина, что присутствие таких качеств в образах женщин Дейнеки якобы превратило их в чудовищных, деэротизированных, ницшеанских «суперженщиц». Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой.

Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.

В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Девушки-спортсменки на полотне присутствуют, но юноши, как считал британский культуролог, более важны для автора: именно им передают эстафетную палочку девушки, юноши и побегут дальше на дистанции. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов».

«Раздолье» опережало события, происходившие в это время на фронте, где шли тяжёлые бои с отступающими немецкими войсками, оно изображало идеальный мир таким, каким его мечтал увидеть художник после окончания военных действий. Живая реальность советских женщин была, возможно, далека от мифологии «Раздолья» Дейнеки. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.