Картины Эшера

Это еще не тот Эшер, картины которого узнаются сразу. Группу картин Эшера Хофштадтер называет «рекурсивными», в них «фон может рассматриваться как отдельный самостоятельный рисунок», а первый рисунок по отношению к второму является фономL 14. Это еще не тот Эшер, картины которого узнаются сразу. В своих картинах Эшер мастерски соединяет искусство и математику. С помощью работ художника можно объяснить такие математические понятия как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер, уникальный в своем роде график, чьи бредовые на первый взгляд картины выстроены по строгим законам логики и геометрии.

И картины и гравюры Эшера ведут в мир парадокса. Группу картин Эшера Хофштадтер называет «рекурсивными», в них «фон может рассматриваться как отдельный самостоятельный рисунок», а первый рисунок по отношению к второму является фоном. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей. Вкартинах Эшера явно видно увлечение художника геометрией.

Вместе с ребенком попробуйте создать картины в стиле Эшера. На множестве картин Эшера происходит демонстрация упорядоченного сечения плоскости или заполнение её тождественными формами, которые без зазоров, плотно, прилегают друг к другу (навеяно «мавританским» средневековым стилем). Рассматривая подобные картины Эшера действительно трудно поверить, что он не любил сюрреализм.

Мауриц Корнелис Эшер: картины, биография

Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взглядL 2 из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников20). Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам). К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Йетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дЭ. Его гравюры иллюстрируют юмористический буклет его друга, Ада ван Столка Flor de Pascua («Пасхальный цветок»), вышедший в октябре в Нидерландах. В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). Мир оказался сложным и пронизанным одной общей, еще не понятой системой.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме. Невозможное—с точки зрения знаний о мире, которыми на тот момент обладало человечество. Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника». Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А. Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты.

М. Эшер блестяще объединил искусство и науку. Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области. Одной из любимых книг Эшера была «Алиса в Зазеркалье».

Волшебные картины 
Мориса Эшера, которыми 
иллюстрируют учебники

Волшебные картины Мориса Эшера, которыми иллюстрируют учебники кристаллографии

В результате значительно сокращается время для создания произведений— в 1954 году Эшер выполнил только две работы. Вообще, применительно к творениям Эшера, скорее, надо использовать словосочетание «логические загадки». Эшер стремился иллюстрировать динамику явления и видел абсурд в том, что несколько проведённых линий могут восприниматься глазом как объёмная фигураL 2. Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.

Его родителями были Джордж Арнольд Эшер (George Arnold Escher) и Сара Адриана Глейхман-Эшер (Sarah Adriana Gleichman-Escher, вторая жена Джорджа, дочь министра), Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго). Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году. В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), а Каролина Макгиллаври публикует книгу «Symmetry Aspects of M. C. Eschers Periodic Drawings» («Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера»). Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита Мондриана).

Рисовать Корнелису нравилось еще с дества, тем не менее, на его успехах в школе это не слишком отразилось. В творчестве 1950-е— время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу. В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). Текст интервью был опубликован в феврале 1951 года. В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства.

Появились и начали стремительно развиваться компьютеры и информационные технологии и «нереальные» картины Эшера стали обретать черты реальности. Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование. По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много» (Эшер всю жизнь был заядлым курильщиком). Еще одна литография, которую в декабре 1953 года напечатал Эшер, – «Относительность».

Аттестат зрелости юноша так и не получил. До начала 50-х годов 20 века он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах (Time и др. ) он получает мировую известность. Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Наиболее полное исследование этого вопроса представлено в книге Дагласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», выпущенной в 1980 году и награжденной пулитцеровской премией. С октября 1925 года они переезжают в этот дом9. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей. В 1917 году семья Эшеров переехала в Остербек (пригород Арнема).

Йетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. Копии его произведений пользовались большой популярность. Особенной популярностью пользовались копии литографии «Относительность» — начиная с 1960-х она появлялась в СМИ, кино, сериалах, а в этом году трехмерную модель изображенного Эшером интерьера сделали из конструктора LEGO.

Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Эшер снова выходит за границы. С 1931 года художник всё больше обращается к торцовой ксилографии. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность.

Головоломные фантазии 
в картинах Эшера

Головоломные фантазии в картинах Эшера

Самым большим (длина 48 м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «Метаморфоза II»). Самым большим (длина 48 м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «МетаморфозаII»). Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу6). Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, вот таким образом в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также – у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita). В 1939 году он также выполнил серию видов Делфта.

Источник для вдохновения художник избрал весьма оригинальный-математические статьи, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии.

Затем он использовал эти зарисовки для создания своих литографий и ксилографий. Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. Эшер оказал большое влияние на современное искусство.

Описание картины 
Маурица Эшера «Относительность»

Описание картины Маурица Эшера «Относительность»

Такое пересечение встречается во многих картинах Эшера. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие— в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник. Сразу после переезда в Шато-дЭ (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца.

Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии6. В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии. Двухмерное пространство изученное и покоренное, стало ему уже не так интересно, куда больше его стало занимать противоречие между плоскостью и пространством. По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много»9 (Эшер всю жизнь был заядлым курильщикомL 4). Все три созданы между 1958 и 1961 годами.

Теперь это границы плоскости листа. Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита Мондриана). В октябрьском номере научно-популярного журнала «Сайентифик америкэн» за 1967 год выходит статья, посвящённая творчеству Эшера.

  1. Онлайн-архив: оптические иллюзии и невозможные гравюры Маурица Эшера
  2. Мауриц Эшер – мастер оптических иллюзий
  3. Икона эпохиИкона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер
  4. Математическое искусство Морица Эшера
  5. Ранний период творчества Маурица Корнелиса Эшера

Но, вероятно именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства». Воображение зрителя поражают созданные художником оптические иллюзии. Текст интервью был опубликован в феврале 1951 года. Уже в этой книге начинают появляться мотивы, характерные для позднего творчества Эшера, как, например искажение пространства в его автопортрете в сферическом зеркале. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры. Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»). Мауриц объяснился с ней в последний момент, когда семья девушки уже отбывала домой, в Швейцарию они были помолвлены, а 12 мая 1924 года сыграли свадьбу в Виареджо, в Италии.

Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Кроме того, в молодости Эшер увлекался литературой и пробовал свои силы в литературе.

Порой искусство и наука шагают рука об руку. С 1931 года художник всё больше обращается к торцовой ксилографии. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения».

В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. Он рисует оливковые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Радость погружения в невозможное. В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. В рамках этого направления он создал цикл работ – Метаморфозы 1, 2 и 3.

  1. Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
  2. Мориц Корнелис Эшер: И тайное станет явным
  3. 8 фактов о Маурице Корнелисе Эшере и его литографиях из «невозможной реальности»
  4. Все Картины Мауриц Корнелис Эшер по алфавиту
  5. Чем заняться в выходные или Амстердам за два дня
  6. Теория относительности в творчестве Эшера
  7. Самое интересное в виде мозаики
  8. Краткая биография Эшера, Маурица Корнелиса
  9. Картины, графика, литографии Эшера Маурица Корнелиса

Влияние Эшера оказалось настолько сильным, что многие его графические и концептуальные находки вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками. Аналогично изображен и мизинец. Еще один тип картин с нарушенной логикой пространства—это «невозможные фигуры». На данный момент даже существует целое направление в живописи (имп-арт), которое использует оптические иллюзии, невозможные фигуры и особенности визуального восприятия. В 1917 году семья Эшеров переехала в Остербек (пригород Арнема).

Йетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Йеттой (Джульеттой) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабине под МосквойL 6).

Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. На остальных двух лестницах жители используют один и тот же пролет, но с разных сторон. С октября 1925 года они переезжают в этот дом. До этого пейзажи Эшера были вполне реалистичными, обычными и привычными.

Джетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб. Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам). Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами— «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».

  1. Мауриц КорнелисЭшер, нидерландский художник-график
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Эшер и неевклидово пространство
  4. 5 причин посетить фестиваль «Форма»
  5. На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс
  6. Чего нельзя делать Британской королевской семье

Мауриц укладывал на хлеб сыр и колбасу так, чтобы получилось «идеальное покрытие». Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Художник провел много времени, зарисовывая арабские мозаики и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения».

В 1939 году он также выполнил серию видов Делфта. Первой печатной работой, проданной большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам)6. Его родителями были Джордж Арнольд Эшер (George Arnold Escher) и Сара Адриана Глейхман-Эшер (Sarah Adriana Gleichman-Escher, вторая жена Джорджа, дочь министра), Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго). Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ.

Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Хаотичность оборачивается упорядоченностью и наоборот. Его гравюры иллюстрируют юмористический буклет его друга, Ада ван Столка Flor de Pascua («Пасхальный цветок»), вышедший в октябре в Нидерландах. Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе.

Он рисует Вольтерру и Сиену, впервые видит флуоресцирующее море, всю весну 1922 года проводит за городом, рисуя пейзажи, растения и насекомых. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие— в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник. Их безликие головы уподоблены луковицам. Как написал Даглас Хофштадтер в своей книге «каждая частица мира содержит в себе весь мир и содержится во всех других частицах мира». Джетта вновь стала заниматься фортепиано, Эшер вступил в шахматный клуб.

  • Выставка работ в Московском музее современного искусства
  • Словари и энциклопедии на Академике

В 1939году он также выполнил серию видов Делфта. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабине под Москвой). Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Долгое время оно висело в Гааге в почтовом отделении на площади Керкплейн, но 17 января 2008 года в связи с переездом почтового отделения было перенесено в аэропорт Схипхол, где висит в одном из залов вылета21. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ.

Онлайн-архив: оптические 
иллюзии и невозможные 
гравюры Маурица

Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Всего он создал 448литографий и гравюр и около 2000 рисунков и набросков. В то же время он продолжает изучать искусство XV века северных европейских стран.

Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч. ) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. На поверхности воды плавают опавшие с деревьев листья. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Она только-только начинает познавать не плоский, а трехмерный мир. В декабре 1955 года была напечатана новая работа графика.

Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней». Мариус Корнелис Эшер умер в 1972 году. Он оставил потомкам 448 литографий и гравюр более 2000 картин и набросков. Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния.

Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения». Он рисует оливовые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Его целиком захватывают странные «внутренние» картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.

В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. Поэт в душе, он в работе гармонию поверял, перефразируя Пушкина, алгеброй.

Его сюрреалистичные картины больше полувека поражают зрителей. Это большой бассейн или озеро (кто как себе представит) осенью. Особенно это проявляется при создании объемных геометрических форм, например «Куба». К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Йетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дЭ. Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния.

К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Джетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дО. В сентябре 1922 года он на пароходе плывёт в Испанию, где посещает Барселону и Мадрид, посещает бой быков, а затем едет в Гранаду и изучает в Альгамбре мавританский стиль.

Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики. В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), а Каролина Макгиллаври публикует книгу «Symmetry Aspects of M. C. Eschers Periodic Drawings» («Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера»). Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе. Через какое-то время к ней добавилась обложка из журнала «Знание — сила», на которой цепочка муравьев совершала свой бесконечный путь по знаменитой ленте Мебиуса.

Они идут в одном направлении, но придут в разные места. Не случайно первыми поклонниками искусства Эшера стали математики. Так, в середине 1950-х годов через вашингтонского дилера он продал 150 отпечатков на сумму 2125 долларов9. Он, как и некоторые из его великих предшественников (Микеланджело, Леонардо да Винчи) был левшой. В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии, о чем будет рассказываться ниже.

Два его друга возвращаются из Флоренции в Нидерланды через пару недель, так как у них закончились средства и дальше Эшер едет в Сан-Джиминьяно. Мауриц Эшер (уменьшительное нидерл. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими». Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. С октября 1925 года они переезжают в этот дом.

В поздних работах Эшера эта перспектива была развита для создания оптических иллюзий. Все три созданы между 1958 и 1961 годами. Она там не одинока, как могло бы показаться. Еще в детстве этот скромный и молчаливый мальчик демонстрировал необычные склонности. С 1931 года художник всё больше обращается к торцовой ксилографии. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами.

Такая же нарисованная версия составляет 42 метра. Он переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника — портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца. Кроны деревьев, отразившись в воде, как в зеркале, кажутся корнями невидимых зрителю деревьев. Эшер, картины которого к этому времени еще не стали популярными, очень увлечен геометрией. Второй – в глубине озера, где мы видим большую рыбу.

Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. В честь Эшера назван астероид, открытый в 1940 году.

Eschers Periodic Drawings» («Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера»). Законы физики, в особенности оптические эффекты, были им изучены очень глубоко. Однако затем он начал изучать архитектуру в Харлеме и успешно закончил вуз в 1922 году. Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать.

«Три мира», как и все, что делает Эшер, удивляют. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. С ноября 1923 года Эшер живёт в Риме. XX век ознаменовался целым рядом кардинальных переворотов во многих областях науки. После публикации двух статей Эшер стал известен в США, у него в конце 1950 года берёт интервью корреспондент журнала The Studio Израэль Шенкер.

Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948). Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери и регентше статхаудера Вильгельма IV.

Такая вот двойственность восприятия этой гравюры. Упрощенно говоря, все они перпендикулярны друг другу. Еще одним пристрастием юноши было построение «безупречного бутерброда». Одна из самых показательных – «Рептилии» (март 1943 года).

Очень романтичны тройные вращательные симметрии со змеями, образующими круг (1969). Образ бесконечных лестниц можно увидеть в различных сериалах и фильмах. Он рисует оливковые деревья, начинает эксперименты со сферами, зеркалами. Они были очень яркими, как, например, «Снег», созданный в Альпах. Он берет фигуры и составляет из них мозаику. Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе. Его гравюры иллюстрируют юмористический буклет его друга, Ада ван Столка Flor de Pascua («Пасхальный цветок»), вышедший в октябре в Нидерландах.

Структура здания состоит из семи лестниц. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении.

В том же году статьи об Эшере публикуют журналы «Тайм» (2 апреля) и «Лайф» (7 мая). Большинство жителей совершенно случайно идет по своим хозяйственным надобностям. Самым большим (длина 48 м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «МетаморфозаII»). И лишь потом проявляется их «негатив», как на фотографии: черные птицы летят на белом небе в противоположную сторону.

Все двери, кроме одной, ведут к подвалам ниже парков. На картине действует три источника гравитации. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик – регулярными, которые образуют повторяющиеся узоры и нерегулярными (неповторяющиеся узоры), а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость. В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем. Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства.

В своих картинах Эшер создает свою сюрреалистический мир в котором существуют бесконечные лестницы, колоннады со странным переплетением колонн и фантастические замки. Его родителями были Джордж Арнолд Эшер (George Arnold Escher) и Сара Адриана Глейхман-Эшер (Sarah Adriana Gleichman-Escher, вторая жена Джорджа, дочь министра), Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго). В октябрьском номере научно-популярного журнала «Сайентифик америкэн» за 1967 год выходит статья, посвящённая творчеству Эшера. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими»6. Она исполнена в стиле сюрреализма.

В правом краю рисунка видно, как одна из них начинает оживать и выползать из листа бумаги. Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери статхаудера ВильгельмаIV. Конечно, хороша работа «День и ночь» (1938). Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956).

Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе «невозможными фигурами». В 1921 году Эшер с семьёй посетил Северную Италию и Французскую Ривьеру. В том же году статьи об Эшере публикуют журналы Time (2 апреля) и Life (7 мая). По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много» (Эшер всю жизнь был заядлым курильщиком).

Одним из высших достижений Эшеры можно считать изображение «метаморфоз». Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии. Всего он создал 448 литографий и гравюр и около 2 тысяч рисунков и набросков. Они, кажется, не подозревают, что математически я совершенно безграмотен». В этой гравюре на дереве первоначально замечается движение светлых птиц слева направо из света к зеркально отраженной ночи.

На его картинах все меняется, плавно перетекает из одной формы в другую. Она известна также как автопортрет. Она ценна и с художественной и с научной точек зрения. Он мог в оцепенении подолгу рассматривать гору, башню или высокое здание.

В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Джеттой (Джулией) Умикер (нем. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. После гибели учителя Эшер помог отправить его работы в амстердамский музей «Стеделейк», оставив у себя лишь один эскиз со следом немецкого сапога, а в 1946 году он организовал в упомянутом музее мемориальную выставку. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».

В нем есть окна, дверные проемы, ведущие к парковой надстройке. То, что надо домыслить и есть третий мир. Так, с 1907 года Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино в небольших мастерских города Арнема, куда его семья переехала из Леевардена в 1903-м. В работах «Порядок и хаос» и «Звёзды» художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур: в первой из упомянутых работ в символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а во второй в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона. Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес. На стенах просматриваются книжные полки, картины в рамах.

В качестве картины, в которой исследуется и логика пространства и его топология, можно назвать литографию «Выставка гравюр». Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния.

После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США. Еще один недавний пример: в фильме «Начало» главные герои ходят по бесконечной лестнице, напоминающей ту, которую нарисовал известный график. Так для меня открылась новая Страна Чудес и я узрел невозможное.

Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами— «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Самым большим (длина 48м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «Метаморфоза II»). МорисаЭшера нельзя назвать просто художником.

Все фигуры одеты в одинаковую одежду. Эшер абсолютно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). Мауриц Эшер (уменьшительное нидерл. Mauk— «Маук») родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. В октябрьском номере научно-популярного журнала Scientific American за 1967 год выходит статья, посвящённая творчеству Эшера.

Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». Поверхность воды – это первый мир. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие — в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими». Все три созданы между 1958 и 1961годами.

Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в каждой из них на этаж меньше, чем в соседней. В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме1213. Он поглощен созданием различных парадоксов и «невозможных фигур».

В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). Eschers Periodic Drawings» (Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера). Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Все это взял на вооружение Эшер, картины которого погружают нас в мир симметрии. Это было последнее большое путешествие художника по средиземноморской Италии.

Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность»— уменьшения до точки. Частично рисунок Метаморфоз-3 был раскрашен вручную.

В поздних работах Маурица Эшера эта перспектива была развита для создания оптических иллюзий. Эта область творчества художника широко освещена во многих статьях и книгах. После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения». Всего он создал 448литографий и гравюр и около 2000 рисунков и набросков11. Литография «Рисующие руки» использует эту идею—руки рисуют друг друга, создавая самих себя. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой.

В 1939году он также выполнил серию видов Делфта. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» – это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними.

В октябрьском номере научно-популярного журнала «Сайентифик америкэн» за 1967 год выходит статья, посвящённая творчеству Эшера. Все три созданы между 1958 и 1961 годами. Это добавляет сюрреалистический эффект картине.

Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву).

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Впервые его восторженными поклонниками стали математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. После публикации двух статей Эшер стал известен в США, у него в конце 1950 года берёт интервью корреспондент британского журнала «Студио» Израэль Шенкер. Так, в середине 1950-х годов через вашингтонского дилера он продал 150 отпечатков на сумму 2125 долларов. Многоугольники, как и сферы используются в работах Эшера для создания перспективы. Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»). Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились.

В то время я мало интересовался именами художников, но саму картинку сохранил. Когда я учился в первом классе, мне в руки попал один болгарский журнал. Mauk — «Маук») родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами.

(яндекс и гугл, вы заценили тошноту текста, я надеюсь). Эта вещь тоже относится к теме симметрии. В 1952 году математик и профессор Принстонского университета Герман Вейль использовал работу Эшера «Симметрия» для оформления обложки своей книги, а физик Янг Чжэньнин проиллюстрировал свою гипотезу о применении законов симметрии в квантовой физике работой «Всадники». Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах. Виртуозное владение графическими техниками позволило ему создавать не только головоломные листы сложнейших орнаментальных замыслов, но одновременно творить такие красивые вещи, как линогравюра «Рябь на воде», где отражения деревьев перебиваются расходящимися от начинающегося дождя кругами. В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу). С ноября 1923 года Эшер живёт в Риме.

Эшер увлекался математикой (хотя специализированного образования у него не было), сотрудничал с учеными и часто иллюстрировал сложные математические теории. Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «с 1922 года приблизительно до 1935я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий». Почти сразу после прибытия (предположительно, 11 февраля) Мескита и его жена были умерщвлены в газовой камере. После этого резко увеличиваются продажи его произведений в США.

Так в 1960-е работы художника стали знаменем «психоделической» культуры. Парадоксальные реальности, созданные художником, открывают перед зрителями сложность и многозначность окружающего мира, глубину постижения «невозможного». Кроме набросков, есть и законченные графические работы, сделанные художником во время жизни в Италии: например, литографии «Кастровальва» 1930 года и «Атрани» 1931 года.

В 1924 году Эшер с женой Джеттой Умикер поселился в Риме. Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры» Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери и регентше статхаудера Вильгельма IV. В том же году статьи об Эшере публикуют журналы «Тайм» (2 апреля) и «Лайф» (7 мая)9. К его удивлению, компания «Адрия» согласилась Джетта присоединилась к его поездке в мае, а к 1 сентября пара вновь вернулась в Шато-дО. Игра пространства у Эшера проявляется в литографии «Водопад». С октября 1925 года они переезжают в этот дом.

Обе работы изображают места, которые посетил Эшер во время поездок. Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита МондрианаL 12). Внутри каждого гравитационного колодца действуют обычные физические законы. Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне.

В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), а Каролина Макгиллаври публикует книгу «Symmetry Aspects of M. C. В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих графических работ в Роттердаме ряд произведений продаётся, художники рассказывают об их создании (в частности, Эшер рассказывал, что для создания «Рептилий» он делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу). Его иллюзии созданы в основном игрой света и тени. Это создает интересные эффекты.

Одна из них изображает куклу индонезийского кукольного театра. Он не смог сдать четыре выпускных экзамена и из-за этого не смог получить аттестата зрелости. Жизнь в Швейцарии была дороже и Эшерам потребовалось некоторое время усердно работать. Текст интервью был опубликован в феврале 1951 года. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация».

Сразу после переезда в Шато-дО (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца. Эшер создал много работ, в которых обратился к этой аномалии. В 1954 году большая выставка его работ проходит в музее «Стеделейк» одновременно со Всемирным математическим конгрессом в Амстердаме. 16 октября брат Эшера Арнолд погиб в горах в Южном Тироле художник был вынужден выезжать на место для опознания тела. Сразу после переезда в Шато-дЭ (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца.

Эшер Мауриц Корнелис (Maurits Cornelis Escher) (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) нидерландский художник-график, делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески, придумывал гобелены. Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе. В гравюре «Рептилии» маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры.

Печатные технологии и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера. Долгое время Эшер ищет себя и 1938 году практически перестает рисовать натуру. Результатом этого стала литография 1935 года «Рука с зеркальной сферой». Позже Эшер писал: «многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался». Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает.

Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». Здесь изображен мир, в котором не действуют нормальные законы гравитации.

Сразу после переезда в Шато-дО (Швейцария), летом 1935 года, Эшер заезжает по делам в Гаагу, к родителям, где рисует один из известнейших портретов отца. На литографии зритель видит стол. Например, вертикальные, устремленные ввысь формы действовали на него завораживающе. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие— в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник.

Во время пребывания в Италии, Швейцарии и Бельгии Эшер создал несколько десятков пейзажей, в основном ксилографий, тщательно прорисованных и выполненных в совершенно реалистическом стиле (исключением является ранняя литография «Лес около Ментона», напоминающий раннее творчество Пита Мондриана). К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». На нем лежит чертеж с мозаичным узором из пресмыкающихся. В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Джеттой (Джулией) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабино под Москвой). 1920-е— начало 1930-х годов в творчестве Эшера— время многочисленных экспериментов.

В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков. В марте 1923 года во время путешествия в Равелло Эшер впервые встречается с Йеттой (Джульеттой) Умикер (нем. Jetta Umiker), дочерью швейцарского промышленника (до 1917 года управляющего двумя текстильными фабриками в Нахабине под Москвой).

Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» — фиолетовом линолеуме. По легенде, мать проводила сына словами «Сын мой, не кури слишком много» (Эшер всю жизнь был заядлым курильщиком). К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». Мауриц Эшер (уменьшительное нидерл. Mauk— «Маук») родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными.

Почти сразу после прибытия (предположительно, 11 февраля) Мескита и его жена были умерщвлены в газовой камере. Но в этих пейзажах, например, «Бонифачо, Корсика» или «Сиенские крыши», уже просматривается необычная перспектива: виды городов даются сверху или с большого расстояния. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».

Выяснилось, что некоторые «невозможные» объекты вполне могут существовать на самом деле. Именно после этого Эшер создаёт свои «Дни творения». Многие его рисунки основаны на математических принципах симметрии или структуры. Это в основном результаты путешествий Эшера по Италии, на Корсику и на Мальту. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность.

После публикации двух статей Эшер стал известен в США, у него в конце 1950 года берёт интервью корреспондент британского журнала «Студио» Израэль Шенкер. К концу 1936 года Эшер создаёт свою первую картину невозможной реальности «Натюрморт с улицей». Все архитектурное сооружение находится в центре идиллического сообщества. Особенный интерес представляют мозаики Эшера.

Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства на его взгляд из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность подобное уменьшение может быть бесконечным при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников). Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart— изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета— к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам. Например, на заднем плане литографии «Водопад», созданной в 1961 году изображены террасы, которые Эшер рисовал в Италии. После гибели учителя Эшер помог отправить его работы в амстердамский музей «Стеделейк», оставив у себя лишь один эскиз со следом немецкого сапога, а в 1946 году он организовал в упомянутом музее мемориальную выставку6.