Картины Лермонтова

Среди художественного наследия Михаила Лермонтова – картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры иллюстрации к произведениям. Сохранилась серия картин Лермонтова, выполненных маслом, множество акварелей, рисунков пером, сепией, карандашом. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова – картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры иллюстрации к произведениям.

Рисунки Лермонтова и его картины мы решили опубликовать на отдельной странице, чтобы вы могли насладиться творчеством великого россиянина, прикоснувшись к его искусству. При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Как художник» сообщает о ней: «Одну из таких картин, рисованную Лит. : 1) Александренко В. Лермонтов как художник.

Александра Михайловна Верещагина3 в письме к Лермонтову в Петербург в 1835 г. писала: «Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи и я этому охотно верю умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею, очаровательна»4. «два адъютанта» – это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова — картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры иллюстрации к произведениям. Картина «Черкес» поступила в Лермонтовский музей при Николаевском гвардейском училище, а в 1917 г. была передана в фонды Пушкинского Дома.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Зарецкий). М. В. После первой ссылки на Кавказ, во время пребывания в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, который стоял в Новгородской губернии, поэт пишет картину «Воспоминание о Кавказе».

стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Невыразителен рис. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). Галафеева по Дагестану. Изящны и лиричны заставки — илл.

  • Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник
  • Живопись и графика Лермонтова (страница 1)
  • Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)
  • Хорошее настроение, не отходя от компьютера
  • Русские художники: Лермонтов Михаил Юрьевич
  • Ностальгический клуб любителей кино

В критической мысли нередко можно встретить негативную оценку живописного наследия Л. Так, Б. Мосолов писал: «При взгляде на картины возникает сомнение в авторстве Л. : слишком уж ярок контраст между ними и рисунками». Его художественные способности — одно из проявлений этого дара. В. В. Каллаша (М., 1914—15). С. 210–217 4) Григорьян К. Н. Принципиально иное решение дает в своих иллюстраций к «Герою. » (1941—45) Л. Е. Резко отличаются от них иллюстрации Шарлеманя к той же «Песне. » (изд. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис.

Шварцем и в 1865 А. И. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В. А. Б. Варнека и А. Е.

Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д. Верещагиной, картина была написана в октябре 1838 г. для А. М. илл. ). Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рисунка, как художественный прием, был новаторским для того времени. Впервые книжные иллюстрации к произведениям Лермонтова появились в 1844 году, в иллюстрировании литературного сборника «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. ».

(из воспоминаний Н. А. Картина была подарена А. П. вошли и в отд.

Ст. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Митрохин иллюстрировал стих.

  1. Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото)
  2. Картинки Веселый Роджер (30 фото)
  3. Картинки Именины Милы (13 фото)
  4. Картинки Именины Матвея (14 фото)
  5. Картинки Именины Марты (12 фото)
  6. Картинки Именины Марка (16 фото)
  7. Независимая оценка качества оказания услуг
  8. Общееколичествопросмотровстраницы

Государство представляло собой конституционную монархию, управлявшуюся двухгодичным сеймом и царем (королем), которого в Варшаве представлял наместник. Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем). Кавказский пейзаж Л. не только не оторван от его поэзии, но и дополняет ее. Н. Н. Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Муравьева, в которых тот подробно описывает все свои портреты. набросков к лирике возможно, для него же были подготовлены и илл. Лосенко, высоко ценившего творчество Рембрандта.

Картины Л., являющие собою органическую часть всего творчества поэта, «грешат против многих правил живописного мастерства, но зато они овеяны духом гениальности Лермонтова, все они таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений». Левый склон переходит в отвесно поднимающиеся скалы. На первом плане — мужчина, ведущий в поводу осла, на котором сидит женщина в чадре. на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. — 5) доктор искусствоведения И. С. Зильберштейн. Исключением является иллюстрация В. В. Пластика фигуры апостола выявляется при помощи мягких теплых колористических оттенков.

— 126с. Сюда следует добавить 5 акварелей. Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною». строится как «испытание» различных «истин», во многом непредсказуемое, несводимое к заранее заданному итогу и во многих отношениях загадочное.

  • По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа
  • Самое интересное в виде мозаики

Вацуро и А. В. Польские условия сводились к следующему: возвращение «восьми воеводств» соблюдение конституции вотирование налогов палатами соблюдение гарантий свободы и гласности гласность заседаний сейма охрана королевства исключительно собственными войсками. В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите иллюстраций к «Песне. »: он добился определенного ритма в общей композиции стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистической трактовке образов (противопоставление нравственного начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства. Сюита илл. появились интересные произв. В 60-е гг.

Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании). Репин — это было его первое обращение к Лермонтову. Митрохин, В. Д. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл.

"). При жизни М. Ю. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. — С. 271–282 5) Михаил Юрьевич Лермонтов. Живопись Лермонтова // М. Ю.

Михаил Юрьевич Лермонтов 
 (1814-1841)-художник

— сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову Долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега на его вершине чернелся каменный крест и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом»). 30-х гг. Папа был с ней знаком По свидетельству Е. А.

Иллюстрации в других изданиях носят чисто ремесленный характер таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонтовская библиотека», которую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). (тушь — силуэт Домик Л. ). Заболотского — ученика А. Г. М. Ю. Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен» Волков — «Родина» Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес» Иванов — «Желание»).

Тургенева и др. Декабрист А. Е. Арнольди отмечал, что «в свободное от службы время Картина была передана А. И. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты», «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие. Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я. Сильно пострадал после редактирования и текст поэмы.

В основу картины легли впечатления Л. о боевом походе генерала А. В. И. И. На картине изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри". Именно в этом ключе восприняли ст. Раевскому, датированном концом 1837 г., находим слова о его увлечении живописью: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал и везу с собою порядочную коллекцию одним словом, я вояжировал».

Картина представлена без подписи и датировки, в связи с чем по аналогии с картинами «Кавказский вид с Эльбрусом» и «Военно-грузинская дорога близ Мцхета» можно определить лишь ее вероятную датировку — 1837 г., т. е. Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя. » (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филосовское и нравственное содержание этих произведений. Об интересе юного поэта к испанской теме свидетельствует и так называемый «испанский цикл» его юношеских произведений, причем во всех жанрах — стихах, драме изобразительном искусстве. Лермонтовское «живописное видение мира» очевидно при обращении к циклу кавказских пейзажей. Билибина к «Песне. » с их изящной стилизацией (1904) и акварель к стихотворению «Воздушный корабль» с ее фантастическим колоритом (1909), а также рис. Зотов, в примечаниях к мемуарам А. И Арнольди он отмечает: «Л.

Коммунальная, магазин «Служивый»), следовательно из окна Авдотья Николаевна действительно могла видеть изображенные Добужинским на заставке церковные купола – скорее всего, Казанского собора и Казанского монастыря (время их создания – 1791 – 1796 гг. ). Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. Искусствоведы отмечают, что «весь его кавказский цикл живет, дышит как нечто цельное, единое, составляя органическую часть всего творчества поэта и ключ к осмыслению содержания его живописи нужно искать в его излюбленном круге чувств и дум, в его философии природы». Л», еще читавшаяся в 80-х годах XIX столетия, в настоящее время не сохранилась.

Е. А. Впрочем я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей. «Журналист, писатель и читатель» С. П. Исполнение картины вероятнее всего отнести к 1837 г. — т. е.

— М. : Худ. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. Большим мастерством отличаются гравюры В. А. «И вдруг все стало ясно: эти места и описал Л. в Демоне. Добужинскому было дано «провидеть» Лермонтова: его иллюстрации к «Тамбовской казначейше» свидетельствуют о том, насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий.

Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизвестно не воспроизводилась). изд-ва выпустили около 30 лубочных картин на сюжеты Лермонтова, однако к тому времени лубок заметно деградировал, ни один из этих листов не имеет художественной ценности описание их см. Эти же впечатления отображены в ст. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. к «Княгине Лиговской» по-видимому, для этого же изд. Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры".

На противоположном берегу на вершине горы изображен старинный храм. Его иллюстрации к стихотворению «Как часто. » и неоконченной повести «У графа В. » принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Л. был не только поэтом — безусловен его талант художника-живописца. 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова в этой серии (тт.

движении. Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. Она примечательна своей поэтичностью. В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. По словам Чередняковой, картина перешла к ней от ее бабушки (Агафьи Григорьевны Чаловой), а последней досталась от помещика А. А. М. А.

(1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня. »), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К. А. Андреевского креста). Избранные работы: в 2-х тт. книжной графики). Врубель и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве.

М. П. Лермонтова путем изображения реалистического пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Лермонтова оставалась за пределами изобразительного решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символического образа в других случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара» А. М. Один из них стоит, другой сидит на земле. В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". Лермонтов в воспоминаниях современников. работа Белкина, а также иллюстрации неизвестного художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою. » (М., 1932).

Слева на переднем плане изображены часовые, отдыхающие в тени скал перед мостом. Авторство картины легко устанавливается — справа внизу на скале обозначена монограмма из букв «Л. М», да и стилистические особенности картины отвечают живописному мастерству поэта. С. 218–226 7) Пахомов Н. П. Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. (цветные открытки) Вл.

Пахомовым, заключившим, что «картины Л. В. В. Зичи создал также много мелких карандашных зарисовок к повести. соч. В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости».

«На севере диком» (карандаш, 1841).

— Т. 1. Пейзажные работы Л. наиболее близки, созвучны его поэтическому творчеству: «свобода и покой» горных вершин, высота неба изображение человека как неотъемлемой части природы — детали, которые роднят Л. -художника и Л. -поэта. Гете традиция активизировалась и благодаря эпиграфу, представлявшему собой прозаический перевод двустишия из «Spruche in Reimen» («Изречений в стихах») Гете). В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ). Картина М. Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, маслоИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. В 1863 А. Д.

Рисовал всю свою недолгую жизнь и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Русский художественный альбом» (СПБ изд. изящн. Гагариным), При Валерике, реалистически передающие драматизм войны.

Акварели и рисунки «Испанец с кинжалом», «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портрет «Эмилия — героиня драмы Испанцы» воспринимаются как авторские иллюстрации к ней, хотя имеют и вполне самостоятельное значение. Николай, однако, не обещал ничего, кроме амнистии. Позднее серьезные занятия живописью с художником П. Е. Заболотским дали свои результаты. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой. », «Демон» илл. его же) «Лирические картины» (М., 1915 илл.

Орловского, А. Е. (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша») однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения. Таким образом, у Лермонтова с тамбовцами сложились непростые отношения. Этот же пейзаж открывается вид Тифлиса, описанный в «Свиданье»: «Уж за горой дремучею / Погас вечерний луч, / Едва струей гремучею / Сверкает жаркий ключ/ Сады благоуханием / Наполнились живым, / Тифлис объят молчанием, / В ущелье мгла и дым».

Кардовский выполнил для него 5 илл. Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в ироническую стихию поэмы делают иллюстрации Добужинского одним из лучших образцов русской книжной графики начала 20 века. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский).

— 365 с. 11) М. Ю. Хомякова, как и других литераторов, близких «пушкинскому» направлению, — и самого Л. и П. А. Два рис. Однако далее, в развернутом монологе, вновь начинающемся с риторического вопроса «О чем писать. », размышление о том, почему истинное вдохновение обречено на непонимание, в какие бы формы оно ни облекалось (высокого вдохновенного творчества или изображения «соблазнительной повести», проникнутой романтической иронией, «сокрытых дел и тайных дум»), приводит лермонтовского персонажа к духовному тупику: отныне он не в силах ни писать, ни печататься, ни претендовать на то, чтобы обрести власть над умами современников. Башилова, 1836 и др. ). Так, Н. Н.

В 40—50-е гг. Суммируя суждения о прототипах героев ст., В. Э.

И. А. Добужинский). Также известна карикатура М. Ю. — М. : Детская литература, 1982. живописца Шварца богатые возможности. — М. : Худ.

Перед повозкой по дороге идет человек в папахе. С середины 30-х гг. Другая крупная его работа — серия иллюстраций к «Княжне Мери», выполненная в реалистической манере. почти не дали илл.

Карикатура на Г. Захаржевского «Поспешает на тревогу» Русский генерал, комендант Санкт-Петербурга Григорий Андреевич Захаржевский не пользовался большой популярностью. А. О Смирнова-Россет в своих воспоминаниях вскользь упоминает «петербургского коменданта, толстого, очень неуклюжего и скучного». А. А Суворов вспоминал, что «полковник Захаржевский был чрезвычайно толст и неповоротлив и на учениях всегда боялся марш-маршей». Флавицкий, в 1891 году – К. А. Картина написана в традиционных для цикла кавказских видов коричневато-золотистых тонах. Вторая картина, о которой сообщается в письме, — работа Л. «Кавказский вид с Эльбрусом».

Хастатова. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки, всадников, лошадей. Бехтеев, В. М. Т. Г.

За рубежом в это время были изданы: «Герой. » с илл. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии. А. О. Вальтера). Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все 11 иллюстраций безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрированное издание поэмы значительным явлением в истории русской книжной графики (книга неоднократно переиздавалась).

соч. : В 5 т. СПб. : Разр. Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд. В 1898 художник В. К. Таким образом изд. Ушакова-Поскочина (тт. На картине представлен общий вид Тифлиса со стороны Авлабарского предместья. Сост.

Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). Мастерство Л. в создании психологических портретов, его интерес к живописному наследию Рембрандта, его художественному стилю проявилось в его картинах «Андрей Первозванный», «Черкес», «Герцог Лерма». Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )».

Полн. Финал «Разговора Книгопродавца с Поэтом» практически упразднял исходную антитезу: Поэт принимал «правду» «железного» «века-торгаша», что на формальном уровне выражалось в т. ч. Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П. 1—4, М., 1939—40) и отд. Представлявшее собой поэтическую декларацию Л. ст. Исключение — «Песня. » с илл. История «Тамбовской казначейши» начинается в декабре 1835 года, когда М. Ю.

Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Детское увлечение он пронес через всю жизнь. — С. 258–275 10) Эфрос А. М. На полотне запечатлен вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту, в котором произошла описанная в «Княжне Мери» встреча Печорина с Верой. Брюллова (1799–1852).

1939). В 1876 Л. Ф. — М. Л: Academia, 1933. Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф. Д. И. Тоидзе отмечены ярким нацилнальным колоритом и юмором. Лермонтов — М. : Изд-во АН СССР, 1948.

занимали значительное место. Арсеньевой. Он вырисовывается на фоне чисто-голубого неба с нежно-розовыми облаками. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». Трутовский как иллюстрации к поэме рассматривались картины В. А. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А. С. Солоницкий, преподаватель Пансиона.

Лермонтова исключительно одаренным человеком. Ковалевская, обращаясь к кавказским видам поэта, отмечает в них «уменье передать особенности воздушной перспективы и добиться колористического единства». Состояние ее, несмотря на хорошее качество снимка, было плачевным. Когда в 1968 году С. М. Здесь публиковались гравюры с работ русских художников, в т. ч.

В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл. — к живописи Н. Г. Рисунки поэта. Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина) к романам «Вадим» (В. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь.

Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Характерен обширный цикл станковых илл. время первой ссылки Л. на Кавказ. Материал взят из «Лермонтовской знциклопедии».

собр. — в образе Писателя),, . Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Типичное издание такого рода — «Северное сияние. эти губки, Два свежих розовых листка.

«Спор» (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Е. И. Егорова по Академии художеств (автора, пожалуй, самого известного портрета поэта 1837 года написания).

43—44, с. 419). Большой размер картины, неудобный для ее перевозки, также свидетельствует о том, что картина написана уже в 1838 г. Первый замысел картины может быть отнесен к 1837 г. — композиционно картина близка к рисунку «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», который в таком случае можно рассматривать как подготовительную работу. к Л. Исключение — указ. В 1885 к «Демону» обратился М. А.

искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. Лицо апостола представлено как «портрет души», что было характерно для картин А. П. А глаза. Бурачек. по отношению к лирике Лермонтова (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов.

За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ. Булгарина — в изображении Журналиста самого Л., а также П. А. связано прежде всего с именем Ф. Д.

В. Г. Шварца», СПБ, 1872). В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Оба пенистых потока катятся навстречу друг другу, сливаясь у подножия горы.

В Петербург были посланы делегаты для переговоров с русским правительством. Три рис. Сомнение в атрибуции портрета высказывает К. Н. Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»).

соч. : В 10т. Перья Серафимов // Наш современник, 2009, 10. М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908 ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Лермонтова приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». По предложению С. И. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл. Академии наук, 1910–1913.

По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи. Лопухина (сына друга Л. ) основателем Лермонтовского музея, начальником Николаевского кавалерийского училища генералом от кавалерии А. А. Творец создал М. Ю. к «Песне. » выполнил И. Е. и экспрессивным рисунком и серия илл.

Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Хюгель (рожд. Эйхенбаум обратил внимание на живописное многоплановое построение, например, в сцене у монастыря в романе «Вадим», причем использованная в этой сцене система светотеневых контрастов восходит к Рембрандту: «Вокруг яркого огня, разведенного прямо против ворот монастырских, больше всех кричали и коверкались нищие. Фейнберг.

Кузьмин, Т. А. Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р. Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В. Мамонтова, В. Д.

Л. граничит с несколькими литературным традициями — «Пролога в театре» к «Фаусту» И. -В. Гете, «Разговора книгопродавца с поэтом» А. С. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. к Лермонтову.

Андреевой и находилась в ее имение под Вильнюсом. / Нам нужно злата, злата, злата: / Копите злато до конца. »). Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в повести "Бэла". Он оживил эти древние развалины, населил их людьми, превратил в замок Гудала. В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою. » (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Были опубликованы также илл. Соломко («Песня. », СПБ, 1897), К. В.

Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Шаховским портрет был передан в Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, уже с металлической табличкой, прикрепленной к раме: «Портрет писателя Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874), работы Л., принесен в дар князем Валентином Александровичем Шаховским — 1916». Портрет Герцог Лерма Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы».

— С. 55–222. деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». в области иллюстрирования произв.

Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист». к «Демону» весьма наивны. Шмаринова («Герой. », М., 1946).

не как диалога, а как беседы троих участников (ср. По словам А. П. — Т. 8. : Картины, акварели, рисунки. Ст., безусловно, необходимо рассматривать в контексте лермонтовской метафизической поэтологии как единой духовно-эстетической системы в противном случае происходит сужение смыслового горизонта и «нигилистический» отказ от собственного творческого дара и самого творчества начинает казаться выражением точки зрения не персонажа, но самого автора.

Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832). Исповедь поэта, которою оканчивается пьеса, блестит слезами, горит чувством. А перламутровые зубки, А голос сладкий как мечта. Быть может, ты писал с природы //«Коломенский альманах» — М., Изд-во журнала «Москва», 2004, вып. В правой части изображения над рекой — высокие отвесные скалы с расселинами. Как и в работах «Вид Пятигорска», «Военно-грузинская дорога близ Мцхета» на первом плане картины поэт поместил зарисовку бытовой сцены, тем самым оживляя пейзаж, придавая ему жизненную убедительность и реалистичность.

Впервые картина была включена в лермонтовское живописное наследие Н. П. Чернецова, А. О. В деятельности этих мастеров книжной графики илл. Шишкин, работая над иллюстрацией к стихотворению «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистического пейзажа, отчего сложная символика стихотворения остается за пределами изобразительного решения. В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр. Картина изображает панораму, которая открывается от начала подъема на гору Крестовую (описана в повести «Бела»: «Вот и Крестовая.

Анализируя картину, критики отмечали недостатки в технике исполнения: «Где Л. -художник отходил от натуры, он сразу становился связанным, его композиция делалась вялой, колорит условным и все произведение утрачивало тот лиризм, какой мы замечаем в его кавказских пейзажах, написанных непосредственно с натуры». Вот и на картине «Вид Пятигорска» на переднем плане изображен человек идущий по направлению к гроту, а чуть ниже изображен всадник на лошади. Андроников место изображенное на рисунке Л. «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». Пушкина (1824) и отчасти — довольно многочисленными «разговорами», которые распространились в русской поэзии рубежа 1820-х — 1830-х гг., были сосредоточены на поэтологической проблематике и так или иначе соотносились с «гетевской» и «пушкинской» трактовками темы («Поэт и Друг» Д. В.

Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв. : «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ). к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова и занимает видное место в советской книжной графике. Огарёвой-Тучковой). Многие рисунки М. Ю. Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.

Во время ссылки в действующую армию на Кавказ М. Ю. В 1868 году акварельные иллюстрации и 2 рис. Тематика работ Лермонтова-художника По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп: 1) военная тема (она преобладает) 2) пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значит. — 336 с. Апостол Андрей Первозванный изображен на фоне Распятия (т. н. Война помешала выходу многих изданий остались неопубликованными илл. Не только колористическими особенностями близка эта картина Л. к «Философу» (1658) Рембрандта, сравнение произведений позволяет говорить о том, что стилю поэта и художника свойственны острая наблюдательность и серьезность, реалистичная трактовка выбранных сцен интерес к изображению человеческих чувств.

Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. Шаховской в письме к начальнику кавалерийского училища М. К. В 1852 Н. Н. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь». Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа. Сюда прилетает Демон навевать сны на ее шелковые ресницы.

Полевого и Ф. В. Цветная автотипия с картины представлена в серии «Литературное наследство», 1941 (т. соч. : В 5 т. — СПб. : Разр. Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова. Академии наук, 1910–1913. Похороны убитых».

Врангель писал: «Лермонтов ближе всего примыкает к Брюллову, то есть отражает, как и все дилетанты вообще, наиболее яркое и господствующее течение в искусстве». Оба издания не осуществились. Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек».

Иллюстрации к его произведениям. — 239 с. 2) Афанасьев В. В. и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился. Андроникова картина Л. поступила из ФРГ в фонды ГЛМ. Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

А в конце — в эпилоге — он описал этот замок, давно уже заброшенный, опустелый, напоминающий о прежних днях, о том, что волновало в поэме: На склоне каменной горы / Над Койшаурскою долиной / Еще стоят до сей поры / Зубцы развалины старинной. Известно, что до 1836 г. юный Л. писал свою фамилию через «а» — Лермантов. Ну, что такое бирюза. — М. -Л. : Изобразительное искусство 1964. К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. Место и точная дата написания картины неизвестна. Литве и Руси (так называемые «восемь воеводств») не имели никаких конституционных прав и гарантий.

Оригинальность трактовки заметна даже на фоне ст. Основными элементами создания формы являются линия и светотень. Название города в самом тексте тоже заменили буквой Т с точками. М. Ю. Л. По оценке В. Г.

В 1890—1910-е гг. Работа Зичи была единственной (и для дореволюционной графики) попыткой целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. — Кн. По той же причине нельзя считать авт.

О принадлежности картины кисти Л. говорит экспертиза, произведенная Русским музеем: «После сравнения картины с другими полотнами Л., по общности художественных приемов, признала ее принадлежность кисти Л. По сюжету, по романтичности трактовки пейзажа и фигур даже в деталях она аналогична другим работам Л. маслом». изящн. Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою. ».

М. Лагорио (Берлин, 1923). к лирике). Шан-Гирей (Веселовской), от которой по наследству перешла к дочери — Е. А. Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг.

О дальнейшей судьбе этого полотна впервые рассказал на страницах журнала «Огонек» (1970. Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Внимание иллюстраторов к «Песне про. Л. Непомнящего к «Герою. » (в кн. : «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит.

Любил трепать ее ланиты Разнежась старый казначей. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. многие критики, осуждавшие Л. именно за его героев — так, с «печоринским» духом сближал ст. Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д. А.

иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). Шевченко к стихотворению «Умирающий гладиатор» и акварель Г. Г. И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А. Г. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд. Действительно, еще Б. М. — Яркая заплата / На ветхом рубище певца. Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом.

Казалося, для нежной страсти Она родилась. выделяются илл. Гагарина «Сон». Эберлинга («Демон», СПБ, 1910). Вдали по берегу реки (место слияния Арагвы и Куры) видны очертания Мцхетского собора. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. В своих оценках критики долгое время придерживались точки зрения, что картины поэта «являются скорее баловством досугов» и «не играют существенной роли в его биографии», отмечали слабость живописной техники Л., его дилетантизм в области изобразительного искусства.

Описание процесса рисования оставил сослуживец Л. по Нижегородскому Драгунскому полку А. И. лит., 1979. Однако с подобным мнением можно не согласиться.

Более чем столетняя плодотворная работа художников над живописным истолкованием наследия Л. существенно расширила читательское представление о творчестве писателя в целом. Шевырева, 1827 «Поэт и дух жизни» А. А. А. И. Комарова) «Три пальмы» (М., 1915 илл. Корнилова.

Малышева и Клодта. Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства. Озеро изображенное на картине, напоминает озеро на одной из литографий Гагарина: «Le lac Sevang au Cokcha». Якимченко) к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М. Здесь впервые появились иллюстрации к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В.

По своему колориту — в работе преобладают зелено-голубые тона — картина близка к «Кавказскому виду с саклей». В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубликован только цикл рисунков к «Бородино» М., 1967). Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. Посредственно выполнены иллюстрации неизвестного художника к «Мцыри» иллюстрация Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Лермонтова.

Вот таким образом его любое соприкосновение с живописью представляет для нас большой интерес. Глазунова, СПБ, 1865). (Клепиков С. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46).

В 1917 г. картина передана в фонды Пушкинского Дома. — (ЛН Т. 45/46) 8) Сахаров А. А. собр.

к стих. 43–44). Шан-Гиреем сестре Е. П.

В 1916 г. В. А. Лермонтов: Исследования и материалы. характеристики персонажей проникновенны и точны. Комаров илл. Сам В. А. собр.

Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. — Л. : Наука, 1979. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары» роспись отмечена приторной «красивостью». к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен. По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп: 1-военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах) 2 -пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков среди акварелей их немного) 3 -портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок 4 -карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей) 5 -жанровые сцены (светские сцены, быт, сцены из крестьянской жизни) 6 -наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских изображения всадников, военных и лошадей экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков маленькими шедеврами 7 – иллюстрации — самая немногочисленная группа. Нарушения конституции накладывалось на патриотические чувства, протестовавшие против чужеземной власти над Польшей вообще кроме того, так называемая «конгрессовая Польша» или «конгрессовка», занимала лишь небольшую часть исторических земель Речи Посполитой.

Б. М. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834). Розен в своих воспоминаниях отмечает: «В Тифлисе все предметы и лица имели особенный, не европейский отпечаток дома с плоскими крышами, армяне с навьюченными верблюдами, грузины с арбами, женщины, покрытые чадрами, ослы с вязанками дров, кони с кожаными мехами на спине, налитыми кахетинским вином». На переднем плане картины склон, обращенный к зрителю, круто обрывается вниз. А. А.

Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей» см. Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтическую стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. Для многих художников этого времени (В. Г. Вдали, на заднем плане работы, просматривается горный хребет. словесности при Имп.

(1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрированных изданий: «Полное собр. В 1880 году обе картины подарены мною в школу гвардейских юнкеров (Николаевское кавалерийское училище), в Лермонтовский музей». Лермонтов ехал в Тарханы тем самым путем, который указала ему в письме бабушка, Е. А. На противоположном берегу горного ручья за обрывистой скалой изображены конные горцы, а на заднем плане в туманном мареве угадываются фигуры пеших русских солдат. В 1830 г. поэтом была создана трагедия «Испанцы».

В нижнем левом углу черною краскою выведены слова: В горах Дагестана. — Т. V. I—IV, 1862—1865). Бунин. Пушкина.

лит., 1975. «Сон», пейзаж которого близок пейзажу лермонтовского полотна: «Уступы скал теснилися кругом, / И солнце жгло их желтые вершины». — С. 303–318 9) Сиротин В. И. В 1819 г. была введена предварительная цензура, которой до сих пор Польша не знала. Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей.

украшением издания были заставки к лирич. Бильдерлингом. Часть иллюстраций хранится в ГЛМ и в ИРЛИ, место хранения других неизвестно некоторые воспроизведены: ЛН, т. 43—44, с. 321, 461, 463, 465, 467, 511—13, 587, 721. Клодта «Тамбовская казначейша» (1874).

Работа могла быть выполнена в Пятигорске или Тифлисе, а в связи с тем, что известны карандашные зарисовки поэта с тем же пейзажем, с одной из которых Л. сделал автолитографию «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», картина могла быть написана и по возвращению из ссылки. И не только из-за «Тамбовской казначейши». В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. Среди работ 70-х гг.

Один из фотографических снимков с сей картины был отослан в Лермонтовский музей к его юбилею моей покойной супругой Ек. Лермонтова на Захаржевского «Поспешает на тревогу», нарисованная поэтом в 1841 году (оригинал хранится вПушкинском доме). Лансере, Д. И. По справедливому мнению В. Э.

В основном же интерпретация творчества Лермонтова стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации. Семенова к «Песне. » (Л., 1974). Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтическую коллизию поэмы. Полн. были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914 илл. Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление, которое можно рассматривать лишь на общем фоне развития русской книжной графики начала XX столетия», – подчеркивают В. Э. Савицкого, М. Е.

Шарлеманем. В поисках мест изображенных на кавказских картинах Л., И. Л. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. Лермонтов-художник// Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Лермонтову. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. В 1830-е годы М. Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника П. Е.

Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. Генетически ст. Добужинский сделал неск. место среди его рисунков среди акварелей их немного) 3) портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках 4) карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей большая часть карикатур пока не расшифрована) 5) жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках) 6) наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета изображения всадников, военных и лошадей экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из них маленькими шедеврами 7) иллюстрации — самая небольшая группа рисунков поэта. Марченко А., автор романа в документах и письмах «С подорожной по казенной надобности», утверждает: «И собачье одеяло и перина пуха легчайшего кстати пришлись, а вот долгуша – не пригодилась свой первый офицерский отпуск – «на шесть недель в губернии Тульскую и Пензенскую, по домашним обстоятельствам» – Лермонтов получил лишь 20 декабря 1835 года.

Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере. Здесь живет его Тамара. Дворянин (неразборчиво) Веселовский Картина поэта передает характерную особенность творчества Л. -живописца, писавшего многие картины не с натуры, а на материале впечатлений, которые хранила его цепкая зрительная память. Подпись под рисунком // Анронников И. Л. Кустодиева. 8. — С. 179–190 3) Врангель Н. Н.

И. И. Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд. Александра Михайловна Верещагина в письме к Лермонтову в Петербург в 1835 г. писала: «Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи и я этому охотно верю умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею Лопухину, очаровательна». В. Е. Генкель, тт.

Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». Картина была написана для Е. А. изд-во И. Д. Сытина и др. купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г.

Подражанием этому изд. Среди них — несколько автоиллюстраций: к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и на полях «Сашки», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком», а также 4 иллюстрации к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». — Т. V. Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М. Ю. Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки.

коллизии романа. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным.

Афанасьев отмечает, что «Л. -писатель обладал превосходной зрительной памятью, острой наблюдательностью, свежестью восприятия, то есть всем, что необходимо художнику. Андроников с их фотокопиями объехал не один раз всю Военно-Грузинскую дорогу. С. С. пребыванию Л. в первой ссылке на Кавказе.

Внук. История создания картины записана со слов А. А. Все же в оценки живописи Л. нельзя не согласиться с Н. П. «Полилог» лермонтовских Журналиста, Читателя и Писателя развертывается на нескольких уровнях. Шевырев на необходимость вырваться из «мрачной страны Я» указывал поэту С. А. II.

И хотя, вероятнее всего, такое написание фамилии граничит с неустановившимися правилами орфографии (о чем свидетельствует то, что такое же написание характерно и для других представителей этого рода, даже и в более поздний период) исследователи связывают такое написание фамилии с тем, что в это время поэт считал свой род происходящим от испанского герцога Лерма. появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. «Живописность» отличает и поэтическое наследие Л. — под его пером зрительно ощутима природа Кавказа, словно он прибегает не только к поэтическому воображению, но и передает картины природы как художник: «А там вдали грядой нестройной, / Но вечно гордой и спокойной, / Тянулись горы — и Казбек / Сверкал главой остроконечной». Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. В юношеских работах Лермонтова заметно влияние Рембрандта, особенно в акварельных портретах, где применена рембрандтовская система светотеневых контрастов.

к «Бэле» В. А. Агина. Дополнил это описание Р. М. Верещагиной), которая была дальней родственницей поэта.

словесности при Имп. Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл. Гл. Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня. »), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой. » изд. В некоторых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Лермонтова.

Фамилию Варвары Александровны по мужу он не признавал. Его иллюстрации — лишь жанровые картинки. Вацуро, этому усложнению смысла способствовало построение Л. ст. Советские книжные графики идут преимущественно по пути создания иллюстрированных циклов. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Она была предположительно выполнена после приезда поэта в Пятигорск во время одной из горных прогулок.

С одной стороны, столкновение различных «стратегий» современных литературных «партий», олицетворенных этими персонажами, с другой же — авторское размышление о том, возможен ли выход из того духовного тупика, в котором ощущает себя Писатель — фигура неоднозначная, которую невозможно трактовать лишь как лермонтовского «протагониста». Действительно, с циклом кавказских пейзажей Л. эту работу роднит тон картины — как и «Кавказский вид с Эльбрусом», картина выдержана в золотисто-коричневатом тоне, фигура лошади близка изображению на картине «Тифлис. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:.

Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". полны трагедийной напряженности, психол.

Представленный на картине пейзаж соответствует началу поэмы «Мцыри»: «Там, где сливаяся шумят / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры, / Был монастырь. Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям.

И впрямь Авдотья Николавна Была прелакомый кусок. поэмы с илл. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Фаворского к «Песне. » (М., 1956). Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е.

Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. В письме поэта к С. А. Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики начала 20 века. Товарищ Л. по полку А. И. В целом же 20-е — нач. Л. (не было осуществлено) Д. Н.

Нет никакого смысла предполагать, что было бы. Живописное наследство Лермонтова // М. Ю. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии илл. Романтический пафос творчества Лермонтова оказался недоступен и замечательному интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг. сочинений» с илл.

Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. Сиротин, современный исследователь изобразительного наследия Л., размышляет не только о живописном таланте поэта, родившегося «еще и художником, которому лишь судьба помешала сразиться по силе с признанными мастерами его времени», но и подчеркивает значение пластичности для передачи поэтического образа уже для раннего творчества: «Предпочитая перо карандашу, потому, видимо, что оно четче и яснее выражало сиюминутное озарение, юный Л. с удивительной легкостью набрасывал на бумаге мотивы и образы его посещавшие. направления, по которым пошли советские иллюстраторы Лермонтова: их привлекает прежде всего острота психологических столкновений, романтических мироощущение, красочный мир исторической легенды и сказки. Врубеля. художники начинают пристальнее вглядываться в образы классической литературы.

Выполненная картина была послан баронессе фон Хюгель в Германию. издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. Картины и рисунки поэта. Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. Шан-Гирея, она «принимала в нем большое участие отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойной натурой и направлять ее, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному». Обширную серию иллюстраций к разным произведениям Лермонтова создал П. В. "), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. П. Веселовской, рожденной Шан-Гирей.

произв. Вместе с ранними илл. Образ характеризуется возвышенным философско-этическим пафосом. Бехтеева к «Герою. » (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. На полукруглой вершине чуть левее центра — каменный крест.

По словам Зильберштейна, живопись Лермонтова была «как бы похоронена под густым слоем разложившегося лака, ставшего мутно-желтым от вековой грязи и копоти и лишь в немногих местах, где лак осыпался, пробивались нежно-голубые тона». Цикл станковых илл. Пешков сообщает следующее: «О нем сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казенные деньги». Остается «провидеть» Лермонтова Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада Лермонтовский клад стоит упорных трудов».

с илл. «маленькая драма» в главном своем содержании диктовалась стремлением обрести новое истинное понимание художественного слова, которое прошло бы диалогическое испытание и могло бы помочь Писателю все-таки найти своего читателя, разорвать круг трагического одиночества. Так возник замысел поэмы "Мцыри». Лермонтов-рисовальщик // Лермонтов М. Ю. Над живописным решением образа Демона работал К. С.

Полн. Самое значительное произведение в этом цикле — портрет «Герцог Лерма» (1832–1833), одно из первых известных живописных произведений Лермонтова. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. Авторство Л. подтверждается приклеенной на обороте надписью «Portrait dAndr Mouravieff dessin par Lermontoff off ert comme souvenir au Prince Alexandre Schachovskoy le 30 out 1885 par la B-nne Sophie de Stal Holstein» («Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софьей Сталь-Гольштейн»).

Его экспрессивные рис. Вяземского — в связи с портретом Читателя наконец, А. С. К. Д. Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз. К предвоеннным годам относятся два юбилея Лермонтова. Вяземского и А. И. Картину отличает гармоничная композиция, четкая передача объема, чувство ритма. сов.

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. "). Арнольди, который писал: «В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов, а также голова горца, которую он сделал в один присест». Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Константинова. В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе.

II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя. Что небо. Посылая ей в 1840 или 1841 гг. Картина «Кавказский вид с Эльбрусом» созвучна строкам лирической записи поэта о Кавказе: «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов они так сияли в лучах восходящего солнца и в розовый блеск одеваясь, они, между тем, как внизу все темно, возвещали прохожему утро. серия «Рисунки к сочинениям русских писателей».

листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). А этот носик. Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический колорит. Таковым оказался «Домик Лермонтова» в Пятигорске. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы».

Конечно, в сравнении с литературными произведениями изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. Метехский замок», точно передана лермонтовская манера изображения скал и деревьев. — 672 с. 12) Лермонтов М. Ю.

Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». И. С. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. В. И. А председатель Тамбовской ученой архивной комиссии Алексей Николаевич Норцов, написавший исследование «Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами)» (Тамбов, 1904), всегда защищал фамилию своего дальнего родственника – участника дуэли. Оставаясь лишь на путях «безочарования» «железного века», человек, наделенный творческим даром, обречен на то, чтобы либо погрузиться в молчание, либо развращать неискушенные умы и слабые сердца. Надпись на обратной стороне полотна — «В горах Дагестана.

Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н. Веневитинова, 1827 «Журналист и злой дух» С. П. На предложение Мамонтова откликнулся и В. М. Ковалевская.

Мартынова. Лит. : 1) Андронников И. Л. Хохрякова известно местонахождение картины до ее поступления в фонды ГЛМ: «В Тарханах у няни Лермонтова есть икона Божьей Матери, вид Тифлиса и портрет Лермонтова (на лбу заметен русый клок волос)». ЛН, тт.

В то же время ст. Из воспоминаний биографа и собирателя рукописей поэта В. Х. Все значительное, что дали 1900-е гг. В лермонтоведении постоянно отмечается присущее великому поэту живописное видение мира».

Если дом казначея находился против гостиницы «Московской» (ныне ул. — М. : Воскресенье, 2001. 6) Мосолов Б. Обзор художественных работ Лермонтова // Лермонтов М. Ю.