Картины Теодора Жерико

Теодор Жерико: биография и картины

Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.

Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал эпитафию солдату 1814. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.

Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. 1817, Лувр, Париж).

Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Представителем этого направления считается Теодор Жерико. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.

В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ.

Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

«Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи. В первую очередь это были проблемы света.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»

Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Но при этом Жерико упорно и много работает. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата.

Там картина вызвала большой интерес. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.

Описание современников говорит, что он даже обрил голову, чтобы никуда не выходить и не отрываться от работы. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Художник родился в Руане в 1791 году. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно. Картина не получила ни первой, ни второй премии.

Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Его должны были вести на буксире лодки. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Романтизм был полностью ориентирован на современность.

Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Продуктов у них не было. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.

Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В Риме художник проводит целый год. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.

В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.

Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.

«Плот «Медузы»» 
и еще 5 самых известных 
картин Теодора Жерико

«Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико

Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Очевидно, что они писались с конкретных людей, но Теодор постарался избежать упора на индивидуальность, стремясь передать лишь общие черты. Плот Медузы стал последним из завершенных произведений Жерико.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).

Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.

В живописи Жерико ясного понимания проблем света ещё не было. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.

Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.

Описание картины 
Теодора Жерико «Скачки 
в Эпсоме»

Описание картины Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).

Благодаря этому романтическому, т. е. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.

Описание картины 
Теодора Жерико «Портрет 
сумасшедшей» (Умалишенной)

Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)

Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. В роли рока здесь выступает мрачная тень, которая пытается поглотить героя. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Этим определялась направленность его поисков»13. Чтобы изображения умерших были реалистичнее, художник посещал местные морги, делая там зарисовки. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.

Описание картины 
Теодора Жерико «Плот 
Медузы»

Описание картины Теодора Жерико «Плот Медузы»

Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это интриговало и притягивало взгляд.

Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».

Описание картины 
Теодора Жерико «Дерби 
в Эпсоме»

Описание картины Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме»

Композиционно это несколько треугольных фигур, которые порождают у зрителя ощущение стремления бороться и побеждать. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.

Он рвался в атаку. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В самую первую ночь погибли двадцать человек. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.

Описание картины 
Теодора Жерико «Офицер 
конных егерей императорской

Описание картины Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку»

У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.

В техническом плане произведение выполнено превосходно. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).

Описание картины 
Теодора Жерико «Плот 
медузы»

Описание картины Теодора Жерико «Плот медузы»

Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.

Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Люди, находящиеся в лодках, побоялись, что те, кто находится на плоту, начнут переходить на лодки и обрезали канаты, связывающие с ними плот.

Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.

Все, кто был на лодках, спаслись. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Человек всегда побеждён в этой борьбе. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». С другой стороны по лбу человека, по шее, торсу начинают блистать мощные блики света.

Описание картины 
Теодора Жерико «Раненый 
кирасир»

Описание картины Теодора Жерико «Раненый кирасир»

Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. В результате «Медуза» села на мель и затонула. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.

Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

  1. Жерико ТеодорКартины и биография
  2. Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
  3. Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
  4. Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  5. Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
  6. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  7. ХУДОЖНИК ТЕОДОР ЖЕРИКО БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО

К счастью, справедливость восторжествовала). На борту было около 400 человек. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Её похвалил М. -Б. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.

  1. Все Картины Теодор Жерико по алфавиту
  2. Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание

Романтизм – это скорее не стиль, а мировоззрение. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.

Тень обволакивает тело, она сильная, мрачная. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Краткая биография художника Теодора Жерико
  • Жерико в художественной литературе

Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Пусть даже и за свой счет. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.

Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.

Всех охватила паника. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.

Жерико ТеодорКартины 
и биография

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

Сам плот почти упирается в раму картины. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. У юноши две страсти: живопись и лошади.

Чувство французов, познавшие горечь поражения, выразил на картине Раненый кирасир, что оставляет поле битвы (1814 г. ). На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Одного из погибших волной смывает в море.

Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Вот почему выполненные между 1812 и 1815 годами акварели изображают и гарцующих на нервных лошадях офицеров и лежащих в телегах раненых—жертв русской кампании. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.

На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов.

Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Настроение самого Жерико было противоречивым. Таким образом на первый план выступает тема борьбы человека с роком, тема бессилия перед роком, судьбой. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.

Сюжет картины основан на реальной трагедии. Жерико болезненно переживал критику. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.

После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.

Случилось это в 1816 году. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.

Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Работа хранится в Лувре, в Париже. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.

Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Страсть к рисованию именно лошадей привела его к преподавателю Клоду Верне, затем к Пьеру Герену.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

Несмотря на реальную почву, картина является ярким проявлением художественной свободы, многие элементы картины Жерико разработал по своему усмотрению, стараясь как можно ярче и острее передать отчаяние и надежду пострадавших на плоту. Эта тема была открыта в искусстве Жерико и стала главным сюжетом в живописи мастеров романтизма. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. В собрании ГМИИ присутствует картина «Этюд натурщика» Жерико, его вещей вообще не много, мастер очень мало прожил. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.

После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Полотно отметил и сам Давид14. Работа хранится в Лувре, в Париже.

Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.

В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Природа на полотне враждебна человеку. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.

Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.

«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Но ветер относит плот от корабля спасения.

Много копирует в Лувре. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.

Крупнейшим направлением во французском искусстве первой трети XIX столетия был романтизм. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. А на плоту положение стало ужасным.

Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Да и видно ли его. В чем сущность романтического мировосприятия. Сенегала, людьми познавшими "сободу". В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.

В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3. Сначала появилась общность формы, героика сюжета, а затем писатели уже следовали канонам классицизма в литературе. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.

Усугубляют такой тёмный колорит картины и искания самого художника в области цвета. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).

И ещё, что очень характерно для Жерико – это сплав рисунка со светотенью. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. О Теодора Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник решился выставить в Салоне картину Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).

То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Но со временем битум темнеет и Этюд натурщика также очень сильно потемнел от времени. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.