Картины Врубеля Смотреть

Самые знаменитые картины Врубеля

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Эта большая акварель поразительна.

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. сказок и опер Н. А. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.

Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.

Он чрезвычайно сложен и многогранен. Превращая античного пана в русского лешего, Врубель изображает его с цевницей в руке, как бы вырастающего из земли, торчащего, как замшелый пень. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.

Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.

Во власти демонов: 
знаменитые картины 
Михаила Врубеля,

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. А глаза были материнские – карие. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

Картины михаила 
врубеля видео смотреть 
онлайн

Картины михаила врубеля видео смотреть онлайн

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».

Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Как было его сохранить. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.

Это вот, эти копны сена. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Врубель обладал уникальной памятью. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей.

Михаил Врубель: 
картины, биография, 
творчество

Михаил Врубель: картины, биография, творчество

Меня и Серова поражало это. ». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Каждый из них, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной живописной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает внутренней значительностью, сюжетно-образной, декоративно-стилистической завершенностью, досказанностью, противопоказанной иллюстрации. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью.

Это не борьба добра и зла. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.

Михаил Александрович 
Врубель: картины 
и биография

Михаил Александрович Врубель: картины и биография

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899). Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. В «Сошествии Святого Духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви Врубель следует иконописной схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий.

Во власти демонов: 
Что скрывают знаменитые 
картины Михаила

Во власти демонов: Что скрывают знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).

Савву похоронили на Байковой горе. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить совершенно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В 80-е гг. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

  1. Михаил Врубель: рисунки и наброски
  2. Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
  3. Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
  4. Картины — Врубель, Михаил Александрович
  5. Картины художника Михаила Врубеля

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Демон замер в позе ожидания и созерцания.

  • Михаил Александрович Врубель ( )
  • Немного биографии иособенности творчества
  • «Действительный студент» Михаил Врубель
  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Смотреть видео Картины Михаила Врубеля

Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Прошение было удовлетворено157. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу.

  1. Семь самых известных икон Врубеля

Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. У его апостолов были живые прототипы. Как художник Врубель сформировался стремительно. Она подлинно монументальна.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

Больно, горько до слез. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Михаил Врубель: 
рисунки и наброски

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).

Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». «. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Кирилле», «Св. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. В этих рисунках была заключена целая программа. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. 17 марта 1856. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Он помещает фигуру в пространстве таким образом, что в картине создается равновесие между фигурой и окружением, между передним планом и глубиной. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В эти годы он вновь писал демонов. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».

Может быть, в закладе. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. музей русского искусства, Киев). Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.

В колорите картины – контрасты. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Художник написал на стенах несколько фигур ангелов, Христа, Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».

В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это не так: современники узнавали в его «Сошествии» киевских ученых, священников, археологов. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.

Когда не было моделей, он рисовал себя. В 1906 художник ослеп. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». музей русского искусства, Киев).

Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Вся меблировка два простых табурета и кровать.

Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В эти годы он вновь писал демонов.

Врубель винит в беде себя. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.

Круги, расходившиеся от его внутреннего напряжения, достигали не только всех обыденных обстоятельств бытия, но проникали в плоть каждого произведения. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Чувствуется желание художника постичь сокровенную суть самых простых вещей, узнать их первородное естество.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В нем поднимался богоборческий бунт. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Рождается ощущение первозданности. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Рождается ощущение первозданности. Так, после посещения экспозиции картины «Страшный суд» Микеланджело, Врубель смог только лишь по памяти создать фреску по мотивам шедевра. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Искусствовед Н. М. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Это черта исконно присущая романтической личности. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения.

Герой сопротивляется до конца. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Вся цветовая композиция приведена в единство. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. А. Врубелю».

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Демон низринут в ущелье среди скал. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Учился в Академии Художеств.

Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля — он проник в его дух.

Тех миров, которые видели они, мы не видим. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти.

Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Брюсова. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Окончив сначала классическую гимназию, 5 лет он проучился на юридическом факультете Петербургского университета и лишь потом — в 1880 г. — поступил в Академию художеств. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».

Красота нередко оказывалась эфемерной падение отрезвляло, но от этой трезвости хотелось воспарить еще выше. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг.

Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Врубель писал картины на темы pyc. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Это один из его несомненных шедевров. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Да ведь до них несколько верст. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.

(1906), необычайно выразительный. музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.

В работе над ними Михаил Александрович уже не копировал старинные образцы. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. продолжение. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Свадебное торжество проходило в Женеве. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Все здесь подвержено метаморфозам. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Врубель винит в беде себя. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. К этому же времени относятся интересные автопортреты.

И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.

Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы.

Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Учился в Академии Художеств. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.

Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Сам Врубель называл свою картину иконой. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Его Демон остался верен своей натуре. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство.

Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.

Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».

Но при этом уязвленное самолюбие заставляло его подчас бросать обидные слова в лицо своим друзьям-художникам, которые прощали своего друга истолковывая его слова как причуды больного гения. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание.

Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. мне было все это видеть.

На несколько месяцев он с головой ушел в изучение древностей, пользуясь, в дополнение к оригиналам Кирилловской церкви и собора св. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В Академии счастье улыбнулось Врубелю — он попал в поле зрения П. П. Чистякова, воспитавшего чуть ли не всех лучших живописцев последней трети XIX в. Между тем Врубелю не удалось окончить Академию. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

У его апостолов были живые прототипы. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Произведение удалось. Но и не только это. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Это вот, эти копны сена. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

Род. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

В 1906 художник ослеп. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель писал картины на темы pyc. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Омск. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Она поражает разнообразием этнического состава. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.

Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.

Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. «Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Это состояние неподвижности может продлиться долго. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Меня и Серова поражало это. ».

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.

Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В его даровании раскрылись универсальные возможности.

Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Особенно примечательна акварель Голова Демона. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения.

Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Мучившие художника головные боли усиливаются. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании.

Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Одна из вершин творчества Врубеля — его поздние графические автопортреты, выполненные в 1904-1905 гг.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.

Так, после посещения экспозиции картины «Страшный суд» Микеланджело, Врубель смог только лишь по памяти создать фреску по мотивам шедевра. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Общее руководство работами принадлежало Прахову.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.

Работа не привела к улучшению. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. Врубель провел в Венеции около полугода. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.

Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Горят прекрасные цветы чертополоха. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».

Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг.

Мучившие художника головные боли усиливаются. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.

Судьбу Врубеля можно назвать трагической. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан.

Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.