Княгиня Орлова Портрет Серова

Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г. Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым.

Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.

И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья и переливы меха и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ».

Описание картины 
«Портрет княгини 
Ольги Орловой»

Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»

Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. И вот портрет Орловой завершен. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». И интерьер не предназначен для жизни, вещи в нем высокомерно – словно повторяя выражение лица владелицы – позируют. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом.

В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Где ему вроде бы совсем не место. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками.

vivus – живой и sectio – рассекание) – проведение хирургических операций над живым животным с целью исследования функций организма., а возможно, на ее решение повлияли многочисленные иронические реплики – более всего обсуждался размер шляпы. Все ее помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Я только высмотрел, подметил». Портрет писался с большими перерывами в 1910 – 1911.

В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Д. Г. Левицкий и К. П. Брюллов. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели.

Можно сказать, что жизнь напоказ есть, собственно, вечная тема парадного портрета и, доводя эту идею до гротеска, художник лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Но оно же умножает суету предметного ряда – дробную мелодию флаконов и безделушек, в орбите которых и поза героини выглядит лишь удачным поводом показать унизанную дорогими кольцами руку. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней.

Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе».

Серов, портрет княгини 
Ольги Орловой

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр». Он уважаем, всеми признан. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». И, наконец, последнее.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов.

Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. Ничего не поделаешь, придется подождать. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы.

Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой. Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении.

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). Все бы ничего, если бы не погода. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911 Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Пришлось пойти и на это.

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (

Постыдился бы». Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. Серов сам не раз сознавался в том, что его интересует в первую очередь не внешность человека, а его сущность, проявляющаяся во внешних чертах. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Модель, что существенно, осталась довольна.

Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту.

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет княгини

Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»

Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872 – 1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Тон платья слишком нарочито соответствует обивке дивана и шпиц, кажется, заведен в доме специально для того, чтобы подчеркнуть доминирующую в дизайне белизну: живое ради неживого. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз. Какое роскошное на ней платье, какие туфельки, накидка, а уж огромная шляпа с широкими полями способна прямо-таки свести с ума.

Портрет княгини 
Зинаиды Юсуповой 
 (1900 – 1902)

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)

Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911). Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

Портрет княгини 
Ольги Орловой (1911)

Портрет княгини Ольги Орловой (1911)

Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно.

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей.

Примечания для Портрет 
княгини Ольги Орловой

Примечания для Портрет княгини Ольги Орловой

Легко я стал расстраиваться». Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно "капризным" условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой.

Этого не мог понять и Серов. и лессировками Лессировка (от нем. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале соскандальным портретом Иды Рубинштейн.

Ссылки на Портрет княгини Ольги Орловой

Княгиня Ольга Константиновна была законодательницей мод Петербурга, выписывала лучшие наряды из Парижа, держала свой художественно-литературный салон на Мойке, похожий на музей. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко). Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Вроде давно знакомы, размышлял Серов и отношения прекрасные, неоднократно писал и рисовал его жену, прелестную Генриетту, но и Гиршман заартачился, стоило попросить для выставки находившийся у него портрет знаменитого итальянского певца Таманьо.

В. Серов. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.

Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую.

  • ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
  • Недостаточно средств на аккаунте
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Портрет Генриетты Гиршман (1907)
  • 8 «ошибок» в«Мастере иМаргарите»

Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже.

Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей).

  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. С. Сорин. В. Серов. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными.

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.