Кто Прилетел На Известной Картине Саврасова

Кто прилетел в знаменитой картине, написанной Саврасовым

Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике». В некоторых местах мы видим лужи с талой водой.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. На каждой выставке их можно увидеть десятками.

Какая простота. Наиболее известной из них стала «Грачи прилетели», первые этюды к которой художник написал в деревне Молвитино на родине легендарного Ивана Сусанина. Снег оседает, птицы прилетают, талая вода прибывает, грачи строят гнезда. С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Окольничий М. М. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. РЖ-627)90. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.

Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Продолжим осматривать картину. Темное небо сливается с полем.

Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Несколько голых берез – кривых и изломанных. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Перед вами авторское повторение 1879 года. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Обычный весенний немного сероватый день. Продолжить учебу он смог только в 1848 году, благодаря помощи преподавателя училища Карла Ивановича Рабуса, взявшего его в свой пейзажный класс и, как ни странно, московского обер-полицмейстера генерал-майора Ивана Дмитриевича Лужина, оказавшего покровительство талантливому юноше.

Салтыков). Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Каждый человек, глядя на полотно, получает яркие позитивные эмоции. Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным). В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

Коллекция ответов 
на популярные вопросы

Коллекция ответов на популярные вопросы

Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской). О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов.

В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. На переднем плане полотна – снег. Но это, конечно, было только начало.

Автор этой статьи Б. В. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Романова большую роль при его дворе. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Верхушки выглядят не так мрачно как стволы, а наоборот оживляют картину. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Также на них заметны птичьи гнезда. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

Небольшая по размерам, всего 6248, 5 см, она не затерялась среди работ других пейзажистов. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Но все это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Иван Николаевич Крамской так отозвался об этой картине: «Пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и Шишкин. Молвитино»36. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

Это было настоящей трагедией для него. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне».

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Видимо, Саврасов и сам заражался задором своих учеников. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Небо очень тусклое и темное. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). Это первые предвестники и глашатаи весны. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года.

Грачи прилетели, 
или Гениальный, 
неизвестный, невезучий

Грачи прилетели или Гениальный, неизвестный, невезучий Саврасов

Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось. Такое сходство позволяет нам, как уже писалось, уверенно предположить, что Воскресенская церковь в Молвитине строилась артелью ярославских мастеров.

Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Конец всесилию Салтыковых пришёл в 1619 году, когда из польского плена возвратился отец Михаила Фёдоровича, Филарет Никитич, ставший патриархом, а фактически — правителем государства. У горизонта облака сгущаются и сереют. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.

Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

кто прилетел в знаменитой 
картине, написанной 
Саврасовым

кто прилетел в знаменитой картине, написанной Саврасовым

В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Они делают картину светлой и неповторимой. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

Но и в них чувствовалась рука мастера. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. Центральная группа берёз является основой композиции.

Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Только своим великим мастерством художник может влиять на настроение всех людей. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. После смерти отца и умерших бездетными братьев Молвитино по наследству перешло к Марии Григорьевне, бывшей замужем за Андреем Тимофеевичем Михалковым. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». За ними виднеется черное поле, серый горизонт.

Однако, это лишь поначалу. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Мир увидел ее в 1893 году и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла – за это время многое изменилось.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве56, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве. Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм.

Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. На выставках стали появляться его новые работы, о которых преподаватель училища Николай Александрович Рамазанов так отозвался в журнале Москвитянин: «Пейзажи г. Саврасова дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Однозначно ответить нельзя. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года (бумага грунтованная тонированная итальянский карандаш, соус, растушка, проскребание, 33 23см инв. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. Оно занимает большую часть картины.

Гений одной картины: 
трагическая судьба 
родноначальника

Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла.

Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года. Художник стал реже выставляться, в его работах становилось все меньше вдохновения. Саврасовъ. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).

В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома. Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, приобретя в 1854 году одну из его картин, пригласила художника пожить в ее загородном дворце под Ораниенбаумом, чтобы отобразить самобытную местную природу. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

Вопрос: кто прилетел 
в знаменитой картине, 
написанной Саврасовым

Вопрос: кто прилетел в знаменитой картине, написанной Саврасовым

Между веток виднеются множество грачиных гнезд. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми. Приделы Никольского храма были посвящены святым, приходящимся на эти исторические для династии Романовых дни, конечно, не случайно — эти дни были особыми для Б. М. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Зима еще не отступила. Рядом с ним расположилась высокая и стройная колокольня. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов. Ужаснее картину представить трудно.

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре). Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Через год же грянул пресловутый «великий перелом». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Он тусклый и потому не дает блики на свету. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.

Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу61. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Открытие музейной экспозиции в бывшем храме, состоявшееся в сентябре 1988 года и приуроченное к празднованию 375-летия подвига Сусанина, было весьма торжественным: на него приехали, в часности, 1–й секретарь Костромского обкома КПСС В. И. Торопов, заместитель министра культуры РСФСР Н. Б. Жукова и др. Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине). и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим). Необходимо основательно к этому подготовиться.

одним из наиболее приближённых к царю лиц. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним). Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59.

Эффект бескрайнего 
пространства

Эффект бескрайнего пространства

Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. По мутному пепельному небу плывут облака. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. боярином Г. И.

Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. Саврасова в Молвитино. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. написанная в 1871 году одно из его самых известных произведений.

Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. В 6070 годы им написано много прекрасных работ.

В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны. На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина). В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Это скорее эскиз по памяти.

В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию). Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. На этой картине природа изображена в момент весеннего пробуждения.

Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. В следующем – 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д. Саврасов стал, пожалуй, первым русским художником, который сумел в самом простом, будничном мотиве, в повседневной жизни русской природы показать поэзию и красоту.

На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ).

27192)386. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. Глядя на это полотно можно понять, что Саврасов создавал эту картину с душой.

По этому поводу высказывались разные версии. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Они пропитаны свежестью весеннего воздуха. Однако с определением того, какой именно реальный храм изображён у А. К. Саврасова, до сих пор нет окончательной ясности. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг.

На среднем плане мы видим серое пятно. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Тяжелые переживания художник старался глушить изматывающей работой.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме).

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Это было сделано художником для того, чтобы лучше показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне.

Творчество, заказы 
известных людей

Творчество, заказы известных людей

На следующий год Саврасов окончил училище, получив звание художника за картины «Камень в лесу у Разлива» и «Вид Московского Кремля при лунном освещении». Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.

На картине абсолютно чётко видны строенные кокошники, обрамляющие проёмы звона, три яруса слухов, скромный декор граней столпа колокольни. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги. Б. В. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. А грачи на картине как бы символизируют весеннее обновление. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.

Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

Рисуя эту картину, художник использовал только мягкие тона красок. Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района). ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Затем в 1882 году его уволили с работы. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь.

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). 1894 году архитектор Александр Померанцев, отправивший в Академию художеств докладную записку с просьбой оказать помощь остро нуждающемуся Саврасову, отмечал: «Не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».

Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Именно эта формулировка как нельзя лучше описывает этот шедевр русской живописи второй половины 19-го века. В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко». А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Время их расцвета еще впереди. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Облака имеют светло белый оттенок. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.

Но эта заурядность кажущаяся. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. На молодого пейзажиста обратили внимание и представителей императорской семьи. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. А сразу же вызвала интерес и собратьев по живописи и зрителей. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.

Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь.

В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613.

Алкоголизм и увольнение 
с работы

Алкоголизм и увольнение с работы

В нижней части этюда была подпись: «А. На переднем плане – рыхлый грязный снег. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.

Но в душе живописца назревал надлом, проявившийся уже во второй половине 70-х годов. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Птицы радостным криком возвестили о приходе долгожданной весны.