Кукрыниксы Художники Картины

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику.

О творчестве художников Кукрыниксы

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства.

Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. – выводит томный Франко. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы.

Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Бывает.

Иными они и не могли быть. Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. У Волги замкнулось кольцо окружения.

Наибольшую же известность получили их карикатуры. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ).

Ими выполнены рисунки пастелью – «И. В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное.

Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57). Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики.

Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. И дело оно делало общее. Кто не помнит плакат Д. С. Моора Ты записался добровольцем.

В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой., 1941). Безголовая стратегия Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации исторической картине. Художники очень зло и остроумно высмеивали незадачливых завоевателей.

Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и Правда, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. Широко известна троица и в качестве иллюстраторов классических произведений. При этом каждый художник творит и самостоятельно. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись.

«Кукрыниксы – плакаты 
художника»

«Кукрыниксы – плакаты художника»

Родилось это необычное содружество более 40 лет назад. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии. Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57).

Великие художники 
в портретах КуКрыНикСов

Великие художники в портретах КуКрыНикСов

По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Они нарисовали фюрера в черной шали старухи-гадалки, горюющего у карты России. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги.

«Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. В 1940–60-е гг.

Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки».

Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). В них художники использовали приемы народного лубка, поговорки и песни. Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Они вывешивались в витринах, распространялись как листовки.

И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом. Надписи были сделаны на немецком языке. Соколов не был исключением. Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым.

«Никс» или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы. 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60). В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В темном фашистском царстве логика формирования отдельных характеров, логика отдельных судеб определялась общей логикой фашизма, его социальным содержанием и исторической функцией.

Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы.

Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур. По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды.

Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Когда началась Великая Отечественная война, Кукрыниксы в числе первых пришли работать в «Окна ТАСС». Снова набросок, опять не то.

Многие из «Окон ТАСС» и плакатов, нарисованных Кукрыниксами, стали очень популярны. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Соколов. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др.

О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий. В эти тяжелые дни выходило мало газет. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В таком наряде ходит дома Немецкий фюрер в дни приема. Тра-та-та-там.

Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты. Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. В начале войны — свирепый завоеватель. Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и Окна ТАСС, созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику (Беспощадно разгромим и уничтожим врага. В. Сталин и В. М. Молотов», «И.

Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Господин Иозеф Геббельс мог обладать недюжинным красноречием, но все, что он говорил, было грязной ложью и подлой демагогией, направленной на оправдание жесточайших преступлений и отвратительной несправедливости, — это определялось не только его личными свойствами, а прежде всего характером того дела, которому он преданно служил. И это в декабре, в самые морозы.

В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства.

Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. 1902), Соколов Николай Александрович (р. Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные художественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы.

Картина художников 
Кукрыниксы «Конец» 
и её творческая

Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история

Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. Так Кукры дополнились Никсом.

Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил.

Карикатуры художниковКукрыниксов

Карикатуры художниковКукрыниксов

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Их сила — в сплоченности. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Огромной популярностью пользовались их плакаты и «Окна ТАСС», созданные в годы Великой Отечественной войны.

Не охладел он к этому жанру и в студенческие годы. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ). произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель.

Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: « то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают. » — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа.

Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). А Кукрыниксы показывают именно вирус фашистской эпидемии, обнажают ее скрытую, затаенную суть. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Куприянов, Крылов и Соколов не прекращали экспериментировать.

В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др. ). Статус нейтралитета оказался вынужденным. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур.

Она была напечатана в «Крокодиле» за подписью «Нике». Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).

И шьет ему костюм стальной Известный Крупп, мужской портной. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея). В 1942 г. Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии (1965) за политические карикатуры и плакаты. Этого рода карикатуры и придумываются и воспринимаются по законам литературы штриховые иероглифы служат в этом случае как разновидность печатных литер. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942).

Разумеется, трудоустройство состоялось. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». 1902), Соколова Николая Александровича (р. Под рисунком едкая подпись: «Потеряла я колечко. С 20-х гг.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ). В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия».

В 1945-46 гг. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы.

  1. Художники Кукрыниксы карикатуры
  2. Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
  3. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  4. Художественный метод Кукрыниксов
  5. Значительные работы Кукрыниксов
  6. Выставки и наследие Кукрыниксов

Он состоит из круглой башни И пары пулеметных гнезд. На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Ее историческое значение бесценно. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии.

Жители выходили нам навстречу из землянок. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы.

  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова
  • Все Картины Кукрыниксы по алфавиту
  • Решаем ЕГЭ ИсторияВсе фотографииКукрыниксы – плакаты и рисунки193
  • Словари и энциклопедии на Академике

А это уже тема полнокровного искусства. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). – гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет. За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Здесь они выработали свой особенный стиль.

  • Влияние на мировую культуру, награды
  • Купить работы автора – Кукрыниксы
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. В то время студентам графического факультета Вхутемаса Михаилу Васильевичу Куприянову и Николаю Александровичу Соколову было по 21 году, а студенту живописного факультета Порфирию Никитичу Крылову – 22 года. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь.

Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951 и мн. Вполне естественно, что посеянное в те дни дало впоследствии богатые всходы. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками.

Да. Очень часто газету заменял плакат. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы.

  1. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ

Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Они дважды иллюстрировали 12 стульев Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к Жизни Клима Самгина М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина (История одного города, Господа Головлевы, Сказки, 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя (Мертвые души, 1938). Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Творчество Кукрыниксов многообразно.

Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». С 20-х гг. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Не были забыты и так называемые язвы советского общества.

Художники Кукрыниксы 
карикатуры

Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами.

Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером. Уже в Москве написали полную картину «Таня». Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Трио художников КуКрыНикСов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) прославилось самыми цепляющими и смешными карикатурами на фашистов во время Великой Отечественной войны. Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). Оно воевало. 1903), Крылова Порфирия Никитича (р.

«, 1941). 1930), Крылов Порфирий Никитич (р. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров интервентов, предателей в 1937 появляются их замечательные рисунки изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др. ). «Окна ТАСС» – небольшие плакаты, рассказывавшие в рисунках о положении дел на фронте.

В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Отточенное острие художественной сатиры. Публикуем рисунки из этой серии. Не забыв своей принадлежности к водникам, он обратился в редакцию газеты водников «На вахте».

Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. «Все трое. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. На такой вопрос нельзя ответить односложно. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. (а в колечке 22 дивизии)». В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Их плакаты и карикатуры всегда ожидались с нетерпением. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Я здесь пою.

Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг.

И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Через день эти плакаты появлялись на улицах. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Совместно работали с 1924 г. Создали новый тип карикатур, отмеченных острой злободневностью, публиковавшихся в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ).

На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Соколов продолжает активно заниматься и живописью. В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов — с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности атлантического вала (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС».

Это в равной мере относится к таким, например, полотнам, как «Старый мостик» или «Весна в Абрамцеве» и к архитектурным пейзажам — потонувшему в розовато-сиреневом сумраке Лувру или «Мосту вздохов» в Венеции. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. А на холсте началось все сначала.

Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. ", 1941). Художники работали с удивительной самоотдачей.

Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации.

Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. Здесь они выработали свой особенный стиль. Творческий коллектив советских графиков и живописцев Куприянов Михаил Васильевич (р. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский.

выставки. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора иллюстратора. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине., которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. др. ).

Как лозунг звучит победная надпись Дошли. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. С развитием военных действий -жалкий неудачник. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Фантазия и изобретательность поразительны. В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Учились во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе (между 1921-1929). «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). Их создавали разные хорошие художники.

Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».

Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы., на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. «В основном женщины, дети, старики. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой.

Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину.

В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др. Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. — изумился Жаров, — что можете. ».

И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике.

Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Все пять лет войны они трудились ежедневно.

Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель.

Советская Армия остановила, а затем отбросила врага и когда В. Иванов в плакате Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Нет, нет и еще раз нет. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Молодые художники учились не только у своих непосредственных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей и у великого художника-сатирика парижанина Оноре Домье.

Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.

Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. В 20-е гг. Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других.

Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих их идейную чистоту и благородство. Они иллюстрировали произведения Гоголя, Чехова, Горького и много кого ещё.

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. 1903). Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46).

Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34 «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60). Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. И еще одна деталь, вызывавшая у нас удивление: художник мерил сантиметровой линейкой высоту лица каждого из нас и установленный размер точно переносил на холст.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. С 20-х гг. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). Вот как, например, Кукрыниксы откликнулись на Сталинградскую битву. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ». Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира».

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Грубовато, до резкости прямолинейно. Надо всегда стараться больше увидеть своими глазами, делать зарисовки, писать этюды с натуры, чтобы явственно представить себе, как все происходило в жизни, а это лежит в основе убедительности картины. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность.

Много работали в области книжной иллюстрации. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи. Работаем ночами, дня не хватает. Уже тогда у будущего художника пробудился живой интерес ко всем общественным начинаниям. Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции.

Проникнутое публицистическим пафосом искусство Кукрыниксов противостояло варварству и жестокости фашизма.