Кустодиев Зима Масленичное Гуляние

Гуляй народ – Масленица идет Проводы зимы в картинах художников

Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки.

Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. На «тещины вечерки» существовала традиция, неуважение к которой одной из сторон могло послужить поводом к вражде между зятем и тещей: для зятевых блинов теща обязана была прислать с вечера сковороду, половник и прочую утварь, а тесть -коровье масло и гречневую крупу.

Очень распространены были в то время блины с припеком. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Показанная здесь Масленица очень характерна для творчества Кустодиева. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. Масленицу называли честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.

Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает» — вопрошал ещё Н. В.

Анализ картины «Масленичное 
гуляние (Масленица)»

Анализ картины «Масленичное гуляние (Масленица)»

В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Цирк изображен под вывеской "Театръ". Расставлены блюда с пирогами. Веселье охватывает всех.

Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием – потом будет еще несколько. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.

  • Картина Кустодиева Масленица: описание
  • Масленица в картинах известных художников
  • Зима в картинах русских художников
  • Кустодиев, Масленица (1919): описание картины
  • Записки переводчика с Андреем Десницким

Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Болезнь прогрессировала. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Все накрыто вышитыми полотенцами.

Картина Кустодиева "Масленица" передает дух купеческой провинциальности. Масленица – картина художника Кустодиева – завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Многошуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, "Масленица" (1919).

  1. Краткое описание картин Масленица Бориса Кустодиева
  2. Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)
  3. Борис Кустодиев "Масленица" (1919)
  4. Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903
  5. Что еще можно почитать по теме Масленица

Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Есть тут и булочная и фрукты и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших или клался на слуховое окошко для «душ родительских». Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.

Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Гоголь имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. На Масленицу пешему лучше не показываться, улицы городов и деревень отданы конным. В селах по берегам Онежского озера «блин испеченный на Масленицу первым, убирали за икону, чтобы дожить до следующей Масленицы».

  1. Общееколичествопросмотровстраницы

Масленичное гулянье» немой наказ тем, кто грустит или печалится. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях.

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.

Картина Кустодиева 
Масленица: описание

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году.

(Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). «Блин добро не один» «Без блина не Маслена, без пирогов не именины». Потом снова катание. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу».

Россия огромна и потому видоизменений обряда существовало множество. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы – выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Там же стоит цирк шапито. «Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. В этот день происходили смотрины невест.

Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Парни приглашали девушек прокатиться на санках, а детвора съезжала на лубяных и рогожных «катушках».

В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Начинались уличные гулянья. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть наместе Бориса Кустодиева.

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Изображение церкви легкое и светлое, как и сама вера автора. В санях сидит дороднаякупчиха, рядом тщедушный купец. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские. Воплощение Поста – худощавый человек в балахоне. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна.

И так всюнеделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Описаниекартины критиками было неоднозначно. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этотраз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Жены чуть поодаль, говорят о своем. 1), написанную художником в 1916 году. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях.

В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику. КартиныКустодиева богаты именно оттенками. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.

Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Потому и не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Молодые кони несутлегкие сани, а кучер их понукает кнутом. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей.

В сани норовитсесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Встороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – Масленица. Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен игр и сильного задора масленичных катаний. И вновь по центру картины проносятсясани, запряженные тройкой буланых лошадей.

В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов.

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Своего рода, рождается эффект избыточности. Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений.

«Тройка буланых», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счетуработой художника на тему русских гуляний. Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений. Сурикова «Взятие снежного городка». Главное действие в четверг – штурм и дальнейший захват снежного городка.

В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Всё это создаёт пёструю декоративную картинку, похожую на пышное очень редкое и очень красивое украшение. В 1916 году наступил полный паралич ног. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.

Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Да это и не важно. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота (равноденствия), но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». По другую сторону дороги аттракционы, карусель и другиеразвлечения.

Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут подомам. Гости нарядные едут по родне от селения к селению и в каждое — со своими песнями. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит.

Для хозяев — правило: «Что есть в печи, все на стол мечи». Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. «Благодарим за хлеб, за соль, за щи – спляшем, за кашу – песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко». За горой раскинулся балаган, вокруг которогособрался народ в ожидании представления. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Они стараются настичь упряжку, которая находится вцентре картины. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее.

прил. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг. В левой части картины видны двавозка, взлетающие на холм. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

На переднем плане дети катаются на санках. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

И коренник и пристяжные готовымчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. «Зима. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писатькартины, лежа в постели.

Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице – разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны.

Масленица – явление сложное и неоднозначное. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Картина напоминает нам, что жизнь – это праздник. Их ждут.

Но в этот раз – это быт русского народа его история. В русском же быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Гулянье в самомразгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимыепризнаки наступления вечера. Проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Закрывали лица смешными масками, надевали костюмы.

Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей. Особенно потрясло появление шедеврахудожников Москвы и Петербурга. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости.

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.

Настало время тещу уважить и зятья приглашали их к себе в гости. Пьеро и Арлекин на балконе зазываютпублику. Внизу раскинуласьярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. В знак расставания с Масленицей во многих местах с возвышенного места или берега реки скатывали горящее тележное колесо, разбрасывавшее вокруг себя снопы искр. Костер старались сделать огромным и ярким, чтобы свет был виден во всех окрестных деревнях. Бывало, что зажигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной – его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра.

Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Это образ России, каким его видел великий художник. Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь – звали «гостей со всех волостей».

"Осень" Состояние здоровья художника все ухудшалось. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Давайте пристальнее всмотримся в картину Масленичное гуляние (см. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Это образ России, каким его видел великий художник.

Влучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. 1916 год – очень трудный год. Проноситсятройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. Еще со школьной скамьи всем известна картина В. И. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

В 1919 году Б. М. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Кроме того, картина носит религиозный характер. Навстречу мчатся еще одни сани, поодальдве упряжки также стараются опередить друг друга. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленичные гулянья изображены в этой работе наиболее ярко, плотным, густым потоком радостной волны шумных разговоров, отрывистых взглядов, громкого смеха и сияющих, разгорячённых лиц. Дома стоят заснеженные, церкви сколокольнями в сплошном белом покрывале.

Начинали печь блины. Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». Вступают гости, начинается пир горой. Да это и не важно.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. Начало Узкой Масленицы. Неучастие в масленичном веселье осуждалось и могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы.

В качестве припека (а не начинки. ) использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба. В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Столы застелены чистыми скатертями. В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. Передний планхудожник отдал детям, катающимся с горки. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.

Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Изменялась внешность и наступала как бы новая жизнь – веселая, радостная. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины.

запряженные парой лошадей. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься.

Упорство художника быловознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня. Полотно немного отдает народнымлубочным искусством, но это его не портит. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи и в первую очередь «блинов масленых».

Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица», К. Маковский «Праздничные гуляния», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Сожжение чучела Картина Кустодиева "Масленица" дышит атмосферой праздника. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне. Исключение составляли только больные и немощные. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.

Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву, которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов этого праздника. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины.

Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Картина— плод воображения художника. Степенный кореннойжеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.

Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Мастер использовал технику гравировального станка пометоду многоцветного копирования.

Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени и кулисы и даже своеобразный «хор».