Ленин Картина

В этом же направлении устремляются творческие искания Д. Налбандяна, начавшего освобождаться от внешней патетики, помпезности (свойственных ранее многим его работам), в таких картинах, как В. И. Ленин в 1919 году (1956), В. И. Ленин у А. М. Горького в 1919 году (1954 – 1956). Картина Исаака Бродского Ленин в Смольном: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт».

«в. и. ленин в Смольном»— картина известного советского живописца И. И. Бродского исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. Благодаря своей точности и скромности картина «Ленин в Смольном» — одно из самых популярных и любимых народом изображений Владимира Ильича. В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина. В дальнейшем сотни картин, героем которых был Владимир Ленин, писались по фотографиям и канонических образам, созданным художниками под личным надзором вождя.

Картина «Ленин в Смольном» написана в 1930 году. «ленин в Кремле» (English: Lenin in Kremlin) – картина известного ленинградского художника Николая Николаевича Баскакова (1918—1993), написанная автором в 1960 году. Первоначально сюжет картины Ленин провозглашает Советскую власть в 1947 году был таким: лидер большевиков в Смольном зачитывает первые декреты советской власти делегатам второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Известен также авторский вариант картины Н. Баскакова «Ленин в Кремле», хранящийся в Санкт-Петербурге в собрании Музея истории города.

В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года).

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Склоненная голова, крутой высокий лоб, перечеркнутая резкой складкой переносица. Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства. 21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные – в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни (Аппассионата (илл. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого.

Даже ставя себе сравнительно ограниченную задачу документального натурного наброска, художники достигали успеха только в том случае, когда в полной мере представляли общественную важность своей миссии. Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы.

А случилось вот что. С удивительной для тех дней быстротой были выпущены значки, жетоны, почтовые марки и карточки. 16). На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Особенно интересно в этом отношении полотно, созданное молодым грузинским художником Геловани, привлекающее оригинальностью замысла, монументальностью решения.

Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл. Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году.

Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Азгура. Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание. Так, например, у Иосифа Серебряного в картине, посвященной лондонскому съезду социал-демократов (на котором и была создана большевистская партия), Ленин присоединяется к кружку, уже образовавшемуся вокруг молодого Сталина.

Описание картины 
Исаака Бродского 
«Владимир Ильич

Описание картины Исаака Бродского «Владимир Ильич Ленин в Смольном»

18) и другие мастера живописи и графики. Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете. Но и это не было окончанием истории. В портретных изображениях Ленина у Бродского иногда проглядывает недостаточно претворенный фотографический материал, однако в лучших из них, а к ним в первую очередь следует отнести известнейшую картину 1930 года В. И. Ленин в Смольном, художнику удавалось достичь убедительной жизненной достоверности портретного изображения и поэтичного воссоздания атмосферы простоты и деловитости, которая всегда окружала Владимира Ильича.

В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Этот детский тип художник впоследствии неоднократно использовал и в более поздних работах. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине».

Образ Ленина здесь – как бы воплощение творческих сил революции. Мотив беседы повторен в рисунках много раз. Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена. Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши. Об этом говорили большие графические листы Е. Кибрика: Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале (илл. 1).

Уловлен его ласковый и в то же время острый взгляд. Многочисленные альбомы быстро заполнялись то беглыми набросками, то более законченными рисунками изображающими Ленина в самые разнообразные моменты его напряженного трудового дня. Так же достоверно и тщательно изображен кабинет. Естественно, что к образу этого великого человека обращается все большее число художников зарубежных стран. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. Он на ходу записывает что-то в памятную книжку.

И. Бродский, создав картины Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году (1926) и Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного активного фона – условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события. В большом дореволюционном искусстве его образ не отражен. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина. 4).

«Красный Ленин», 
Энди Уорхол — описание 
картины

«Красный Ленин», Энди Уорхол — описание картины

Они очень дорого стоили и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Сама по себе обращенность преимущественно к ленинской (а не сталинской) тематике объясняется, разумеется, ролью самого города как колыбели революции. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП (б). 19), созданы еще в 1924 году). Снова момент беседы, Ленин улыбается.

Его фигура четко выделяется на фоне неба – фигура мыслителя и борца, крепкая, сильная, насыщенная энергией. Но это все лишь частичные и не безусловные удачи, в общем немногим обогащающие сокровищницу ленинских образов. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. 1930-1940-е годы» изд-во «Молодая гвардия», 2008)Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е из Ленинского мемориала в Ульяновске.

О картине Ленин 
в Кремле Николая 
Баскакова

О картине Ленин в Кремле Николая Баскакова

Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича. Особенно большое значение имеет оригинальное композиционное построение картины с использованием необычной точки зрения – со стороны сцены, что позволило показать Ленина на фоне зала и в тесном единстве с ним, а также – заглянуть в лица делегатов (илл. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. вы можете запросить все в системе с коробкой. Он пишет.

Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. Так, он беседует с матросами (также выступающими в роли детей) в Смольном, юмористически щурится, говорит так-так-так-так-так, а скажите-ка, батенька. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Первоначальную модель образа вождя в эстетике большого стиля создает Александр Герасимов в картине Ленин на трибуне (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой.

Культ Ленина, его 
образы в картинах 
художников

Культ Ленина, его образы в картинах художников

Этим источником является картина Исаака Бродского Ленин в Смольном (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. Другой распространенный мотив – Ленин за работой, пишущий.

Удивительно точный, непосредственный, лирический рисунок, обнаруживающий во всем блеске мастерство Андреева-рисовальщика. Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова». 13). Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.

Правая рука крепко держит перо, готовясь занести на бумагу мгновенно возникшие мысли. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Первоначально аскетическое упрощение формы постепенно приобретает характер формального декоративного приема, который, все более и более усиливаясь, приводит к превращению максимально стилизованного изображения Ленина (например, его профиля) в элемент орнамента. 6). Ни тени спешки, небрежности, – говорил он, приступая к работе. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы.

25). Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко.

Горе глубоко всколыхнуло народ, подняло на ноги и старых и малых пришли встретить поезд, везущий тело Ленина и инвалиды войны. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. Баскаков хочет показать, что помыслы Ленина устремлены в будущее.

Напишите отзыв о 
статье Ленин в Смольном 
 (картина)

Напишите отзыв о статье Ленин в Смольном (картина)

В московской школе живописи, – наследующий традиции Александра Герасимова, образ Ленина появляется редко, но если появляется (например, у Виктора Цыплакова в картине У Смольного в дни Октября), то трактуется как образ вождя. Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить.

Изменения, связанные как с созданием этой модели, так и с последующим замещением, можно прослеживаются в смене двух главных иконографических образцов ленинианы в 30-е годы. Они с революцией, с Лениным. Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура Ленин – вождь (1930 – 1932). Но содержание образа здесь иное. фронтиспис). Эти правдивые произведения, согретые теплотой непосредственного чувства, особенно любила Н. К. Крупская. Естественно, органично единство оратора и слушателей.

Он прежде всего заботится о точности и простоте. Но маски «Ленина», несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников – но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Спокойная поза выдает, однако, большое внутреннее волнение, напряженность. Одной из наиболее удачных скульптур такого рода является та, где Ленин изображен слушающим доклад (1926).

Отрывок, характеризующий 
Ленин в Смольном 
 (картина)

Отрывок, характеризующий Ленин в Смольном (картина)

Тема Ленин – глубоко интернациональная, Ленин близок и дорог не только советским людям. К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя. Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении (илл.

Все налаживается, Пора и другие, созданные в 1959 году). Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа. Это стало проникать и в область монументального искусства. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна».

Вперемежку идут штудии глаз, носа, уха. Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации.

Ленин в Смольном 
 (картина) Википедия

Ленин в Смольном (картина) Википедия

Об этом говорят распахнутое окно кабинета и девочка, рисующая в кресле. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. 8), картину В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги пишет А. Моравов.

Многообразие индивидуальных характеров молодых строителей нового общества также явилось примечательной стороной этой композиционно крепко построенной, колоритной и свежо написанной картины. В массе копий разошлись эти скульптуры Андреева по всей стране.

Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Ленин». Любопытно то, что этот образ Ленина как маленького человека существует именно в живописи ленинградской школы (у Серебряного, Орешникова, Серова). Воздвигнутая на высоком постаменте простых прямоугольных форм фигура вождя рисуется четким выразительным силуэтом над бурлящей, покоренной рекой. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. Для этого они ввели жёсткие каноны изображения и описания В. И. Ленина, создали и утвердили множество универсальных штампов, раз и навсегда регламентировали основные сюжетные линии, в которых вообще мог фигурировать вождь мирового пролетариата.

Сосредоточенность, собранность – в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. 3). Эпизод, запечатлённый Баскаковым, восходит к лету 1921 года.

Образ Ленина – государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). 22). Страна возвращается к мирной жизни, эти планы всецело занимают «кремлёвского мечтателя», в руках которого сосредоточены нити управления огромной страной. В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. Это очень точно подмечено. Лишённый творческого развития и возможности интерпретации, образ В. И. Ленина не только оказался страшно далёким от оригиналав нём ещё оказались начисто вытравлены все проявления человеческого начала.

Ленин в Смольном 
 (картина) Информацию 
О

Ленин в Смольном (картина) Информацию О

Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Хотя она напоминает «Надю» с портрета 1955 года. Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Для советского искусства к началу 1930-х годов осталась уже во многом позади пора неуверенных приступов к новым темам.

В распространении масок заподозрили Меркурова. Много сил было отдано им разработке эскизов статуи Ленина для проектировавшегося Дворца Советов. В работе достоверно воспроизводятся детали обстановки рабочего кабинета Ленина в Кремле: рабочий стол и кресло, мягкое кресло черной кожи, в котором пристроилась девочка с карандашом, книжные стелажи и этажерка. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман).

  • Владимир Ильич Ленин в живописи
  • Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
  • Ленины в Разливе: при параде и не очень
  • Ленин Владимир Ильич в живописи

Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет. ЦК ВКП (б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой». Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами.

Вот таким образом большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие). Таким я старался показать его на моем полотне. В то же время здесь нет места чувству безысходности. Со временем архивы позволят уточнить обстоятельства создания картины «Ленин в Кремле». Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя».

  • Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая
  • Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства
  • Картина Ленин в Смольном Исаака Бродского
  • Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты
  • Картины по стилям и направлениям

В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. Три полуфигуры в размере больше натуры (Ленин готовится к выступлению, записывая тезисы на маленьком клочке бумаги Ленин стоящий, с руками, заложенными за края жилета Ленин слушающий), законченные в 1929 году, были высоко оценены комиссией Совнаркома. В качестве символа берется профиль вождя. Так это было или нет – упоминания достоверного об этом эпизоде сейчас найти не удалось.

Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Второй начался уже после смерти Владимира Ильича. Крепкая фигура юноши с открытым, смелым, вдохновенным лицом выразительно противопоставлена настороженным, враждебно-холодным, чуть растерянно внимающим профессорам, принимающим экзамен. Второй – взрослый Ленин помощник Сталина (подлинного, но пока тайного создателя партии и руководителя революции). «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ.

  • История в фотографиях — города и страны, события и люди
  • Картины соцреализма – Картины о Ленине

Таким образом, благодаря этой формализации, образ Ленина лишается всякого сюжетного содержания. Различные национальные школы советского изобразительного искусства, профессионально вполне окрепшие к тому времени, выдвигают талантливых интерпретаторов образа Ленина. В другом месте взгляд испытующий, резкий. На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина. В этот период упрощенный, лишенный индивидуальных черт образ Ленина можно сравнить с торговой маркой, символизирующей советское государство.

Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича – в Ульяновске (1940) работы М. Манизера. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя. В 70-е годы из области станковой живописи Ленин окончательно переходит, с одной стороны, в область мозаики и маркетри, становясь привычным элементом оформления любого общественного интерьера, с другой – в область тиражной графики (в частности плаката).

Он весь – порыв, но порыв целеустремленный, направляемый ясным разумом и железной волей (цветная вклейка). Примерно то же происходит и со стилистикой ленинианы. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. метров, в два окна. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было. Все маски у художников и скульпторов, конечно изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП (б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. 17), П. Митурич (илл.

Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой. 11).

Ленин все чаще изображается на фоне кремлевских часов (символизирующих историческое время), огромной карты (означающей мировое пространство) – пока, наконец, прямо не изображается идущим по земному шару повелителем вселенной. B. И. Ленина. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска или «матрица», как её ещё называли. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Уверенным, сильным жестом Ленин указывает вниз и в этом жесте, а также в энергичном повороте головы, с особенной силой раскрывается идея образа: человек – покоритель слепых стихийных сил природы, преобразователь, творец. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном.

Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Ленин изображен во весь рост. К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Это всесоюзный староста, предшественник Калинина, беседующий с простыми людьми, просителями, крестьянами-ходоками маленький человек среди маленьких людей, выступающих в роли детей с их незамысловатыми просьбами и жалобами, открытый и доступный для всех, помогающий в простых бытовых делах (как своеобразный народный святой Николай Угодник).

Разумеется, суровые и требовательные судьи всегда были рядом, чтобы оценить работу и, если нужно, скорректировать ее. 20). Образ Ленина широко тиражируется в плакатах.

Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. Привлекали внимание к картине ее высокие живописные достоинства, ее чистый, светлый колорит (илл. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина. Лицо, вылепленное в точно портретных и вместе с тем обобщенных формах исполнено высокого пафоса, на нем отпечаток воли, силы характера, отсвет могучей мысли.

Безусловно Баскаков внимательно изучил исторические материалы, относящиеся к теме. Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура.

В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над Ленинианой. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». В работе над образом Ленина самым сложным, на мой взгляд, является воссоздание не физического облика, а его духовного мира, воплощение идей Ленина – открывателя новых путей в истории развития человечества, – говорит Перахим. Речь идет о картине В. Серова Ходоки у В. И. Ленина и картине Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола исполненной творческим коллективом молодых художников – В. Соколовым, Д. Тегиным, Н. Файдыш-Крандиевской, К Чебаковым во главе с выдающимся мастером Б. Иогансоном. Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина.

Но когда это идет от сердца, когда это художественно оправдано, как в гравюре 1938 года китайского мастера Су Чжоу-шаня, оно не кажется искажением образа, отступлением от правды. Это продолжается в так называемом свободном западном мире по сей день. Сразу видно, что говорит он с другом, единомышленником.

Владимир Ильич Ленин 
в живописи

Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Отчасти веяния времени (рубеж 1950-60-х – особый период в отечественном изобразительном искусстве), отчасти собственные представления художника обусловили особенности замысла картины. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. Большой силой обобщения отличаются два рисунка 1922 года. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам.

И Ленин сам охвачен радостным волнением.

Выше: что вы искали. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много.

На другом листе он изображен разговаривающим.

Образ этот очень жизнен, ярок и типичен. Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков.

Вот Ленин внимательно читает, держа перед собой какую-то бумагу. Он настойчиво ищет синтетический, обобщенный образ вождя. Как и установить, с кого Баскаков писал девочку в кресле.

Требовательный к себе и тщательный в работе, мастер поставил необычные условия, принимая ответственное поручение: отсутствие каких бы то ни было выплат до окончания статуи и полную свободу в сроках. Это выражено в художественном образе картины. Однако этот образ Ленина как вождя постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других – восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х – начала 30-х годов.

К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Андреев прекрасно понимал, что, фактически, должен создать канон, на который будут равняться сотни его преемников. Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), – достойный и ценный вклад в Лениниану советского искусства. Он изображен задушевно беседующим с делегатами. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу.

Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. Поздний суровый стиль (Михаил Божий в живописи, Дмитрий Бисти в графике) становится частью, причем главной частью, официального искусства, нового большого стиля. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И.

Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности. В декабре 1940 года он устроился юристом в контору «Мясосбыт», в которой проработал до пенсии. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям.