Лунная Ночь На Днепре Где Находится

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Менделеевым и др. ). У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.

Но далее началось сплошное расстройство. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.

Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным». Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.

Но Романов просил оставить картину за ним. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Заговорили о возрождении романтизма.

Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. 4. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.

11 фактов о картине 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.

Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Греков – на другую сторону Азова.

В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Эти люди не выносили масок.

В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.

Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.

В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Его успели удержать. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра.

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Тургенев писал, что французов оно потрясло.

Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Тургенев также надеялся уговорить великого князя оставить полотно на всё время его путешествия, но получил отказ.

Трагическая судьба 
"Лунной ночи на 
Днепре"

Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.

Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». «Да зачем вам.

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Краска потрескалась и поблекла.

Картина «Лунная 
ночь на Днепре», 
Куинджи, 1880

Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880

Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е). По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.

«Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Просто дьявольщина какая-то»15. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.

Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой. Может быть, это происходило потому, что А. И. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Ж-4191).

Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом». Ведь всё равно не купите: она дорогая». Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см). «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.

«Лунная ночь на 
Днепре» Архипа Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи

Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Скромный по размеру пейзаж. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует»1032. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».

Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И.

Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Набивалось до 200 человек. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.

Лунная ночь на Днепре: 
мистическая сила 
и трагическая судьба

Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Но её не было. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч.

Наконец состоялась выставка, весьма необычная, так как на ней было представлено лишь одно полотно. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России.

С Куинджи поехали 12 человек. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». Это стала первая в России выставка одной картины.

Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Солдатенков. 15129). Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. 15129).

художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Нет, понимаю. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Мерцание реки, которая под лунным светом переливается легким зеленоватым оттенком, передано автором очень точно. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств.

Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ). В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».

По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».

Описание картины 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Описание картины «Лунная ночь на Днепре»

Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Всё я сидел, смотрел и думал. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». И. С. В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения – отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски абсолютно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок.

На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Хозяевам нравилось. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.

Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Слухи о тайне художественного метода А. И. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.

Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг». За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).

В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Полонский, И. Н.

Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.

Но офицер ответил: «Хорошо. Через год был возвращён обратно. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.

Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Эффект был ошеломительный. В этот момент, на пороге и наступила смерть. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины».

Трагическая судьба 
Лунной ночи на Днепре

Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре

Благодаря лунному сиянию на ближнем берегу реки видны невысокие хаты с мерцающими окнами, ведущие к реке тропинки, а также силуэт ветряной мельницы. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Он совсем не ожидал, что тот согласится.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.

Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник.

Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре». Куинджи работал над новой картиной. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Армян отправили на Дон. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу.

ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ 
Архип Куинджи

ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи

Что это такое. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Ведь всё равно не купите: она дорогая».

По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие».

Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом». Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие.

Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.

Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. На картине изображена летняя ночь. Картина или действительность. Город погружён в сладкую дремоту.

По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. И. С.

Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.

Описание картины 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.

Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Оставляю за собой».

По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Картина Куинджи 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Но А. И. Куинджи умел побеждать. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.

По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Город погружён в сладкую дремоту. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Гоголь. О судьбе жены Куинджи известно не так много.

Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. И было лишь началом. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Вы, вероятно, уже слышали. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. 2.

Описание Картины 
Куинджи Лунная ночь

Описание Картины Куинджи Лунная ночь

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Оставляю за собой». В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. На картине изображена летняя ночь. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».

Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением».

Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И.

Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было».

История создания картины «Лунная ночь на Днепре»

Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву, работ Куинджи представлено не было. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.

Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.

Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Что это такое. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.

По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Несмотря на такой лаконизм цветовой гаммы, колорит картины не производит впечатление однообразного или скучного. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.

Первая экспозиция 
и всеобщее признание

Первая экспозиция и всеобщее признание

Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Это была первая в России выставка одной картины. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.

Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Крамской, П. П. Чистяков. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина». Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории.

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него.

По некоторым сведениям, художник решил завесить окна из-за отсветов, производимых красной стеной, расположенной на другой стороне улицы2733. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом». Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас.

«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Куинджи умел побеждать.

Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.

Необъяснимый эффект 
присутствия

Необъяснимый эффект присутствия

Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Куинджи пел о природе только великий Н. В.

Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков.

И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.

Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18.

Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В значительной мере это было граничит с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре».

Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Впрочем, художник уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им».

Первые две попытки оказались неудачными. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.

Русской педагог не знал. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Луна. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».

Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. дальше просто не помню.

Картина «Лунная 
ночь на днепре» 
в Третьяковской

Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее

Оставляю за собой». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».

Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Этакий молодец — прелесть»42. Днепр.

Открыл входную дверь. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Событие стало настоящей сенсацией. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

И ждала. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни.

Напишите отзыв о 
статье Лунная ночь 
на Днепре

Напишите отзыв о статье Лунная ночь на Днепре

Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует».

105 144 см. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника.

Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Первая копия находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а вторая копия – в Ливадийском дворце в Ялте. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. И с этими задачами он справился блестяще. Гоголь. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.

Просто дьявольщина какая-то». И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.

Отрывок, характеризующий 
Лунная ночь на Днепре

Отрывок, характеризующий Лунная ночь на Днепре

Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.

Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Это усиливало эффект лунного сияния.

В частности, встретив Константина Константиновича во Франции в декабре 1880 года, Иван Тургенев убедил его привезти картину из Шербура, где в то время находился фрегат, в Париж. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.

Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.

Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Что это такое. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Начиналось всё нехорошо. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного».

Обошлось это в сто тысяч рублей. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать».

В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью.

Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.

Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Менделеев, Я. П. На этом заканчивается его юность. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю.

При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Свой поступок объяснял так: «. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.

В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Так продолжалось восемь лет. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Куинджи умел побеждать. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской.

Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. Число искренних почитателей таланта А. И. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.

В мастерскую А. И. Он не хотел понимать, что есть приёмы, неизбежные в педагогике, есть структура учебного процесса, которую не заменить порывами вдохновения. У чёрного цвета, который применялся при написании неба и равнины, практически невозможно найти одинаковые оттенки точно так же нет их и у зелёного использованного для передачи лунного света.

За время путешествия полотно серьёзно пострадало: в частности, это было граничит с тем, что при его создании использовались краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.

Но решение было принято. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. А разве не так нас учит Господь. По вечерам начиналось веселье.

В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь.

Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Куинджи приходили И. С. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.

Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Никто не мог понять, что происходит.

Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.

В ответ на требования Ярошенко порвать с Академией Архип Иванович сказал, что это невозможно, там молодёжь, там его ученики. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. 10. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Но А. И.

Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину.

Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Вы, вероятно, уже слышали. Вместо фамилий у них были прозвища. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.

Архип Куинджи вместе с женой вел скромный образ жизни, хотя средств у него было достаточно – картины мастера высоко ценились. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился.

Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. В поисках эффектных сочетаний цветов Куинджи смело экспериментировал с красочными пигментами.

Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Куинджи работал над новой картиной. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза.

По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Картина или действительность. ». Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Это есть выражение моих личных мыслей». Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.

8. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Этакий молодец — прелесть».

Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Картина или действительность. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года). О том, что произошло, говорили разное. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.

Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. И. С. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать.

Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.

Куинджи захотел его сопровождать. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.

По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Академия помогала в этом немногим избранным. Ярошенко негодовал и даже, рисуя Иуду, придал ему черты Архипа Ивановича, потом, правда, стёр.

По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади». – «Тысяч пять». Полотно экспонировалось на посмертных выставках Куинджи, проходивших в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве59.

Так до А. И. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом.