Манифестация Репин

Картина Ильи Репина Манифестация 17 октября 1905 года: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Огорчили его и товарищи-художники. Только В. Г. Перов в третьем варианте «Суда Пугачева» иносказательно осудил «красный» террор: если первый вариант картины (1873 г. ) трактовал расправу Е. И. Пугачева с дворянами, как справедливое возмездие, то третий (1879 г. ), написанный под впечатлением поворота народников от пропаганды к террору, как неправедную жестокость 10. М., С Ивановский А. В. Воспоминания кинорежиссера. Да ещё и неосознаваемо оно чаще всего. Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива.

Но в третье переживание, в то ли ещё будет, ткнуть указкой никак нельзя. Жизнь и творчество. Демонстранты очень искренни, на картине нет ни капли фальши.

Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Ставрополь, С. 34. Могут сразу возразить: организаторы с самого начала заявляли, что «всего Серова» собрать, к сожалению, не удалось и выставка получилась менее представительной, чем хотелось бы. Кроме памятников, создавались до середины 30-х годов скульптурные портреты народников.

  • Репин Илья Ефимович «Манифестация 17 октября 1905 года»
  • Презентация на тему «Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»»
  • Описание картины Ильи Репина «Манифестация»
  • Репин Манифестация 17 октября 1905 года
  • Илья Репин — Манифестация 17 октября 1905 года, 1907
  • Источниковедческий анализ картины Ильи Репина
  • Репин Илья Ефимович (Манифестация)
  • Картина Манифестация 17 октября 1905 года Ильи Репина

В 1925 г. Ивановский поставил фильм «Степан Халтурин», где главный герой показан выразительно, но односторонне, лишь как народоволец-террорист. Он просто социалист. На втором 18 Подробно см. : Троицкий Н. А. Театр и революционное движение в России гг.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Драматический театр откликался на политическую злобу дня еще смелее и откровеннее. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).

Крестьян одолевали заботы, как обуть и накормить семью им было не до светлого будущего. Глядя, к примеру, на героя картины Репина «Отказ от исповеди», зритель легко мог рассудить, что дело, ради которого ТАКИЕ люди ТАК идут на смерть, бессмертно. Он в курсе всех политических и культурных событий. Народ движется с флагами и плакатами в руках.

Чаще религиозных использовались для иносказательного суда над современностью исторические сюжеты. Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на Волге» режиссера В. А. Старевича (между прочим, основоположника русского мультипликационного кино) фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского. Репин называл её сообщницей народовольца. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

  1. Художник: Репин Илья ЕфимовичЭскиз к картине Манифестация 17 октября 1905
  2. Сочинение-описание картины Репина «Манифестация»
  3. Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Лишиться звания академика. Названы были здесь и основоположники народничества А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. К. Маковский на процессе 1 марта 1881г. 34 Был показан по телевидению СССР 29 сентября 1973 г. 35 Очерки истории советского кино.

Царских же заправил он ненавидел и презирал. Но и под арестом и судом, в заточении и перед казнью «народный заступник», каким рисовали его прямо или иносказательно Репин, Ярошенко, Крамской, Суриков и другие, бесконечно превосходил своих врагов идейно и нравственно, привлекая тем самым симпатии общества к людям освободительного движения и к его идеалам. А присутствие военных говорит о смутном времени 1905 года. Жизнь, артистический путь, творчество. И всё же имеется одна лакуна – пустяковая на первый взгляд, но зияющая, если знать, что стояло за не включёнными в экспозицию произведениями для самого Серова.

Репин Илья Ефимович 
«Манифестация 17 
октября 1905 года»

Но победил проект Королева 17. М., С. 180, Там же. Это актриса Л. Яворская, филолог В. Прахов и другие.

Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Не только в России, но и во всём мире широко известно имя русского художника Ильи Репина. Вишневской.

С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Его главной задачей было изобразить чувства испытываемые народом и это удалось Репину.

И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции. Три из них («Под конвоем», «Экзамен в сельской школе», «Арест пропагандиста») отразили «хождение в народ», а все остальные борьбу «Народной воли» : «Отказ от исповеди перед казнью», «Иван Грозный и сын его Иван», «Сходка», «В одиночном заключении», «Не ждали». В живописи, как и в литературе, распространенной была христианско-народническая аллегория.

Музыка и театр отдали дань революционно-народнической теме еще до 1917 г. 18. Её даже не было в каталогах. Бенуа уезжал в Париж, не то действительно по делам, не то перепуганный событиями. Он подготовил пять вариантов своего проекта. С 30-х годов народники на четверть века исчезли с театральных сцен и лишь в 1956 г. скромный театр украинского города Черновцы вновь показал их зрителям, поставив драму в стихах С. Е. Голованивского «Первый гром». Я говорю о знаменитом картоне, написанном темперой в 1905 году, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и карикатурах того же времени «1905 год.

Как правило, художники, затронувшие тогда революционно-народническую тему изображали не деятельность революционеров, а преследование их властями (арест, суд, заточение, ссылку, казнь). Он был снят еще до его официального открытия по требованию поклонников Бакунина, опубликовавших в «Вечерних известиях Моссовета» 10 февраля 1920 г. гневное письмо под названием «Уберите чучело. » Впрочем, Королев позднее реабилитировал себя, создав интересный скульптурный портрет А. И. Желябова. Между тем театр МГСПС в 1925 г. поставил пьесу Н. Н. Шаповаленко «1881 год» с участием молодых, впоследствии прославленных Бориса Бабочкина, Василия Ванина, Татьяны Пельтцер, а в 1926 г. «В глухое царствование» В. В. Шкваркина о закате «Народной воли», где роль главы царского сыска Г. П. Судейкина сыграл знаменитый уже тогда Е. О. Любимов-Ланской. по: Секлюцкий В. В. Н. Это Н. Н. Иконников (гг. ), девятилетним мальчиком сочинивший мелодию, которую тогда же отредактировал великий Ф. Лист 19.

Далее наступил четвертьвековой перерыв, связанный с запретом народнической темы. В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. М., Сб Эта картина стала «лебединой песней» Касаткина. // Освободительное движение в России.

В связи с этим А. А. Альшванг обоснованно предположил, что самоотверженная борьба народников 70-х годов увлекла композитора и подтолкнула его к героической, шиллеровской теме («Орлеанская дева», 1879 г. ), в общем не свойственной его таланту и темпераменту 24. В годы сталинского табу на память о народниках им, естественно, монументов не ставили, но Чернышевскому (которого тогда не считали народником) поставили еще два памятника в 1947 г. в Ленинграде (скульптор В. В. Лишев) и в 1953 г. в Саратове (скульптор А. П. Кибальников). Именно он в 1878 г. выставил своего «Заключенного» первое в отечественной живописи большое полотно, посвященное революционеру, а в 1881 г. написал картину «У Литовского замка», где впервые была представлена русская женщина-революционерка. Сам И. Е.

«Ведь какие картины он пишет. В 1924 г. здесь были представлены «исторические сцены» Ю. В. Тарича «Святые безумцы» о народовольцах. М., С И Ермолова и Савина выступали в ролях учительниц-демократок Веры Лониной («На пороге к делу») и Веры Запольевой («Мертвая петля»). Можно отметить три удачные картины: «О русской женщине» Г. А. Савинова (1959 г. ) с поэтическим и трагическим образом героини «хождения в народ» и «Казнь народовольцев» Т. Г. Назаренко (1971 г. ), где не без влияния В. В. Верещагина представлена расправа 10 Подробно см. : Дружинин Н. М. В. Г. Перов и его картина «Суд Пугачева» // Музей революции. Вскоре после цареубийства 1 марта 1881 г. и казни народовольцев «цареубийц» артистка, взволнованная гибелью Софьи Перовской, выбрала для своего бенефисного спектакля неизвестную до тех пор в России драму неведомого (итальянского) автора Луиджи Гуальтьери «Корсиканка» и вдохновенно сыграла в ней роль Гюльнары, убивающей деспота.

Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Картина написана в 1918 г. Долгое время она не выставлялась. С. 330, 333 Т. 2. Так, в 1977 г. театр юного зрителя Латвийской ССР, а в 1981 г. Воронежский ТЮЗ осуществили постановку «героической хроники» С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова «История одного покушения» о деле Веры Засулич.

Мало того, Ермолова в дни грандиозного процесса «193-х» по делу о «хождении в народ» демонстративно читала на концертах и студенческих вечерах «Реквием» Л. И. Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») 29 Олег Ефремов Желябов, Алина Покровская Перовская, Евгений Евстигнеев Александр II. Стоит ли. Приезд жены к ссыльному в Сибирь» В. А. Серова, «Конвой арестантов» С. А. Коровина иллюстрации В. И. Сурикова к рассказу Л. Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». Александр III был в его представлении «осел во всю натуру», Николай II «тупая скотина скиф-варвар, держиморда», К. П. Победоносцев и М. Н. Катков «паскудные нахальники», все вообще правительство Александра III «царство идиотов, бездарностей, трусов, холуев и тому подобной сволочи» 2.

Сам мастер отлично осознавал революционную суть и показал её наблюдателю, как мог вернее. Можно отметить лишь памятники народовольцам Г. А. Лопатину (как 13 «Брат и сестра Ульяновы» О. Б. Богаевской, «Братья Ульяновы» Е. А. Романовой, «Мы пойдем другим путем» П. П. Белоусова. 8 популярные актеры, как опытные, так и молодые (Владислав Стржельчик, Георгий Тараторкин и др. ). С помощью затирания подлинных событий на месте великого для борьбы за освобождение года в истории создаётся белое пятно, чистый лист, tabula rasa, где вольно строить любую мифологию, заниматься любыми спекуляциями: утверждать, что протестующего народа было убито не так уж и много, умиляться «прощению», которое «даровал» Николай рабочим, называть народные выступления провокацией, плодить всевозможные конспирологические теории, доказывать, что никаких преступлений николаевский режим не совершал, скрывать дискриминационные законы империи. См. : Эшпай А. Вслушиваясь в голос истории // Известия августа.

Чайковский. В моей (полагаю, не исчерпывающей) картотеке зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о героях народничества с 1917 г. и поныне. 33 Постановщик доныне любимых у нас фильмов «Дубровский», «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», главные роли в которых играли Б. Н. Ливанов, С. Я. Лемешев, Л. В. Целиковская. Художник рисовал в стиле постимпрессионизма.

Девочка совсем закружилась. Михаил Николаевич (брат Александра II). До сознания доходит только непонятная смута, ЧТО-ТО. // Былое Рисунки Маковского там же. С. 298 Т. 3.

Она может оказаться следующей. Сначала картина находилась в частной коллекции в США, потом – в коллекции М. Л. Нередко они выдавали властям смутьянов.

Повинен смерти», «Распятие». 2 К. Е. Маковского с натуры на судебном процессе по делу 1 марта 1881 г. (особенно выразителен портрет А. И. Желябова: лицо апостола и трибуна 5). Еще в 1864 г. (год гражданской казни Н. Г. Чернышевского) В. И. Якоби написал картину «Умеренные и террористы», которая, несмотря на французский сюжет (термидорианцы глумятся над побежденным, умирающим Робеспьером), остро ставила злободневную для русской действительности тему гибели революционера, насилия над ним, тему вакханалии реакции.

Среди людей, которые идут в многочисленной толпе, можно заметить известных. В первой же линии, прямо в рот зрителю, орет песню курсистка II или I (никак не IV) курса, в маленькой меховой шапочке, с копной волос, вся в черном. Нецитируемое, так сказать. Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской революции» кино биографию видной народницы, а затем эсерки Е. К. Брешко-Брешковской. Ростроповича и Г. П.

большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. С. 17. Спектакль собрал блестящий актерский ансамбль 29 имел зрительский успех, но сама пьеса (автор популярный драматург А. П. Свободин) интересная в художественном отношении, малоисторична. Постыдился бы».

В условиях, когда царизм, напуганный «хождением в народ», преследовал любой намек на угрозу крестьянской революции, такой спектакль уподобился политической демонстрации. Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. Если восприемник не отравлен какой-то предвзятостью.

Интерес советского театра к народникам перешел даже на оперную сцену. Его «Иван Грозный» был задуман в 1881 г. под впечатлением расправы царизма с народовольцами как иносказательное обличение «белого» террора 3. Серов обсуждал эти вопросы в Петербурге. кн. Назывался он «Не надо крови (Дело Ольги Перновской)», но рассказывал тоже вполне достоверно о борьбе и гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет).

32 В советское время создатель таких выдающихся фильмов, как «Бесприданница», «Праздник св. В глухое политическое безвременье и это было заслугой» 25. С 1870-х годов зазвучали героические песни на стихи народников, не забытые до сих пор.

Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился отечественный кинематограф. 16 Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Литературная газета января. В сущности, она закружилась своими 17 годами, но это закружение возраста слилось у нее с петербургским вихрем, в который она попала из провинции, приехав сюда только полтора года назад. Она вся в затмении и ничего не видит, ничего не слышит.

Классик украинской культуры Н. В. Лысенко написал музыку к стихотворению Ивана Франко «Гимн». Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. С Альшванг А. А. П. И.

Хотя теперь стало возможным живописать революционную (народническую тоже) героику подчеркнуто, не прибегая к иносказаниям, художественные удачи при этом были редкими по той же причине, что и в литературе. С Гиляровский В. А. Люди театра // Избранное: В 3 т. М., Т. 1. Большевики. В музыкальном театре роль политических иносказаний играли, наряду с «Орлеанской девой» Чайковского, «Вильгельм Телль» Д. Россини, «Пророк» Д. Мейербера, «Фенелла» Д. Обера. О, она вполне самостоятельна в свои 17 лет и ничему не вторит, никому не подражает. 9 См.

возмущался вел. Так, А. Г. Рубинштейн, написавший в 1866 г. верноподданническую увертюру по случаю избавления Александра II от пули Д. В. Каракозова, к концу 70-х годов преодолел предубежденность против революционеров и стал желать «полной перемены нынешней формы правления». Доработали оперу его друзья Б. А. Чайковский, В. Е. Баснер, А. Я. Эшпай и др. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка. Йоргена», «Закройщик из Торжка», первооткрыватель таланта Игоря Ильинского и Анатолия Кторова.

С. 468. 30 Поставлена в том же году в Челябинске. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Н. Ермолова.

Автор музыки к похоронному маршу И. М. Познера и А. И. Архангельского «Вы жертвою пали» известен. Причём один из них, «Солдатушки» из Русского музея – буквально хрестоматийный и юбилейная выставка, собранная к 150-летию, оказывается без него заведомо неполна. С Постановщик фильмов «Подруги», «Зоя», «Глинка», «Урок истории» и др. соч. : В 10 т. М., Т. 1. Т. 1. С. 151,, Соловцов А. А. Творчество Н. А. Римского-Корсакова.

С. 5 53, Там же. Он отказался (под предлогом занятости) принять заказ царского двора на торжественную кантату в честь коронации Александра III, но зато написал романс на «крамольный» текст «Узницы» Я. П. Полонского 20. Но мне кажется, я знаю, что сказал бы (и, может быть, сказал) по её поводу художник, написавший в начале своего смертного года другу Шаляпину, обвинённому (по мнению самого Шаляпина, несправедливо) в коленопреклонении во время представления в Мариинке присутствовавшему там Николаю II: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Еще более «нечеловеческим» оказался изготовленный в 1919 г. скульптором Б. Д. Королевым памятник М. А. Бакунину.

К самым интересным из первых памятников революционной России можно отнести два памятника А. И. Герцену в Петрограде у Литейного моста (1919 г., скульптор Л. В. Шервуд) и в Москве перед зданием МГУ на Моховой улице (1922 г., скульптор Н. А. Андреев), а также памятник Г. В. Плеханову в Ленинграде перед зданием Технологического института (1925 г., скульптор И. Я. Гинцбург). Саратов, Вып См. : Звоницкий Э. История революционной песни// Смена Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн.

Станиславского и Немировича-Данченко поставил оперу Револя Бунина «Народовольцы», либретто которой составил А. Н. Медведев (бывший 27 См. : Дурылин С. Н. М. С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». напр. : Короленко В. Г. Собр. Но, как и все тогдашние мастера живописи, жил под давлением. Он отдал приказ о расстреле безоружных рабочих. В ужас – тоже можно: в эти обезумевшие лица, каких ещё не большинство.

Позднее Ярошенко создал такие шедевры, как «Студент» и «Курсистка» собирательные типы (мужской и женский. ) народовольцев. Превращать царскую власть в монумент, а борьбу за свободу – в жупел. Я бы с большим удовольствием вышел из теперешней Академии – так мне противны все эти анархические учреждения Петербурга, набитые прислужливыми молчалиными, под верховенством неограниченных держиморд.

В последнем варианте картины народоволец противопоставлен властям практически один. Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Таким образом трилогия ставила расправу царизма с народниками «в один ряд с самыми отвратительными проявлениями деспотического варварства всех времен и народов» 6. После усмирения» и «Виды на урожай 1906 года» они были опубликованы в сатирическом журнале «Жупел».

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. «Декораций ставить не надо было, вспоминал Ивановский.

14 Подробно см. : Памятники революционной России. Уже было выбрано место для памятника в сквере против Зимнего дворца в Ленинграде. М., С Собинов Л. В. Статьи, речи, письма, воспоминания. В радость на этой вот картине – можно ткнуть: в название, написанное на раме или под рамой (название – тоже элемент произведения). Самая выдающаяся из них (наряду с «Иваном Грозным» Репина) «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, задуманная в 1881 г. под впечатлением казни Софьи Перовской. И она сама не понимает, от возраста ли кричит или от революции. «Антинигилистических» картин никто из художников, сколько-нибудь известных в то время, не писал. Осенью 2007 г. Вишневская собиралась выставить коллекцию на аукционе Сотбис.

Сочувствующих было много. Так почти все корифеи русской живописи х годов выразили в своих произведениях уважительное сочувствие к героям и мученикам народничества. Власти были так встревожены опасной тенденциозностью «Корсиканки», что после первого же представления сняли ее с репертуара навсегда 27. Вот несколько самых крупных примеров из репертуара одного театра МГСПС (с 1938 г. театр имени Моссовета). «Кто помнит условия жизни в царской России и, в частности, оберегание престижа царской власти, тот поймет, какое гражданское мужество надо было иметь для того, чтобы так разговаривать и так вести себя с царями» революцию окончательно погасили, а завершена для экспонирования в 1911 году – Серов умер в конце его. Все перечисленные и некоторые другие его произведения («Старое и молодое», «Причины неизвестны») утверждали нравственное превосходство героев народничества над царскими карателями.

В скульптуре интерес к народникам проявился сразу после 1917 г июля 1918 г. Ленин подписал декрет об открытии в разных городах памятников крупнейшим революционерам всех времен и народов. Морозов и Г. А. Лопатин изображены также в картине Репина «Манифестация 19 октября 1905 г» 2 Репин И. Е. Избр. Под впечатлением революционной борьбы народников он написал (кроме ряда портретов 1 и рисунков) восемь прекрасных картин. В е годы художники сделали полицейские и судебные гонения (без политического акцента) одной из главных тем этого жанра, обличая таким образом жестокость царизма и пробуждая сострадание к 5 См. : Л Ек. Грабарь широко использует эту переписку. 16. Исторически более достоверны поставленные в 1881 г. спектакли Ленинградского тюза по роману Ю. В. Трифонова «Нетерпение» о Желябове и по мотивам повести Ю. В. Давыдова «На скаковом поле, около бойни» о Д. А. Лизогубе.

Оно существует только в душе восприемника. Это работа о крушении надежд революционеров-народовольцев. П. И. Чайковский, хотя и грешил (как и Рубинштейн) верноподданническими иллюзиями, тоже осуждал карательный террор 22. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты».

В 1980 г. Александр Журбин написал оперу «Нетерпение» (по роману Трифонова) 30, а 1987 г. московский Музыкальный театр им. 3 его жертвам. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. 4 царизма над первомартовцами.

А он открыл, что такое художественность. Произносились речи "зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию". На картине в него нельзя ткнуть указкой. 6 представлении «Овечьего источника» театр был переполнен явными и тайными агентами полиции, а затем пьеса надолго (вплоть до революции гг. ) была запрещена.

А. Ярошенко. Это объяснялось и цензурными соображениями (революционер в неволе был более приемлем для цензуры, чем на свободе) и политической обстановкой тех лет, когда прежде всего бросался в глаза и больше всего возмущал современников именно разгул правительственных репрессий. Он президент Академии художеств и одновременно командующий войсками Петербургского округа.

Иной раз крайне редко, почти случайно проникали на театральную сцену пьесы, отразившие, хотя бы и косвенно, реальные факты народнического движения, например, «Мертвая петля» Н. А. Потехина (1875 г. ) и «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева (1879 г. ), в которых была затронута тема «хождения в народ». В 1882 г. Н. А. Римский-Корсаков написал романс на стихи Пушкина «Анчар», вложив в него «тот же обличительный смысл, что и автор стихотворения» 21. Иносказательно осуждали героев народничества и другие произведения Сурикова 80- х годов с мотивами казни и заточения («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»), а также картина Н. В. Неврева «Смерть князя Гвоздева» (Иван Грозный убивает безвинно одного из своих подданных). 7 председатель Госкино Российской Федерации) по мотивам романа С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» 31. Такие песни были при царизме запрещены. Ряд картин посвящен Александру Ульянову 13, но не как народовольцу, а как брату Ленина. Оба они (московский скульптора И. Ф. Рахманова, петроградский О. Гризелли) были выполнены в модной тогда манере кубофутуризма и не имели ничего общего с действительным обликом революционерки.

Так академик скульптуры И. Я. Гинцбург изваял превосходные бюсты П. А. Кропоткина (1920 г. ) и Н. А. Морозова (1935 г. ) Но, пожалуй, лучшим из портретов деятелей народничества, созданных в советское время, надо признать портрет Софьи Перовской, выполненный в мраморе Г. И. Кепиновым в 1927 г. Он не только передает внешнее сходство, но и как бы приоткрывает перед нами внутренний мир революционерки: одухотворенность, благородство и жертвенность ее облика. Картина вышла очень эмоциональной. Не удовлетворенный «Халтуриным», Ивановский задумал поставить фильм о Софье Перовской, но отказался от этого замысла «после того как из разговора с Верой Фигнер понял неуместность своей идеи показать, как Перовская остается в Петербурге (после цареубийства 1 марта 1881г. К сожалению и здесь историческая канва фильма представлена без должного ее понимания: планы, силы, масштаб деятельности «Народной воли» и самый образ Перовской обеднены.

Больше других был увлечен героикой народничества, чаще всех обращался к ней в творчестве и лучше, чем кто- либо из художников, запечатлел ее «Илья Муромец» отечественной живописи И. Е. Репин. Посвящена она манифесту императора Николая II, с которым он обратился к народу 17 октября 1905 года. В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская», который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова, лучшими в то время.

Таковы картины «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «По этапу» В. Е. Маковского, «Этап» С. В. Иванова, «По этапам» А. Е. Архипова, «В ожидании приговора суда» К. А. Савицкого, «В коридоре окружного суда» Н. А. Касаткина, «Встреча. Толпа пела "вечную память" по убитым 9-го января и марсельезу. С. 187, 191, Подробно об этом см. : Троицкий Н. А. Репин и «Народная воля» // Искусство Цит. Список, утвержденный Лениным, включал 31 имя, начиная с античного Спартака, в том числе 7 народников 1870-х годов 15 (для сравнения только два декабриста). Т. 1 ().

6 Лебедев А. К. В. В. Верещагин. Впечатляюще обличали карательный террор царизма против народников картины «Отпетый» В. Г. Перова, «Больная» Н. В. Неврева, «Из острога на допрос» С. В. Иванова, знаменитая «Владимирка» И. И. Левитана и, особенно, «Казнь заговорщиков в России» В. В. Верещагина (гг. ), включенная в «Трилогию казней», другие части которой составили «Распятие на кресте у римлян» и «Подавление индийского восстания англичанами». До конца 1918 г. уже были воздвигнуты сразу два памятника Н. Г. Чернышевскому 7 ноября в Саратове (скульптор П. Ф. Дундук) и 17 ноября на Сенатской площади в Петрограде (скульптор Т. Э. Залькалн).

Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Репин словно бы заснял стоп-кадр, сказав времени: «Стоп. » Всё, что было на душе у людей в тот момент, когда они узнали о новых реформах в стране, отобразилось на холсте художника. «Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской», вспоминал об открытии памятника работы Гризелпи А. В. Луначарский 16. Картина Арест пропагандиста написана Репиным в 1880-1889, 1892 гг. В деле Веры Засулич он клеймил «наглый и жестокий произвол» ее «жертвы» Ф. Ф. Трепова, а Засулич признавал личностью «недюжинной и невольно внушающей симпатию» 23. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга.

Н. Т. ) из-за любви к Желябову», а не из чувства партийного долга 37. Драматизм тактических исканий народников перед выбором наиболее радикального пути борьбы за народ аллегорически изобразил В. М. Васнецов в картине «Витязь на распутье», а их силу духа и фанатическую преданность своим идеалам Г. Г. Мясоедов в картине «Самосожигатели». Иной смысл имели полотна о Христе Н. Н. Ге: «Что есть истина. », «Суд Синедриона. Саратов, Вып.

Образ Христа стал, по выражению И. Н. Крамского иносказательным «иероглифом» образа «народного заступника» х годов, как это и представил Крамской в картинах «Христос в пустыне» и «Хохот». Сочувственный отклик И. М. Прянишникова на «хождение в народ» биографы художника усматривают в его картине «Порожняки». Не вняли ему и в Мире искусства, там совсем не до политики. 5 другу К. Маркса и первому переводчику на русский язык марксова «Капитала») в Ставрополе и Н. И. Кибальчичу (как ученому-изобретателю) на его родине в украинском городе Коропе, да портрет поэта-народовольца П. Ф. Якубовича (скульптор К. Н. Бобков).

Не приняла деревня идею борьбы с самодержавием с целью передачи власти народу. Из них почти половина 5 фильмов были созданы между Февралем и Октябрем 1917 г. Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А. Протазанов 32 снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с «королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Из других произведений советской живописи на революционно-народническую тему до середины 30-х годов можно выделить картину Н. И. Шестопалова «Семидесятники» и два рисунка Д. Н. Кардовского: «Убийство шефа жандармов Мезенцова Сергеем Кравчинским» и «Покушение Александра Соловьева на Александра II». письма: В 2 т. М., Т. 1.

Так, 7 марта 1876 г. в Малом театре состоялась премьера драмы Лопе де Вега «Овечий источник», в которой М. Н. Ермолова гениальнейшая из актрис, когдалибо игравших на русской сцене (тогда совсем юная) потрясла зрителей исполнением роли Лауренсии, крестьянской девушки, возбуждающей народ к восстанию. Л., Т. 2. Возможно, как обличение «белого» террора была задумана (воспринималась именно так) и «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

М., Т. 2. М. Л., Т. 1. Лишь три картины изображающие момент исторической речи рабочегореволюционера Петра Алексеева на суде по делу «50-ти» 12, можно отнести к теме народничества (хотя сами художники едва ли об этом думали), поскольку Алексеев входил в народническую организацию и судился в числе 50-ти народников. М., С Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. Фон-Мекк.

Жандармские власти так и поняли это: «Да там прямо призыв к бунту. » 26.