Михаил Врубель Картинки

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Арцыбушева и С. И. Через несколько дней он полностью ослеп155. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

  1. Самые знаменитые картины Врубеля
  2. Михаил Врубель: рисунки и наброски
  3. Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
  4. Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
  5. Врубель Михаил Александрович: биография
  6. Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Нет, не стоит писать. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.

  • Краткая биография Михаила Врубеля, картины
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Искажённые картины Михаила Врубеля
  • Картины — Врубель, Михаил Александрович
  • Михаил Александрович Врубель: картины и биография

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Ничего внешнего, бросающегося вглаза. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.

  1. Картины Врубеля Михаила Александровича
  2. Немного биографии иособенности творчества
  3. «Действительный студент» Михаил Врубель
  4. «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  5. Годы жизни Врубеля Михаила Александровича

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове.

Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Прошение было удовлетворено157.

Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Синими искрами загораются стекла пенсне. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Фон только на этой картине реалистичен.

  • Картины Михаила Врубеля с названиями
  • Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Декоративные панно и другие работы
  • Михаил Врубель: картины с названиями
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину.

  • Михаил Александрович Врубель: биография
  • Картины с описанием и названиями
  • Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
  • Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
  • Описание картины Михаила Врубеля «Пан»

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Она поражает разнообразием этнического состава. Кушает хорошо— и в своё время. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Савву похоронили на Байковой горе. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.

  1. Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
  2. Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

И свою картину художник сначала назвал Сатир. Надежда играла роль сестры Гретель. Работа не привела к улучшению.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Самые знаменитые 
картины Врубеля

Произведение удалось. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В эти годы он вновь писал демонов.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. форма, которая создана природой вовек. ». Вессель. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Это был Петербург 1896 года.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.

Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».

Представители рода Врубелей (от польск. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. А глаза были материнские – карие. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). всегда свой. ». Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В 1884 году Врубель уходит из Академии. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств.

Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. А. М. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Врубель жениться на Е. Х. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Учился в Академии Художеств. Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.

Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.

Он перекликается с опустошённостью души. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Афанасий» и «Христос Спаситель». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Он критически относился к современному искусству.

Эта картина была задумана ещё в Киеве. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти).

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В 1906 художник ослеп. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Сон как будто бы стал продолжительнее. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера.

Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Кирилле», «Св.

Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Мамонтова (оба – 1897). Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты.

Сильное, грозное произведение. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Федорова. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. О самом художнике ходили нехорошие слухи о его пристрастии к спиртному, транжирству, случайных заработках.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113.

Вся цветовая композиция приведена в единство. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель.

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон".

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16.

«Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Тогда он переехал в Москву. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.

Из-за службы отца семья часто переезжала. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Искусствоведы, критики ихудожники единогласно признали успех нетолько образа Богоматери, ноидругих работ, выполненных Врубелем вКирилловской церкви.

Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.

С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Свадебное торжество проходило в Женеве.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Герой портрета— человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, вкоторой начинают цениться нетолько благородство происхождения, ноиум, талант иактивная гражданская позиция.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».

Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности.

Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Удивительна наследственность Врубеля.

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.

17 марта 1856. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.

Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Омск. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

В 1898 году Врубель отправился на Украину. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил).

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.