Мозаики Ломоносова

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Мозаика Ломоносовской мастерской. На особый интерес Ломоносова к древнерусским мозаикам указывает его намерение искать их в церквах Москвы и Новгорода – «для лучшего произведения мозаики при Академии художеств» (Билярский, 123, стр. Цель урока: Познакомиться с историей мозаики и проанализировать наследие великого ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества.

Историк, ритор, механик, минералог, художник и. Нерукотворный Спас – пробная мозаика М. В. Ломоносова 1753 г. Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем. Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем.

Нерукотворный Спас — пробная мозаика М. В. Ломоносова. Мозаика мастерской М. В. Ломоносова в здании научного центра академии наук РФ в Санкт Петербурге. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Мозаика Ломоносовской мастерской.

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Мозаики М. В. Ломоносова 6 класс Цель урока: знакомство с историей мозаики и анализ наследия великого ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества. Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России".

Мозаика Открытия М. В. Ломоносова. Получив возможность проверять на своей фабрике результаты предыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенствовать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики. В Москве, в Историческом Музее хранится мозаика «Нерукотворный Спас» на обороте выгравировано: «Сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года». М. в. ломоносов прекрасно понимал необходимость достичь в мозаике обобщенного художественного впечатления.

Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Михаил родился в. Ломоносов и его мозаика. Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Нерукотворный Спас – пробная мозаика М. В. Ломоносова 1753 г. О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752).

Искусство мозаики и деятельность Ломоносова

Пётр (с картины П. -П. Заказ (парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны)должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым. » «. В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи». Мастерство не дается с первых шагов.

В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло». Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. На фабричной печати, оттиски которой сохранились на медной сковороде мозаичного портрета П. И. Шувалова (в Эрмитаже), читается надпись: «П (ечать) российской фабрики цветных стекол в Усть-Рудицах».

скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». Но напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье.

Фабрика и первые 
мозаики Михаила 
Ломоносова

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

кусков стекла. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины.

В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. С 1755г, они работали в Усть-Рудице. Панно выполнено в уникальной технике -"Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". Только в 1946г. и др. С 1755 г, они работали в Усть-Рудице.

Мастер класс по 
мозаике в Сестрорецке

Мастер класс по мозаике в Сестрорецке

Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. В декабре 1761г. Мозаика Ломоносовской мастерской. Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. Великий русский учёный, художник и просветитель М. В.

Но особенно нас заинтересовала одна, на которой изображен великий ученый. Он был сыном матроса родился около 1732 г. «Определен в 1749 году в Академию Наук в рисовальные ученики, а в 1753 г. в мозаичные ученики». Портрет работы Ф. Рокотова. В апреле 1764г.

Мозаика Ломоносова «Мадонна» с Солимены (окончена к осени 1752 г. ) была им лично набрана в академической химической лаборатории, построенной в 1748 г. в саду так называемого «боновского» дома, на Васильевском Острове. Фабрика выпускала смальты литые (цветные непрозрачные стекла в виде кубиков или пластинок), для изготовления галантерейных изделий, для декоративно-художественных целей, а также тянутые и прессованные смальты для набора мозаик. Воронцов. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу.

Здесь жили академические служащие. Помещение было неудобно для художественных работ. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи.

  • Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
  • Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  • Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
  • Презентация, доклад Мозаики Ломоносова
  • Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова доклад по теме Физика

В это время М. В. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Мозаика (от франц. В начале 1758г.

Для обучения мозаичному искусству к Ломоносову были посланы канцелярией академии два ученика: Матвей Васильев – даровитый художник, ставший правой рукой Ломоносова в пору расцвета мозаичной мастерской и Ефим Мельников, числившийся «младшим мозаичным мастером». В собрании западных мозаик Государственного Эрмитажа находятся два мозаичных портрета – Людовика XV и маркизы Помпадур в Дрезденском музее прикладного искусства (Das grime Gewolbe) находился портрет Августа Сильного, мозаика римской работы ок. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Сюжет мозаики символичен. Так, в 1763г.

  1. Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
  2. Медиапортал Государственного исторического музея
  3. МОЗАИКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЕТА И ТЕОРИЯ ТРХ ЦВЕТОВ
  4. Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  5. Возрождая знания Византии на новом уровне

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Рубенса). После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем и накладывают нужные кусочки на основу. При создании этого произведения было использовано 13650 фрагментов.

4. Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о явлении воздушных, от электрической силы происходящих».

Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был портрет. «Великими и неусыпными» трудами окрашенные смальты могут послужить разрешению задач «художества государственного, всенародного». В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра».

стр. Об этом он писал в посвящении Воронцову второго издания перевода «Экспериментальной физики» Вольфа (1760). Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой.

  • Первые трудности и первые успехи
  • мотреть все презентации по физике
  • В русском изобразительном искусстве
  • код для вставки на сайт или в блог

В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». М. В.

mosaique итал. Оставляя небольшие просветы. В начале 1758г. Итак, сегодня мы поговорим о великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Мозаика Ломоносова 
«Полтавская баталия»

А портрет Петра (эрмитажный) относим к 1754 г. Лишь под непосредственным наблюдением Ломоносова в его зародившейся мастерской культивировалась декоративная мозаика. А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника».

«Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. На Руси смальта появилась в XI веке – с началом строительства первых христианских храмов.

Где и в каких условиях Ломоносов и его ученики работали над мозаиками в первый период существования мастерской. «Михайло Ломоносов» – это единственный мозаичный портрет был выполнен в 21 веке мозаичистом Андреем Манджосом. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. 1756 г. : «Заведенная мною в Копорском уезде, в Ковашской мызе, в деревне Усть-Рудицах фабрика делания изобретенных мною разноцветных стекол приведена в такое состояние, что работы в учрежденных к тому строениях и обученными разным мастерствам людьми могут быть производимы в великом количестве».

Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. Эта собственноручная ломоносовская мозаика отличается великолепной монументальной манерой набора, шокировавшей Штелина: «Когда он (Ломоносов, – В. М. ) эту вещь показал в Академии художеств президенту графу Разумовскому и стоял от него не больше чем в двух шагах, Штелин отвел графа на десять шагов назад и сказал Ломоносову, что он никому этой вещи не должен показывать ближе – так заметны были светлые, заполненные замазкой швы между кусочками смальты они отчетливо были видны даже за шесть шагов». В сентябре 1752г. В не связи с вековыми традициями мозаичного искусства Ломоносов абсолютно самостоятельно добился исключительных результатов.

Вскоре после смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Секретами этого производства обычно владели не ученые, а алхимики – «арканисты». «Полтавская баталия» — яркое патриотическое произведение, где не только даны портреты Петра I, Бориса Петровича Шереметева, Якова Вилимовича Брюса, Михаила Михайловича Голицына, но и передан героизм рядовых русских солдат. Буква R (Romanus) (римлянин или Romae – в Риме) была принята автором заметки в «Санктпетербургских ведомостях» за букву А. В России основателем мозаичного искусства по праву считают Михаила Васильевича Ломоносова.

Заключительная, пятая, часть «Первых оснований металлургии» посвящена основным процессам извлечения железа и цветных металлов из руд. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5).

Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. 23. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. А всегда хочется, чтобы их было намного больше.

Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

«Старыми» Штелин мог назвать и «античные» и средневековые мозаики фрагменты их беспрепятственно вывозились из Италии в XVIII в. любителями искусств и редкостей. По образцу первого завода, возникли бы по всей стране другие ломоносовские стеклянные заводы. кусков стекла. М. В. Ломоносов был величайшим поклонником мозаики. В 1745г.

Васильев и Мельников сложили ее под руководством Ломоносова. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. «Западники» 19в. Императрица на нём была изображена в рост.

Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Д. И. Они, помимо своего основного занятия – набора мозаик, обучали и других этому ремеслу. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Качество ломоносовских мозаик было очень высоким.

Ломоносов получил во владение «погорелое место» вАдмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую. Петр стал любимым образом Ломоносова- историка, поэта и художника. Первый был, несомненно, даровитый художник. Но тут же Штелин в «Списке всех мозаик» Ломоносова, входящем в текст записки, ставит на первое место «Погрудное изображение Петра Великого, приблизительно 5 футов высоты и 3 ширины». Императрица на нём была изображена в рост.

Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде. В следующем году у него обучался окраске стекол «архитектурии ученик Петр Дружинин», которого Ломоносов аттестовал как вполне овладевшего новыми рецептами цветного стеклоделия. Этот размер, 27 превышающий обычные размеры ломоносовских портретов, подходит к эрмитажному портрету Петра (до Октябрьской революции бывшему в кабинете Петра I в Академии Наук, а еще раньше в Петергофе).

В 1761 г. он зовется «мастером мозаичного набора». Его творческие успехи в области искусства поразительны. 1900 г. ) упоминает лишь о двух таких портретах: папы Павла V – работы Марчелло Провенцале (XVII) – и польского короля Станислава Лещин- ского (XVIII в. ).

До 1753 г. Ломоносов часто нуждался в деньгах на самое необходимое. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Заметка об этом в «Санктпетербургских ведомостях» (1750, 68) называет мозаичиста то «Кохиа», то «Кохий». Н. И. Сидоров приводит ряд имен русских мастеров цветного стекла – преемников Дружинина. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В августе 1750 года он отправляет И. И. Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором воспевает «прекрасны летни дни», которые, «сияя на исходе, богатство с красотою обильно сыплют в мир», «созрелые плоды древа отягощают и кажут солнечный румянец свой лучам». Он понимал свое будущее дело не как личное, но как государственное, вернее – народное.

Портрет работы Ф. Рокотова так же стал основой для создания портрета Великой императрицы. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Платит ему Ломоносов, на «коште» которого Васильев состоит, – 150 руб. Пётр (с картины П. -П.

И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет. Рубенса) 2. В декабре 1764г. Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

Воронцов. В 1748 г. по инициативе Ломоносова была построена химическая лаборатория.

Несколько «вялый», как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, для отжига готовых изделий, для оплавки бисера. Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

В феврале 1758 г императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Во всем наброске чувствуется опытная рука первоклассного картографа и прекрасная память человека, мысленно общавшегося с родными местами незадолго до своей смерти. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. канцлер привёз из Рима несколько мозаичных картин. Были куски смальты и в виде пластинок.

В 1752 г., поздней осенью, в осуществленной пристройке к боновскому дому, т. е. в первом специальном помещении для мозаичных работ, обучались у Ломоносова мозаике Матвей Васильев и Ефим Мельников. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова.

Таннауеру свойственна более темная гамма красок, чем французу-южанину Караваку. Тревога была не напрасной. Но результат оказался грандиозным. Тревога была ненапрасной.

Незавершенный грандиозный труд Ломоносова – мозаичные картины, прославляющие Петра. В 1758г. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй". Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова.

Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». В Византии убранство храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения святых. Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться.

Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. С «размножением» их Ломоносов стал бы руководителем большого дела, могущим не прибегать к капризному покровительству «сильных мира», к подачкам косного правительства.

Меняя дозировку минерального пурпура, внося в разных сочетаниях и количествах различные дополнительные составы, меняя условия нагрева и температуру, Ломоносов получил рубиновые стекла самых разнообразных оттенков в зависимости от степени дисперсности коллоидных частиц золота в стекле. Шувалов и М. И. Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. М. В. Ломоносов обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Напряжённая работа над «Полтавской баталией» наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала здоровье Ломоносова. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Она соглашается. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).

В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов. Тут было цветное стекло, необходимое для оптических приборов, для посуды и для мозаики. Мозаика – монументальный вид искусства. В октябре 1757г. Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик.

Тревога была не напрасной. «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Разнообразие технических приемов, богатство сюжетов и орнаментальных мотивов в древних мозаиках Ломоносов мог себе представить и по классическим, снабженным гравюрами, трудам римского археолога конца XVII в. – Чиампини. Место было выбрано удачно. 29 Вот почему мы пишем «невидимому», когда сохраняем, по документам Академического архива, первое место в списке ломоносовских мозаик за «Мадонной» с Солимены. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу.

Если «Плачущий апостол Петр» был изучен Ломоносовым как образец новой итальянской мозаики, то что мог знать Ломоносов о более ранних – античных и средневековых мозаиках Италии. Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. назовут ПетраI «первым проявлением личности в русской истории», как в 20в. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы.

В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света. Ломоно- еов стал готовить свои смальты, но в 40-х годах нам ничего не известно о «действительной мозаичной пробе», о попытке сложить из смальт какое-нибудь изображение. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира.

mosaico или лат. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Кто же эти первые ученики Ломоносова. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого.

Несмотря на огромные материальные трудности команда М. В. Ломоносова продолжала трудиться над созданием мозаичных картин и портретов, считая, что это искусство в конце концов найдет всеобщее признание. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Последние семнадцать лет своей жизни он самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством вплоть до самой смерти. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. Кто изобрести мог к долговременному и непременному пребыванию живописных вещей средства. Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским.

Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

1725 г. «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о которых только можно подумать начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ божьей матери с несравненного оригинала Солимены». Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма.

Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие годы жизни. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве.

В 2011 году мы все вместе празднуем 300-летие со дня рождения М. В. Ломоносова. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать».

В 1764-ом году журнал Болонской академии «Флорентийские ученые ведомости» пишет: « господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой приготовил все необходимые цвета для мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем». домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики.

«Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. В 1748г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. На свете не так уж и много таких людей. 28 К другим портретам Петра, набранным Матвеем Васильевым, это описавие не подходит. Слова Воронцова «это единственная вещь в этом роде в России» означают, конечно, «единственный мозаичный портрет».

В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Он должен был, по плану Ломоносова, вскоре стать центром стеклоделия близ столицы.

Кокки (Сосспу) – семья мозаичистов-художников, работавших в ватиканской мастерской в XVII – XIX вв. Летом 1756г. Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы «удобнее было производить в действие мои в науках предприятия ибо хотя голова моя и много зачинает, да руки одне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие, да приказать не имею власти». Для обучения мозаичному искусству к Ломоносову были посланы канцелярией академии два ученика: Матвей Васильев — даровитый художник, ставшийправой рукой Ломоносова в пору расцвета мозаичной мастерской и Ефим Мельников, числившийся «младшим мозаичным мастером». В собрании Государственного Эрмитажа. по инициативе Ломоносова была построена химическая лаборатория.

Картина размером 4, 81м х 6, 44 м находится в главном здании Академии наук в Ленинграде. Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны – ". Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался.

(Об этой печати см. Уже в 1751 г. петербургский Стеклянный завод направлял к Ломоносову для обучения «присяжного мастера Ивана Коне- рова, кто материю на заводах составляет». Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. Начиная строительство фабрики цветного стекла, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом, подразумевая под ними начало правления Петра избавление от стрельцов историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Полтавскую баталию и т. д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта.

Древняя мозаика Киевского собора Святой Софии поразила воображение молодого Ломоносова. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Дом деревянный, одноэтажный, на высоком каменном фундаменте, с украшенным резьбой фронтоном, – стоял «во второй линии на Малой перспективе» (теперь Средний проспект). с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина — 6, 4 м, высота — 4, 8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. в год.

Рассказы о необычайном царе искавшем на Севере просторов «охоте его равных», навсегда врезались в память Ломоносова. Латинизированная подпись Кокки (слева внизу) кусочками белой смальты: Сосспу R A MLCCL. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). В городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо-желтой, голубой, белой, синей глазурью.

Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М. В. М. В.

Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. О деятельности бывшего товарища Ломоносова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762г. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Дом со службами и садом, превращенным в 1736 г. профессором Амманом в ботанический сад Академии, назывался при Ломоносове то «боновским»» то «академическим», то «ботаническим».

О своих первых смальтах, которые пошли для «Мадонны», он писал: «Доброта изображенных здесь мозаичных составов ничем не уступает римским. В 1768г. На ее изготовление пошло около 900 тыс. Но не этим пересказом нарядной и льстивой живописи может быть драгоценна мозаика. Великий князь Пётр Фёдорович.

61), без последнего абзаца) кончается так: «И подлинно искусство мозаическое в сем дражайшем портрете так высоко возведено, что упомянутый мастер Кохий, не жалея труда и времени, старался передать художникам в долговременную память имя свое, тем наипаче, что он счастие имел показать совершенство искусства своего в изображении портрета столь славной в свете монархини». При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» ит. д. Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году Из «Прошения» Ломоносова в Сенат. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили.

Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы. Одно только это говорит о многом. Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу.

В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук.

В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Его интерес к наукам не утих. Среди «ломоносовских» мозаик мы знаем четыре портрета «преобразователя». Именно вот таким образом она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь.

Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Неправильное чтение имени мастера – «Кохиа» – у Макаренко идет от чтения подписи на мозаике в дни прибытия портрета в Петербург. Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Один из них Ломоносов поднес Сенату.

И хотя еще в древнейшие времена употреблены были к тому природные разных цветов камни для того, что тогда и в обыкновенной живописи служили натуральные разные земли, за неимением красок искусством составленных но великие преимущества, которые стеклянные составы перед камнями имеют, привлекли в нынешнее время искусных римских художников к их употреблению. В 1745г. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

Нет надобности здесь подробно пересказывать повесть о молодости Ломоносова. «Кроме мозаичного дела и в живописном деле обучался». 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне.

Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором ученый и художник изображен на фоне его знаменитой мозаики «Полтавская баталия».

Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Тогда он обращается к императрице. Так было и с живописью.

канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Показательно, что впоследствии на одной из мозаик, выполненных на принадлежащей ему лично фабрике, он выгравировал: «С российских мозаичных заводов 1763 года». Среди привезенных тогда из Италии в Петербург мозаик был и «Плачущий апостол Петр» – работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени.

Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Длинные прутья «тянутой смальты» делились для набора мозаичных картин на мелкие куски — «стволики» длиной в 2, 5 см.

Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. «А я. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Ранние работы Васильева и Мельникова носят на себе черты ученичества. Уже в 1751 г. Ломоносов предложил Канцелярии от строения поставить дело производства «цветной крупной посуды, галантерейных вещей и оконишных цветных стекол, каковых знатное число из Италии через здешний порт в Персию провозят и чрез сие бы получить интересу ее императорского величества прибыль». сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов.

В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Линии должны быть тонкими, еле заметными. Портрет в настоящее время в Государственном Эрмитаже (Павильонный зал). Один из них Ломоносов поднес Сенату.

В собрании Государственного Русского музея. Петр I изображен на ней в латах и порфире. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. Ломоносов иногда называл эти смальты старым русским словом «финифти».

Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. Картина работы Л. Токке, по которому художник Ф. Рокотов изготовил картон под мозаику. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Но этого было недостаточно. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Но, к сожалению, стала единственной законченной работой.

Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. «. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. 1.

Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н. э. ). Портрет должен был произвести на Ломо носова впечатление вызова. Вторая часть книги целиком посвящена рудным месторождениям и их поискам. Картина работы Л. Токке, по которому художник Ф. Рокотов изготовил картон под мозаику.

Во время опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Немеркнущие краски, вечная живопись – настоящее увлечение Ломоносова с этих лет. 14 Все чаще в начале 50-х годов возвращается Ломоносов к искусству мозаики, к «употреблению стекла в живописном художестве».

Они должны были окружить пышный «монумент» в Петропавловском соборе. Известно замечательное цветовое богатство изделий Стеклянного завода во второй половине XVIII в. Оно идет от Ломоносова. Он стал правой рукой Ломоносова в пору полного расцвета мастерской, во второй половине 50-х годов и в годы работы над «Полтавой». В декабре 1761г. В доме Воронцова около 1746 г. Ломоносов увидел «примеры римской мозаики». К кому же для отвращения сего недостатка должно было прибегнуть.

В церкви св. «Каталог», 23). Эта заметка (приведена у Макаренко (1917, стр.

В 1768г. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Оба материала (и смальту и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей.

Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. Жерспак (Gerspach) в своей книге «Мозаика» (изд. Это мозаика «Нерукотворный Спас», которая довольно проста по исполнению Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. В античной Греции её делали из гальки.

Местонахождение картины в настоящее время неизвестно. Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. Эрмитажный мозаичный Петр I сделан именно с Таннауера. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».

Научный метод исследования позволил Ломоносову успешно решить многие вопросы по получению окрашенных стекол и разгадать секрет «золотого рубина». Россия славится многими выдающимися людьми. могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно ибо вышеописанные товары станут здесь заморских дешевле и, по размножении заводов, будут продаваться за меньшую цену нежели как ныне, для того, что принадлежащие к сему делу главные материалы (лес, песок, поташ, – В. М. ) здесь дешевле заморского и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства». Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мезинец». Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Однако никаких «милостей» ни от императрицы, ни от ее приближенных Ломоносов не получил. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.

Уж он-то не стал бы тратить своё время на пустяки. Поморье в детские годы Ломоносова было взволновано деятельностью Петра. Он разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света. Ломоносов проводил здесь целые дни, абсолютно не щадя своего здоровья.

Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы.

Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. в Париже ок. Получив столь благоприятное заключение о мозаичных работах М. В. Ломоносова, Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, представлять ученому заказы на изготовление мозаичных картин для украшения новых сооружений. Наконец, мы имеем утверждение Веревкина (см. 16 Штелин в записке «О мозаике» пишет, что Воронцов привез из Италии в Петербург «образцы старых и новых мозаик».

Великий князь Пётр Фёдорович. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». Цильх ещё хлопотал о налаживании производства смальты для возобновления мозаичного дела, но все было напрасно.

В апреле 1764г. Смальта по сути – это просто цветное стекло, только непрозрачное. Мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр I» или «.

Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1757г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. вПетербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков.

Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. С ответом медлили. В начале 1758г.

Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Васильев был грамотен, женат и бездетен. Строительство фабрики началось в мае 1753 г. и к лету 1754 г. было закончено. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил. посудою и инструментами. В последнем случае сплавы делались непрозрачными, опаковыми, «глухими». Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся».

Вот таким образом он продолжает совершенствовать технологию. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. В 1786 г. «Контора строения е. и. в.

Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Ломоносов хотел отразить «знатнейшие дела историческим образом», подразумевая под ними начало правления Петра, «избавление от стрельцов» историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, «Полтавскую баталию» и т. д.

Ломоносова. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и голубого. В пятой части речь идет также и о плавильных печах и процессах, в них происходящих. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». К февралю 1753 г. относятся документы Архива Академии Наук о том, что в химической лаборатории готовится смальта – «материя» для портрета Петра I. 39 Это – овальная мозаика, еще далекая от совершенства, скорее «проба» портрета в новой, еще не вполне освоенной технике.

«Полтавская баталия» является замечательным памятником монументальной мозаики, которую начал возрождать в России М. В. Ломоносов. Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737г. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. Тревога была не напрасной. Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту.

Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение. В декабре 1764г. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.

Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени– «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Профессорского жалованья (600 р. в год) ему нехватало. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею.

В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». Мозаичные портреты, появившиеся среди работ ватиканской мастерской с XVII в., были редки. была создана комиссия из членов Академии художеств.

43 Не получив поддержки в этом деле от медлительного аппарата, каким была Канцелярия и ободренный вниманием императрицы, которая, по словам Штелина (записка), поместила ломоносовскую мозаичную «Мадонну» среди своих икон, Ломоносов осенью 1752 г. подал на имя Елизаветы «Предложение о учреждении здесь мозаичного дела». В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.

Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Он сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.

Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. В 1750г.